ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Детский церебральный паралич 6
1.2. Развитие связной речи у дошкольников с детским церебральным
параличом 9
1.3. Методы и приемы, применяемые в работе по развитию связной речи
детей с детским церебральным параличом 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Организация экспериментального исследования 17
2.2. Обследование связной речи 21
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 29
3.2. Анализ результатов коррекционной логопедической работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, а также способности к понятийному мышлению. Освоение способности к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, вследствие чего формируются представления ребенка об окружающей действительности и совершенствуются формы ее отражения.
Все большее внимание и значение в данное время приобретают сложности адаптации и нарушение общения детей с ДЦП со сверстниками.
Важным элементом для полноценного психического развития является общение ребенка не только с родителями и взрослыми, но и с детьми своего возраста.
Множество специальных исследований были посвящены изучению нарушений общения детей с ДЦП, в которых были рассмотрены вопросы их коррекции, клиники и патофизиологии. Сюда можно отнести работы Даниловой Л.А., Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М., и др.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития связной речи и особенностей детей с ДЦП. Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста является самым важным направлением в процессе обучения. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: связная речь детей с ДЦП старшего дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.
Цель исследования: изучение особенностей развития связной речи детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе обучения и разработка методики занятий для ее развития.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме и дать психолого-педагогическое и теоретическое обоснование проблемы.
2. Изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
3. Разработать систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи дошкольного возраста.
Вторая часть посвящена диагностике связной речи детей старшего дошкольного возраста. Третья часть включает в себя методику обучающего эксперимента и анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в детском саду «Солнышко» в Никольском районе, с. Маис, ул. Центральная 25, центр раннего развития города Пензы, ул. Мира 6.
Гипотеза заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на занятиях по развитию связной речи, способствует развитию связной речи и устранению речевых ошибок у дошкольников с детским церебральным параличом.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены научно-теоретические основы речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит, в первую очередь, от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Во второй главе было описано обследование речевого развития детей с дизартрией при ДЦП и связная речь здоровых детей.
Данное обследование показало, что у дошкольников с ДЦП наблюдался низкий уровень речевого развития. Дети не смогли справиться с предложенными заданиями, что связано со снижением слухового восприятия, памяти, внимания, недостаточным объемом словарного запаса и т. д. Дети с нормальным речевым развитием справились с заданиями на средние и высокие баллы, что указывает на отставание детей с церебральным параличом в развитии связной речи по сравнению со здоровыми детьми. С учетом полученных результатов была подготовлена, проведена коррекционная работа с детьми с ДЦП.
В третьей главе представлены программа и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей с ДЦП, приведены примеры конспектов занятий и упражнений. Программа работы включала 6 этапов:
1. Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок.
2. Составление предложений по картинкам и с помощью вопросов.
3. Составление рассказа об игрушке с опорой на схему.
4. Составление рассказа об игрушке без схемы.
5. Составление рассказа по 1 сюжетной картинке.
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
После проведенной коррекционной логопедической работы было проведено контрольное обследование связной речи детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты контрольного обследования выявили улучшения показателей выполненных заданий детьми экспериментальной группы. Это подтверждает эффективность предложенной коррекционной работы.
1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения / Н.А. Абрашина. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 2017. - 244 с.
2. Абрамов, К.В. Особенности развития детей с детским церебральным параличом, имеющих нарушения речи / К.В. Абрамов. [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://www.npcdp.ru/files/science/sbomik-tezisov- 2012.pdf
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2016. - 244 с.
4. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе / Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. - М.: МГПИ, 2018. - С. 136-137.
5. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян - Киев, 2018. - 335 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 273 с.
7. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид.
- М.: Просвещение, 2017. - 242 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2013. - 464 с.
9. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова. - М.: Наука, 1997. - 136 с.
10. Василенко, Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом / Н.А. Василенко // Дефектология. - 2019 - № 1. - С. 45-48.
11. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с.
12. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы / Л.С. Горбачева // Дефектология. - 2018. - № 3. - С. 94-95.
13. Государев, Н.А. Специальная психология / Н.А. Государев. - М.: Ось - 89, 2018. - 288 с.
14. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. - Л.: Медицина. - 2017. - 312 с.
15. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. / Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб, 2017. - 562 с.
16. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 2017. - 256 с.
8. Куренков, А.Л. Спастичность при детском церебральном параличе / А.Л. Куренков. [Электронный ресурс] Режим доступа: -
https://www.mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s- korsakova-2/2012/7/downloads/ru/031997-72982012724
19. Логопедическое обследование ребёнка / Автор-составитель С.Е. Большакова. - М.: АПО, 2017. - 300 с.
20. Логопедия. / под ред. С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 680 с.
21. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 2006. - 248 с.
22. Львов, М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / М.Р. Львов. - Москва: Академия, 2017. - 245 с.
23. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И.Ю. Левченко. - М.: Книголюб, 2008. - 321 с.
24. Левшина, Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к развитию связной речи дошкольников. // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 86-93.
25. Мастюкова, Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 2018. - 135 с.
26. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ. - 2013. -
240 с.
27. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. [Электронный ресурс] Режим доступа: - https:ZZpedlib.ru/Books/2Z0001/2_0001-204.shtml
28. Пеньевская, Л.А. Влияние на речь маленьких детей общения с более
старшими / Л.А. Пеньевская. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2.
- С. 29-35.
29. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя
детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.:
Просвещение. - 2012. - 223 с.
30. Репина, Т.А. Детские церебральные параличи / Т.А. Репина. // в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М., 2013, С. 233 - 49.
31. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2015. - 400 с.
32. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой - М.: Педагогика, 2001. - 323 с.
33. Семенова, К.А. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / R/F/ Семенова К.А. - Москва: Классикс Стиль, 2003, - 124 с.
34. Сычёва, М.А. Органические поражения головного мозга / М.А. Сычёва.
[Электронный ресурс] Режим доступа: -
https://www.tomo.nsc.ru/upload/iblock/2ed/Sycheva.pdf
35. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 2009, - 215 с.
36. Федоренко, Л.П. Методика развития связной речи детей дошкольного
возраста / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение. - 2013. - 263 с.
37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2007. -314 с.
38. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. // Детский сад. - 2012. - № 2. - С. 49-53.
39. Факторы риска и ранние проявления отдельных форм детского церебрального паралича в различном гестационном возрасте. /
А.С. Петрухин, Н.С. Созаева. // Казанский медицинский журнал. - 2010. - № 2. - С. 221-225.
40. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский // Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 2011. - 58 с.