Использование фольклорных произведений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение для
развития личности ребёнка 8
1.2. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста 19
1.3. Роль фольклорных произведений в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
2.1. Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста 37
2.2. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста с использованием фольклорных произведений 46
2.3. Определение эффективности использования фольклорных
произведений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение для
развития личности ребёнка 8
1.2. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста 19
1.3. Роль фольклорных произведений в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
2.1. Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста 37
2.2. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста с использованием фольклорных произведений 46
2.3. Определение эффективности использования фольклорных
произведений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно¬гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождения» его в мир взрослых.
В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. В целях усвоения ребенком раннего возраста культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития [7, с. 4].
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, ежедневный уход за собой становится потребностью и привычкой. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми не только навыков умывания и одевания, но и через приобщение к культуре еды, бережному отношению к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержанию порядка в окружающей обстановке [13, с. 8].
В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно - гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.
Соблюдение и укрепления здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей в стране сыграли ученые В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен смысл этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
Фольклорные произведения, по мнению В.А. Сухомлинского, З.А. Гриценко [12] и др., делают процесс формирования моторных навыков проще. Ими можно сопровождать любые действия малыша. В.А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки необходимым средством побуждения самостоятельности и познавательной активности детей. З.А. Гриценко [12], изучавшая влияние фольклора на развитие ребёнка, писала, что народные произведения не имеют установленного текста, поэтому в каждую песенку или потешку возможно внести что-то своё, придуманное для этого ребёнка в надлежащий момент.
Небольшие народные песенки, потешки, попевки малыши слышат с самого раннего этапа жизни. Воспитатели применяют их для того, чтобы просто развеселить, утихомирить малыша, поговорить с ним. Такие процессы как одевание, приём пищи и другие действия требуют сопровождения словом. И именно фольклорные произведения невозможно ничем заменить...
В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. В целях усвоения ребенком раннего возраста культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития [7, с. 4].
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, ежедневный уход за собой становится потребностью и привычкой. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми не только навыков умывания и одевания, но и через приобщение к культуре еды, бережному отношению к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержанию порядка в окружающей обстановке [13, с. 8].
В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно - гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.
Соблюдение и укрепления здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей в стране сыграли ученые В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен смысл этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
Фольклорные произведения, по мнению В.А. Сухомлинского, З.А. Гриценко [12] и др., делают процесс формирования моторных навыков проще. Ими можно сопровождать любые действия малыша. В.А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки необходимым средством побуждения самостоятельности и познавательной активности детей. З.А. Гриценко [12], изучавшая влияние фольклора на развитие ребёнка, писала, что народные произведения не имеют установленного текста, поэтому в каждую песенку или потешку возможно внести что-то своё, придуманное для этого ребёнка в надлежащий момент.
Небольшие народные песенки, потешки, попевки малыши слышат с самого раннего этапа жизни. Воспитатели применяют их для того, чтобы просто развеселить, утихомирить малыша, поговорить с ним. Такие процессы как одевание, приём пищи и другие действия требуют сопровождения словом. И именно фольклорные произведения невозможно ничем заменить...
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Первой задачей ФГОС дошкольного образования [26] является охрана и укрепление физического здоровья детей. А сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в раннем возрасте, так как нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно - гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих содержание и структуру культурно-гигиенических навыков, их значение для развития личности ребёнка, педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, роль фольклорных произведений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Раскрывая их содержание и структуру, мы обратили внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».
Показано, что период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. Также мы описали педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы в их ежедневной деятельности:
■ по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные;
■ фольклорные произведения делают процесс формирования моторных навыков проще;
■ при обучении необходимо использовать показ, метод «пассивных движений» и др.
В работе с детьми можно использовать фольклорные произведения. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. д.)...
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно - гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих содержание и структуру культурно-гигиенических навыков, их значение для развития личности ребёнка, педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, роль фольклорных произведений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Раскрывая их содержание и структуру, мы обратили внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».
Показано, что период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. Также мы описали педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы в их ежедневной деятельности:
■ по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные;
■ фольклорные произведения делают процесс формирования моторных навыков проще;
■ при обучении необходимо использовать показ, метод «пассивных движений» и др.
В работе с детьми можно использовать фольклорные произведения. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. д.)...
Подобные работы
- Фольклорные произведения как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннею возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Использование малых фольклорных форм при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Использование малых фольклорных форм при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019



