Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности политического лидерства 6
1.1. Понятие политического лидерства как социального явления 6
1.2. Основные концепции политического лидерства 8
1.3. Типология и функции политического лидерства 11
Глава 2. Исследования политического лидерства в России 17
2.1. Тенденции и особенности развития политического лидерства в России 17
2.2. Анализ проблем и путей совершенствования имиджа политического лидера в современном российском обществе 21
2.3. Идеальный имидж политического лидера 23
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 31
Актуальность темы исследования. Жизни общества в современном мире уделяется значительное внимание, причиной этого являются радикальные изменения в социальной жизни. Социальная трансформация, коснувшаяся всех без исключения государств мирового сообщества, заставила по-новому взглянуть на место и роль политического лидерства в современном мире. Очевидно, что во все эпохи существования человечества эта тема была наиболее интересной и актуальной. Но на настоящий момент, в связи с изменением социальных норм данная тема приобретает новую окраску.
В условиях всеобщего процесса глобализации, модернизации и демократизации общества политика обрела самостоятельную силу, стала ведущей, определяющей и решавшей в эволюционном процессе. Проблема политического лидерства - одна из фундаментальных проблем социальных наук. Она тесно связана с вопросом о роли народных масс и личности в истории. Особую значимость осмысление этой проблемы приобретает в новых реалиях.
Немаловажную роль играет политическое лидерство в современной России, определяющее проблемы легитимности и эффективности власти, проблемы, которые в России приобретают особое значение.
Степень научной разработанности. Очевидно, что научная трактовка лидерства менялась с течением времени. В ряду мыслителей, чьи труды стали классическими в исследовании политического лидерства, следует назвать Н. Макиавелли, Ф. Ницше, К. Маркса, Г. Лебона, М. Вебера .
В частности, серьезный вклад в разработку проблематики политического лидерства в широком социально-философском контексте внесли такие исследователи, как Г.М. Андреева, Г.К. Ашин и др.
Среди зарубежных исследований, сохраняющими теоретико-методологическую и практически-политическую актуальность, являются труды Х. Арендт, Р. Арона, Ж. Блонделя и др.
При этом следует отдельно сказать о трудах ведущих современных отечественных ученых: Н. Пищулин и М. Федорова, А. Понедельков, Н. Коваленко и др., весьма плодотворно разрабатывающих, в том числе, и идеи гражданского общества, рассматривающих проблемы политического лидерства, комплексно анализирующих особенности, проблемы и перспективы его становления и развития в России.
Объектом данной курсовой работы является политическое лидерство.
Предметом является социологический аспект специфики политического лидерства в России.
Цель работы: выявить и изучить специфику политических лидеров в России для формирования качественного знания о феномене политического лидерства и разработки соответствующих рекомендаций для политических лидеров.
Задачами данной работы являются:
1. Раскрыть понятие и сущность политического лидерства как социального явления;
2. Изучить основные концепции политического лидерства;
3. Рассмотреть типологию и функции политического лидерства;
4. Изучить тенденции и особенности развития политического лидерства в России;
5. Определить проблемы и пути совершенствования политического имиджа в современном российском обществе.
Гипотеза: в современном российском политическом пространстве наблюдается кризис среди новых политических лидеров, так как влияние действующей партии и ее сторонников на население и общественное пространство, а также менталитет российских граждан способствуют усилению влияния лишь действующего политического лидера. Таким образом, исследование, проведенное в области политического лидерства, а также в сфере формирования имиджа политического лидера будет способствовать появлению новых лидеров на политической арене нашей страны.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы включает в себя исторический подход, который позволяет изучить и проанализировать исторические факты, события, деятелей; системный подход, позволяющий обобщить и систематизировать полученные знания; социокультурный подход, который позволяет рассмотреть общество сквозь призму взаимодействия социальных отношений и культуры.
Источниковую базу исследования составляют документы и исследования, касающиеся изучения феномена политического лидерства, путей и способов формирование политического лидерства, а также исследований, затрагивающих темы гражданского общества и формирования имиджа политического лидера.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных теоретических подходов, методов к изучению феномена политического лидерства, закономерностей и особенностей его формирования, а также в раскрытии значимости феномена политического лидерства.
Практическая значимость исследования состоит в анализе специфики политических лидеров в России с дальнейшей целью формирования и разработки соответствующего практически значимого знания, направленного на политических лидеров и лиц, разрабатывающих данную проблематику.
Подводя итог, прежде всего, отметим, что само по себе политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс социально-коммуникационных взаимодействий между лидером и народом, но и как общественный институт власти.
Политическое лидерство как институт власти обладает двойственной сущностью, включающей моральный и институциональный аспекты.
Так же от лидера политической организации, во многом, зависит будущее не только политического образования, но и государства, нации. Так же отметим, что существует несколько концепций политического лидерства, некоторые из которых мы рассмотрели.
