ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 8
1.1 Дидактический потенциал эколого-краеведческих
материалов при обучении биологии 8
1.2 Краеведческий принцип организации биологического
образования 13
1.3 Особенности использования эколого-краеведческого
материала на уроках и во внеурочной деятельности по биологии 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 27
2.1 Реализация педагогических условий использования
эколого-краеведческого материала на уроках биологии 27
2.2 Особенности организации кружка «Моя малая родина» 39
2.3 Диагностика эффективности использования эколого- 45
краеведческого материала при обучении биологии
2.4 Методические рекомендации по использованию эколого-краеведческого материала при обучении биологии 49
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность
Требования Федеральных государственных стандартов (ФГОС) предусматривают:
- воспитание у обучающихся российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, людям труда и др.);
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, мировоззрению, вере, языку, гражданской позиции, истории, обычаям, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование основ экологической культуры «на примере экологически сообразного поведения в быту и природе» (ФГОС НОО), «соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» (ФГОС ООО), «как условие достижения устойчивого развития общества и природы» (ФГОС СОО) [5].
Одним из возможных средств реализации построения процесса обучения на основании индивидуальных образовательных траекторий учеников, предусмотренных требованиями ФГОС, способствует включение в содержание образования краеведческого компонента - этнокультурных материалов характеризующих «портрет малой родины» [4].
Преподавание предмета биологии в школе предполагает использование эколого-краеведческого материала, ориентирует процесс изучения природы и человека в контексте мировой, национальной культуры и культуры родного края. Комплексный характер краеведческого знания, с опорой на традиции и его длительное социокультурное и этноэкологическое становление:
- раскрывает общие закономерности изучаемых явлений;
- формирует взгляды и убеждения обучающихся;
- изменяет стереотипы поведения, обусловленные чувством нормы, правилами выработанными поколениями;
- развивает интерес к биоэкологическим знаниям;
- приобщает школьников к самостоятельности и самообразованию [ 1, 2].
Использование эколого-краеведческих материалов в биоэкологическом образовании также позволяет привлекать обучающихся к всестороннему изучению своей местности, обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем биологии и экологии, обеспечивающую эффективное использование этого материала в практической деятельности. Активное включение краеведческих текстов в образовательный процесс развивает интерес к истории и культуре родного края, способствует формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему своей страны.
Теоретической базой являются концепция развития биологического и географического образования, в которой реализуется переход к системно-деятельностному подходу, ведущим методическим принципом которого является формирование практических умений и навыков использования системы приобретенных знаний (В.П. Максаковского, А.А. Лобжанидзе, В.В. Николиной, Е.Ю. Колобковского, Г.Е. Залесского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, О.Н. Пономарёвой) [2, 3, 5]; исследования А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, В.В. Николиной, О.Н. Пономарёвой [6, 12, 15], посвященные обоснованию методологических основ реализации непрерывного экологического образования (далее - ЭО), становлению понятийно - терминологического аппарата ЭО, развитию системы экологических ценностей и ценностных отношений, определению общекультурного ядра ЭО и его внедрению в содержание каждого учебного предмета; исследования С.Д. Дерябо, Г.Е. Залесского, В.И. Панова, В.А. Ясвина [3, 8, 13] о психолого-педагогических механизмах формирования отношения к природе в онтогенетическом, культурно - историческом, функциональном аспектах; исследования М.В. Кларина, И.М. Осмоловской, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, И.Я. Лернера [9, 10, 1] по развитию культурологической теории содержания образования, деятельностной теории усвоения социального опыта, педагогической семиологии (как междисциплинарной области исследования культуры, запечатленной в знаково - символическом виде); исследования А.А. Вербицкого, В.Г. Калашникова [5] по проблемам единства обучения и воспитания в условиях контекстного образования, исследования Ю.М. Попова, Н.Н. Сазоновой затрагивающие проблемы системного подхода в биоэкологическом образовании [16]; исследования П.В. Иванова, который предложил ряд приемов использования краеведческого материала на уроках.
Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия использования эколого-краеведческого материала при обучении биологии.
Объект исследования: эколого-краеведческий материал.
Предмет исследования: использование эколого-краеведческого материала при обучении биологии.
База опытно-экспериментальной работы/целевая аудитория: МБОУ СОШ № 60 г. Пензы.
