Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной помощи в России и за рубежом 8
1.1. Научные концепции возникновения социальной помощи 8
1.2. Основные компоненты социальной помощи в теории социальной
работы 17
1.3. Теоретические подходы к определению социальной защиты 27
Глава 2. Теоретические модели социальной защиты и реализуемые в них концепции социальной помощи в России и за рубежом 34
2.1. Отечественная модель оказания социальной помощи 34
2.2. Зарубежные модели социальной защиты и реализуемые в них
системы социальной помощи 42
2.3. Пути совершенствования российской системы социальной помощи
населения 59
Заключение 64
Список литературы
На сегодняшний день выполнение мероприятий по социальной защите населения является одной из наиболее приоритетных задач, выполняемых государством в рамках реализации социально-экономической политики страны. При этом важно понимать, что существует целый спектр разнонаправленных мероприятий, проводимых в целях обеспечения социальной защиты населения. Одним из таких ключевых мероприятий является оказание социальной помощи нуждающимся гражданам[26, с. 225].
Социальную помощь в контексте теории социальной работы можно рассматривать как форму конкретных исторических общественных отношений, возникающих на базе деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из которой они не находят самостоятельного социально приемлемого выхода [16, с. 10].
В настоящее время социальная помощь является одной из основных категорий в теории и практике социальной работы, представляющая научный интерес и требующая научного осмысления.
Социальная помощь является структурообразующей характеристикой в теории и практике социальной работы, при этом понятие помощи менялось вместе с изменением общественных структур. Посредством исторического изменения и смыслового наполнения данное понятие стало одним из самых комплексных в социальных науках.
Как социальное явление социальная помощь существовала еще на разных этапах развития общества и прошла эволюцию от стихийной, общественной до государственно организованной.
В специализированной литературе по теме исследования, понятие социальной помощи в ряде случаев используется как равнозначное социальной поддержке, социальной защите, социальному обеспечению, однако детальный подход к анализу данного понятия позволяет нам говорить о том, что социальная помощь имеет свои характерные особенности и задачи, что способствует ее выделению в отдельное направление социальной защиты населения в отечественной и зарубежной практике.
В целом, в современных условиях социальная помощь - это одно из ключевых направлений поддержки малоимущих и крайне бедных категорий граждан. Это государственная деятельность по сдерживанию процессов снижения уровня и качества жизни всех категорий населения за границами, определенными сообществом в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной, натурально-вещественной и другой помощи[45, с. 142].
Основными принципами социальной помощи являются ее правовая законодательная основа, информирование граждан о возможности ее получения, финансовая система социальной помощи, то есть финансирование указанной помощи из средств соответствующих бюджетов. К числу основных принципов следует относить также принцип адресности, цель которого состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер социального обеспечения, а напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию[23, с. 79].
Задача социальной помощи состоит не только в обеспечении минимально необходимого уровня жизни, но и в создании предпосылок для того, чтобы ее получатель мог в дальнейшем полагаться на собственные силы, обеспечивая себя всем необходимым.
В настоящее время перед отечественной теорией и практикой социальной работы стоит задача разработки концепций и технологий оказания социальной помощи, которые в рамках системы социальной защиты населения будут способствовать повышению уровня и качества жизни социально-неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики.
Поставленная задача требует осмысления в мировой практике характера развития и специфики функционирования систем социальной защиты в целом и социальной помощи в частности. Такое осмысление может помочь определить пути дальнейшего развития концепции социальной помощи в отечественной теории и практике социальной работы.
Помимо этого теоретическое осмысление практического опыта формирования, организации и функционирования системы социальной помощи за рубежом является также актуальным в связи с наличием в зарубежной практике многообразия моделей и подходов к социальной помощи и поддержке, которые были накоплены в течение длительного времени и которые позволяют учитывать положительные элементы такого опыта.
Таким образом, продуманная система социальной защиты населения в целом и социальная помощь как одно из ведущих направлений социальной защиты не только приводит к улучшению благосостояния граждан, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым оказывая позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности[7, с. 38].
Актуальность исследования развития концепции социальной помощи осознается в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Научные концепции возникновения социальной помощи, а также теоретические подходы к ее определению представлены в трудах М.Е. Фирсова, Е.П. Агапова, Л.Н. Гумилева, А.С. Дудкина, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, В.И. Шарина, П.А. Кропоткина и др.
Основные компоненты социальной помощи исследовались в трудах В.Ю. Панченко, М.А. Галаевой, Я.В. Лебедзевич, В.В. Новикова, А.А. Фомина, И.К. Свищевой и др.