Были раскрыты понятие и сущность лидерства, максимально подробно изложить основные типологии лидерства, существующие как в России, так и за ее пределами. Среди основных критериев классификации выделяются следующие: официальный/неофициальный характер, авторитет, стиль, роль и активность лидера, характер деятельности, содержание активности, количество задействованных лиц, отношение к социальной системе, модель поведения, цель и воздействие на общество, объект лидерства, отношение к власти срок действия, реализация целей и т.д.
Тенденции развития политического лидерства менялись с ходом исторических событий и сменой ярких политических лидеров. Каждый политический лидер России имел свою индивидуальность, неповторимый образ, и каждый оставил яркий след в истории нашего государства.
Следует сказать, что у политического имиджа существует множество сложностей, но именно эти сложности помогают усовершенствовать направленность политического лидерства. Следовательно, социологическое исследование политического имиджа будет довольно актуальной темой еще долгое время, и возможно предположить, что когда-то представления общества об идеальном политическом лидере воплотятся в жизнь.
Эффективность воздействия на аудиторию зависит от успешности имиджа политика, от его правильного формирования, поддерживания и продвижения. Исходя из общественного мнения, имидж складывается из таких факторов как: внешность (совокупность внешних показателей, к примеру: рост, вес и т.д.), биография, манера поведения и общения, умение говорить, моральные и деловые качества (честность, порядочность, профессионализм), политическая принадлежность (партия). И данные факторы должны иметь место и подтверждаться как в реальной жизни, так и в сетевом пространстве.
Таким образом, нам удалось выявить и изучить специфику политических лидеров в России, и можем отметить, что ключевыми особенностями политического лидерства являются следующие аспекты: политический лидер - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения. Политическое лидерство представляет собой отношения доминирования-подчинения в системе властных общественных отношений. Функции политического лидерства представляют собой главные направления деятельности лидера. Имидж политического лидера очень сложная, подвижная и, можно сказать, неустойчивая структура. Именно от грамотно созданного политического имиджа зависит общественное мнение, которое легко меняет свое направление в зависимости от существующей ситуации в обществе.
1. Алексеев Д.Ю. Основы политологии демократического общества: учебное пособие. - Владивосток: ТГЭУ, 2008. - 132 с.
2. Алексеев Д.Ю. Политическое лидерство в России: основные тенденции //Вестник ТГЭУ №91. 2010 С.93.
3. Андреева Г.М. Социальная психология., - М.: Аспект Пресс, 2001. – 290 с.
4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. - 47 с; Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. - М.: Российская академия управления, 1992. - 1З5 с.
5. Арондт Х. Истоки тоталитаризма // М: ЦентрКом, 1996, - 672 с.
6. Ашин Г.К. Современные теории элиты: Критический очерк. - М,: Междунар. отношения, 1985 .- 256 с.
7. Вебер М. Избранные произведения //М: Прогресс, 1990. - 808с.
8. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Электронный ресурс [режим доступа]: http:/ l www.wciom.ru (дата обращения 08.12.2024).
9. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию: учеб, пособие. М, «Флинта Наука», 2006, с. 161.
10. Галкина Е.В. О политическом лидерстве: современные тенденции и технологии / Общество: политика, экономика, право. 2017. С. 12.
11. Каминченко Д.И. Сетевой анализ содержания политического имиджа современного регионального лидера // PolitBook. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-analiz-soderzhaniya-politicheskogo-imidzha-sovremennogo-regionalnogo-lidera (дата обращения: 08.12.2024).
12. Коваленко Н. Центральная власть и аппарат управления в России: Механизм формирования и функционирования. - М., 2000. -347 с.
13. Лебон Г. Психология народов и масс // издательство Ф. Павленкова, СПб., 1898г. – 240 с.
14. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные произведения. М., 1982. - 37с; Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др.-М.: Культурная Революция, 2005.- 880 с.
15. Маркс К. Капитал; Проспект - Москва, 2011 – 929 с.
16. Мельников С.Л., Емельянов В.А., Потураев Д.С. Социологическое исследование политического имиджа:индикаторы и медиа-портрет. Научный журнал «Экономика. Социология. Право. 2023, №3(31).
17. Морякина А.Р., Жигунова Г.В. Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) // Молодой ученный. - 2015. - №13. - С.734.
18. Москалева Ю.В. Электоральное поведение молодежи (по результатам пилотажного исследования) // Вестник МГУ. 2011, №93. с. 236.
19. Пищулин Н. Федорова М. Социология лидерства / Правительство Москвы, Моск. гор. под. ун-т. - м., 1997. - 156 с.
20. Понедельков А. Старостин А. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития / Сев.-Кавказ, акад, гос. службы. - Ростов н/Д,: Изд-во СКАГС, 2000. - 40 с.
21. Результаты выборов президента России–2024. Главные цифры. Kommersant.ru Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.kommersant.ru/doc/6579312.
22. Скляренко К. В. Политический имидж: к исследованию понятий // Экономика и социум. 2020. №11 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-imidzh-k-issledovaniyu-ponyatiy (дата обращения: 08.12.2024).
23. Фонарев А.В. Особенности и основные типы политического лидерства / / Вестниц Брянского государственного университета. 2014. С. 396.
24. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены.2016. №91. С. 316.