ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика связной речи и ее особенности 6
1.2. Особенности нарушения связной речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Пути формирования связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования состояния связной речи у
дошкольников 26
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи и принципы коррекционной работы 34
3.2. Содержание формирующего эксперимента 36
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика связной речи и ее особенности 6
1.2. Особенности нарушения связной речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Пути формирования связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования состояния связной речи у
дошкольников 26
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи и принципы коррекционной работы 34
3.2. Содержание формирующего эксперимента 36
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Важная задача воспитания и обучения детей дошкольного возраста - это развитие речи и речевого общения. Изучения родного языка - это не только умение верно выстраивать предложения. Ребенок обязан не только научиться рассказывать, т.е. не просто называть предметы, перечислять события, а научиться описывать его, давать различные характеристики, рассказывать о последовательности событий, явлений и т.д. Речь ребенка должна быть связной, а поэтому его рассказ должен состоять из нескольких предложений, давать полное представление об описываемом объекте, а события должны идти в правильной последовательности и логически объединены друг с другом.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Связная речь - это наиболее сложная конфигурация речевой деятельности. Это последовательное систематическое развернутое изложение.
Связная речь - это наивысшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка. Об этом писали такие авторы как Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Сохин Ф.А. Связность - это один из важных категориальных признаков текста. Она характеризуется взаимодействием некоторых факторов: логики изложения текста, коммуникативной направленности, содержания текста и его смысла, композиционной структуры, особенной организации языковых средств.
Бородич А.М., Глухов В.П., Жукова Н.С., Леушина А.М., Ткаченко Т.А., Ушакова О.С., Ушинский К.Д., Филичева Т.Б., Флерина Е.А. и др. отмечают, что для высказываний детей с ОНР характерны: отсутствие связности, недостатки в грамматическом оформлении предложений, пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, бедный словарный запас.
Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин, А.М. Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К. Воробьёвой, В.П. Глуховым.
Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Цель исследования: изучить особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР и показать возможности использования сюжетных картинок в формировании связной речи дошкольников на логопедических занятиях.
Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание и методика использования сюжетных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели были поставлены задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме развития связной речи у детей с нарушениями речевого развития и у детей дошкольного возраста с нормой;
2. Выявить особенности и уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Выявить наиболее эффективные приемы работы по серии сюжетных картин с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Провести анализ полученных результатов и определить эффективность использования сюжетных картинок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический (анализ литературы по проблеме); наблюдение; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественно-качественный анализ результатов исследования.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи в виду её специфических особенностей является наиболее сложным вариантом речевого дизонтогенеза и, ее формирование у детей данной категории будет происходить более эффективно при использовании сюжетных картинок.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Связная речь - это наиболее сложная конфигурация речевой деятельности. Это последовательное систематическое развернутое изложение.
Связная речь - это наивысшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка. Об этом писали такие авторы как Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Сохин Ф.А. Связность - это один из важных категориальных признаков текста. Она характеризуется взаимодействием некоторых факторов: логики изложения текста, коммуникативной направленности, содержания текста и его смысла, композиционной структуры, особенной организации языковых средств.
Бородич А.М., Глухов В.П., Жукова Н.С., Леушина А.М., Ткаченко Т.А., Ушакова О.С., Ушинский К.Д., Филичева Т.Б., Флерина Е.А. и др. отмечают, что для высказываний детей с ОНР характерны: отсутствие связности, недостатки в грамматическом оформлении предложений, пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, бедный словарный запас.
Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин, А.М. Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К. Воробьёвой, В.П. Глуховым.
Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Цель исследования: изучить особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР и показать возможности использования сюжетных картинок в формировании связной речи дошкольников на логопедических занятиях.
Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание и методика использования сюжетных картин в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели были поставлены задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме развития связной речи у детей с нарушениями речевого развития и у детей дошкольного возраста с нормой;
2. Выявить особенности и уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Выявить наиболее эффективные приемы работы по серии сюжетных картин с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Провести анализ полученных результатов и определить эффективность использования сюжетных картинок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический (анализ литературы по проблеме); наблюдение; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественно-качественный анализ результатов исследования.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи в виду её специфических особенностей является наиболее сложным вариантом речевого дизонтогенеза и, ее формирование у детей данной категории будет происходить более эффективно при использовании сюжетных картинок.
Изучив теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, охарактеризовав особенности становления связной речи у дошкольников с недоразвитием речи, а также подобрав методы и приемы развития связной речи, мы пришли к выводу, что задачи обучения детей связной речи является центральной задачей в обучении детей. Над этой проблемой работали психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.) и педагоги (Е.Н. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова Э.П. Короткова и др.) Связная речи развивается поэтапно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В детском саду обучают двум основным типам монологов (пересказу и самостоятельному рассказу).
