Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации

Работа №161385

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации 11
1.1 Гражданское воспитание подрастающего поколения как научно-педагогическая проблема 11
1.2 Воспитание гражданственности у старших подростков в детской
общественной организации 23
Глава 2 Экспериментальная проверка модели гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации 33
2.1 Модель гражданского воспитания старших подростков в
условиях детской общественной организации 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3 Результаты формирующего эксперимента 57
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение

Актуальность исследования. Гражданское воспитание ребенка считается одним из важных вопросов современной России. В минувшие десятилетия в российском социуме кардинально поменялся подход к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, память и почитание героического прошлого нашей страны. Зачастую действия современных школьников являются эгоистичными, антисоциальными и антигуманными. От важности осуществления гражданского воспитания в большей степени зависит общественно-политическая, экономическая и общественная обеспеченность нашего общества в его перспективе.
Гражданское воспитание сегодня представляет собой открытую и быстро развивающуюся сферу образования. Важнейшая ее особенность - непосредственная связь обучения и воспитания с социальной практикой гражданского общества, возможностями реализации себя в разных областях жизни. На гражданское воспитание ложится важнейшая задача формирования у человека ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества.
Общественно-политические и социально-экономические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Педагогические исследования последних десятилетий показывают, что более половины всех старших подростков стремятся к объединению, которое позволяет им в большей степени реализовать себя, найти единомышленников, компенсировать непонимание взрослыми в школе и в семье.
Характерным в связи с приведенным является создание в стране общественной организации «Российское движение детей и молодежи» (20. 07.2022).
Актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему магистерской диссертационной работы: «Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации».
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории, методики, истории детского движения в России, идеи ориентации детей и подростков на социально значимые и гражданские ценности анализировались в работах Л. В. Алиевой, М. В. Богуславского, А. В. Волохова, А. Г. Кирпичника, Т. И. Кобелевой, Д. Н. Лебедева, К. Д. Радиной, Е. Н. Степанова, Е. В. Титовой, Е. Е. Чепурных и др. Также разрабатывались вопросы современных условий функционирования, принципов и этапов развития детских общественных организаций, предложены технологии их создания, теоретически обоснован алгоритм функционирования, разработан программно-вариативный подход к организации жизнедеятельности детских общественных организаций в исследованиях Л. В. Байбородовой, Э. Ш. Камалдиновой, В. Н. Кочергина, М. Е. Кульпединовой, Т. Г. Кургановой, Р. А. Литвак, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Е. Н. Сорочинской, Т. В. Трухачевой, И. И. Фришман, В. Г. Яковлевой и др.
Однако проведенный анализ исследований позволяет выявить противоречие между высокими потенциальными возможностями детских общественных организаций в гражданском воспитании подростков и малой степенью научной разработанности данной проблематики.
Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении теоретико-практических основ эффективности гражданского воспитания старших подростков условиях детской общественной организации.
Цель исследования - разработать, научно обосновать и апробировать модель гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации (целеполагание, принципы, содержание, методы, формы деятельности, критерии).
Объектом исследования является гражданское воспитание детей.
Предмет исследования - гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс гражданского воспитания в условиях детской общественной организации будет эффективным, если:
1) выявлена сущность гражданского воспитания в условиях детской общественной организации;
2) определена специфика работы с детьми в условиях общественной организации;
3) создана и апробирована модель гражданского воспитания младших подростков в условиях детской общественной организации.
Исходя из цели, выдвинуты следующие задачи:
1) раскрыть понятие «гражданское воспитание» на основе анализа современной научной литературы;
2) охарактеризовать основные подходы к гражданскому воспитанию в истории отечественной педагогики;
3) описать существующие в науке представления о гражданском воспитании старших подростков в условиях детской общественной организации;
4) разработать и реализовать модель гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации;
5) выявить условия организации гражданского воспитания старших подростков в детской общественной организации.
Методологические и теоретические основы исследования:
- личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Ф. Ильясов и др.);
- социально ориентированный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, П.А. Сорокин и др.);
- философские и психолого-педагогические теории взаимодействия личности со средой в процессе социализации (М.А. Галагузова, Б.В. Куприянов, Р.А, Литвак, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, Т.А. Ромм, Н.А. Соколова, Д.И. Фельдштейн и др.);
- исследования особенностей формирования коллектива
(А.М. Лагуткина, В.В. Коклюхин, В.Б. Костылева и др.);
- исследования, посвященные вопросам деятельности детских и молодежных объединений (Э.А. Мальцева, И.К. Орлова, В.Г. Пежемский и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы исследования (сравнение, анализ, обобщение, эксперимент);
- метод наблюдения;
- метод анкетирования;
- метод тестов;
- методы математико-статистической обработки данных.
