Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на среднем этапе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего звена 6
1.2. Сущность лексического навыка 10
1.3. Цели, задачи и содержание обучения лексике в 5-9 классах 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Песенный материал как средство совершенствования иноязычных лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
2.1. Роль песенного материала при обучении иностранному языку 20
2.2. Критерии отбора песен для использования на среднем этапе обучения . 23
2.3. Разработка ряда упражнений по формированию иноязычных лексических
навыков на основе песенного материала для 7 класса 27
2.4. Конспект урока по английскому языку c применением песенного материала 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Библиографический список 43
В современном мире, в условиях развития технологий и различных учебных интернет-ресурсов, традиционная работа с учебником на уроках иностранного языка всё чаще чередуется с новыми методами обучения и креативными приемами работы.
В частности, использование песенных материалов играет всё большую роль в педагогической деятельности при обучении иностранным языкам.
Применение песен на уроках английского имеет целый ряд методических преимуществ:
1. песню на иностранном языке можно рассматривать как образец речи, которая знакомит учеников с культурой страны изучаемого языка, тем самым реализуется страноведческий аспект обучения [23, с. 137];
2. использование песенного материала и выполнение упражнений на их основе, предполагает совершенствование всех основных речевых навыков, а именно произносительных, интонационных и лексико-грамматических [6, с. 146];
3. пение, в качестве вспомогательного средства, способствует снятию психологического напряжения, стимулирует речевую деятельность, повышает эмоциональный тонус и поддерживает интерес к изучению иностранного языка [41, с. 167].
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью проблемы использования песенного материала с целью работы над лексическими навыками, в отличие от фонетических, например.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает совершенствование иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения посредством использования песенного материала.
Цель исследования - проанализировать особенности использования песенного материала в рамках развития иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения, а также осуществить подбор песенного материала для 7 класса и разработать упражнения к ним.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена школы;
2) раскрыть содержание понятия «лексический навык»;
3) рассмотреть цели, задачи и содержание обучения лексике иностранного языка на среднем этапе обучения;
4) определить роль песенного материала в обучении иностранному языку;
5) рассмотреть критерии отбора песен для использования на среднем этапе обучения;
6) разработать ряд упражнений по формированию иноязычных лексических навыков на основе песенного материала для 7 класса.
7) составить конспект урока с применением песенного материала.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта.
В качестве теоретической основы данного исследования выступают: труды, раскрывающие систему психолого-педагогической работы с подростками (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, О.Н. Истратова, Е.П. Ильин, И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин и др.); работы, посвященные проблеме формирования лексических навыков на иностранном языке (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, Р.К. Миньяр-Белоручев и др.) и методике использования песенных материалов в обучении иностранным языкам (В.Ф. Аитов, О.Е Романовская, А.П. Журавлёв, А.В. Сергеева, С.Ф. Гебель и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке ряда упражнений по совершенствованию иноязычных лексических навыков на основе песенного материала для 7 класса, который может быть использован на уроках английского языка как дополнение к программе и УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»).
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы изложены в статье «Сущность лексического навыка» в электронном научном журнале «Студенческий вестник» (№ 15(254), 05.05.2023 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, описывается теоретическая база, выявляются его объект и предмет, формулируются цель и задачи, определяются методы исследования и раскрывается практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на среднем этапе» приводится психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего звена, даются определения лексике и лексическому навыку, обосновывается содержание обучения лексике в 5-9 классах, рассматриваются требования, предъявляемые к лексической стороне речи учащихся на среднем этапе обучения в соответствии с ФГОС.
Во второй главе «Песенный материал как средство совершенствования иноязычных лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения» обозначается роль песенного материала в обучении иностранному языку, рассматриваются критерии отбора песен, разрабатывается ряд упражнений на основе песенного материала по совершенствованию иноязычных лексических навыков для 7 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») и приводится конспект урока с применением песенного материала.
В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
Проведенное исследование в данной выпускной квалификационной работе посвящено проблеме совершенствования иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения посредством использования песенного материала.
