ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 7
1.1. Проблема формирования информационно-интеллектуальных
умений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Работа с текстом как условие формирования информационноинтеллектуальных умений обучающихся в условиях ФГОС 11
1.3. Методические аспекты формирования информационно
интеллектуальных умений в процессе работы с текстом на уроках биологии 18
1.4. Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА 25
2.1. Выявление уровня сформированности навыков смыслового чтения у
обучающихся 5 класса 25
2.2. Реализация методики формирования информационно-
интеллектуальных умений у обучающихся 5 класса на уроках биологии 32
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
2.4. Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Согласно ФГОС ООО ученик должен овладеть не только определенными знаниями по предмету, но и успешно усвоить самостоятельные способы получения этих знаний. А это значит, что учитель, на уроке по своему предмету, должен подобрать такие задания, которые были практико-ориентированными и интересными для современного школьника. Сделать это можно ориентируясь на метапредметные результаты обучения, которые прописаны во всех программах по школьным предметам. Достижение метапредметных УУД предполагает работу с текстом на уроках биологии на базе смыслового чтения.
Ученик, который каждый день получает огромное количество информации, должен умело оценивать её качество и уметь работать с ней. Здесь на первый план выходит формирование информационноинтеллектуальных навыков на уроках биологии, ведь каждый учитель «науки о живом» в нашей стране уже давно использует навыки смыслового чтения, предполагающие ознакомление, усвоение, обобщение, систематизацию и осуществление умозаключений на основе биологических текстов. Методические приёмы, позволяющие осуществлять работу с текстом на уроках биологии очень разнообразны, но всех объединяет то, что благодаря ним у учеников успешно формируются информационно-интеллектуальные умения. Ученики после таких уроков становятся биологически грамотными, успешными в получении новых знаний, продуктивно творческими в собственной учебной деятельности. Они достигают высоких учебных результатов, ведь обрабатывая полученную информацию, они самостоятельно ищут новые формы для её преобразования и презентации, а это уже говорит о том, что у них развиваются навыки критического мышления и умение работать с информацией выходит на более высокий уровень реализации.
Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью в разработке возможных вариантов формирования информационно-интеллектуальных умений обучающихся 5 класса в процессе работы с текстом на уроках биологии.
Проблемой исследования является поиск ответов на вопросы «Почему в большинстве школ России не уделяется должного внимания формированию информационно-интеллектуальных навыков на уроках биологии?», «Какой должна быть эффективная методика по формированию информационноинтеллектуальных навыков на уроках биологии в 5 классе?» и «Какие формы и методы работы следует использовать для реализации такой методики?»
Исходя из вышесказанного, в исследовании поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование информационно-интеллектуальных умений посредством смыслового чтения у учащихся 5-х классов на уроках биологии.
Объектом исследования является процесс формирования информационно-интеллектуальных умений обучающихся в ходе учебной деятельности на уроках биологии.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования информационно-интеллектуальных умений обучающихся при работе с учебным текстом.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование информационно-интеллектуальных умений учащихся при работе с текстом на уроках биологии в 5-х классах будет происходить наиболее эффективно при следующих педагогических условиях:
- разработаны задания в рамках предмета «Биология», предполагающие работу над навыками смыслового чтения учащихся;
- используются приемы технологии развития критического мышления;
- учитываются личностные особенности учащихся при подборе заданий к различным текстам по биологии.
...
Формирование метапредметных результатов обучения согласно ФГОС ООО предполагает работу с текстом на уроках биологии. Ученик будет успешен и результативен в учебно-воспитательном процессе, если он научится искать, сохранять, перерабатывать, преобразовывать и презентовать информацию из разных источников знаний. У такого ученика развиваются навыки критического мышления, он умеет сравнивать, анализировать, обобщать, синтезировать, классифицировать и давать характеристику определенным биологическим процессам и организмам на основании разных источников информации, будь то информационные источники сети интернет, или же, книги, литература, периодические издания, телевидение, радио.
