Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние экономических санкций на импортозамещение в агропромышленном комплексе России

Работа №161352

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения экономических санкций 6
1.1 Понятие и сущность экономических санкций 6
1.2 Цели и принципы применения торгово-экономических санкций 12
Глава 2 Анализ влияния экономических санкций на агропромышленный комплекс России 18
2.1 Влияние экономических санкций на торгово-экономические отношения
России 18
2.2 Последствия применения санкций для агропромышленного комплекса .. 26
Глава 3 Тенденции развития импортозамещения в агропромышленном комплексе
России в условиях экономических санкций 33
3.1 Проблемы импортозамещения в агропромышленном комплексе 33
3.2 Основные направления развития агропромышленного комплекса России в
современных условиях 42
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А 57
Приложение Б 58

Актуальность темы обусловлена тем, что импортозамещение рассматривается в контексте достижения общего макроэкономического баланса, адаптации рынка и достижения нового уровня экономического развития как основной составляющей национальной экономики Российской Федерации в условиях санкций.
Политика импортозамещения - это совокупность мер, которые направлены на повышение конкурентоспособности товаров на национальном рынке и стимулирование их производства для удовлетворения внутреннего спроса, а также сокращение импортной зависимости от иностранных товаров. Импортозамещение в АПК Российской Федерации представляется важной частью экономики на современном этапе.
По разным причинам многие игнорируют стратегии роста, ориентированные на экспорт, в пользу стратегий развития, основанных на замещении импорта. Эта политика направлена на содействие быстрой индустриализации и, следовательно, развитию путем возведения высоких барьеров для иностранных товаров с целью поощрения отечественного производства. Такая торговая политика состоит из широкого спектра мер контроля, ограничений и запретов, таких как импортные квоты и высокие тарифы на импорт.
Движущими факторами развития импортозамещения являются:
• возможности внутреннего рынка;
• возможности инвестиций в отрасль;
• природные ресурсы [41].
Идея замещения импорта в экономической мысли появилась достаточно давно, однако ассоциируется с аргентинским экономистом Р. Пребишем, обнародовавшим свои идеи в 1950-х гг. После Второй мировой войны концепция импортозамещения активно применялась развивающимися странами, когда были необходимы капиталовложения для экономического развития. В начале 1980-х гг. с введением «Вашингтонского консенсуса», который поддерживал более свободную торговлю, от политики импортозамещения стали уходить [45].
Процесс импортозамещения - это сложный опыт для экономики любой страны. Проведение такой политики в стране подразумевает изменение каналов поставок и маркетинга многих экономических агентов в стране. В апреле 2014 г. Правительство Российской Федерации в ответ на измененную экономическую парадигму реализовало Государственную программу по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности промышленности. Ее цель состояла в том, чтобы создать конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную отрасль, способную к эффективной интеграции в глобальную технологическую среду. Он также поощрял разработку и применение передовых промышленных технологий, направленных на формирование и использование новых рынков инновационной продукции, которая эффективно обеспечила бы экономический рост и оборонный потенциал страны.
Данная тема наиболее полно представлена в работах экономистов западных стран, поскольку санкции являются важным элементом внешней экономической политики именно западных государств, а его научная разработка и обоснование представляет особый интерес для европейских и американских ученых. Так, различные аспекты результатов исследований экономических санкций представлены в работах таких зарубежных ученых, как Г. К. Хафбауэр, Дж. Дж. Скотт, К. А. Элиот, Б. Оэгг, Т. Мэйдис, Х. Лаурила, М. Голиард, С. Оксенстиерна, П. Олссон.
В России интерес к исследованию экономических санкций возник только в последние годы после введения определенных внешних ограничений (2014 г.), хотя в истории Советского Союза есть примеры недружественных действий, политического и экономического давления со стороны стран Запада. Вместе с тем, возросший интерес отечественных ученых-экономистов к данной проблеме и сегодня сосредоточен главным образом на прикладных аспектах санкционных и контрсанкционных воздействий. Так, в России проблемой импортозамещения занимались такие ученые, как Н. И. Барышникова, Т. Н. Белова, В. Д. Гончаров, М. В. Селина, М. Г. Масальский.
Целью данного исследования является анализ влияния экономических санкций на импортозамещение в агропромышленном комплексе России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность экономических санкций;
• определить цели и принципы применения торгово-экономических санкций;
• рассмотреть влияние экономических санкций на торгово-экономические отношения России;
• выявить последствия применения санкций для агропромышленного комплекса
• проанализировать проблемы импортозамещения в агропромышленном комплексе;
• выделить основные направления развития агропромышленного комплекса России в современных условиях.
Объектом исследования являются торгово-экономические санкции.
Предмет - процесс импортозамещения в агропромышленном комплексе России, а также появляющиеся проблемы и перспективы в аграрном секторе в условиях санкционного давления.
Теоретической базой послужили научные статьи, периодические издания, монографии по проблеме импортозамещения, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы.
Нормативно-правовой основой исследования являются Генеральная Ассамблея ООН. Резолюция 69-й сессии, Устав Организации Объединенных Наций, Указ Президента Российской Федерации № 320 от 24.06.2015 г. «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 21 июля 2022 г. № 3042 и др.
Методологическая база данной работы основана на общенаучных и специальных методах научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, метод исторической и логической оценки экономических явлений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобализация принесла много преимуществ, но критики часто указывают на одновременное увеличение рыночной мощи фирм, которые находятся под контролем нескольких стран. В большинстве стран доминирующими фирмами являются иностранные, что ограничивает инструменты, которые обычно могут быть использованы для противодействия рыночной власти. Однако проведение политики импортозамещения еще не в полной мере, но доказывает обратное.
В настоящее время применение торгово-экономических санкций является одним из эффективных инструментов при воздействии на политику страны-объекта санкций. За последние годы частота введения санкций заметно выросла. Растущая геополитическая напряженность предполагает возможное дальнейшее увеличение правительственных вмешательств.
Так, санкции 2022 г., которые были введены против России, сказались на ее экономическом состоянии, однако это дает возможность развивать отечественное производство для удовлетворения внутреннего спроса при низкой конкуренции. Для развития экономики необходима грамотная политика импортозамещения, особенно в тех отраслях, которые больше всего пострадали от введения санкций.
Проблема модернизации российской экономики остается актуальной, особенно в аграрном секторе, промышленности, машиностроении, где импортозамещение необходимо в современных условиях. Высокая зависимость от импортных поставок наблюдается в таких видах деятельности, как производство машин и оборудования, легкая и химическая промышленность, деревообработка, рыболовство.
Для разработки политики импортозамещения необходимо оценить уровень инвестиций, конкурентоспособность, инновационную деятельность. Импортозамещение в отраслях с высоким или средними показателями конкурентоспособности можно осуществлять без угрозы экономической безопасности.
Тщательно разработанная программа импортозамещения, как в отдельных отраслях, так и в целом, совместно с продуманной протекционистской политики привнесут в экономику России важные структурные изменения: во-первых, это позволит расширить отечественный рынок и повысить качество российской продукции, во-вторых, это увеличит спрос на российские товары на международном рынке и их конкурентоспособность.
Задача правительства состоит в одновременном достижении нескольких целей в рамках политики импортозамещения. Для эффективного достижения этих многочисленных целей необходимо аналогичное количество политических инструментов. Так, замена нынешних мер поддержки ферм более эффективными сократит стандартные затраты.
Проведенный анализ проблем и перспектив политики импортозамещения в России показал, что эффективность этой стратегии может быть достигнута посредством развития некоторых аспектов:
• технологическое развитие компаний;
• использование современной техники;
• финансовая обеспеченность компаний;
• квалифицированные кадры;
• обеспечение контроля производства;
• логистические маршруты;
• маркетинговое продвижение товаров в приоритетных отраслях для импортозамещения.
При условии реализации вышеприведенных мер можно существенно увеличить ситуацию в аграрном секторе России, повысить производительность и сократить зависимость от импортных поставок.
Подводя итог, стоит отметить, что в настоящее время ситуация осложнилась введением санкций против России. Невозможно представить направление этих факторов в долгосрочном периоде. Однако уже сейчас это дало заметный толчок развитию многих отраслей, а также проведению широкомасштабной политики импортозамещения.