Анализ литературы научно-методического характера и учебных пособий демонстрирует, что в процессе изучения иностранного языка в целом, и лексики в частности, нередко применяется песенный материал, так как в условиях постоянного развития образовательных технологий все больше становятся актуальными новые форматы работы на уроках.
Целью данного исследования была проанализировать особенности использования песенного материала в рамках развития иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения, а также практически осуществить подбор песенного материала для 7 класса и разработать упражнения к ним.
В теоретической части работы рассмотрена психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего звена. В результате нами был сделан вывод о том, что уроки, в том числе и английского языка, на средней ступени обучения должны иметь определённую специфику исходя из возрастных и психологических особенностей подростков.
Было раскрыто содержание понятия лексического навыка, его особенности и виды. Лексический навык представляет собой способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от речевой задачи. Работа над его формированием ведется последовательно. Подходы можно обобщить в 3 этапа: ознакомление с незнакомыми лексическими единицами, их тренировка, затем речевая практика.
Были рассмотрены цели, задачи и содержание обучения лексике иностранного языка на среднем этапе обучения. Нами был сделан вывод о том, что главной целью обучения лексической стороне речи на данном этапе является овладение обучающимися определенным набором лексем и навыками использования их при говорении, письме, чтении и аудировании. Для реализации данной цели на среднем этапе следует сформировать необходимый запас лексики для коммуникации в различных ситуациях общения. Объем лексического минимума на этом этапе составляет приблизительно 1200 лексических единиц. Сюда входит знание устойчивых словосочетаний, оценочной лексики и слов, отражающих культуру страны изучаемого языка. При правильном выполнении поставленных задач достигается тот уровень владения иностранным языком, который диктуется требованиями ФГОС. Под содержанием обучения лексики понимают всё то, на основе чего будет происходить развитие лексических навыков. Оно включает в себя три компонента: лингвистический, методологический и психологический.
В практической части работы нами была проанализирована роль песенного материала при обучении иностранному языку. Таким образом, использование песенного материала на уроках может сделать занятия более запоминающимися и увлекательными, а само изучение языка - легче и интереснее. Применение песенного материала является современным, эффективным и многосторонним способом развития языковых навыков. Песни способствуют лучшему запоминанию языкового материала, помогают снять эмоциональное напряжение и повысить мотивацию учеников.
Были рассмотрены критерии отбора песен для использования на среднем этапе обучения. Проанализировав различные подходы к формулировке критериев отбора песенного материала, нами был предложен наиболее полный список критериев для отбора песен, подходящий для использования на уроках иностранного языка. Также методика работы с песенным материалом подразумевает следование определённым этапам и корректную организацию деятельности учащихся во время занятия.
Нами был разработан ряд упражнений по формированию иноязычных лексических навыков на основе песенного материала для 7 класса по четырём разделам УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»). Для первого модуля «Lifestyle», посвященному свободному времяпрепровождению, в качестве лексической разминки была взята песня группы «Queen» под названием «Lazing On A Sunday Afternoon». В четвёртом модуле «In the news» была представлена песня «Fashion» исполнительницы Lady Gaga, которой можно дополнить основную тему «Teenage Magazine». При изучении проблем экологии (Module 8 - Green Issues) по данному УМК можно использовать песню «Pass It On Down» группы «Alabama». Песня «No Time to Die» в исполнении Billie Eilish подойдёт для обсуждения любимых фильмов в теме «DVD frenzy», представленной в 7 модуле «In the spotlight». Нами был также составлен конспект урока с применением разработанных упражнений по теме «Save the Earth» для 7 класса. Итак, разработанный методический материал может быть использован учителями английского языка на уроках и внеурочных занятиях.
Проведённое исследование позволяет прийти к следующему выводу: использование песенного материала для развития иноязычных лексических навыков является целесообразным на среднем этапе обучения. Таким образом, задачи данного исследования были решены в полном объеме, поставленная цель достигнута.
