Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 6
1.1. Понятие самосознания в психологической литературе 6
1.2. Понятие неполной семьи 13
1.3. Особенности подростков из разведенных семей 17
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Диагностика особенностей самосознания подростков из разведенных
семей 30
2.3. Программа по коррекции особенностей самосознания подростков из
разведенных семей 40
2.4. Результаты апробации программы 44
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 64
Приложение 69
Семья один из главных общественных институтов, участвующих в подготовке ребенка к будущей жизни. Она дает ребенку безопасность, уверенность, опеку и воспитание. В семье ребенок познает нормы и ценности жизни в обществе, приобретает нужные ему социальные навыки. Вырастет ли ребенок полноценным гражданином, зависит, в первую очередь, от условий его воспитания и развития в семье.
Психология семьи и семейных отношений является в настоящее время едва ли не самым актуальным и востребованным направлением помощи на фоне прочих тем и проблем психологического характера. Актуальность этой темы определяется её жизненностью и важностью для каждого человека, поскольку проблема семьи - это проблема обеспечения жизни и её воспроизводства в рамках семьи, рода, общности, социальности, нации, государственности, человечества. Основным институтом, в котором осуществляется воспитание детей, является семья. Полноценное воспитание детей обеспечивается в том случае, когда в воспитательном процессе принимают участие оба родителя. Но, к сожалению, есть семьи, в которых воспитанием детей занимается один из родителей. Такие семьи считаются неполноценными, в современном обществе они стали практически нормой, т.к. многие женщины рожают детей вне брака.
Семья - ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: как С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью психолого-педагогической профилактики по формированию адекватного самосознания среди детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса на практике.
Цель исследования - выявление особенностей самосознания подростков из разведенных семей, разработка программы коррекции самосознания подростков из разведенных семей для использования полученных данных педагогом-психологом при работе с данной категорией детей.
Объект исследования - самосознание подростков из разведенных семей.
Предмет исследования - особенности самосознания подростков из разведенных семей.
Гипотеза: процесс коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей будет эффективен, если в процессе коррекции происходит: - формирование осознанного восприятия своего «я», своих недостатков и достоинств;
- развитие умения адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния;
- формирование интереса к саморазвитию;
- развитие произвольной регуляции поведения;
- воспитание позитивного отношения к людям;
- обучение приёмам самопомощи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самосознания в психологической литературе, выявить психологические особенности развития подростков из разведенных семей.
2. Провести диагностику особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
3. Разработать и апробировать программу по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
4. Проанализировать результаты апробации программы.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев);
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
3. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»;
4. Методика «Незаконченные предложения».
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г. Пензы.
В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 12-14 лет (30 юношей и 30 девушек).
В качестве метода математической статистики применялся t-критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении информации по проблеме особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
Самопознание - это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самосознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности. На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я». Самопознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого.
Ключевым элементом самосознания выступает самооценка. Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Психологами отмечаются специфические особенности детей, воспитывающихся в условиях неполной семьи. Таковыми являются: меньшая конкуренция детей между друг другом и большая привязанность друг к другу; наличие пессимизма, неуверенности в собственных силах, беспокойства, тревожности. Ряд исследователей выявляют агрессивность подростков из неполных семей как особенность их психоэмоционального состояния. Самооценка юношей и девушек отличается ситуативностью, неустойчивостью, подверженностью внешним воздействиям. Последний пункт чаще относят к раннему подростковому возрасту, позже он сменяется устойчивостью и многосторонностью охвата сфер жизнедеятельности.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что самоотношение подростков из разведенных семей обладает следующими особенностями: подростки демонстрируют преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. У них выявлено неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Они демонстрируют веру в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Они относятся к себе как к неспособным вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются. Подростки из разведенных семей демонстрируют глубокие сомнения в уникальности своей личности, недооценку своего духовного «Я», а также общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично. Эти люди видят в себе прежде всего недостатки, и готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Однако у них выявлена высокая готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».
У большинства испытуемых (40-60%) выявлены средние значения самооценки, общения и комфорта. Однако у значительной части детей (20¬30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
Также у большинства испытуемых (50-70%) выявлены средние значения положительного отношения к настоящему и будущему, проявления личностно значимых ценностей, а также представлении о своем будущем. Однако у значительной части детей (15-30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
В результате реализации программы по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей было выявлено, что существуют значимые различия по всем параметрам в экспериментальной группе.
