ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение подрастающего поколения как педагогическая проблема. ...8
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования ранних
представлений детей дошкольного возраста о профессиях 14
1.3. Игровая деятельность как средство формирования представлений о
мире профессий у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного
возраста представлений о труде взрослых 35
2.2. Организация работы по формированию представлений о мире
профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В жизни человека профессиональная деятельность занимает важное место. С раннего детства родители, наблюдая за детьми, стараются выявить их интересы и склонности к определённым видам деятельности. В процессе приобщения дошкольников к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В ДОО этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Представления о профессиях у ребенка дошкольного возраста ограниченного пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд - это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Для того чтобы старшие дошкольники понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у старших дошкольников о мире профессий. Но ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть. В ходе игры дошкольники начинают показывать деятельность представителей самых разных профессий.
К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е.А. Климовым [14] периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофёра, врача, продавца, учителя и т. д.).
В истории педагогики проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание. Особое значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой».
Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Они разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодёжи в условиях детского сада, школы и семьи.
Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в том числе и к труду взрослых, была предметом исследований многих учёных (В.П. Кондрашов [10], Н.Н. Захаров [13], Г.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, В.И. Логинова [23], В.Г. Нечаева [9] и др.).
В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (В.И. Логинова [23], В.П. Кондрашов [16], Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник [32], Д.Б. Эльконин [36], Т.А. Шорыгина [35] и др.). Однако большинство проведённых исследований нацеливались на овладение ребёнком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс формирования ранних представлений ребёнка о профессиях.
Предмет исследования - формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования игровой деятельности в работе по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ранних представлений детей дошкольного возраста о профессиях;
2) раскрыть роль игровой деятельности в формировании представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых;
4) определить систему работы по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности и провести её апробацию;
5) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал проведение диагностики сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых;
III этап (октябрь 2019 года - апрель 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию содержания работы по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности;
IV этап (май 2020 года) предусматривал анализ результатов апробации содержания работы по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза. Если ориентирование детей старшего дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым создаются условия для эффективного формирования представлений о назначении и содержании отдельных профессий.
Выбор методов использования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретические основы нашего исследования составляют работы по проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста (З.Н. Борисова, Р.С. Буре [7], В.И. Логинова [23], В.Г. Нечаева [9] и др.) и по теории игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая [25], Д.Б. Эльконин [36] и др.); базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е.А. Климовым [14], И.С. Пряжниковым, В.И. Тютюнником [32] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №123 г. Пензы «Семицветик».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 36 наименований, и приложений.
Проблема формирования у дошкольников представлений о профессиях по- прежнему является достаточно актуальной. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Между тем, в детских садах формирование представлений о мире труда и профессий, как правило, осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, продавца, но и об этих знакомых профессиях дети знают мало и поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Основными направления работы с детьми старшего дошкольного возраста являются следующие: расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе, мире людей; формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Игра - это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Ребёнку мало знать о профессии, в неё н жно поиграть. В ходе игры дошкольники начинают показывать деятельность представителей самых разных профессий.
В первой главе ВКР рассматривается проблема ранней профориентации в дошкольном образовании, определяются сущностные характеристики, обуславливающие специфику профориентационной работы на ст пени дошкольного образования. На основе анализа нормативных документов определяются приоритеты ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых и формирования социальных компетенций. В частности, одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В ВКР обоснованы предпосылки и охарактеризованы особенности восприятия и осмысления детьми дошкольного возраста мира профессий.
Формирование представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста в условиях ДОО может осуществляться посредством организации следующих видов игровой деятельности:
1) творческие игры, к которым относятся сюжетно-ролевые, театрализованные и конструирующие игры;
2) дидактические игры, среди которых: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
3) подвижные игры, имеющие две разновидности: имеющие сюжет и не имеющие сюжет (сюжетные, несюжетные);
4) народные игры, которые подразделяются на: индивидуальные,
коллективные, бытовые игры и др.
Вторая глава ВКР включает анализ опытно-экспериментальной работы по использованию игровой деятельности в работе по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ д/с №123 г. Пензы «Семицветик».
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа.
Констатирующий э ап заключался в определении уровня сформирванности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. В качестве методик исследования использовали следующие: «Беседа с детьми о труде взрослых» (модифицированная методика О.В. Дыбиной); методика «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова); диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что в основном дети испытывают затруднения в процессе характеристики профессиональных действий таких специфических профессий, как фармацевт, композитор, метеоролог. Они имеют узкие представления о разнообразии профессий, называя в основном широко известные профессии: врач, учитель, строитель, пожарный, не знакомы с разнообразием мира профессий взрослых, с профессиональными действиями специалистов и их профессиональными качествами, и не проявляют стремления к освоению наиболее предпочтительных специальностей.
На втором этапе была организована опытно-экспериментальная работа, которая включала знакомство детей с профессиями прошлого, беседу о профессиях родителей, чтение художественной литературы, организацию сюжетных, дидактических и подвижных игр, прогнозирование востребованных профессий в будущем. С целью формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы нами были подобраны и организованы различные виды игр на тематику профессиональной деятельности взрослых, среди которых: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровой деятельности. Из проведённого нами анализа видно, что высокий уровень увеличился почти в 2,5 раза, в контрольной группе показатели почти не изменились. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определённых профессиях.
Таким образом, в результате исследования гипотеза была подтверждена, а именно, было доказано, что если ориентирование детей старшего дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым создаются условия для эффективного формирования представлений о назначении и содержании отдельных профессий.
Данное исследование показывает, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире профессий взрослых эффективнее осуществляется в условиях игровой деятельности.
Таким образом, полученные результаты исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что цель исследования достигнута. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
1. Алябьева Е.А. Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2017. - 176 с.
2. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. // Современные наукоёмкие технологии. - 2017. - №2. - С. 93-96.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
4. Артамонова О.В. Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир». // Дошкольное воспитание. - 1997. - №7. - С. 72-75.
5. Архипова Д.Ф. Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий. // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2017. - №10(45). - URL:https:// sibac.info/studconf/science/xlv/109236
6. Баранова Н.А., Гугуман Т.В., Попова В.Ф., Романенко О.Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых. // Молодой ученый.
- 2015. - №7. - С. 731-734. -URL: https://moluch.ru /archive/87/16681/
7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.
- М.: Мозаика Синтез, 2011. - 136 с.
8. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
9. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983. - 207 с.
10. Габдрахманова М.Р., Хазратова Ф.В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 61-65. - URL:https://e-koncept.ru/2015 /95297.htm
11. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 74-83.
12. Залялилева Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - №5. -С. 18-19.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.:
Просвещение, 2018. - 272 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
15. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». - М.: ГНОМ, 2018. - 48 с.
16. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2014. - 52 с.
17. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». - URL:http://eduidea.ru/fLle/document/521
18. Корнилова М.Н., Николаева А.В. Изучение проблемы ранней
профориентации детей старшего дошкольного возраста. // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - №4-1. - С. 87-90. -
URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39164603
19. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий. // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791. - URL:https://moluch.ru/archive/87/16922/
20. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С. 39-44.
21. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
22. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 127 с.
23. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - Л., 1986. - С. 142-153.
24. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
108 с.
25. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Т.А. Марко-вой. - М., 1982. - 128 с.
26. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. - Самара: Изд. ЦПО, 2013. - 45 с.
27. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2015. - 136 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
29. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. // Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
30. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 221 с.
31. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1987. - 221 с.
32. Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития
«внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте. // Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 1989. - №4. - С. 39-48.
33. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.
34. Шингаркина Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 24 с.
35. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Гном, - 2013. - 272 с.
36. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры. //
Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 17-23.