1 Устав Организации Объединенных Наций : принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Действующее международное право. М. : Юрайт, 2007. 512 с.
2 Генеральная Ассамблея ООН. Резолюция 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 2014 г. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un- charter/full-text (дата обращения: 30.04.2023).
3 О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2015 г. № 320 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 26, ст. 3878.
4 О внесении изменений в Перечень товаров, в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532 : приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 21 июля 2022 г. № 3042 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303150001- ysclid=lj60e4cjdb462806511 (дата обращения: 15.03.2023).
5 Агроэкспорт. URL: https://aemcx.ru/7ysclidHg0w7t4hf1488586 (дата обращения: 27.03.2023).
6 Афонцев С. А. Санкции и международные институты: перспективы снижения санкционных рисков для России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. № 3. С. 48-68.
7 Батычко В. Т. Международное право: конспект лекций. Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2011. 97 с.
8 Борисовская К. А. Экономические интересы России и оценка импортозамещения продовольствия в условиях санкций // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. 2015. № 3. С. 69-76.
9 Внешняя торговля США. 2022 г. URL: https://www.tadviser.ru/index.- php/Статья:Внешняя_торговля_США?ysclid=l9ea125uuw323933419 (дата обращения: 18.03.2023).
10 Восемь лет санкций против России. 2021. URL: https://www.- rbc.ru/politics/11/10/2021/5bffb0f09a79470ff5378627?ysclid=lfnzl5khz0505504361 (дата обращения: 24.03.2023).
11 Глазатова М. К. Агаджанян С. С., Амирбекова А. С. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2022. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 64 с.
12 Голова И. Приоритеты импортозамещения для обеспечения экономической безопасности российских регионов // SHS Web of Conferences 110. 2021. C. 1-7.
13 Гринберг Р. С., Белозёров С. А. Оценка эффективности экономических санкций: возможности систематического анализа // Экономика региона. 2021. № 2. С. 354-374.
14 Еремина А. Е. Экономические санкции: понятие, типология, особенности // Постсоветский материк. 2019. № 4 (24). С. 78-93.
15 Журнал «Эксперт Онлайн». Какие ответные санкции введет Россия против Запада. URL: chem-rossiya-otvetit-na-sanktsii/?12/ (дата обращения: 22.02.2023)....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