Основные этапы исследования
1. Подготовительный этап. На данном этапе производилось изучение, анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования, формулировка гипотезы.
2. Опытно-экспериментальный этап. Посвящен проведению констатирующего и формирующего экспериментов по апробации модели гражданского воспитания старших подростков в детской общественной организации.
3. Обобщающий этап. Содержанием данного этапа стал анализ и систематизация результатов, полученных на предыдущем этапе, и формулировка выводов по проделанной работе.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Грабово» Пензенской области, обучающиеся которой являлись членами детской общественной организации «Радуга». Выборку составили 52 старших подростка, учеников 9 и 10 классов, возрастом 15-17 лет (из них 24 юношей и 28 девушек).
Достоверность результатов была обеспечена наличием теоретико-методологических оснований исследования, непротиворечивостью проанализированных теоретических данных, использованием методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования.
Новизна научного исследования заключается в:
- определении воспитательного потенциала детской общественной организации в гражданском воспитании старших подростков;
- построении модели гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации;
- определении критериев эффективности гражданского воспитания у старших подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был проведен анализ и систематизация современной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме исследования, определены подходы к пониманию гражданского воспитания в отечественной и зарубежной педагогической науке, раскрыты функции детских общественных организаций как средства гражданского воспитания, определены особенности и выявлены критерии эффективности гражданского воспитания в старшем подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать результаты исследования в просветительской, консультативной, воспитательной работе в условиях детской общественной организации; при разработке и проведении мероприятий по гражданскому воспитанию старших подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Гражданское воспитание старших подростков предполагает
формировании интегративных качеств личности, выражающихся в осознанном желании, способности и умении правильно и эффективно функционировать в государстве, принимать активное участие в жизни политического сообщества, принося пользу согражданам.
2. Гражданское воспитание в условиях детской общественной организации интегрирует в себе особенности моделей предметной, надпредметной, институциональной, проектной и сценарно-развивающейся (Домино).
Предметный подход предполагает сосредоточение внимания подростков на знаниево-поведенческих реалиях гражданского содержания.
Межпредметная (надпредметная) модель гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет о способности педагога владеть языком ценностей - воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе и демократические.
Институциональная модель характеризуется рядом условий существования гражданского образования в школе. Во-первых, моделируются элементы гражданской жизни (школьное самоуправление). Во-вторых, учитываются демократические ценности при организации основных элементов школьной жизни (система организации и дифференциации обучения, характер оценивания, школьная политика). В - третьих, школьная жизнь в целом и структура образовательного пространства организуются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго условий. В-четвертых, школа организуется как центр общественных и культурных связей.
Проектная модель представляет собой разработку и реализацию различных проектов, связанных с формированием гражданских компетенций.
Модель «Домино» заключается в принципе отбора сценариев школьной культуры, при котором реализация одного процесса, как падающие кости домино, приводит к разворачиванию следующего, и т.д.
3. Модель гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации, включающую в себя целеполагание, принципы, содержание, методы, формы деятельности, критерии.
Модель гражданского воспитания старших подростков строится на основе последовательного обращения со стороны воспитателя (руководителя организации) к старшему подростку как субъекту своей общественной деятельности, инициатору своего взаимодействия со сверстниками, организатору и исполнителю стратегии своего личностно¬общественного поведения.
Модель гражданского воспитания строится на основе обращения к содержанию, методам и формам работы с детьми, обеспечивающим их личностное вовлечение в активную общественно-гражданскую деятельность.
4. Условия организации гражданского воспитания старших
подростков в детской общественной организации:
- наличие высоко подготовленного куратора жизнедеятельности детской общественной организации (ориентация на работу с детьми, психолого-педагогическая подготовка, организационно-методический опыт);
- тесная взаимосвязь деятельности детской общественной организации с родительской общественностью и микросоциумом.
Материалы исследования опубликованы:
Легонькова Е.В. Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации //Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 108-112.
Легонькова Е.В. Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 147-152.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении приводится обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, определяются цели и задачи исследования, а также содержится описание используемых методов.
Первая глава «Теоретические основы гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации» содержит теоретический анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме гражданского воспитания подрастающего поколения, в том числе в старшем подростковом возрасте в условиях детской общественной организации.
Во второй главе «Экспериментальная проверка модели гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации» содержится описание соответствующей модели гражданского воспитания. Также в данной главе описан констатирующий этап эксперимента. Кроме того, описывается содержание формирующего этапа эксперимента и анализируются результаты проведенного исследования, направленного на выявление педагогических условий эффективности гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Диссертация содержит 1 приложение, 17 таблиц и 1 рисунок. Основной объём работы содержит 67 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена изучению гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации.
Был проведен анализ теоретико-методологических основ проблемы гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации.