В.А. Жуков, З.П. Замарева, Ю.Н. Учайкин, С.Н. Петросов, Е.С. Кокшарова, Ю.Е. Ковбасюк, М.И. Маллаева, Т.К. Миронова и др. в своих работах рассматривали теоретические подходы к определению социальной защиты населения.
Отечественную модель социальной защиты в целом и реализуемую в ее рамках концепцию социальной защиты исследовали О.Е. Андрющенко, О.С. Дубенко, О.И. Карпенко и др.
Исследование основных компонентов адресной социальной помощи представлены в трудах О.Ю. Павловской, В.О. Лаврик, Е.П. Киселица, Е.Н. Рябовой, Л.М. Прокофьевой и др.
Особенности моделей социальной защиты за рубежом и реализуемые в их рамках концепции социальной помощи, представлены в трудах В.В. Антропова, Э.Ю. Балаян, Э. Гидденса, Л.А. Лозововой, К.Г. Немашкаловой, М. Каргаловой и др.
Сравнением отечественной и зарубежных моделей социальной защиты и мероприятий по социальной помощи занимались такие исследователи как Д.Г. Бычков, О.А. Феоктистова, Е.И. Андреева, Д.Е. Кожевников и др.
Таким образом, целью магистерской диссертации является определение научных оснований развития концепции социальной помощи в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1. изучить научные концепции возникновения социальной помощи;
2. определить основные компоненты социальной помощи в теории социальной работы;
3. рассмотреть теоретические подходы к определению социальной защиты;
4. проанализировать отечественную модель оказания социальной помощи ;
5. выявить основные зарубежные модели социальной защиты и реализуемые в них системы социальной помощи;
6. определить пути совершенствования российской системы социальной помощи населению.
Объектом исследования является теоретико-методологическое осмысление концепции социальной помощи в отечественной и зарубежной практике.
Предмет исследования -теоретические модели социальной защиты и реализуемые в них концепции социальной помощи в отечественной и зарубежной практике.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать гипотезу исследования. Научное осмысление содержания и смысла моделей социальной защиты населения и реализуемых в них концепций социальной помощи будут способствовать уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчению негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а также в целом улучшению уровня жизни и благосостояния граждан.
В методологической основе диссертационного исследования лежит принцип системного подхода, позволяющий в полной мере рассмотреть основные составляющие концепции социальной помощи, а также при написании магистерской диссертации нами были использованы теоретические методы исследования, какие как анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, синтез и другие методы.
В современных условиях социальная помощь является одним из ключевых направлений поддержки малоимущих и крайне бедных категорий граждан. Это система мер, предпринимаемых государством с целью противодействия социальным рискам и заботы о человеке в условиях трудной жизненной ситуации; периодические и регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности; денежные выплаты определенным категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней.
В настоящее время социальная помощь является одной из основных категорий в теории и практике социальной работы, представляющая научный интерес и требующая научного осмысления.
В первой главе нашего диссертационного исследования рассмотрены теоретические основы социальной помощи в России и за рубежом, а именно, научные концепции возникновения социальной помощи, основные компоненты социальной помощи в теории социальной работы, а также теоретические подходы к определению социальной защиты населения.
Вторая глава магистерской диссертации представляет собой исследование теоретических моделей социальной защиты и реализуемые в них концепции социальной помощи в России и за рубежом. Данная глава включает анализ отечественной модели оказания социальной помощи, зарубежных моделей социальной защиты и реализуемые в них системы социальной помощи, а также рассмотрены пути совершенствования российской системы социальной помощи населению.
В ходе написания магистерской диссертации мы установили, что социальная помощь является структурообразующей характеристикой в теории и практике социальной работы, при этом понятие помощи менялось вместе с изменением общественных структур.
Как социальное явление социальная помощь существовала еще на разных этапах развития общества и прошла эволюцию от стихийной, общественной до государственно организованной.
В современном понимании концепция социальной помощи имеет свои характерные особенности и задачи, и выделяется в отдельное направление социальной защиты населения в отечественной и зарубежной практике.
В настоящее время перед отечественной теорией и практикой социальной работы стоит задача разработки концепций и технологий оказания социальной помощи, которые в рамках системы социальной защиты населения будут способствовать повышению уровня и качества жизни социально-неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики.
Поставленная задача требует осмысления в мировой практике характера развития и специфики функционирования систем социальной защиты в целом и социальной помощи в частности. Такое осмысление может помочь определить пути дальнейшего развития концепции социальной помощи в отечественной теории и практике социальной работы.
В процессе написания первой главы диссертации нами были определены основные научные концепции возникновения социальной помощи, существующие в отечественной и зарубежной практике, которые позволили рассмотреть социальную помощь в разных формах ее проявления.