Таким образом, были проведены уроки в рамках раздела «Клеточное строение организма», построенные на методических приёмах смыслового чтения. 5 «А» класс (экспериментальная группа), в котором проводились уроки с методическими приёмами, предполагающими смысловое чтение. 5 «Б» класс (контрольная группа) использовались традиционные педагогические технологии. В ходе проведения уроков в рамках раздела «Клеточное строение организма» были успешно сформированы информационно-интеллектуальные умения в 5 «А» классе, где проводились уроки с методическими приёмами, предполагающими смысловое чтение. Ученики в этом классе научились на достаточно высоком уровне таким умениям: умение определять тему и главную мысль текста, умение составлять план текста, умение восстанавливать последовательность событий, умение отвечать на вопросы по содержанию текста, умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст, умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний. В 5 «Б» классе информационноинтеллектуальные умения так и остались на уровнях низкий и средний, что свидетельствует о том, что были задействованы традиционные формы работы, поэтому образовательные результаты учеников изменились незначительно.
Наше исследование даёт право говорить о том, что уровень информационно-интеллектуальных умений учащихся в большей мере зависит от степени овладения школьниками методами работы с текстом, нежели от качества учебного текста.
В процессе педагогического эксперимента мы, так же, доказали, что уроки биологии в 5 классе могут стать успешной и результативной базой не только для формирования информационно-интеллектуальных навыков учеников, а и для повышения учебной результативности учеников. Таким образом, после нашей работы с привлечением методических приемов работы с текстом, формирующих информационно-интеллектуальные умения пятиклассников в учебном процессе, мы получили результаты, которые, по сравнению с первым этапом эксперимента, улучшились. Что, в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу об эффективности использования методических приёмов работы с текстом в образовательном процессе по биологии для успешного усвоения знаний о клеточном строении организмов и высоко результативном формировании информационно-интеллектуальных умений у пятиклассников.
Перспективы дальнейшей работы: нарабатывать большее разнообразие методических приёмов, предполагающих развитие смыслового чтения в курсах биологии животных и биологии человека. Отбирать в свою методическую копилку только те, приёмы, которые успешно развивают информационно-интеллектуальные навыки учеников на уроках биологии. Использовать личностно-ориентированное обучения и дифференциацию, при работе над заданиями, предполагающими смысловое чтение на уроке биологии.
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2011. 159 с.
2. Березина М. Н., Вагина Т. Б. Способы и приемы формирования смыслового чтения на уроках биологии // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник материалов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. 2015. С. 71-74.
3. Бондарук М. М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 74 с.
4. Борзова З. В., Дагаев А. М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2005. 400 с.
5. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности). Москва: Баласс, 2008. С. 65-89.
6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: КомКнига, 2006. 144 с.
7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. Москва: Мой учебник, 2007. 256 с.
8. Калинова Г. С., Кучменко В. С. Настольная книга учителя биологии. Москва: Астрель, 2017. 64 с.
9. Колеченко. А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт- Петербург: Каро, 2014. 367с.
10. Комиссаров Б. Д. Методические проблемы школьного биологического образования. Москва: Просвещение, 2011. 160с.
11. Кузьмина В. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся. Москва: Просвещение, 2015. 46 с.
12. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод. Рекомендации. Москва: Гном и Д, 2001. 32 с.
13. Маковеева О. С., Тришкина Д. О. Формирование умений школьников работать с текстом в процессе обучения биологии // Физикоматематическое и естественнонаучное образование: наука и школа. XVIII Емельяновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 2021 / ред. кол. Н.Л. Курилева (отв. ред.) [и др.]. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2021. - 384 с.
14. Никишов А. И. Методика обучения биологии в школе. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. 159 с.
15. Панфилов В. Игра и игровые принципы // Народное творчество. 2009. № 2. С. 49-53
16. Пентин А. Ю. Что нам делать со смысловым чтением? // Методист. 2010. № 4. 64 с.
... всего 49 источников