В ходе теоретического анализа литературы были изучены зарубежные и отечественные научные подходы к пониманию вопроса гражданского воспитания подрастающего поколения. Рассмотрен потенциал детской общественной организации в гражданском воспитании подростков. Сделан вывод о том, что детские общественные организации как особый социальный институт способны внести значимый вклад в базис мировоззренческих позиций детей и подростков.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе сельских школ Пензенской области: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Грабово» Пензенской области и МБОУ СОШ им М.Н. Загоскина С. Рамзай Пензенской области. В исследовании приняли участие 86 старших подростков, учеников 9 и 10 классов возраста 15-17 лет. В экспериментальную группу вошли учащиеся школы с. Грабово, на базе которой функционирует детская общественная организация «Радуга». В контрольную группу - учащиеся школы с. Рамзай.
На основе теоретического анализа литературных источников были определены критерии гражданской воспитанности старших школьников: гражданская ответственность, гражданская идентичность и гражданская позиция, каждый из которых является единством трех компонентов - когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого.
Исходя из этого был подобран комплекс диагностических инструментов, который в дальнейшем был использован для диагностики старших подростков. В комплекс вошли: тест по изучению уровня развития гражданской ответственности (И.Ф. Яруллин), опросник В.И. Кожанова, тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный И.В. Кожановым), опросник для измерения патриотизма и национализма (Л.К. Григорян, З.Х. Лепшокова) и анкета «Гражданская позиция школьников».
Проведенная первичная диагностика показала, что старшие подростки обладают недостаточным уровнем гражданской воспитанности, что требует целенаправленной работы по разработке и реализации модели гражданского воспитания старших подростков в условиях детской общественной организации. Данная модель была апробирована в условиях работы детской общественной организации «Радуга».
Проведенная повторная диагностика по итогам опытно- экспериментальной работы показала значимое повышение уровня сформированности гражданской воспитанности старших подростков в экспериментальной группе, что служит доказательством эффективности разработанной модели гражданского воспитания и целесообразности ее реализации.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Материалы данного исследования могут быть использованы в просветительской, консультативной, воспитательной работе в условиях детской общественной организации; при разработке и проведении мероприятий по гражданскому воспитанию старших подростков.



1. Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. 2000. № 7. С. 50.
2. Алфёров А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 384с.
3. Аристотель. Сочинения в 4 томах; под ред. А. И. Доватур, Ф. Х. Кессиди. Москва: Мысль, 1983. Том 4. 832 с.
4. Волков Б.С., Фришман И. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академический проект Гаудеамус, 2005. 208 с.
5. Волохов А. В. Вариантно-программный подход в деятельности детских общественных объединений // Воспитание школьников. 2003. № 4. с.56¬64.
6. Выбираем свой путь (программы детских и подростковых организаций) / Под ред. А.В. Волохова, П.Н. Осипова. М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. 155 с.
7. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: ЧГПУ, 1995. 237 с.
8. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем.; ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. Москва: Мысль, 1990. 524 с.
9. Глущенко О.П. Анализ подходов к определению понятия "гражданская
позиция" // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-podhodov-k-
opredeleniyu-ponyatiya-grazhdanskaya-pozitsiya (дата обращения:
05.12.2022).
10. Гоббс Т. Основ[ы] философии. Часть 3. О гражданине. Сочинения: в 2 т. Москва: Мысль, 1989. 622 с. Т. 1. С. 270-506.
11. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. Пенза, 2016. 116 с.
12. Гревцева Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе
гражданского образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vospitanie-otvetstvennosti-podrostkov-v- protsesse-grazhdanskogo-obrazovaniya(дата обращения: 18.12.2022).
13. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско- патриотического воспитания в системе образования». URL: http: ZZwww.eduportal44 .ru/koiro/RMIKPUZDocLib 1/3-
%D0%93%D 1 %80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D 1 %80%D 1 %8C%D0%B 5%D0%B2+%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4.+%D0%B8%D 0%B4%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D0%B8%D 1 %87%D0%BD%D0%BE %D1%81%D1%82%D1%8C.doc?ID=9 (дата обращения: 18.12.2022)
14. Григорян Л. К., Лепшокова 3. X. Эмпирическая модель взаимосвязи гражданской идентичности и установок по отношению к иммигрантам с экономическими представлениями россиян // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 5-20.
15. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. - Вологда: Книжное наследие, 2011. 686 с.
16. Детское движение: словарь-справочник / Правительство Москвы. Ком. обществ. и межрегион. связей; [ред.-сост. Т. В. Трухачёва]. М.; Минск, 1998. 544с.
17. Джуринский А.Н. Практики социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе России // Сибирский педагогический журнал. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-sotsialnogo-
i-grazhdanskogo-vospitaniya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-rossii (дата
обращения: 18.10.2022).
