Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности обучения письменной речи на уроках французского языка в старших классах средней общеобразовательной школы

Работа №161307

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

немецкий язык

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения письму на французском языке на старшей ступени обучения 6
1.1 Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2 Цели и задачи обучения письменной речи на старшем этапе 18
1.3 Учет возрастных и психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста при обучении письменной речи 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Практические основы обучения письму на французском языке на старшей ступени обучения 32
2.1 Анализ УМК по французскому языку «Objectif» для 10-11 классов авторов Е.Я Григорьевой, Е.Ю. Горбачевой и М.Р. Лисенко классов 32
2.2 Комплекс упражнений по обучению письменной речи на старшем этапе 45
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список литературы 56

На сегодняшний день отмечается, что обучение письму и письменной речи является возможностью коммуникации не только в пределах страны, но и в пределах мира при отсутствии личной встречи с оппонентом. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования гласит, что одной из задач школы в предметной области «Иностранные языки» является достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для самостоятельного общения в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, используя данный язык как средство коммуникации [35].
Актуальность работы заключается в том, что формирование навыков письма и планирования письменного высказывания на старшем этапе обучения осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей школьника. На данном этапе важно создать условия для формирования у учащихся письменной коммуникативной компетенции для полного овладения навыком письменной речи, а также для дальнейшего совершенствования данного вида речевой деятельности на уроках иностранного языка. Проведенные в 2019 году статистические исследования, направленные на изучение результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) по иностранным языкам позволяют сделать вывод о том, что письмо - это наиболее сложный раздел для учащихся. Задания, связанные с письмом вызывают трудности у участников с точки зрения понимания их выполнения, что негативно сказывается на результатах. При этом остальные разделы по иностранным языкам для вышеуказанных экзаменов не предполагают таких трудностей. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования и обуславливает её выбор.
Теоретическим основанием нашего исследования послужили научные труды таких ученых как И.Н. Верещагина, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, М.Д. Пайвина и другие. Однако, несмотря на то, что проблемы обучения письму рассматриваются большим количеством методистов, многие вопросы остаются дискуссионными. В частности, до сих нет единого мнения по поводу соотношения понятий «письмо» и «письменная речь».
Целью исследования является изучение особенностей обучения письму на старшем этапе изучения французского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- рассмотреть письмо как вид речевой деятельности;
- дать характеристику психологическим особенностям старшего школьника;
- выявить особенности обучения письму на уроках французского языка с учетом психологических особенностей старшего школьного возраста;
- проанализировать упражнения по обучению письму в УМК по французскому языку «Objectif» для 10-11 классов авторов Е.Я Григорьевой, Е.Ю. Горбачевой и М.Р. Лисенко;
- подобрать ряд дополнительных упражнений для обучения письму старших школьников на уроках французского языка с учетом психологических особенностей их возраста.
Объект исследования: обучение письму на уроках французского языка.
Предметом исследования являются приемы обучения письму на уроках французского языка в 10-11 классе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме, ее синтез и систематизация);
- эмпирические (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опытов по обучению письму на уроках французского языка)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы. Низкие результаты участников ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам в разделе «письмо» - это актуальная проблема на сегодняшний день, требующая эффективного решения.
Цель настоящего исследования была достигнута путем решения выведенных задач последовательным образом. Изначально были рассмотрены позиции, где отождествлялись такие понятия как «письменная речь» и «письмо». В результате исследования было выявлено, что в науке выделяется две точки зрения касательно данного тождества. Следует указать, что исследования коснулись методических и психолого-педагогических источников. Так, одни ученые (Л.П. Солонцова, Г.В. Рогова и Е.И. Пасов) считают, что письмо должно рассматриваться более широко, в качестве продуктивного вида речевой деятельности человека. В письмо необходимо включать технику письма и саму речь. Здесь техника выделяется в качестве технологического аспекта, в то время как письменная речь является продуктивным аспектом.
Другие ученые (Н.И. Жинкин и Н.И. Гез) имеют иную точку зрения, в соответствии с которой, указанные выше понятия не должны отождествляться, в связи с чем их следует рассматривать по отдельности. Считаем, что необходимо придерживаться позиции Е.И. Пассова и Г.В. Роговой, которые определяют письмо в качестве продуктивного вида речевой деятельности человека. Для того чтобы реализовать письмо, конкретному человеку нужно овладеть некоторыми навыками и умениями. Среди них обычно выделяют: навык начертания письменных знаков, навык перекодирования звука речи в графические знаки правильным образом, навык, связанный с построением письменных высказываний, ну и наконец лексические и грамматические навыки.
В рамках настоящей работы также были выделены позиции Г.В. Роговой и А.Н. Леонтьева, согласно которым письмо следует рассматривать в качестве сложного речевого умения, которое позволяет обеспечить общение между людьми за счет применения системы графических знаков. При этом письменной речью следует считать навык человека сочетать слова в предложения и тексты для того, чтобы выразить тем самым свою позицию, мысли, чувства, отвечая всем потребностям общения между людьми.
Изучение психологической литературы (Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, В.Б. Хозиев, В.А. Аверин) позволило дать характеристику возрастных особенностей старшего школьника, которыми необходимо руководствоваться при выборе упражнений на обучение письму. Во-первых, при обучении письму на старшем этапе следует уделять большое внимание психологическим изменениям учащихся старших классов, так как именно старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. На данном этапе происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов, ценностных ориентиров, стремления к самовыражению, самоутверждению и профориентации. Следовательно, на старшем этапе обучения при обучении письму необходимо использовать материал с проблемным характером, который бы стимулировал размышления, обмен мнениями, побуждал к выбору. Во-вторых, старшеклассники характеризуются произвольным запоминанием, которое является эффективным, если они осознают цель запоминания определенной информации, таковы будут результаты запоминания. В-третьих, в процессе обучения старшеклассников иностранному языку, учителю необходимо стать их единомышленником и партнером. Ему необходимо руководствоваться их сознательностью, самостоятельностью, их профессионально-ориентированными интересами, всесторонне развивать личность. В случае, когда человек увлечен, ему требуется углубление и творческое применение его знаний, это и является стойким познавательным интересом.
Основным средством формирования навыков письма являются учебно- методические комплекты, поэтому мы посчитали целесообразным проведение анализа системы упражнений в УМК по французскому языку «Objectif» для 10-11 классов, направленных на формирование и совершенствование навыков письма, в контексте соответствия возрастным особенностям старшего школьника.....