Для овладения связной речью, необходимо подобрать разнообразные методы и приемы работы. Наиболее доступные приемы, отвечающие возрастным особенностям дошкольников с общим недоразвитием речи, следующие:
- образец рассказа;
- совместное рассказывание;
- моделирование;
- составление рассказа по частям;
- план рассказа;
- оценка детских рассказов и другие вспомогательные приемы.
Одним из наглядных методов, который используется для обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, являются сюжетные картинки.
Содержание многих сюжетов картин помогает ребёнку адаптироваться и социализироваться в окружающем мире, обогащает их познавательную сферу и способствует развитию связной речи, помогают найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому материалу. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствие грамотного построения монолога. Наряду с традиционными методами работы с картиной, используются не традиционные методы, а именно работа по серии сюжетных картин, объединённых одним содержанием.
Рассказывая по серии сюжетных картин, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание, приобретают умения композиционно выстраивать свои описания и повествования, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного высказывания. Формирование связной речи на основе серии сюжетных картин способствует умственному развитию дошкольника.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников с общим недоразвитием речи давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Использование сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка.
В процессе описания и рассказывания по картине у дошкольников с общим недоразвитием речи развиваются психические процессы: память, воображение, мышление, развивается речь ребенка.
Проведенные исследования по методике Воробьевой В.К. выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Для высказываний детей с ОНР характерны: нарушения логической последовательности повествования; нарушения связности, пропуски смысловых звеньев; незавершенность микротем; возвращение к ранее сказанному; длительные паузы на границах фраз.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено следующее. В экспериментальной группе, где обследование связной монологической речи проводилось у 10 детей с ОНР, выделен очень низкий уровень развития, 8 детей, а это 80% получили самые низкие показатели. В контрольной группе выявлен высокий уровень сформированности связной речи у 9 детей (90%).
В работе над развитием связной речи, при проведении занятий в обучающем эксперименте мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко. При выборе средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Один из факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт.
Для решения данных задач работа проходила как на занятии, так и в повседневной жизни.
Проанализировав результаты эксперимента, мы можем сделать вывод, что под влиянием специального обучения уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи значительно повысился. Дети начали осмысленно строить связные высказывания, соблюдая логическую последовательность (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи: глагольные, параллельные, союзные. У большинства из них сформировались умения понимать и осмысливать тему текста, определять ее границы. Увеличился объем рассказа.
Таким образом, проведенная в системе работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Для овладения связной речью, необходимо подобрать разнообразные методы и приемы работы. Наиболее доступные приемы, отвечающие возрастным особенностям дошкольников с общим недоразвитием речи, следующие:
- образец рассказа;
- совместное рассказывание;
- моделирование;
- составление рассказа по частям;
- план рассказа;
- оценка детских рассказов и другие вспомогательные приемы.
Одним из наглядных методов, который используется для обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, являются сюжетные картинки.
Содержание многих сюжетов картин помогает ребёнку адаптироваться и социализироваться в окружающем мире, обогащает их познавательную сферу и способствует развитию связной речи, помогают найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому материалу. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствие грамотного построения монолога. Наряду с традиционными методами работы с картиной, используются не традиционные методы, а именно работа по серии сюжетных картин, объединённых одним содержанием.
Рассказывая по серии сюжетных картин, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание, приобретают умения композиционно выстраивать свои описания и повествования, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного высказывания. Формирование связной речи на основе серии сюжетных картин способствует умственному развитию дошкольника.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников с общим недоразвитием речи давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Использование сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка.
В процессе описания и рассказывания по картине у дошкольников с общим недоразвитием речи развиваются психические процессы: память, воображение, мышление, развивается речь ребенка.
Проведенные исследования по методике Воробьевой В.К. выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Для высказываний детей с ОНР характерны: нарушения логической последовательности повествования; нарушения связности, пропуски смысловых звеньев; незавершенность микротем; возвращение к ранее сказанному; длительные паузы на границах фраз.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено следующее. В экспериментальной группе, где обследование связной монологической речи проводилось у 10 детей с ОНР, выделен очень низкий уровень развития, 8 детей, а это 80% получили самые низкие показатели. В контрольной группе выявлен высокий уровень сформированности связной речи у 9 детей (90%).
В работе над развитием связной речи, при проведении занятий в обучающем эксперименте мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко. При выборе средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Один из факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт.
Для решения данных задач работа проходила как на занятии, так и в повседневной жизни.
Проанализировав результаты эксперимента, мы можем сделать вывод, что под влиянием специального обучения уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи значительно повысился. Дети начали осмысленно строить связные высказывания, соблюдая логическую последовательность (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи: глагольные, параллельные, союзные. У большинства из них сформировались умения понимать и осмысливать тему текста, определять ее границы. Увеличился объем рассказа.
Таким образом, проведенная в системе работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



