Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности

Работа №161304

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме изучения
показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности 8
1.1. Проблема привязанности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста 20
1.3 Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ 26
1.4. Влияние типов привязанности на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ 34
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Изучение показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности 48
2.1. Описание процедуры и методов исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных по изучению
показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности 51
Выводы 63
Заключение 68
Список используемых источников 70
Приложение 1 75
Приложение 2


С самого рождения ребенок развивается как социальное существо. Для благоприятного развития личности необходимо осознание себя, своей человеческой сущности и восприятие другого как исключительного и ценного индивида. Всё это воспитывается у ребенка благодаря стараниям его родителей. Нельзя недооценивать значение общения младенца со взрослыми, исследования, посвященные детям, выросшим в условиях изоляции, показывают, что это приводит к негативным последствиям в психическом развитии детей, заключающимся в глубоком и необратимом недоразвитии таких детей. Подобные результаты объясняются социализацией ребенка, усвоением им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры, все это возможно только в условиях близкого контакта со значимым взрослым, а первой ступенью в общество для ребенка является дошкольное образовательное учреждение.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это связано с тем, что при первом посещении детского сада дети испытывают целую гамму негативных чувств, стресс, возникающий в процессе адаптации, подвергает психику ребенка серьезным испытаниям. Стрессогенными являются: разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, непривычный распорядок дня, ограничения поведения, необходимость выполнения требований, соблюдения правил
Большинство исследований, так или иначе относящихся к проблемам адаптации, строятся вокруг изучения особенностей ребенка: состояния здоровья, возраста, сиблинговой позиции, потребности в общении со сверстником и взрослым, уровня развития предметной деятельности и самостоятельности. Позиция матери, ее вклад в протекание процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению остается недостаточно изученным. В этой связи нами было предпринято исследование, в котором рассматриваются показатели адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности.
Цель исследования - изучение показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности для использования диагностических данных в практике работы педагога-психолога в ДОУ.
Объект исследования - адаптация к детскому саду, привязанность к матери у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - показатели адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности
Гипотеза: существует связь между показателями адаптации к детскому саду и типами привязанности у детей дошкольного возраста, а именно: благоприятное протекание адаптации происходит у детей с надежным типом привязанности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы материнской привязанности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Уточнить теоретические представления о психологических характеристиках детей младшего дошкольного возраста .
3. Выявить проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
4. Определить влияние типов привязанности на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
5. Разработать комплекс методов и провести эмпирическое исследование по установлению связи между показателями адаптации к детскому саду и типами привязанности у детей дошкольного возраста.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные диагностические данные.
Методологическая база исследования:
- Авдеева Н.Н., Анисимова Т.П., Боулби Д., Искольдский Н.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Хаймовская Н.А. (привязанность к матери);
- Сабельникова Н.В., Пупырева Е.В., Баярмаа Ц. (исследуются объекты привязанности у детей, а не только привязанность ребенка к матери);
- Яремчук М.В. Гагарина М.А., Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Чиркова И.В., Пупырева Е.В., Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В., Василенко М.А., Казанцева Т.В., (привязанность рассматривается как причина или фактор формирования отдельных качеств психики ребенка, успешности его социализации; изучаются привязанности взрослого человека);
- Белкина Л.В., Кирюхина Н.В., Сидоркина Т.Ю. (изучается адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ).
В ходе работы были использованы следующие методы и методики: беседа с воспитателями и родителями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка;
стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при встрече и расставании с матерью с использованием листов адаптации; включённое наблюдение по методике М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» для диагностики типов привязанности, методы математической обработки данных (критерий углового преобразования Фишера).
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении характера адаптации детей к условиям ДОУ в связи с их типами привязанности в диаде мать-ребенок.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1) в определении психологической сущности категорий «привязанность» и «адаптация к ДОУ»;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений о влиянии привязанности к матери на успешное протекание адаптации к ДОУ. 
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы отношений в диаде «мать - ребенок». Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья: Экрот Я.Р., Груздова О.Г. Детско-родительская привязанность как условие адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (очно-заочной) (г. Пенза, 19-20 апреля 2019 г.) / под ред. И. А. Медведевой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - С. 48-52.
Магистерская диссертация состоит из двух глав, в первой из которых представлен анализ теоретических и эмпирических научных данных по проблеме исследования; во второй главе приведены эмпирические данные изучения связи между показателями адаптации к детскому саду и типами привязанности у детей дошкольного возраста, а также анализ выявленных связей. Работа включает список литературы, состоящий из 51 источника и Приложений с шаблоном «Листа адаптации к ДОУ» и индивидуальными диагностическими значениями. Объем диссертации составляет 79 страниц машинописного текста.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Привязанность ребенка к матери - это двусторонний процесс, в результате которого формируется готовность эмоционально реагировать на мать, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, которое затем выступает как базовая социальная установка в отношении матери, проявляющаяся затем в других социальных контактах.
2. Привязанность ребенка представляет собой стадиальный процесс (асоциальная стадия - стадия недифференцированных привязанностей - стадия специфической привязанности - стадия множественных привязанностей).
3. Качество привязанности влияет на степень адаптации ребенка к ДОУ. Дети с надежным типом привязанности самостоятельны, контактны, активны в исследовании мира, характеризуются легкой степенью адаптации к детскому саду. Дети с тревожно-избегающим типом привязанности с трудом устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками, характеризуются средней степенью адаптации к детскому саду. Дети с тревожно¬амбивалентным типом привязанности агрессивны, конфликтны, характеризуются тяжелой степенью адаптации к детскому саду.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.
Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная привязанность к матери и дисгармоничный характер эмоционального взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально-эмоционального развития детей и, в частности, могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.
Проведенное исследование было направлено на изучение вопроса о том, какое влияние привязанность в диаде мать-ребенок оказывает на степень адаптации ребенка к детскому саду.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что существует связь между показателями адаптации к детскому саду и типами привязанности у детей дошкольного возраста.
Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы практическими психологами, работающими в дошкольных учреждениях. При поступлении ребенка в детский сад необходимо осуществлять оценку качества привязанности ребенка к матери. В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной форме могут быть даны рекомендации, направленные на развитие, а при необходимости и коррекцию эмоционального взаимодействия с ребенком.
Это поможет обеспечить наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.