Дальнейшее поле для исследования возможно в области расширения анализа и изучения способов использования песенного материала на уроках английского языка для младшего звена, поиска эффективных методов работы с песенным материалом или составления полноценного сборника упражнений.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - Москва: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - Москва: Академический проект, 2003. - 220 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Москва: Питер, 2008. - 398 с.
4. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП. - 2011. - №4. - С. 59-65.
5. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс. В. Английский язык, 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - Москва: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.
6. Воробьева Е.В. Возможности формирования и совершенствования речевых навыков и умений будущих учителей иностранного языка на основе использования песенного материала // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 15. - С. 145-149.
7. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - Москва: КНОРУС, 2017. - 390 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2006. - 336 с.
9. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - №5. - С. 28-31.
10. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
11. Единое содержание общего образования. Примерные программы по
учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: стандарты второго поколения. [Электронный ресурс]. - URL:
https://edsoo.ru/Rabochie programmi po uch.htm (дата обращения:
14.02.2023).
12. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - Москва: Лабиринт, 1999. - 364 с.
13. Журавлёв А.П. Разработка критериев отбора текстов стихов и песен на английском языке для изучения лексики на среднем этапе обучения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2020. - №73. - С. 10-14.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 222 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. - СПб: Питер, 2002. - 512 с.
16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.
- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 511 с.
17. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - Москва: Просвещение, 2006. - 104 с.
19. Кручинина Г.А. Использование песенного материала для формирования лексических навыков на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55.
- С. 129-135.
20. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1995. - №5. - С. 20-24.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2¬е изд., доп. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.
22. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - Москва: Русский язык, 1991. - 360 с.
23. Макарова Л.И. Использование песенного дискурса в обучении английскому языку. Наука и культура России: сб. науч. тр. - Самара: СамГУПС, 2012. - С. 137-140.
24. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие. 7-е изд., стереотип. - Минск: Выш. шк., 2001. - 522 с.
25. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.
26. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб пособие для студ. пед. колледжей / Под. ред. В.М. Филатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416 с.
27. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словарь. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. - Москва: Стелла, 1996. - 144 с.
28. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1996. - №4. - С. 41-44.
29. Осипова Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 28-30.
30. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - Москва: Глосса-Пресс, 2010. - 223 с.
31. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков: учеб. пособие. - Воронеж: Интерлингва, 2002. - 40 с.
32. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 5. - С. 361-365.
33. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - Москва: Мир, 2002. - 319 с.
34. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - Москва: Просвещение, 1988. - 224 с.
35. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1998. - 226 с.
36. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - Москва: Просвещение, 1991. - 287 с.
37. Романовская О.Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе // Иностранные языки в школе. - 2008. - №8. - С. 16-22.
38. Сергеева А.В, Клюшина А.М. Песни как инструмент формирования лексических навыков на уроке английского языка // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №8. - С. 63- 75.
39. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2002. - С. 143-148.
40. Татарницева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. - Тольятти: ТГУ, 2021. - 329 с.
41. Умирзакова С.Е. Использование аутентичного материала в обучении иностранному языку на примере песни. Современные парадигмы лингвистических исследований: методы и подходы: сб. материалов междунар. науч. конф. / под ред. Н.В. Матвеевой. - Уфа: БАШГУ, 2018. - С. 166-170.
42. Фатахова М.С. Эффективность использования песни на уроках иностранного языка // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - № 5(8). - С. 69-71.
43. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL:https://fgos.ru(дата обращения: 10.02.2023).
44. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2003. - 520 с.
45. Щукин А.Н., Фролова Г.В. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования. - Москва: Академия, 2015. - 486 с.
46. Film «No Time to Die». Official Theme Song by Billie Eilish
[Электронный ресурс]. - URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=pO6wDBss8PI (дата обращения:
11.02.2023).
47. Schoepp K. Reasons for Using Songs in the ESL/EFL Classroom
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/309390126 Reasons for Using Songs in the ESLEFL Classroom(дата обращения: 10.02.2023).