Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 12
1.1. Понятия «ресоциализация» и «реабилитация» 12
1.2. Делинквентное поведение: понятие, признаки, причины 21
1.3. Особенности личности подростка делинквентного поведения 25
Глава 2. Меры ресоциализации и реабилитации подростков делинквентного поведения. Особенности данных процессов в специализированных учреждениях 34
2.1. Общие меры ресоциализации и реабилитации 34
2.2. Особенности процессов ресоциализации и реабилитации в
специализированных учреждениях (в воспитательных колониях, в учреждениях временного содержания и учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа) 44
Глава 3. Методическая разработка на основе результатов исследования. Программа социально-педагогической направленности 54
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Приложение
Актуальность исследования состоит в том, что у личности несовершеннолетнего правонарушителя есть свои особенности, это несформированность собственного мировоззрения, идеалов и ценностей, в связи с этим подростки более подвержены негативному влиянию окружающих и могут сделать неправильный выбор, касающийся их дальнейшей судьбы, следовательно, являются незащищенной группой населения, которой необходима дополнительная защита. В конце 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 126,8 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 142,8 тыс. человек, в 2017 году - 140,2 тыс. человек, в 2018 году - 131 тыс. человек) . По состоянию на 1 июня 2021 года в 18 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержится 918 человек (на 31 человек меньше по сравнению со статистическими данными на 01.01.2021 года). За последние 10 лет количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, сократилось вдвое, но как отмечает Генеральная прокуратура РФ, число правонарушений, совершенных несовершеннолетними, всё ещё остаётся высоким .
Высоким остаётся количество рецидивов среди несовершеннолетних, согласно сводным статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ за апрель 2021 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами повторно, составляет 2543 (в январе 2021 - 2142). Всего по РФ за январь-март 2021 года зарегистрировано 9811 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, (за весь 2020 год - 33575), среди них 650 особо тяжких (в 2020 году - 2069) и 2321 тяжких преступлений (в 2020 году - 7728), 4439 преступлений средней тяжести (в 2020 - 18860) и 2401 небольшой тяжести (2020 - 9114). В Пензенской области за указанный период несовершеннолетними было совершенно 42 преступления, в рейтинге среди регионов Пензенская область занимает 62 место, лидером по числу преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является Челябинская область, где зарегистрировано 372 преступления, последнее место в рейтинге преступности несовершеннолетних занимает Чукотский АО, на его территории было совершенно одно преступление. Всё сказанное определяет актуальность работы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются процессы ресоциализации и реабилитации подростков делинквентного поведения.
Предметом выпускной квалификационной работы являются личность несовершеннолетнего делинквентного поведения и особенности её корректировки на всех этапах реабилитации и ресоциализации.
Степень изученности проблемы. Стоит отметить, что данная проблема широко исследована. Сущность понятия «ресоциализация» раскрывают в своих работах А.Л. Лихтарников и Е.Н. Чеснокова. Авторы затронули социально-психологический аспект данного процесса. В более узком смысле понятие представил В.Л. Васильев, который утверждает, что ресоциализация сводится только к адаптации осужденного в обществе. Более точное понятие «ресоциализация» рассмотрено Е.В. Москвиной и Д.Д. Мироновым, согласно их точки зрения процесс ресоциализации направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений. Эту позицию считаем более правильной.
Социальные аспекты правонарушений несовершеннолетних, как проблемы социальной работы, рассмотрели в своих исследованиях П.Д. Павленок и М.Я. Руднева. Сущность социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, раскрыта в работе Е.И. Холостовой и Г.И. Климантовой.
Основы нормативно-правового регулирования социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних отразил в своих трудах А.А. Беженцев.
Структура процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей представлена в работе Н.Г. Камиловой и Р.М. Юлдашевой . Вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних должна строиться на определенных принципах, характеристика которых дана О.Б. Пановой.
Для того, чтобы подробнее изучить процесс ресоциализации подростков делинквентного поведения, необходима периодизация данного процесса, так как на каждом этапе личность несовершеннолетнего преступника проявляет себя по-разному, следовательно, воздействовать на личность также необходимо по-разному. На наш взгляд, более точно периодизация представлена в работе А.Ю. Нестерова.