Гипотеза исследования: использование эколого-краеведческого материала при обучении биологии способствует эффективной реализации требований ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности использования эколого-краеведческого материала на уроках биологии и в процессе внеурочной деятельности.
3. Выявить педагогические условия использования краеведческого материала в биоэкологическом образовании.
4. Разработать программу кружка по биологии, основанной на использовании краеведческого материала.
5. Разработать конспекты уроков по биологии с краеведческим компонентом.
6. Провести диагностику эффективности использования эколого-краеведческого материала в биоэкологическом образовании.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализа педагогической, психологической литературы и интернет - ресурсов по проблеме исследования;
практические: изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование; методика диагностики «оценка эффективности использования эколого-краеведческого материала»; педагогический эксперимент.
математические: статистическая обработка экспериментальных данных; графические и табличные интерпретации результатов эксперимента.
Этапы исследования.
Первый этап (2019 - 2020): анализ психолого - педагогической литературы и интернет ресурсов по проблеме исследования. Изучение педагогического опыта. Определение цели, формулирование гипотезы, разработка научного аппарата исследования.
Второй этап: (2020 - 2021): опытно - экспериментальная работа.
Третий этап (2021 - 2022): систематизация и обобщение результатов исследования, разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных технологий при проведении занятий, уточнение основных выводов, оформление магистерской диссертации.
Практическая значимость: материалы исследования использовать на учебных занятиях по дисциплинам «Биология», «Экология» в соответствии с требованиями ФГОС.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на научно - практической конференции студентов и профессорско - преподавательского состава ПГУ «Актуальные проблемы науки и образования» (Пенза, 2021 г.); на XVII Национальной научно - практической конференции (с международным участием) «Артемовские чтения»: «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (Пенза, 2021).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Содержит 70 страниц, 4 таблицы и 3 рисунка.
Успех экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Краеведение - важное средство формирования культуры. Наряду с образовательными и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.
Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в уроки способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом.
Полностью на краеведческом материале даются темы, связанные с природой, экологическим состоянием и природой родного края. Здесь успех изучения темы полностью зависит от практического применения знаний учащихся, полученных в походах и экскурсиях по родному краю, и систематизации их на уроке. В целом при реализации краеведческого материала в обучении происходит самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, приобретаются умения исследовательского характера, осуществляется подготовка к практической деятельности школьников, расширяются и развиваются их общеобразовательные знания.
Анализ литературы позволил выявить следующие особенности использования эколого - краеведческого материала на уроках биологии:
1) все школьники должны работать с эколого - ориентированным материалом;
2) краеведческая информация должна конкретизировать и дополнять теоретический материал, изложенного в федеральных учебниках, и исключать сведения, неоправданно вызывающие перегрузку обучаемых;
3) наполнение содержания уроков краеведческими текстами, и оригинальными междисциплинарными заданиями на их основе;
4) работа над учебно-исследовательскими проектами краеведческого характера позволяют сформировать системные знания о растительном и животном мире региона, климатических, демографических, социально - экономических, культурных, исторических особенностях, традициях и быте земляков.
Также мы выявили следующие особенности использования эколого - краеведческого материала в процессе внеурочной деятельности, ориентированной на эффективное освоение школьниками знаний о природе, ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения.
1) использование эколого-краеведческого материала во время туристических походов и экспедиций - туристско - краеведческой деятельности, которую рассматривают как комплексное средство всестороннего развития в активном познании и доступном улучшении окружающего мира;
2) организация экскурсий: ни один рассказ, иллюстрации или видеоролик не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий, это: наблюдение явлений и процессов природы; изучение состояния объектов природы, которые охраняются с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории края и экологических последствий деятельности человека; всю новую информацию целесообразно использовать и в учебном процессе, и в процессе внеурочной деятельности;
3) кружковая работа ориентирована преимущественно на познавательную и эколого - ориентированную практическую деятельность обучающихся: разработка проектов устройства школьного участка, маршрутов экологических экспедиций по родному краю или экологической тропы, организация и проведение школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды и др;
4) опытническая работа на пришкольном участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биологических особенностях, экономическом и культурном значении типичных представителей природы своего края.