В ходе определения основных компонентов социальной помощи и ее принципов в теории социальной работы нам удалось в целом схематически определить социальную помощь как адресное, профессиональное, организованное содействие нуждающемуся субъекту в решении трудной жизненной ситуации в целях максимально полного удовлетворения его интересов. Цель социальной работы состоит в том, чтобы в случаях, когда собственные ресурсы человека и его окружения недостаточны, активировать или объединить источники помощи для смягчения остроты конкретной трудной жизненной ситуации и создать благоприятные возможности для реализации самопомощи.
В связи с тем, что оказание социальной помощи является одним из основных направлений системы социальной защиты государства и строится на ее принципах, нами были рассмотрены теоретические подходы к определению социальной защиты, а также основные составляющие системы социальной защиты в отечественной и мировой практике.
Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.
В рамках исследования теоретических моделей социальной защиты и реализуемых в них концепций социальной помощи в отечественной и зарубежной практике мы установили, что каждое государство формирует отвечающую требованиям и интересам общества национальную модель системы социальной защиты населения и входящие в нее мероприятия по оказанию социальной помощи, обусловленные комплексом причин социально-экономического характера, географическими особенностями, культурными и историческими традициями, формой государственного устройства, а также степенью развития гражданского общества.
Что касается отечественной модели социальной помощи, то, как правило, она рассматривается вне общепринятых типологий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации социальная помощь является одним из ключевых направлений социальной защиты населения наряду с социальным страхованием и социальным обслуживанием.
В рамках отечественной модели социальной защиты государственная социальная помощь определяется как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В рамках оказания социальной помощи государство реализует два направления: предоставление денежных выплат и оказание натуральной помощи отдельным категориям граждан, которые определены нормативно-правовыми актами РФ.
Они оказываются как на безвозмездной основе малоимущим категориям граждан, так и на платной основе.
Основными принципами социальной помощи в России являются ее правовая законодательная основа, информирование граждан о возможности ее получения, финансовая система социальной помощи, то есть финансирование указанной помощи из средств соответствующих бюджетов. К числу основных принципов следует относить также принцип адресности.
Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер социального обеспечения, а напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию. То есть принцип адресности способствует предотвращению превращение социальной помощи в социальное иждивение.
Помимо этого особенно стоит отметить одну из основных форм оказания социальной помощи - социальный контракт, цель которого заключается в стимулировании малоимущих семей или одиноко проживающих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в России сложился и действует довольно сложный, и, относительно налаженный механизм оказания социальной помощи нуждающимся гражданам. Однако необходимо признать, что при заложенном в нем, положительном потенциале такой механизм остается недостаточно гибким и продуманным, чтобы быть эффективным по разным причинам.
Например, адресная социальная помощь нуждающимся гражданам в том виде, в котором она оказывается в настоящее время, в неполной мере отражает принцип адресности, так как предоставляется большому кругу получателей. Это не способствует ни укреплению механизма борьбы с бедностью путем оказания государственной социальной помощи, ни эффективному расходованию материальных ресурсов. В связи с этим полагаем, что целесообразно использовать и пытаться реализовать в отечественной практике (с учетом особенностей нашего государства) опыт зарубежных стран при определении подходов к социальной помощи малоимущим гражданам. Например, в части дифференциации определения социального минимума и помощи тем, кто имеет доходы ниже этого гарантированного минимума.
Следующий компонент требующие корректировки - практика оказания социальной помощи, базирующаяся на принципах социального контракта, также не совершенна по двум тесно взаимосвязанным между собой причинам. Во-первых, она требует взвешенной оценки численности потенциальных участников таких программ. Прежде всего, речь идет о неработающих трудоспособных гражданах из малодоходных семей, на усиление экономической активности которых и будут направлены социальные контракты.
Во-вторых, социальный контракт как форма адресной социальной помощи пока не является максимально доступным с точки зрения информационной осведомленности граждан о таком виде социальной поддержки.
Кроме этого, нельзя исключить и тот факт, что сложившийся в нашей стране пассивный характер оказания социальной помощи в системе социальной защиты населения, каковым считаются социальные выплаты, не предполагает экономической или социальной активности получателей пособий. Здесь важно подчеркнуть, что в российском законодательстве предусмотрен заявительный характер получения социальной помощи. Другими словами, социальную помощь может получить тот, кто за ней обратится в соответствующую социальную службу или социальное ведомство. На практике многие остро заинтересованные в этом граждане не знают о существовании таких организаций в силу своей неосведомленности.