1. Авдеева, H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н.Авдеева // Психологическая наука и образование 2006. - № 2. - С. 82-91.
2. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 97-105.
3. Авдеева, H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Н.Н.Авдеева // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 3-12.
4. Авдеева, Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. - М., 2003. - 152 с.
5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 214 с.
6. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2010. - 304 с.
7. Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение / Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева. - М.: [ЦОЛИУВ], 1974. - 39 с.
8. Анисимова, Т.П. Причины нарушений материнско-младенческой привязанности / Т.П.Анисимова // Перинатальная психология и медицина: Сб. науч. работ по мат-лам II-й Междунар. конф. - СПб., 2003. - С. 76-78.
9. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
10. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
11. Берк, Л.Е. Развитие ребенка / Л.Е. Берк. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.
12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2011. - 365 с.
13. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби; пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
14. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби; пер. с англ. В.В.Старовойтова. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2006. - 323 с.
15. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. - Самара,
1997. - 88 с.
16. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации: дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.05 / Василенко Маргарита Анатольевна [Курский гос. ун-т]. - Курск, 2011. - 233 с.
17. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с.
18. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1996. - 143 с.
19. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Крыжановская. - М.: Перо, 2015. - 192 с.
20. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками: монография / В.И. Долгова, Е.В. Попова. - М.: Перо, 2015. - 208 с.
21. Долгова, В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников / В.И. Долгова // Биосоциальные характеристики психологии современного человека: сб. труд. Междунар. виртуальной Интернет-конф. (Лондон, 08-14 августа 2013 г.). - Лондон, 2013. - С. 62-66.
22. Запорожец, A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 430 с.
23. Иванова, С.В. Влияние матери на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / С.В. Иванова, Л.Д. Андреева // VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум».
- 2015. - С. 69.
24. Искольдский, Н.В. Исследование привязанности ребёнка к матери (в зарубежной психологии) / Н.В. Искольдский // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 46-151.
25. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 112 с.
26. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 336 с.
27. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 170 с.
28. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты / П. Клейнман. - М.: МИФ, 2016. - 280 с.
29. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина.
- 3-е изд., стереотип. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 256 с.
30. Мухамедрахимов, Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска / Р.Ж. Мухаммедрахимов // Вопросы психологии. -
1998. - № 2. - С. 33-45.
31. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухаммедрахимов. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 15-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2015. - 656 с.
33. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные
психологические труды / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. - 4-е изд. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 400 с.
34. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 80-90.
35. Павлова, О.Н. Теория привязанности, стили привязанности и особенности её нарушения / О.Н. Павлова // Журнал «Семейная психология и семейная терапия». - 2001. - № 2. - С. 19-27.
36. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144 с.
37. Подберезный, В.В. Наблюдение объекта как стратегия создания его образа / В.В. Подберезный, З.И. Шимко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2009. - № 2. - С. 241-247.
38. Серебрякова Г.Г. Лист адаптации ребенка к ДОУ [Электронный
ресурс] / Г.Г. Серебрякова. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2018/05/20/list-adaptatsii-rebenka-k-dou
39. Савва, Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова [и др.]. - М., 2013. - 234 с.
40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
41. Сидоркина, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: Учеб. пособие для студ., обуч. по направл. «Психолого-педагогическое образование» / Т.Ю. Сидоркина. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. - 92 c.
42. Сластенин, В.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 480 с.
43. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 6-15.
44. Соловьева, О.И. Методика развитие речи детей и обучение родному языку в детском саду: учебник для вузов / О.И. Соловьева. - М., 2006. - 51 с.
45. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и метод. рекомендации / Сост. О.В. Акулова. - М.: Сибирь, 2007. - 98 с.
46. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
47. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный ИЦ «ВЛАДОС», 2004. - 240 с.
48. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошк. пед. училищ / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2007. - 239 с.
49. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.
50. Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, А.Д. Виноградова. - СПб., 1997. - 156 с.
51. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон; пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