ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Детский церебральный паралич 6
1.2. Развитие связной речи у дошкольников с детским церебральным
параличом 9
1.3. Методы и приемы, применяемые в работе по развитию связной речи
детей с детским церебральным параличом 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Организация экспериментального исследования 17
2.2. Обследование связной речи 21
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 29
3.2. Анализ результатов коррекционной логопедической работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Детский церебральный паралич 6
1.2. Развитие связной речи у дошкольников с детским церебральным
параличом 9
1.3. Методы и приемы, применяемые в работе по развитию связной речи
детей с детским церебральным параличом 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Организация экспериментального исследования 17
2.2. Обследование связной речи 21
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 29
3.2. Анализ результатов коррекционной логопедической работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, а также способности к понятийному мышлению. Освоение способности к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, вследствие чего формируются представления ребенка об окружающей действительности и совершенствуются формы ее отражения.
Все большее внимание и значение в данное время приобретают сложности адаптации и нарушение общения детей с ДЦП со сверстниками.
Важным элементом для полноценного психического развития является общение ребенка не только с родителями и взрослыми, но и с детьми своего возраста.
Множество специальных исследований были посвящены изучению нарушений общения детей с ДЦП, в которых были рассмотрены вопросы их коррекции, клиники и патофизиологии. Сюда можно отнести работы Даниловой Л.А., Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М., и др.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития связной речи и особенностей детей с ДЦП. Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста является самым важным направлением в процессе обучения. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: связная речь детей с ДЦП старшего дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.
Цель исследования: изучение особенностей развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе обучения и разработка методики занятий для ее развития.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме и дать психолого-педагогическое и теоретическое обоснование проблемы.
2. Изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
3. Разработать систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи дошкольного возраста.
Вторая часть посвящена диагностике связной речи детей старшего дошкольного возраста. Третья часть включает в себя методику обучающего эксперимента и анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в детском саду «Солнышко» в Никольском районе, с. Маис, ул. Центральная 25, центр раннего развития города Пензы, ул. Мира 6.
Гипотеза заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на занятиях по развитию связной речи, способствует развитию связной речи и устранению речевых ошибок у дошкольников с детским церебральным параличом.
Все большее внимание и значение в данное время приобретают сложности адаптации и нарушение общения детей с ДЦП со сверстниками.
Важным элементом для полноценного психического развития является общение ребенка не только с родителями и взрослыми, но и с детьми своего возраста.
Множество специальных исследований были посвящены изучению нарушений общения детей с ДЦП, в которых были рассмотрены вопросы их коррекции, клиники и патофизиологии. Сюда можно отнести работы Даниловой Л.А., Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М., и др.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития связной речи и особенностей детей с ДЦП. Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста является самым важным направлением в процессе обучения. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: связная речь детей с ДЦП старшего дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.
Цель исследования: изучение особенностей развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе обучения и разработка методики занятий для ее развития.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме и дать психолого-педагогическое и теоретическое обоснование проблемы.
2. Изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
3. Разработать систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи дошкольного возраста.
Вторая часть посвящена диагностике связной речи детей старшего дошкольного возраста. Третья часть включает в себя методику обучающего эксперимента и анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в детском саду «Солнышко» в Никольском районе, с. Маис, ул. Центральная 25, центр раннего развития города Пензы, ул. Мира 6.
Гипотеза заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на занятиях по развитию связной речи, способствует развитию связной речи и устранению речевых ошибок у дошкольников с детским церебральным параличом.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены научно-теоретические основы речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит, в первую очередь, от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Во второй главе было описано обследование речевого развития детей с дизартрией при ДЦП и связная речь здоровых детей.
Данное обследование показало, что у дошкольников с ДЦП наблюдался низкий уровень речевого развития. Дети не смогли справиться с предложенными заданиями, что связано со снижением слухового восприятия, памяти, внимания, недостаточным объемом словарного запаса и т. д. Дети с нормальным речевым развитием справились с заданиями на средние и высокие баллы, что указывает на отставание детей с церебральным параличом в развитии связной речи по сравнению со здоровыми детьми. С учетом полученных результатов была подготовлена, проведена коррекционная работа с детьми с ДЦП.
В третьей главе представлены программа и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей с ДЦП, приведены примеры конспектов занятий и упражнений. Программа работы включала 6 этапов:
1. Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок.
2. Составление предложений по картинкам и с помощью вопросов.
3. Составление рассказа об игрушке с опорой на схему.
4. Составление рассказа об игрушке без схемы.
5. Составление рассказа по 1 сюжетной картинке.
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
После проведенной коррекционной логопедической работы было проведено контрольное обследование связной речи детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты контрольного обследования выявили улучшения показателей выполненных заданий детьми экспериментальной группы. Это подтверждает эффективность предложенной коррекционной работы.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит, в первую очередь, от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Во второй главе было описано обследование речевого развития детей с дизартрией при ДЦП и связная речь здоровых детей.
Данное обследование показало, что у дошкольников с ДЦП наблюдался низкий уровень речевого развития. Дети не смогли справиться с предложенными заданиями, что связано со снижением слухового восприятия, памяти, внимания, недостаточным объемом словарного запаса и т. д. Дети с нормальным речевым развитием справились с заданиями на средние и высокие баллы, что указывает на отставание детей с церебральным параличом в развитии связной речи по сравнению со здоровыми детьми. С учетом полученных результатов была подготовлена, проведена коррекционная работа с детьми с ДЦП.
В третьей главе представлены программа и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей с ДЦП, приведены примеры конспектов занятий и упражнений. Программа работы включала 6 этапов:
1. Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок.
2. Составление предложений по картинкам и с помощью вопросов.
3. Составление рассказа об игрушке с опорой на схему.
4. Составление рассказа об игрушке без схемы.
5. Составление рассказа по 1 сюжетной картинке.
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
После проведенной коррекционной логопедической работы было проведено контрольное обследование связной речи детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты контрольного обследования выявили улучшения показателей выполненных заданий детьми экспериментальной группы. Это подтверждает эффективность предложенной коррекционной работы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Формирование фразовой речи с использованием лего-технологии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня и детским церебральным параличом
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7700 р. Год сдачи: 2016 - Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7700 р. Год сдачи: 2015 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЦП
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



