Особенности самосознания подростков из разведенных семей
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 6
1.1. Понятие самосознания в психологической литературе 6
1.2. Понятие неполной семьи 13
1.3. Особенности подростков из разведенных семей 17
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Диагностика особенностей самосознания подростков из разведенных
семей 30
2.3. Программа по коррекции особенностей самосознания подростков из
разведенных семей 40
2.4. Результаты апробации программы 44
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 64
Приложение 69
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 6
1.1. Понятие самосознания в психологической литературе 6
1.2. Понятие неполной семьи 13
1.3. Особенности подростков из разведенных семей 17
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей самосознания подростков из разведенных семей 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Диагностика особенностей самосознания подростков из разведенных
семей 30
2.3. Программа по коррекции особенностей самосознания подростков из
разведенных семей 40
2.4. Результаты апробации программы 44
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 64
Приложение 69
Семья один из главных общественных институтов, участвующих в подготовке ребенка к будущей жизни. Она дает ребенку безопасность, уверенность, опеку и воспитание. В семье ребенок познает нормы и ценности жизни в обществе, приобретает нужные ему социальные навыки. Вырастет ли ребенок полноценным гражданином, зависит, в первую очередь, от условий его воспитания и развития в семье.
Психология семьи и семейных отношений является в настоящее время едва ли не самым актуальным и востребованным направлением помощи на фоне прочих тем и проблем психологического характера. Актуальность этой темы определяется её жизненностью и важностью для каждого человека, поскольку проблема семьи - это проблема обеспечения жизни и её воспроизводства в рамках семьи, рода, общности, социальности, нации, государственности, человечества. Основным институтом, в котором осуществляется воспитание детей, является семья. Полноценное воспитание детей обеспечивается в том случае, когда в воспитательном процессе принимают участие оба родителя. Но, к сожалению, есть семьи, в которых воспитанием детей занимается один из родителей. Такие семьи считаются неполноценными, в современном обществе они стали практически нормой, т.к. многие женщины рожают детей вне брака.
Семья - ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: как С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью психолого-педагогической профилактики по формированию адекватного самосознания среди детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса на практике.
Цель исследования - выявление особенностей самосознания подростков из разведенных семей, разработка программы коррекции самосознания подростков из разведенных семей для использования полученных данных педагогом-психологом при работе с данной категорией детей.
Объект исследования - самосознание подростков из разведенных семей.
Предмет исследования - особенности самосознания подростков из разведенных семей.
Гипотеза: процесс коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей будет эффективен, если в процессе коррекции происходит: - формирование осознанного восприятия своего «я», своих недостатков и достоинств;
- развитие умения адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния;
- формирование интереса к саморазвитию;
- развитие произвольной регуляции поведения;
- воспитание позитивного отношения к людям;
- обучение приёмам самопомощи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самосознания в психологической литературе, выявить психологические особенности развития подростков из разведенных семей.
2. Провести диагностику особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
3. Разработать и апробировать программу по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
4. Проанализировать результаты апробации программы.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев);
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
3. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»;
4. Методика «Незаконченные предложения».
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г. Пензы.
В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 12-14 лет (30 юношей и 30 девушек).
В качестве метода математической статистики применялся t-критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении информации по проблеме особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
Психология семьи и семейных отношений является в настоящее время едва ли не самым актуальным и востребованным направлением помощи на фоне прочих тем и проблем психологического характера. Актуальность этой темы определяется её жизненностью и важностью для каждого человека, поскольку проблема семьи - это проблема обеспечения жизни и её воспроизводства в рамках семьи, рода, общности, социальности, нации, государственности, человечества. Основным институтом, в котором осуществляется воспитание детей, является семья. Полноценное воспитание детей обеспечивается в том случае, когда в воспитательном процессе принимают участие оба родителя. Но, к сожалению, есть семьи, в которых воспитанием детей занимается один из родителей. Такие семьи считаются неполноценными, в современном обществе они стали практически нормой, т.к. многие женщины рожают детей вне брака.
Семья - ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: как С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью психолого-педагогической профилактики по формированию адекватного самосознания среди детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса на практике.
Цель исследования - выявление особенностей самосознания подростков из разведенных семей, разработка программы коррекции самосознания подростков из разведенных семей для использования полученных данных педагогом-психологом при работе с данной категорией детей.
Объект исследования - самосознание подростков из разведенных семей.
Предмет исследования - особенности самосознания подростков из разведенных семей.
Гипотеза: процесс коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей будет эффективен, если в процессе коррекции происходит: - формирование осознанного восприятия своего «я», своих недостатков и достоинств;
- развитие умения адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния;
- формирование интереса к саморазвитию;
- развитие произвольной регуляции поведения;
- воспитание позитивного отношения к людям;
- обучение приёмам самопомощи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать понятие самосознания в психологической литературе, выявить психологические особенности развития подростков из разведенных семей.
2. Провести диагностику особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
3. Разработать и апробировать программу по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
4. Проанализировать результаты апробации программы.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев);
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
3. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»;
4. Методика «Незаконченные предложения».
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г. Пензы.
В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 12-14 лет (30 юношей и 30 девушек).
