Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования связи уровня эмоционального выгорания с личностными
характеристиками педагогов 7
1.1. Понятие синдрома «эмоционального выгорания» в зарубежной и
отечественной психологии 7
1.2. Личностные характеристики педагогов 17
1.3. Проблема синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование связи уровня эмоционального выгорания с личностными характеристиками педагогов 29
2.1. Описание процедуры и методов исследования 29
2.2. Анализ результатов диагностики уровня эмоционального выгорания и
личностных характеристик педагогов 32
2.3. Изучение связи уровня эмоционального выгорания с некоторыми
характеристиками личности педагогов 44
Выводы 49
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложение 58
В настоящее время в нашем обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. В связи с этим исследование проблемы эмоционального выгорания педагогов весьма актуально.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессиям, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром приобрел диагностический статус. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической системы научных знаний и понятий (парадигмы), необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.
На степень, уровень интенсивности синдрома «эмоционального выгорания» также влияют личностные особенности педагогов. Учителям все время приходиться взаимодействовать с обучающимися, тратя при этом весьма солидное количество энергии, нервов и физических сил.
От физического и психологического здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома эмоционального выгорания. При этом в обществе очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающие риск формирования у него синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.
Сегодня синдром «эмоционального выгорания» становится частым объектом исследования, т. к. все чаще можно слышать о срывах учителей на своих коллег, обучающихся. Нередко в обществе таких педагогов подвергают критике, ставят под сомнение их компетентность, профессиональные умения, не пытаясь при этом понять, отчего происходят данные срывы. Думается, что несмотря на большое число опубликованных на тему диагностики эмоционального выгорания работ, она требует дальнейших практических и теоретических исследований.
Большой интерес вызывает исследование уровня эмоционального выгорания педагогов, а также изучение их личностных характеристик. Проблема исследования состоит в недостаточной изученности возможной связи между уровнем эмоционального выгорания и личностными характеристиками педагогов.
Цель исследования - выявление связи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик педагогов для использования полученных данных в консультативной практике психолога и для разработки профилактических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания педагогов...
В ходе изучения проблемы синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов нами были рассмотрены следующие вопросы: изучение понятия «выгорания» в зарубежной и отечественной психологии, мы обратили внимание на характерные личностные черты, присущие «выгоревшим» педагогам. Определили перечень личностных и профессиональных черт, которые необходимы педагогу для успешной педагогической деятельности. Разобрали специфику процесса выгорания у учителей.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессиям, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической системы научных знаний и понятий (парадигмы), необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.
В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, мы становимся свидетелями все большего количества случаев эмоционального выгорания педагогов.
Необходимо своевременно оказывать педагогам психологическую помощь, чтобы предотвратить появления эмоционального выгорания.
Данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной, диагностической и коррекционной работе психолога, а также лечь в основу составления тренинговых программ личностного развития педагога.
В самом начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что существует связь между синдромом эмоционального выгорания и личностными характеристиками педагогов. После анализа результатов исследования и их обработки с помощью математико-статистического анализа мы пришли к выводу, что гипотеза подтвердилась.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека. / Аболин Л.М. - Казань: КГУ. - 1987. - 240 с.
2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий: Психологический журнал / Акиндинова И.А. - 2001. Том 17. - № 4. С. 56-72.
3. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 511 с.
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2003. - 474 с.
6. Бойко В.В., Ковалёв А.Г., Панфёров В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. - М.: Мысль, 1983. - 208 с.
7. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / Борисова М.В. Вопросы психологии. - 2005. - № 2.
8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994. - 108 с.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 358 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1996. - 221 с.
11. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
12. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. - СПб.: Речь, 2008. - 96 с.
13. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983. - 536 с.
14. Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. - Свердловск, 1989.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 583 с...41