Для успешной ресоциализации и реабилитации особенно важна подготовка психолого-педагогических кадров, об особенностях подготовки изложено в статье Е.В. Москвиной . Для успешного процесса реабилитации необходимы грамотные методики исправления, основные из них представлены в работе А.И. Абатурова и Е.А. Черезовой . М.В. Минстер в качестве основного средства исправления предлагает организацию производственной деятельности и трудовой адаптации .
Изучению понятия «делинквентное поведение» посвятили свои работы такие авторы как: Л.В. Николаева, В.В. Ковалёв, Н.Н. Васягина. Из зарубежных исследователей свои труды данному вопросу посвятили Э. Дюркгейм и Р. Мертон, они стали основоположниками социологических основоположниками социологических теорий «аномии».
Важным аспектом в рассматриваемой нами проблеме является личность несовершеннолетнего преступника, механизмы ее формирования имеют ряд характерных черт, большая их часть рассмотрена Н.С. Грудининым, О.Р. Афанасьевой, М.В. Гончаровой и Л.С. Голубичной.
Одной из задач выпускной квалификационной работы является выявления особенностей процессов ресоциализации и реабилитации в специализированных учреждениях. Нами рассмотрены меры, применяемые к несовершеннолетним в воспитательных колониях, учреждениях временного содержания и воспитательных учреждениях закрытого типа. В работах Е.В. Гусевой, Ф.М. Городинец, К.А. Нецветной, С.А. Ламинцевой, О.А. Мироненкова, О.В. Поликашиной подробно рассмотрены особенности особенности содержания несовершеннолетних в данных учреждениях.
Благодаря анализу данных научных трудов было проведено комплексное исследование ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних, особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя и процессов ресоциализации и реабилитации в специализированных учреждениях, на основе вышеперечисленного была составлена программа социально-педагогической направленности, предназначенная для работы с подростками делинквентного поведения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании процессов ресоциализации и реабилитации подростков делинквентного поведения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятия «ресоциализация» и «реабилитация»;
- выявить понятие, признаки, причины делинквентного поведения несовершеннолетних;
- изучить особенности личности подростка делинквентного поведения;
- охарактеризовать общие меры ресоциализации и реабилитации;
- раскрыть особенности процессов ресоциализации и реабилитации в специализированных учреждениях (в воспитательных колониях, в учреждениях временного содержания и в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа);
- разработать программу социально-педагогической направленности.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составляют действующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации как документ, регламентирующий права и свободы каждого гражданина;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021)2 в котором закреплены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания;
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, регламентирующий права и обязанности несовершеннолетних осужденных и условия их содержания в воспитательных колониях.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021)2, данный нормативно-правовой акт затрагивает такие важные вопросы, как социальную адаптацию и реабилитацию подростка, регламентирует защиту прав несовершеннолетних правонарушителей при принятии решений о назначении наказания;
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ даёт разъяснения о правовых особенностях понятия «ресоциализация», а также включает в себя принципы профилактики и регламентирует полномочия субъектов профилактики.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2021) регламентирует порядок помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» от 21.06.2005 № 91 (ред. от 21.07.2016) . Цель данного документа состоит в регулировании вопросов организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.
Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» от 01.09.2012 № 839 регулирует основные правила содержания несовершеннолетних в центрах временного содержания, а также проведения профилактической работы и дальнейшего устройства несовершеннолетних.
Таким образом, данные источники в совокупности с опубликованными исследованиями по изучаемой проблеме, дают необходимый материал для изучения процессов реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних делинквентного поведения.
Методологическая основа работы. При рассмотрении данной темы использовался комплексный подход в изучении процессов и факторов ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних. С помощью сравнительно-правового метода, были изучены и проанализированы положения законодательства. Статистический метод применялся при изучении данных, предоставленных Генеральной прокуратурой и ФСИН в общедоступных источниках, что позволило охарактеризовать современную ситуацию, касающуюся рецидивов среди несовершеннолетних. Для раскрытия понятий «ресоциализация» и «реабилитация» использовался метод анализа, благодаря применению этого метода удалось выяснить мнения различных авторов, касающиеся данного вопроса, и сделать вывод о содержании используемых понятий. При написании второго пункта первой главы о признаках и причинах делинквентного поведения анализировались работы отечественных и зарубежных учёных. Метод синтеза применялся в ходе рассмотрения особенностей личности подростка делинквентного поведения, который позволил создать его целостный портрет. Благодаря системно-структурному подходу, все элементы работы составили единую систему и позволили создать программу социально-педагогической направленности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования для написания рефератов, курсовых работ и научных статей об общих мерах ресоциализации и реабилитации; о мерах, используемых в специализированных учреждениях; признаках и причинах делинквентного поведения и об особенностях личности несовершеннолетнего правонарушителя. Некоторые положения могут быть использованы на уроках обществознания в старших классах.