Так, у испытуемых снизились показатели по шкалам «Закрытость», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение». Показатели же по шкалам «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», напротив, возросли.
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Самоценность» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Самоценность», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Контакты» выросло на 10% (с 10% до 20%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Контакты», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Комфорт» выросло на 10% (с 40% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Комфорт», напротив, снизилось на 10% (с 20% до 10%).
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему» выросло на 25% (с 15% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему», напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей» выросло на 20% (с 20% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Представления о своем будущем» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Представления о своем будущем», напротив, снизилось на 25% (с 30% до 5%).
В контрольной же группе результаты не изменились.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 314 с.
3. Айварова Н.Г. Этнопсихологические особенности самооценки подростков в условиях семейного воспитания. Дис. .канд.психол.наук. Казань, 2014. - 152 с.
4. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. - СПб: КСП+, 2014. - 463 с.
5. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 368 с.
6. Архипова А.Ю. Я - концепция в подростковом возрасте // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.) — СПб.: Реноме, 2014. — С. 16-18.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М: Изд-во МГУ, 2015. - 367 с.
8. Барабохина В.А. Педагогический поиск различий между детьми из полных и неполных семей // Научно-теоретический журнал. Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып.12. - Пятигорск, 2014. - С. 110¬115.
9. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. М.: Наука и техника, 2017. - 34 с.
10. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э.А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3 (часть 3).
- С. 620-628.
11. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс,
2012. - 425 с.
12. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь,
2013. - 440 с.
13. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - Генеза. - 2015. - 168 с.
14. Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев. 2011. - 167 с.
15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. - СПб: «Питер», 2012. - 528 с.
16. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Бахрах-М, 2001. - 412 с.
17. Визгина A.B., Пантелеев С.Р. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. С. 91-100.
18. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологич. журнал, 2014. - Т.15. - №2. - С. 57-65.
19. Григорьева Е. Дети после развода// Семья и школа. 2015 - №5 - С. 18-19.
20. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Департамент проблем семьи, женщин и детей. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 311 с.
21. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Социальная педагогика: новые исследования. 2014. № 6. - С. 14-17.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 2016. - 158 с.
23. Зацепин В. Мы и наша семья / В. Зацепин, В. Цимбалюк. - М.: Изд. Молодая гвардия, 2013. - 415 с.
24. Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. «Социальная работа». Выпуск №7. - 2013. - С. 71-81.
25. Знаменская Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания. - Дис.канд.психол.наук.- Казань, 1996.- 157 с.
26. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2018. - 75с.
27. Кайгородов Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте // Мир психологии. - 2012. - №4. - С. 155-159.
28. Калинина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О.Г. Калинина,
A. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 15-26.
29. Кожемякина О.А. Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3[22]. - С. 166-168.
30. Козачек О.В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста. Дис. канд. Психол. наук. Волгоград, 2005. - 194 с.
31. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2012. - 102 с.
32. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 2012. - 219 с.
33. Кондрашенко В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия/
B. Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. - 453 с.
34. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. — 448 с.
35. Кошанская А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями // Вектор науки. - 2011. - С. 172-175.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2013. - 352 с.
37. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 384 с.
38. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 398 с.
39. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 2012. - 479 с.
40. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: «Академия», 2012. - 316 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3е изд.. - М.: Академия, 2014. - 291 с.
42. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2016. - 143 с.
43. Олпорт Г. Личность в психологии. - М.: «Ювента», 2015. - 345с.
44. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: МГУ, 2014. -104 с.
45. Петровский А.В. Быть личностью. - М.: «Педагогика», 2013. -112 с.
46. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2016. - 672 с.
47. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 413 с.
48. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: КЛАСС, 2016. - 424 с.
49. Рубан М.Л. Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы в условиях северного региона // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru.
50. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 216 с.
51. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности. - Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 284 с.
52. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. - Свердловск: СГПИ, 2015. - 142 с.
53. Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». 4.1 / Сост. Т.Н. Мартынова. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2015. - 142 с.
54. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 2013. — 284с.
55. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 316 с.
56. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. - М.: Наука, 2015. - 406 с.
57. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Эксмо, 2012. - 178 с.
58. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2012. - 480 с.
59. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. - М.: Издательство РУДН, 2014. - 493 с.
60. Эйдмиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 4¬е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 144 с.
61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. - М.: Эксмо, 2012. - 268 с.
62. Якобсон П.М. Психологическое компоненты и критерии становления зрелой личности. - СПб.: Изд-во «Питер», 2016. - 193 с.