18. Дмитриенко Е. А. Детская общественная организация как социально-педагогическая система / Е. А. Дмитриенко // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 33-39.
19. Дьюи Д. Демократия и образование / пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского, Н. Н. Михайлова. Москва: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
20.Земсков А. Е. К вопросу об актуальности формирования социального опыта младших подростков в детских общественных организациях // Проблемы образования в условиях инновационного развития : Сборник научных статей по материалам Всероссийского педагогического форума. Саранск, 27-28 сентября 2018 года. Саранск: Мордовский
государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2018. С. 42-48.
21. Изъюрова И. А. Диагностика формирования гражданской идентичности подростков в процессе внеурочной деятельности // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 20 апреля 2019 года. Москва: Издательство Когито-Центр, 2019. С. 175-180.
22. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в
процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01.
Уфа, 2018. 463 с.
23. Козинец Л. А. Система методов и форм гражданского воспитания // Система воспитательной работы вуза по формированию гражданской позиции молодежи : Материалы республиканской научно-практической конференции, Витебск, 21 мая 2009 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2009. С. 73-75.
24. Койчуева А.С., Богатырева Ж.Р. Воспитание гражданской позиции
старшеклассников в ходе учебно-воспитательного процесса в школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. ; URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=22955 (дата обращения:
09.10.2022).
25. Коновалова Е.В.Формирование гражданской ответственности студентов в
учебном процессе // Проблемы современного образования. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-
otvetstvennosti-studentov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения:
07.10.2022).
26. Копцева О. А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования. 2005. № 2. с.113¬120.
27. Корешков С.С. Проблемы развития гражданской ответственности в
современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproblemy-razvitiya-
grazhdanskoy-otvetstvennosti-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 09.10.2022).
28. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: АСТ, 2019. 576 с.
29. Кузнецов В. В. Философское содержание понятий «гражданин» и
«гражданское воспитание» в свете разработки концепций и теорий гражданского воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. №5 (71). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-soderzhanie-ponyatiy-grazhdanin- i-grazhdanskoe-vospitanie-v-svete-razrabotki-kontseptsiy-i-teoriy- grazhdanskogo(дата обращения: 17.12.2022).
30. Куликова С.И.Формирование гражданской ответственности подростков в процессе волонтерской деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Казань, 2017. 22 с.
31. Куликова С.И., Валеева Р.А. Сущностно-содержательная характеристика
понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=21491(дата обращения: 08.12.2022).
32. Куртеева Л. Н. Становление и перспективы развития современных детских общественных организаций России // Наука и школа. 2009. № 4. С. 7-8.
33. Легонькова Е.В. Гражданское воспитание старших подростков в условиях
детской общественной организации // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и
современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 147-152.
34. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности детского
общественного объединения в современных условиях: Дисс. ... д-ра. пед. наук. Екатеринбург. 1997. 389с.
35. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Москва: Просвещение, 1988. 301 с.
36. Маркс К. К критике гегелевской философии права ; Нищета философии. Москва : Мир книги : Литература, 2007. 414 с.
37. Михайлова М. С., Шамовская Т. В. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 1(17). С. 11-20.
38. Надеина К. Е., Гвоздева Н.А. Развитие идей гражданственности и
гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX начала XX в // ИТС. 2010. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-idey-grazhdanstvennosti-i- grazhdanskogo-vospitaniya-v-otechestvennoy-pedagogicheskoy-mysli-vtoroy- poloviny-xix-nachala-xx-v(дата обращения: 18.10.2022).
39. Нестерова Л. А. Гражданское воспитание в педагогической системе Г.
Кершенштейнера // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZgrazhdanskoe-vospitanie-v-
pedagogicheskoy-sisteme-g-kershenshteynera (дата обращения: 18.10.2022).
40. Николаев М.В. Гражданское воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в современный период : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Москва, 2006. 156 с.
41. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Гражданское
воспитание учащихся как условие становления устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=25762(дата обращения: 18.10.2022).
42. Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. 426 с.
43. Подласый И.П. Педагогика.М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
44. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги : в 2 т. / Карл Раймунд Поппер; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. Москва: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т. 1: Чары Платона. 448 с.
45. Селиванова З. К. К вопросу о проведении свободного времени молодежью старшего подросткового возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2(58). С. 82-91.
46. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 1966. № 1. С. 6-10.
47. Титова, Е.В., Трухачёва, Т. В. Они и мы (о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций). М.: Просвещение, 1993. 64с.
48. Уразов Г.Н. Деятельность детской общественной организации как средство развития жизнеспособности личности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Воронеж, 2002. 229 с.
49. Цепелев В. Н. Детская организация как средство формирования социально-приемлемой жизненной позиции подростков: Дис.... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2004. 236c.
50. Яруллин И. Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. 183 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