Разработанная нами программа социально-педагогической направленности может активно применяться в работе социальным педагогом и классным руководителем.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, которые поделены на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы были представлены на ХХ11 Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения», по итогам которой автору присвоена третья премия. Тезисы доклада сданы в печать.
Ресоциализация и реабилитация имеют очень важное значение, так как от эффективности данных процессов зависит судьба несовершеннолетнего, который при верном подходе вернется к нормальной жизни. Проблема исследования актуальна на сегодняшний день. Подросток более подвержен влиянию извне, в силу особенностей юного возраста он не в силах на многое сказать «нет», именно поэтому несовершеннолетний делинквентного поведения нуждается в помощи.
Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей - сложная проблема, решение которой обусловлено взаимодействием социальных институтов (семьи, образования, социальной защиты, института правосудия, института охраны общественного правопорядка и т.д.) и самой личности. Понятие ресоциализации подробно рассмотрено различными исследователями и представляет собой 1м процесс, п направленный на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений. Процесс ресоциализации начинается со дня прибытия подростка в специализированное учреждение.
Что касается реабилитации, то данное понятие можно трактовать следующим образом - это система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед окружающими. Основным направлением в социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего является деятельностный подход, который предполагает развитие и коррекцию личности в процессе деятельности посредством обучения, в ходе которого подросток овладевает определёнными знаниями и умениями, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.
Центральным звеном криминологической характеристики любого вида преступности является личность преступника. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет направлено на личность преступника, в данном случае на личность несовершеннолетнего преступника. В ходе анализа используемой литературы было выяснено, что несовершеннолетний преступник отличается стойким пренебрежением к обучению, развитию, труду. Если говорить о половой характеристике, то в большинстве случаев (93,5%) несовершеннолетний, совершающий преступление - это лицо мужского пола. Рассматривая уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетнего делинквентного поведения, мы пришли к выводу, что среди несовершеннолетних преступников большая доля тех (20 % имели не погашенную или не снятую судимость; 17 % - состояли на учете, процент подвергавшихся иным мерам воспитательного характера составляет около 10 % лиц), к кому ранее применялись различные меры уголовно-правового характера. Следующим уголовно-правовым признаком является то, что большая часть (78,2 %) совершаемых несовершеннолетними преступлений обращена против собственности. Необходимо отметить, что несовершеннолетним свойственно совершать преступления в группе (51%). На наш взгляд, совершая преступления, несовершеннолетние укрепляют свой авторитет среди сверстников, компенсируют свою интеллектуальную и социальную неполноценность. Несовершеннолетний, с присущим ему юношеским максимализмом, видит решение проблемы не в улучшении своих показателей в учебе, а в противоправном поведении, которым и будет систематически привлекать к себе внимание сверстников, педагогов, классного руководителя. Данная характеристика личности несовершеннолетнего делинквентного поведения дает понимание того, какие именно аспекты его личности необходимо подвергнуть коррекции.
В процессе исследования были выявлены особенности процессов ресоциализации и реабилитации в специализированных учреждениях, таким образом можно сделать вывод, процесс ресоциализации в воспитательных колониях представляет собой меры по социальной поддержке несовершеннолетних, ярким примером являются попечительские советы. Одной из самых эффективных исправительных и корректирующих мер, является приобщение к религии, заключены соглашения о сотрудничестве с различными религиозными организациями (Русской Православной Церковью, Центральной мусульманской организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхой России). В соответствии с приказом Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» в ВК проводятся занятия в «школе по подготовке к освобождению». С каждым освобождающимся проводятся индивидуальные беседы, социально-психологические тренинги, социальные ролевые игры и т.д. Осуществляется взаимодействие с социально-реабилитационными центрами. В целях повышения эффективности организации индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, составляется на несовершеннолетних «Социальная карта несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». В данных социальных картах отражены сведения о несовершеннолетнем и его ближайшем окружении, а также работа, проводимая органами и учреждениями системы профилактики по осуществлению мероприятий, направленных на его социальную адаптацию в обществе, что позволяет отслеживать и контролировать данный процесс.