Что касается зарубежной концепции социальной помощи, то в научной литературе по теме исследования выделяется большое многообразие моделей социальной защиты, однако нами было принято решение сосредоточить свое внимание на Европейской социальной модели, как совмещающей в себе принципы экономической эффективности и социальной солидарности.
В связи с этим в рамках нашей магистерской диссертации были рассмотрены четыре основные модели социальной защиты населения и реализуемые в них концепции социальной помощи, в целом составляющие Европейскую социальную модель. Этими моделями являются: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская.
Среди представленных моделей наиболее эффективной, с позиции гражданина, является скандинавская модель, так как в ней государство по максимуму выполняет функции социальной политики и несет бремя социальной ответственности. Роль государства в этой модели максимальна. Высокая эффективность скандинавской модели объясняется большими инвестициями в человеческий капитал, которые способствуют развитию наукоемких, ориентированных на экспорт видов производства, а это, в свою очередь, становится предпосылкой достижения высокой конкурентоспособности.
Наименее эффективной моделью социальной политики с позиции индивида является южно-европейская, так как она демонстрирует слабость развития социальных институтов.
Промежуточное положение занимают континентальная и либеральная модели. Континентальная модель дает работающим больше возможностей по сравнению с либеральной, так как построена на высокоразвитом социальном партнерстве.
Поддержка малоимущего населения в большинстве развитых стран строится по принципу определения социального минимума и помощи тем, кто имеет доходы ниже этого гарантированного минимума. Понятие социального минимума используется для определения тех лиц или семей, которые находятся в состоянии бедности и могут претендовать на социальную поддержку. Этот минимальный уровень доходов рассчитывается по-разному в каждой из стран - он может быть единым для всего населения, а может меняться в зависимости от социально-демографической категории семьи или индивида и устанавливаться отдельно для пожилых, для лиц трудоспособного возраста, для инвалидов. Различие существует также в определении объекта поддержки - это может быть индивид или семья. В последнем случае выделяются уровни социального минимума для отдельных типов домохозяйств: одиноко проживающий, супруги без детей, с одним, двумя, тремя детьми, неполная семья с одним, двумя, тремя детьми и т.п.
Рассматривая отечественную модель социальной защиты в рамках реализации концепции социальной помощи в сравнении с зарубежными моделями, то на наш взгляд российская модель ближе по институциональному устройству к скандинавской модели. В связи с высокой доли государственного регулирования и финансирования системы социальной защиты. В скандинавской модели государство также по максимуму выполняет функции социальной политики. Роль государства в этой модели максимальна. Все это знакомо гражданам России и связано с привычными для них концепциями социальной помощи, но на современном этапе пока является труднодостижимым.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последними изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23735/;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558/;
3. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 124 с.;
4. Агапов Е.П. Социальная помощь в контексте культуры: автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2001. 40 с.;
5. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России // Logos et Praxis. 2012. №3. С. 172-177;
6. Антропов В.В. Системы обеспечения минимального гарантированного дохода населения за рубежом // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 29-38;
7. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 271 с.;
8. Балаян Э.Ю. Некоторые особенности социальной защиты прав человека в зарубежных странах // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 72¬76;
9. Бромлей Ю.В., Штробах Г. Свод этнографических понятий и терминов. Выпуск 1. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука, 1986. 240 с.;
10. Бычков Д.Г., Феоктистова О.А., Андреева Е.И. Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 4(394). С. 35-52;
11. Галаева М.А. Социальная помощь населению как одно из ключевых направлений социальной защиты//Молодая наука. № 14. 2018. С. 39-42;
12. Гидденс Э. Социально ориентированное государство в
современном европейском сообществе // Социология. 2007. № 3. С. 14-23;
13. Гончарова А.Н. Институт социальной работы и его роль в построении общества гражданского согласия // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. Вып. 2: Сб. науч. ст. Красноярск, 2001. 160 с.;
14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Эксмо, 2008. - 560 с.;
15. Дубенко О.С. Социальный контракт как новый вид социальной помощи // Кадровик. 2016. № 10. С. 51-.56
16. Дудкин А.С. Философские основания социальной помощи в ее сравнении с социальной работой // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2006. №6. С. 9-12;
17. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4 т.. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981 - 1984. Т. 3. 1983.702 с.;
18. Жалинский А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста. Смоленск: Изд-во СГУ, 1995. 128 с.;
19. Жуков В.А., Учайкин Ю.Н., Петросов С.Н. Политика государства в аспекте реализации социальной защиты и социальных гарантий социально уязвимых слоев и групп населения // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. №1. С. 1-9;
20. Замараева 3.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 36. С. 203-209;
21. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М. Философский энциклопедический словарь. М.: изд-во Советская энциклопедия. 1983. - 840 с.;