1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1999. - 116 с.
2. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. - Москва: Изд-во «Открытое образование», 2005. - 288 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва: Изд-во «Просвещение», 2015. - 352 с.
4. Воропаева Н. Ф. Отбор и организация текстов для чтения: Английский язык, неязыковой ВУЗ: дисс. канд. пед. наук: Москва: МГПИИЯ им. Тореза, 1982. - 175 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития / Москва: Изд-во «Юрайт», 2016. - 302 с.
6. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник/ Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. - Москва: Изд-во «Высшая школа», 1982. - 373 с.
7. Грибанова К. И. Обучение письменной речи на начальном этапе / Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 18-22.
8. Гиниатуллин И. А. Цели и формы постдипломного практико-языкового самообразования учителя иностранного языка / Проблемы стилистики текста и самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранными языками / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, - 2000. - 247 с.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Москва: Изд-во «АРКТИ», 2003. - 192 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория обучение иностранным языкам. Лингводидактика и методика учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков пед. учебных заведений/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва: Изд-во «Академия», 2006. - 336 с.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун - тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Москва: Изд-во «Академия», 2009. - 336 с.
12. Григорьева Е. А., Горбачева Е. Ю., Лисенко М. Р. Объектив // Учебник для общеобразовательных учреждений 10-11 классы 10-е изд. - Москва: «Просвещение», 2012. - 347 с.
13. Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Москва: Изд-во «Академия», 2021. - 272 с.
14. Демьяненко М. Я., Лазаренко К. А., Мельник С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: Изд-во «Вища школа», 1984. - 256 с.
15. Есипович К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1988. - 190 с....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