В специализированных учреждениях, куда помещаются несовершеннолетние делинквентного поведения, при работе с несовершеннолетним важен индивидуальный подход, качественная профилактическая работа, которая строится исключительно на педагогических, правовых и моральных принципах.
Для предупреждения делинквентного поведения подростков нами предлагается программа мероприятий социально - педагогической направленности, предназначенная для несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в ПДН и находящихся в «группе риска». Цель данной методической разработки состоит в создании благоприятной социальной обстановки в образовательном учреждении, оказывающей положительное влияние на социальную адаптацию несовершеннолетних.
Необходимо выявлять «группу риска» на ранних стадиях, делая акцент не только на детей из неблагополучных семей, но и на детей с низкой самооценкой, педагогической запущенностью, недостаточным самоконтролем и самодисциплиной. Во-вторых, необходимо выявлять и контролировать детей, которые отстают от образовательных программ, для восполнения пробелов в знаниях мы рекомендуем создание бригады из преуспевающих в учебе подростков, с целью помощи отстающим. В-третьих, для предотвращения делинквентного поведения, социальный педагог должен оказывать своевременную помощь.
В борьбе с делинквентным поведением среди обучающихся необходимо проводить мероприятия и с классными руководителями, в особенности с молодыми специалистами. В программе мы предлагаем привлекать педагогов и старших школьников в качестве наставников для несовершеннолетних делинквентного поведения, с их помощью подросток будет иметь перед собой достойный пример для подражания. Помимо работы с классными руководителями и педагогами нельзя не уделить внимание работе социального педагога с родителями подростка, мы предлагаем индивидуальные или семейные консультации. Как одну из форм работы с родителями предлагаем создание памятки на острые социальные тематики (например, буллинг), таким образом, родители смогут вовремя распознать проблему, которая указывалась в памятке. Нужно проводить правовую пропаганду, которая выражается в знакомстве обучающихся с уставом школы (начальные классы), с основными законодательными актами РФ, с юридической ответственностью за правонарушения (средняя и старшая школа). Помимо этого по согласованию важно проводить встречи с работниками правоохранительных органов, особенно, если встречи будут носить характер конференций, где обучающиеся смогут задать интересующие их вопросы.
Таким образом, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних делинквентного поведения предполагают необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества психолога, социального педагога, учителей, сотрудников ПДН и представителей общественности, поскольку только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут исправить негативные свойства личности подростков.
1. Декларация прав ребёнка ООН от 20.11.1959. - [Электронный
ресурс] // СПС «ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/2562501/parag raph/35:0 (дата обращения: 01.04.2021).
2. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/(дата обращения: 15.04.2021).
3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года). - [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно¬
правовой портал. URL: https://demo.garant.rU/#/document/1305342/paragraph/27 4/doclist/1699/showentries/0/highlight/%D0%9C%/ (дата обращения:
04.02.2021).
Б) Нормативно-правовые акты Российской Федерации
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования: 01.07.2020). - [Электронный ресурс] //
Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 02.02.2021).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно¬правовой портал. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 18.05.2021).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021). - [Электронный ресурс] //
Consultant.ru. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/0 cc4f741fbd9a23925035e7ba49750e99741734e/ (дата обращения: 18.04.2021).
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021). - [Электронный ресурс]
//Consultant.ru: URL: https://vk.com/doc308875411_548351807?hash=a8946ae41 41b734766&dl=6bd6ef90aa77b52d2f (дата обращения: 08.04.2021).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021). - [Электронный ресурс] //
Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.05.2021).
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2021). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата
обращения: 28.04.2021).
10. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата
обращения: 07.04.2021).
11. Федеральный закон «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ. -
[Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ». URL:
https://base.garant.ru/71428030/(дата обращения: 10.04.2021).
12. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29.05.2017 № 240. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705290022 (дата обращения: 15.03.2021).
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной
практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru:
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/ (дата
обращения: 13.02.2021).
14. Приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» от 21.06.2005 № 91 (ред. от 21.07.2016). - [Электронный ресурс] // legalacts.ru«Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации» URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-miniusta-rossii-ot-21062005-n-91-ob-utverzhdenii/(дата обращения: 04.03.2021).
15. Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности центров
временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» от 01.09.2012 № 839 (ред. от 05.04.2021). - [Электронный ресурс] //
Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 03.03.2021).
16. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации
деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» от 15.10.2013 № 845 (ред. от
31.12.2018). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно¬
правовой портал. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=
LAW&n=317132&dst=100542#06005918824585357 (дата обращения:
07.04.2021).
17. Приказ МВД России «Об утверждении Перечня должностей
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении
несовершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» от 09.04.2013 № 198 (ред. от 25.06.2019). - [Электронный ресурс] // Consultant.ru:
информационно - правовой портал. URL:https://demo.consultant.ru/cgi/online.c gi?req=doc&base=LAW&n=329921#0447657497154867 (дата обращения: 07.04.2021).
II. Монографии и статьи по теме исследования
18. Акчурин, А.В. Расследование преступлений, совершаемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: Моногр. / А.В. Акчурин, В.Н. Бодяков и др. - Рязань: Бук, 2015. - 130 с. - [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007950955(дата обращения: 12.02.2021).
19. Абатуров, А.И. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных / А.И. Абатуров, Е.А. Черезова // Институт ресоциализации осужденных: состояние, проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26¬27 октября 2017 г.). - 2017. - С. 17-24. - [Электронный ресурс] // Elibrary.ru URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18765905(дата обращения: 10.02.2021).
20. Аверьянов, В.Т. Некоторые вопросы педагогического мастерства и методики чтения лекции / В.Т. Аверьянов, В.В. Клюй // Психолого-педагогические проблемы человека и общества. - 2015. - С. 17-26. -
[Электронный ресурс] // Elibrary.ru URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41522361(дата обращения: 05.04.2021).
21. Алексеев, А.И. Криминология: Курс лекций; 4-е изд., испр. и доп. / А.И. Алексеев. - М., 2018. - 267 с. - [Электронный ресурс] // LawBook.online URL: https://lawbook.online/page/krimminolog/ist/ist- 15--idz-ax237.html (дата обращения: 17.02.2021).
22. Афанасьева, О.Р. Криминологический портрет личности
преступника / О.Р. Афанасьева, М.В. Гончарова // Вестник МГОУ. - 2016. - № 3. - С. 41-48. - [Электронный ресурс] // Docplayer.ru URL:
https://docplayer.ru/38208544-Kriminologicheskiy-portret-lichnosti- prestupnika.html(дата обращения: 16.02.2021).
23. Беженцев, А.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетн
их / А.А. Беженцев. - М.: Инфра-М, 2015. - 272 с. - [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005454599(дата обращения: 13.02.2021).
24. Бельский, А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский // Российский следователь. - 2019. - № 15. - С. 47-54.
25. Валуйсков, Н.В. Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности / Н.В. Валуйсков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4 (21). - С. 460-468.
26. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев - СПб.,
2002. - 687 c. - [Электронный ресурс] // Yurpsy.com URL:
http://yurpsy.com/files/ucheb/vasil/vasil.htm(дата обращения: 10.02.2021).
27. Васягина, Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н.Н. Васягина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2. - С.11-19.
28. Голубничая, Л.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / Л. С. Голубничая // Амурский научный вестник. - 2015. - № 1. - С. 159-167. - [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004848926(дата обращения: 12.02.2021).
29. Горина, Е.Е. Особенности процесса исправления
несовершеннолетних осужденных / Е.Е. Горина, К.В. Капустин, С.В. Ершов // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 4. - C. 76-83 -
[Электронный ресурс] // URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10628(дата обращения: 17.05.2021).
30. Городинец, Ф.М. Воспитательное воздействие на
несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в воспитательных колониях / Ф.М. Городинец, К.А. Нецветная // Вестник науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 58-65. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitatelnoe-vozdeystvie- nanesovershennoletnih-lits-otbyvayuschih-ugolovnoe-nakazanie-v-vospitatelnyh- koloniyah/viewer(дата обращения: 17.05.2021).
