ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОБУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ 6
1.1 Характеристика учебного предмета «Физическая культура» на
основе ФГОС 6
1.2 Типы уроков физической культуры по ФГОС и их характеристика. 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования и их характеристика 22
2.2 Организация исследования 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ФГОС 28
3.1 Разработка содержания основных типов уроков физической
культуры по ФГОС 28
3.2 Анализ качества проведение уроков физической культуры с учетом
требований ФГОС 42
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие школьника как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности [10].
Поставленная задача требует перехода к новой системно¬деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении [18].
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования изменилось содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. В связи с этим процесс обучения приобретает направленность на формирование самостоятельности в обучения путем использования полученных знаний, т.е. развивается основа, позволяющая ребенку получать и совершенствовать свои образовательные навыки. Однако это сталкивается с определенными трудностями, и в области физического воспитания эти трудности, прежде всего, заключены в предмете изучения - двигательных действиях.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) [11, 17].
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения - урока физической культуры. Это определяет усиление требований к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры, от чего будет зависеть, насколько эффективно он реализует подходы к обучению, в данном случае теоретические положения развивающего обучения. При этом одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации цели и задач урока физической культуры в соответствии с концептуальными положениями теории деятельностного подхода.
В этих условиях учителю необходимо не только владеть, но и уметь управлять содержанием уроков, для того чтобы решать поставленные перед ним задачи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, учитель должен направлять педагогическое воздействие, которое основывается на учете ближайшей зоны развития ребенка, на возникновение и совершенствование знаний, умений и навыков в процессе обучения физический культуре [3, 9].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена поиском средств и методов, используемых на уроках физической культуры, которые определяют содержание урока физической культуры в соответствии с требованиями стандарта.
Цель исследования - разработать рекомендации для подготовки содержания уроков физический культуры на основе требований ФГОС.
Объект исследования - реализация требования ФГОС.
Предмет исследования - содержание уроков физический культуры для учащихся средних классов, отвечающее требованиям ФГОС.
Гипотеза исследования: непременным условием реализации требований ФГОС является проведение уроков физической культуры, отвечающим стандартам
С учетом этого в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить требования к уроку физической культуры на основе учета требований ФГОС.
2. Рассмотреть понятие универсальных учебных действий и дать их характеристики.
3. ВЫЯВИТЬ особенности разработки содержания урока физический культуры с учетом требований ФГОС и формирования у школьников универсальных учебный действий.
1. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время- сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи и т.д. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
2. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей в области физической культуры, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, занимаясь физическими упражнениями. Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в процессе занятий физической культурой; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в области физической культуры.
3. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на: самостоятельный поиск решения двигательной задачи; анализ и оценку двигательных действий; поиск и формулирование цели; систематизацию полученных знаний и умений. Каждый тип уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
4. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действий к мысли: пособия для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Гильядов С. Р. Управление развитием универсальных учебных действий в исследовательской деятельности школьников // Педагогическое образование и наука. 2013. № 2. С. 134-139.
3. Давыдова С.В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 142-144.
4. Екимова М.М. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита : Изд-во Молодой ученый, 2014. С. 111-113.
5. Исаков Н.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры с позиции требований ФГОС // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 105-108.
6. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект. М.: Просвещение, 2009. 48 с.
7. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Логинова И.М., Копотева Г.Л. // Управление начальной школой №12, 2011 г.
8. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
9. Копылов Ю.А. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации. -М.: Чистые пруды, 2005. 32 с.: ил.
10. Короткова Е.А. Педагогические технологии в учебном процессе по физического воспитанию: учебное пособие. Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2007. 100с.
11. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. 2005. № 8. С. 12-16.
12. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 172 с.
13. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: «Советский спорт», 2004. 464 с.
14. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории. М.: «Просвещение», 1991. 192 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
16. Науменко Ю.В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения // Физическая культура в школе. 2015. № 2-3.
17. Селин С.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры (рекомендации учителям ФК) / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011, 26 с.
18. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий, обучающихся // Управление начальной школой. 2010. № 10 С.15-22.
19. Поливаев А.Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 4. С. 58-60.
20. Поливаев А.Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 627-629.
21. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 10-16.
22. Прохорова С. Ю. Особенности оценивания учебных достижений старших школьников // Управление начальной школой. — 2010. № 1. С. 35-48.
23. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 364 с.
24. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. М.: Просвещение, 2008. 14с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
26. Фомичева Н.В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников: монография. Ишим: ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова»2011. 167 с.
27. Формирование универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 6. С. 30-31.
28. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры (методические рекомендации). - Уфа: изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2015. 21с.
29. Чеботарёв Ю.Ю. Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта // Молодой ученый. 2016. №16. С. 413-415.
30. Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в
соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №2 (15). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kak-postroit-urok-fizicheskoy-kultury-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos
31. Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных Федеральный государственный образовательный стандарт. URL:http:ZZstandart.edu.ruZcatalog.aspx?CatalogId=2661