На основе выявленных педагогических условий: а) краеведческий принцип организации биоэкологического образования; б) учет всех уровней познавательной работы с краеведческим материалом на основе краеведческого подхода; в) применение поэтических образов, которые раскрывают очарование родной природы, могут научить бережно относиться к окружающей среде, посредством благоприятного влияния на эмоциональное состояние и чувств обучающихся мы разработали программу кружка по биологии, основанной на использовании краеведческого материала и конспекты уроков по биологии с краеведческим компонентом.
1. Алексеев, Н.А. Личностно - ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 333 с.
2. Андреева Н.В., Дидактические особенности использования краеведческих текстов в общеобразовательной школе/ Н.В. Андреева. Томск: Томский государственный университет, 2020. №3(57).С.52-53.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., «Просвещение», 2010. 314 с.
4. Бабакова Т.А. Экологическое краеведение / Биология в школе. - №4. 1996 С. 60-62.
5. Бабепко, В.Г. Биология: Материалы к урокам - экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 288 с
6. Байбородова, Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Т.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. М.: Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2003. 176 с.
7. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 - 11 классах / авт. - сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007. 167с.
8. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. - 2000. - №3. - С. 57 - 59.
9. Васина О.Н. Психолого-педагогические механизмы
формирования эмоционально - ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии //Известия высших учебныхзаведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2009. № 4 (12). С. 111¬117.
10. Васина, О. Н. Формирование эмоционально - ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васина О.Н. Пенза, 2004. 23 с.
11. Галимов, Р. Ф. Формирование природоохранной компетенции у
учащихся среднего звена сельской школы в единстве учебной и внеучебной деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Р. Ф. Галимов. Казань. 2012. 193 с.
12. Галкин Ю. Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность / Ю. Ю. Галкин, И. А. Сосунова, Л. М. / Использование и охрана природных ресурсов в России. № 3. 2004. С. 116-120.
13. Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А.Герд. JL, 1928. 109с.
14. Глушанок, Т.М. Практика Экскурсионной деятельности / Т.М. Глушанок, Н.М. Хуусконен. СПб «Издательский дом Герда», 2006. 208 с.
15. Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Педагогика. № 10. 2002. С. 56-59.
16. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы: Учебно - методическое пособие / Н.П. Ерастов. М.: Мысль. 1985. С. 79.
17. Запартович Б. Б. С любовью к природе / Б. Б. Запартович, Э. Н Криворучко, Л. М. Соловьева. М.: Педагогика, 2003. 232с.
18. Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в
деятельности классного руководителя: диссертация ... кандидата
педагогических наук : 13.00.01. Самара, 2007. 194 с.
19. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении / Н. Д. Зверев. М.: Просвещение. 2003. 294 с.
20. Зверева З.А. Аксиологические основы краеведения в разностороннем развитии учащихся: Дис. ... канд. пед. наук /З.А.Зверева. Вологда, 2005. 181с.
21. Зуева Т.Г. Экологическое воспитание школьников / Педагогический вестник ЕАО. № 2. 2007 С. 15 17.
22. Иванов, П.В. Современное школьное краеведение /П.В.Иванов // Советская педагогика. 1990. № 10. С.27-30.
23. Иванов А.И., Красная книга Пензенской области: Том1 «Грибы, лишайники, мхи, сосудистые растения», Том2 «Животные»/ А.И. Иванов,
B. Ю. Ильин. Пенза, 2013. Т1. 300 с.
24. Ионина, Н. Г. Научные основы школьного курса биологии: учеб. - метод. пособие для студ. / Н. Г. Ионина. Курган. 2002. 48 с.
25. Ищук, Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся: Дис. ... канд. пед. наук /Галина Николаевна Ищук. Санкт- Петербург, 2000.323с.
26. Каменский А.А., Пасечник В.В. «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс/ А.А. Каменский. М.: Издательство «Дрофа», 2000. 304 с.
27. Каменский А.А., Пасечник В.В, Введение в общую биологию и экологию 9 класс/ А.А. Каменский. М.: Изд - во «Дрофа», 2000. 304 с.
28. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии: учеб. пособие / В.
C. Конюшко. Мн: Книжный дом. 2004. 256 с.
29. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс. 2005. 474 с.
30. Лаптев, И.Д. Экологические проблемы современности / И.Д. Лаптев. М.: Мысль. 2002. 178 с.