31. Горячко, Р.В. Групповая преступность несовершеннолетних / Р.В. Горячко // Проблемы науки. - 2018. - № 11 (24). - С. 58-60.
32. Грудинин, Н.С. Личность несовершеннолетнего российского преступника и механизмы ее формирования / Н.С. Грудинин // Научный Вестник. - 2016. - № 2. - С. 25-33. - [Электронный ресурс] // Docplayer.ru URL: https://docplayer.ru/54628982-Grudinin-n-s-lichnost-nesovershennoletnego- rossiyskogo-prestupnika-i-mehanizm-eyo-formirovaniya.html(дата обращения: 14.02.2021).
33. Гусева, Е.В Психолого-педагогические особенности
воспитательной работы несовершеннолетними осужденными / Е.В. Гусева // Вестник Самарского юридического института. - 2019. - С. 111-119. -
[Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti- vospitatelnoy-raboty-s-nesovershennoletnimi-osuzhdennymi/viewer (дата
обращения: 15.05.2021).
34. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм - М.: Наука, 1991. - 575 с. - [Электронный ресурс]
Российская государственная библиотека URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001598432(дата обращения: 09.03.2021).
35. Звечаровский, И.Э. Постановление обвинительного приговора без назначения наказания (ст. 92 УК РФ) / И.Э. Звечаровский // Уголовное право.
- 2016. - № 2. - С. 230-236.
36. Камилова, Н.Г. Принципы ресоциализации несовершеннолетних
правонарушителей / Н.Г. Камилова, Р.М. Юлдашева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - М., 2015. - С. 41-48. - [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-resotsializatsii-nesovershennoletnih- pravonarushiteley/viewer(дата обращения: 14.02.2021).
37. Климантова, Г.И. Социальная политика: семья, демография, детство / Г.И. Климантова. - М., 2016. - 365 с. - [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008653757(дата обращения: 13.02.2021).
38. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М.В. Кларин. - М., 2017. - 288 с.
39. Кларин, М.В. Технология дискуссии в образовательном процессе / М.В. Кларин // Технология и практика обучения. - 2015. - С. 140-151. -
[Электронный ресурс] // Elibrary.ru. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23591866(дата обращения: 03.04.2021).
40. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалёв. - М.,
1979. - 634 с. - [Электронный ресурс] // Studmed.ru URL:
https: //www.studmed.ru/kovalev-vvpsihiatriyadetskogovozrasta_83604fe73 de.html (дата обращения: 11.01.2021).
41. Кораблева, К.А. Методы изучение личности несовершеннолетних / К.А. Кораблева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - № 3. - С. 64-73.
42. Корягина, С.А. Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия / С.А. Корягина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2017. - № 1 (15). - С. 86-93.
43. Ламинцева, С.А. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ) / С.А. Ламинцева // Научные труды. Российская академия юридических наук. - М.: «Юрист», 2017. - С. 660-669.
44. Лихтарников, А.Л. Социально-психологическая реабилитация
осужденных подростков / А.Л. Лихтарников, Е.Н. Чеснокова. - СПб., 2001. - 398 с. - [Электронный ресурс] // Общедоступные библиотеки Санкт- Петербурга URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/3175664-social-no-
psihologiceskaa-reabilitacia-osuzdennyh-podrostkov (дата обращения:
10.02.2021).
45. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М., 2006. - 868 с. - [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003017296(дата обращения: 09.03.2021).
46. Минстер, М.В. Трудовая адаптация осужденных к лишению свободы как средство их исправления / М.В. Минстер // Закон и право. - 2017. - № 5. - С. 78-86. - [Электронный ресурс] // Elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29144887(дата обращения: 17.02.2021).
47. Мироненкова, О.Л. Деятельность центров временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей / О.Л. Мироненкова // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. - 2019. - С. 309-318.
48. Мирошниченко, М.О. Противоправное деяние /М.Л.Мирошниченко // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2016. - С. 95-103.
49. Москвина, Е.В. Коррекционно-развивающая среда специального
учебно-воспитательного учреждения как условие ресоциализации подростков делинквентного поведения / Е.В. Москвина, Д.Д. Миронов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 76-81.