22. Камышова Е.В., Савинов Л.И. Кейс-технологии как инструмент реализации принципа адресности в социальной работе с семьей // Теория и практика общественного развития. 2019. №3 (133). С. 145-149;
23. Карпенко О.И., Павловская О.Ю. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. №1. С. 78-91;
24. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 218 с.;
25. Кожевников Д.Е. Международный опыт регулирования помощи бедным // Юридический мир. 2010. № 5. С. 25-28;
26. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения //Молодой ученый. 2017. № 11. С. 225-227;
27. Лаврик В.О., Киселица Е.П. Адресная социальная помощь в современной системе социальной защиты населения РФ. Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 167-169;
28. Лебедзевич Я.В. Система социальной защиты: эволюция и взаимосвязь категорий // Финансы и кредит. 2014. №23 (599). С. 48-55;
29. Лозовова Л.А., Немашкалова К.Г. Анализ зарубежных моделей социальной политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2014. №1. С. 120-128;
30. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 466-469;
31. Лылова О.В. Неформальная взаимопомощь в сельском сообществе // Социологические исследования 2002. № 2. С. 83-86;
32. Маллаева М.И. Теоретические подходы к определению категории «Социальная защита населения» в мировой экономической литературе // Вестник ДГТУ. Технические науки. 2010. №4.С. 127-136;
33. Маркусенко Л.Н. К вопросу об основных направлениях социальной политики // Проблемы экономики. 2008. №1 (6). С. 102-107;
34. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. - 2008. - № 3. С 7-13;
35. Нарышкин А.А. Сравнение Континентальной и скандинавской моделей социального государства на примере Финляндии и Франции: исторические аспекты формирования и современное состояние // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): Ч. 3. C. 133-136;
36. Новиков В.В, Фомин А.А. Социальная помощь как объект правового регулирования: общетеоретический и правовой аспекты // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 4. С. 235-241,
37. Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.;
38. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5¬е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.;
39. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Инфра-М, 2020. - 271 с.;
40. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.;
41. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. 1991. № 11. С. 34-42
42. Рябова Е.Н. Адресная социальная помощь как целерациональная деятельность: теоретический подход // Дискуссия. 2011. № 2. С. 88-91;
43. Свищева И.К. Генезис отечественной парадигмы социальной помощи нуждающимся: социокультурный анализ // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2013. №16 (159). С. 290-299;
44. Семенкова С.Н. Зарубежный опыт организации социальной работы // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 21. С. 213-221;
45. Сланченко Л.И., Резвова К.М. Институционализация форм социальной помощи населению // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. № 2. С. 140-145;
46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 393 с.;
47. Терехова А.Н. Анализ социальных пособий, выплачиваемых в рамках оказания государственной социальной помощи. Структурные преобразования экономики территорий в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 280-286;
48. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проспект, 2001. 496 с.;
49. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. - 496 с.;
50. Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования единого реестра получателей социальной помощи и перспективы создания такого реестра в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 18. С. 29-39;
51. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 356 с.;
52. Храмцов А.Б. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования в сфере предоставления адресной социальной помощи населению и способы их решения // НК. 2016. №3 (26). С. 42-50;
53. Шайхатдинов В.Ш. О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 4. С. 12-19;
54. Шарин В.И. История социальной работы. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 368 с.;
55. Джавадова С.А., Гончарова В.Д. Европейская социальная модель в новом социальном измерении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economicarggu.ru/2009 2/goncharova.pdf;
56. Каргалова М. Европейская социальная модель. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2008/1- 2008/kargalova1-2008.pdf;
57. Кропоткин П.А. «Взаимопомощь как фактор эволюции». Электронная библиотека Института философии Российской академии наук. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphras.ru/elib/Kropotkin Vzaimopom. html;
58. Овчарова Л.Н. Социальная помощь становится бессмысленной. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // lenta.ru/articles /2017/03/16/unique/.
59. Панченко В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/ 2012/09/11/1265232905/Panchenko.pdf;
60. Петухова И.В. Определение понятия «Социальная защита населения». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://social- orthodox.info/pages/3 2 petuhova opredelenie sov.htm
61. Прокофьева Л.М. Различия подходов к оказанию адресной социальной помощи в субъектах Российской Федерации и перспективы введения системы социального контракта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru /weekly/knigi/ issledovanie /pdf/ prokofeva % 20. pdf ;
62. Социальная поддержка населения в зарубежных странах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a /9503.pdf;
63. Сорокин П. Социология революции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://platona.net/load/knigi po filosofii/sociologija /sorokin p sociologija revoljucii 2005/25-1-0-4696