31. Лахтина, М.И. Отражение историко - краеведческих материалов в школьном биологическом образовании / Биология в школе. №6. 2008. С. 34 - 37.
32. Линенко ОА. Экологическая направленность изучения региональных систем в курсе «Науки о Земле» // Материалы XXXIV науч. - техн. клнф. по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов за 2004 год. Ставрополь, 2005. 114 с.
33. Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов / Экологическое образование. № 3. С. 4 - 8.
34. Мамонтов, С.Г., Захаров В.Б. «Общие закономерности» 9 класс/ С.Г. Мамонтов. М.: Издательство «Дрофа», 2000. 304 с.
35. Матвеева С. В., Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы/ С. В. Матвеева, Л. А. Подосинникова. Астраханский вестник экологического образования, 2011. № 2 (18). С. 70 - 73.
36. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии - М.: КолосС. 2007. 304 с.
37. Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Экологическое краеведение как составляющая экологического образования. Известия Самарского научногоцентра Российской академии наук. 2010. 1(9).Т. 12. С. 2309 - 2312.
38. Павлов, А. Н. Основы экологической культуры / А. Н. Павлов. СПб.: Политехника. 2004. 336 с.
39. Панкратов, А. В. Идея экологического образования / Философия экологического образования. М.: Прогресс. Традиция. 2001. С. 329 - 347.
40. Перегудов, В.А. Современные проблемы непрерывного экологического образования / В. А. Перегудов, Ю. Д. Эдельштейн / Тульский экологический бюллетень. Вып. 1. 2006. С. 113 - 120.
41. Плешаков, А.А. «Введение в биологию» 5 класс/ А.А. Плешаков. М.: Издательство «Дрофа», 2000. 304 с.
42. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин. М.: изд. центр «академия». 2003. 272 с.
43. Попова, Т. А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие / Т. А. Попова. М.: Сфера. 2005. С. 5 - 11.
44. Савинова Е.В Психолого - педагогические основы реализации принципа краеведения на уроках биологи / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук/ Школа будущего. № 6. 2008. С. 38 - 42.
45. Савинова Е.В Современное состояние проблемы организации самостоятельных работ школьников в процессе обучения биологии / Е.В. Савинова / Альманах современной науки и образования. № 5. 2009. С. 131 - 133.
46. Савинова Е.В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук/ Успехи современного естествознания. № 6. 2008. С.121 - 123.
47. Савинова Е.В. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. / Е.В. Савинова/ Образование и саморазвитие. № 5 (15). 2009. С. 15 - 19.
48. Савинова Е.В. Элементы методики использования краеведческого материала на уроках биологии / Е.В. Савинова / Методический поиск: проблемы и решения. № 3. 2008.С. 48 - 50.
49. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг:
Практические занятия. М.: Новая школа. 1996. 178 с.
50. Сборник программ курсов предпрофильной подготовки и элективных курсов по биологии, химии, географии, экологии. Пенза: Изд - во Пензенского Института развития образования, 2011. 110 с.
51. Симонова, Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков / Дополнительное образование. № 9. 2001. С. 34 - 37.
52. Суравегина, И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения / И.Т. Суравегина / Экологическое образование. № 4. 2001. С. 5 - 10.
53. Травникова, В. В. Биологические экскурсии: Учеб. - методич. пособ. / В.В.Травникова. Санкт - Петербург: Паритет. 2002. 256 с.
54. Тюмасева, З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З. И. Тюмасева / Экологическое образование. №4. 2001. С. 11 - 13.
55. Фасхутдинова Е. Н. Краеведение в учебно-исследовательской деятельности учащихся / Е. Н. Фасхутдинова. 2002. №5. С.67 - 68.
56. Цветкова, И.В. Экология для старшей школы / Ярославль. 2006. 190 с.
57. Якунчев М.А., Методика преподавания биологии/ М.А. Якунчев, О.Н Волкова. М.: Издательский центр «Академия». 2008. 320 с.
58. Vasina, O.N. Classification Of Educational And Cognitive Tasks For The Design Of Training In The Military Higher Education Institution /O.N.Vasina, O.N. Ponomariova //The European Proceedings of Social &BehaviouralSciences. 2018. № 90. P. 830-837.