[Электронный ресурс] // URL: file:///C:/Users/777/Downloads/korrektsionno- razvivayuschaya-sreda-spetsialnogo-uchebno-vospitatelnogo-uchrezhdeniya-kak- uslovie-resotsializatsii-podrostkov-delinkventnogo-povedeniya.pdf (дата
обращения: 16.02.2021).
50. Москвина, Е.В. Подготовка специалистов к социально-педагогической реабилитации подростков в условиях специального учебно - воспитательного учреждения / Е.В. Москвина // Социальная педагогика и перспективы ее развития. - М., 2016. - С. 110-119. - [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya- podrostkov-s-deviantnym-povedeniem-v-spetsialnyh-uchrezhdeniyah/viewer(дата обращения: 18.02.2021).
51. Нестеров, А.Ю. Адаптивная ресоциализация несовершеннолетних
осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы (теория и практика): социологический аспект / А.Ю. Нестеров // Власть. - 2016. - № 6. - С. 185-191. - [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-resotsializatsiya-nesovershennoletnih- osuzhdennyh-otbyvayuschih-nakazanie-v-mestah-lisheniya-svobody-teoriya-i- praktika/viewer(дата обращения: 18.02.2021).
52. Николаева, Л.В. Положительные девиации личности как фактор развития / Л.В. Николаева // Молодой ученый. - 2016. - № 9(113). - С.1039-1048. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/113/29319/(дата обращения: 07.05.2021).
53. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М., 2009. - С. 14-19. - [Электронный ресурс] URL: http://z9564876.narod.ru/oldiles/1/Pavlenok_Tehnol ogiya_soccialnoi_ra-97513 (дата обращения: 13.02.2021).
54. Панова, О.Б. Правовая ресоциализация несовершеннолетних
осужденных и принципы их педагогического сопровождения / О.Б. Панова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018 - С. 34-44.
[Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL:
file:///C:/Users/777/Downloads/pravovaya-resotsializatsiya-nesovershennoletnih- osuzhdennyh-i-printsipy-ih-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.pdf (дата
обращения: 16.02.2021).
55. Поликашина, О.В. О роли специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / О.В. Поликашина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3. - С. 58-69.
56. Прокурова, С.В. О некоторых причинах противоправного поведения подростков и оказании им психологической помощи в условиях центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей / С. В. Прокурова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 11. - С. 26-37.
57. Скворцова, Е.В. Центр временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е.В. Скворцова, Ю.В. Слободчикова, А.В. Белькова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2019. - № 43. - С.134-142.
58. Соловейчик, М.В. Порядок направления несовершеннолетних в
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа / М.В. Соловейчик // Академия профессионального образования. - 2015. - № 11. - С. 48-55.
59. Сучкова, П.А. Преступность среди несовершеннолетних граждан и ее предупреждение / П.А. Сучкова // Academy. - 2017. - № 6 (21). - С. 74-81.
60. Федюковская, М. Г. Методика разработки и проведения психологического тренинга / М. Г. Федюковская // «Universum: психология и образование». - 2018. - C. 52-63
61. Филиппова, Е.О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е.О. Филиппова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 15. - С. 226-230.
62. Холостова, Е.В. Российская энциклопедия социальной работы /
Е. В. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. -
№ 1(64). - С. 17-29. [Электронный ресурс] // URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26165806(дата обращения: 13.02.2021).
63. Шестакова, Е.В. Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего / Е.В. Шестакова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2020. - № 1 (39). - С. 187-191.
64. Штефан, А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России / А.В. Штефан // Проблемы развития территорий. - 2017. - № 2. - С. 62 -69.
65. Шуняева, В.А. Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния / В.А. Шуняева // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 1. - С. 134-140.
III. Интернет-ресурсы
66. Статистические данные ФСИН. - [Электронный ресурс] //
Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата
обращения: 22.04.2021).
67. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. - [Электронный ресурс] // Генеральная Прокуратура РФ: официальный сайт. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 22.04.2021).
68. Статистические данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации: Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2017 гг. - [Электронный ресурс] // URL://http://www.cdep.- ru/index.php?id=79 (дата обращения: 16.02.2021).
69. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России
за 2017 г. Форма № 12. - [Электронный ресурс] //
URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=79(дата обращения: 16.04.2021).
70. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. - [Электронный ресурс] // Fsin.gov.ru URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20v%20VK/index%281 %29.php (дата обращения: 19.02.2021).