В качестве метода математической статистики применялся t-критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении информации по проблеме особенностей самосознания подростков из разведенных семей.
Самопознание - это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самосознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности. На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я». Самопознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого.
Ключевым элементом самосознания выступает самооценка. Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Психологами отмечаются специфические особенности детей, воспитывающихся в условиях неполной семьи. Таковыми являются: меньшая конкуренция детей между друг другом и большая привязанность друг к другу; наличие пессимизма, неуверенности в собственных силах, беспокойства, тревожности. Ряд исследователей выявляют агрессивность подростков из неполных семей как особенность их психоэмоционального состояния. Самооценка юношей и девушек отличается ситуативностью, неустойчивостью, подверженностью внешним воздействиям. Последний пункт чаще относят к раннему подростковому возрасту, позже он сменяется устойчивостью и многосторонностью охвата сфер жизнедеятельности.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что самоотношение подростков из разведенных семей обладает следующими особенностями: подростки демонстрируют преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. У них выявлено неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Они демонстрируют веру в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Они относятся к себе как к неспособным вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются. Подростки из разведенных семей демонстрируют глубокие сомнения в уникальности своей личности, недооценку своего духовного «Я», а также общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично. Эти люди видят в себе прежде всего недостатки, и готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Однако у них выявлена высокая готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».
У большинства испытуемых (40-60%) выявлены средние значения самооценки, общения и комфорта. Однако у значительной части детей (20¬30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
Также у большинства испытуемых (50-70%) выявлены средние значения положительного отношения к настоящему и будущему, проявления личностно значимых ценностей, а также представлении о своем будущем. Однако у значительной части детей (15-30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
В результате реализации программы по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей было выявлено, что существуют значимые различия по всем параметрам в экспериментальной группе.
Так, у испытуемых снизились показатели по шкалам «Закрытость», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение». Показатели же по шкалам «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», напротив, возросли.
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Самоценность» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Самоценность», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Контакты» выросло на 10% (с 10% до 20%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Контакты», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Комфорт» выросло на 10% (с 40% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Комфорт», напротив, снизилось на 10% (с 20% до 10%).
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему» выросло на 25% (с 15% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему», напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей» выросло на 20% (с 20% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Представления о своем будущем» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Представления о своем будущем», напротив, снизилось на 25% (с 30% до 5%).
В контрольной же группе результаты не изменились.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Ключевым элементом самосознания выступает самооценка. Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Психологами отмечаются специфические особенности детей, воспитывающихся в условиях неполной семьи. Таковыми являются: меньшая конкуренция детей между друг другом и большая привязанность друг к другу; наличие пессимизма, неуверенности в собственных силах, беспокойства, тревожности. Ряд исследователей выявляют агрессивность подростков из неполных семей как особенность их психоэмоционального состояния. Самооценка юношей и девушек отличается ситуативностью, неустойчивостью, подверженностью внешним воздействиям. Последний пункт чаще относят к раннему подростковому возрасту, позже он сменяется устойчивостью и многосторонностью охвата сфер жизнедеятельности.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что самоотношение подростков из разведенных семей обладает следующими особенностями: подростки демонстрируют преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. У них выявлено неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Они демонстрируют веру в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Они относятся к себе как к неспособным вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются. Подростки из разведенных семей демонстрируют глубокие сомнения в уникальности своей личности, недооценку своего духовного «Я», а также общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично. Эти люди видят в себе прежде всего недостатки, и готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Однако у них выявлена высокая готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».
У большинства испытуемых (40-60%) выявлены средние значения самооценки, общения и комфорта. Однако у значительной части детей (20¬30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
Также у большинства испытуемых (50-70%) выявлены средние значения положительного отношения к настоящему и будущему, проявления личностно значимых ценностей, а также представлении о своем будущем. Однако у значительной части детей (15-30%) выявлены низкие значения по данным параметрам.
В результате реализации программы по коррекции особенностей самосознания подростков из разведенных семей было выявлено, что существуют значимые различия по всем параметрам в экспериментальной группе.
Так, у испытуемых снизились показатели по шкалам «Закрытость», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение». Показатели же по шкалам «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», напротив, возросли.
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Самоценность» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Самоценность», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Контакты» выросло на 10% (с 10% до 20%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Контакты», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Комфорт» выросло на 10% (с 40% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Комфорт», напротив, снизилось на 10% (с 20% до 10%).
Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему» выросло на 25% (с 15% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Положительное отношение к настоящему и будущему», напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей» выросло на 20% (с 20% до 40%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Проявление личностно значимых ценностей», напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%). Количество испытуемых с высоким показателем по шкале «Представления о своем будущем» выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с низким показателем по шкале «Представления о своем будущем», напротив, снизилось на 25% (с 30% до 5%).
В контрольной же группе результаты не изменились.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Представление о гендерной идентичности девочек-подростков,
воспитывающихся в семьях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ РИСКАМ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Особенности самооценки детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗ ОТЦА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Самоотношение и психологическая зрелость в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Самоотношение и психологическая зрелость в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЛИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018



