ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА 9
1.1 Понятие цифровых данных, их юридическая природа и соотношение с
иными видами данных 9
1.2 Цифровые данные как основа формирования цифрового права 16
2 ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ И ИХ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 24
2.1 Цифровые технологии и электронные документы в социальной сфере 24
2.2 Цифровизационные процессы и право в сфере экономики и бизнеса ... 36
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ 57
3.1 Ключевые проблемы правового регулирования приватности и защиты
прав участников оборота цифровых данных 57
3.2 Перспективы развития, применения и правового регулирования
цифровых технологий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Сегодня мы переживаем Четвёртую промышленную революцию, которая изменит политические и общественные институты и принципы их функционирования, экономическую структуру общества, рынок труда и среду обитания человека, и в целом систему правоотношений.
Современные цифровые технологии стали базой для формирования принципиально новой технологической среды, оказывающей существенное влияние на все сферы жизни современного мира, будь то экономические, политические, экономические или социальные процессы. Ежедневно людей окружают огромные массивы информации, существующей в форме цифровых данных. Современная технологическая революция оказала влияние в том числе и на мировые и национальные правовые системы.
Новейшие цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, смарт-контракты, интернет вещей, блокчейн, криптовалюта, социальные сети и связанные с ними иные технологии создали большую технологическую основу для формирования принципиально новой среды гражданско- правового регулирования.
Сегодня интернет уже стал неотъемлемой частью повседневной жизни населения, так согласно данным Росстата по состоянию на 2019 год 72,6% россиян пользуются интернетом каждый день .
Актуальность темы.
В России активно идёт реализация национального проекта «Цифровая экономика», в рамках которого осуществляется активная нормотворческая деятельность в области цифровых технологий. В свою очередь, цифровые данные, являющиеся основой построения любой электронной системы и уже ставшие особой формой информации, до сих пор не получили детального законодательного закрепления. Значительная часть правоотношений, возникающих в сфере внедрения и работы инновационных технологий, построенных на цифровых данных, до сих пор остаётся в «серой зоне» российского законодательства или получает лишь формальное закрепление без учёта специфики работы технологии.
В результате исследования были рассмотрены ключевые сферы гражданских правоотношений, объектом которых являются цифровые данные, а также порядок их сбора, хранения и распространения. Были проанализированы отечественные и зарубежные модели правового регулирования данной сферы, а также выявлены тенденции дальнейшего развития.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в связи участием цифровых данных в гражданских правоотношениях.
Предметом исследования являются цифровые данные, как объект гражданско-правового регулирования и основа функционирования современных цифровых технологий, а также их правовой режим и защита.
Целью данной работы является формирование полного представления о цифровых данных как об объекте гражданско-правового регулирования, исследовании теоретико-правовых подходов и путей их дальнейшего развития на основании имеющихся доктринальных научных положений гражданского права, а также зарубежного опыта правового регулирования...
В современных условиях стремительно развивающегося технологического прогресса происходит не менее интенсивный процесс формирования новых общественных отношений. Оцифрованные данные уже давно стали подпадать под сферу правового регулирования российского и мирового гражданского законодательства. Однако значительная часть технологий, построенных на их основе, всё ещё остаётся вне правового поля.
В условиях быстрого развития цифровой экономики необходимо создать последовательные, глобальные и всеобъемлющие правовые гарантии, включая надежные гарантии правовой защиты, регулирующие использование цифровых данных, с тем чтобы свести к минимуму риски цифровизации и узаконить новые активы, как материальные, так и нематериальные.
Международные организации и государства активно разрабатывают стратегии адаптации законов об использовании современных цифровых технологий. Однако основные проблемы заключаются в том, что, с одной стороны, предлагаемые стратегии носят секторальный характер и охватывают лишь некоторые аспекты цифровизации, а с другой стороны, решения зачастую направлены на осуществление политической повестки дня в ущерб согласованной перспективной глобальной правовой стратегии.
В настоящее время многие проблемы не могут быть решены из-за отсутствия международных признанных всеобъемлющих правовых рамок. Необходимо найти ответы на ряд стратегических вопросов, таких как правовой характер новых цифровых технологий и их продуктов, возможность адаптации традиционных правовых инструментов к новым правовым явлениям или разработка единого подхода к правовому регулированию цифровой экономики на межгосударственном уровне, среди прочего. К сожалению, в настоящее время эти вопросы не решаются ни научным сообществом, ни международными организациями. В этой связи как никогда актуально разработать единую теоретическую рамку цифрового законодательства и выбрать вектор его развития. Будущие международные и национальные законы устанавливают правовые гарантии развития цифровизации и одновременно минимизируют ее риски.
Современная научная литература не рассматривает ни правовой статус цифровых данных и технологий, ни использование их продуктов целостным способ. Основное внимание законодатель уделяет конкретным техническим вопросам и практическим решениям, касающимся узкоспециализированных тем.
Важно подчеркнуть, что современное законодательство только начинает устанавливать правила использования цифровых технологий. На международном уровне дискуссии в настоящее время сосредоточены на двух возможных стратегиях: содействие развитию цифровой экономики
(прогрессивная стратегия продвижения) или минимизация рисков, связанных с ее использованием (стратегия безопасности). На государственном уровне предпринимаются попытки решить эту проблему паллиативным образом посредством селективных правовых решений и принятия национальных программ, направленных на поиск сквозных решений.
Не отрицая важности этой работы, существует необходимость в более последовательном и систематическом подходе к развитию цифрового права путем решения двух фундаментальных вопросов.
1) Могут ли традиционные правовые конструкции быть адаптированы к цифровой экономике или необходимы новаторские законы?
2) Как можно разработать модель универсализации права транснациональных технологий?..
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 4.07.2020 г. - № 144 (8198).
2. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций. Резолюции 74-й сессии (2019-2020 годы) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/ga/74/docs/74res.shtml (дата обращения: 05.04.2021).
3. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ № 108),
позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999) // Собрание
законодательства РФ. - 03.02.2014. - № 5. - ст. 419.
4. Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)» [рус., англ.] (Принят в г. Брюсселе 27.04.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 10.04.2021).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - № 52 (1 ч.). - ст. 5496.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.2020. - № 31 (часть I). - ст.5017.
8. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 25.03.2019. - № 12. - ст. 1224.
9. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. - 11.04.2011. - № 15. - ст. 2036.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3448.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3451.
12. Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 № 125 (ред. от 10.02.2014) «О перечне персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. - 08.03.2010. - № 10. - ст. 1103.
13. Законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» [Электронный ресурс] // URL:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/747513-7 (дата обращения: 12.04.2021).
14. Проект Указа Президента РФ «О паспорте гражданина Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации» (по состоянию на 19.03.2021) (подготовлен Минцифры России, ID проекта 04/14/03-21/00114294) [Электронный ресурс] // URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения 10.04.2021).
15. Паспорт национального проекта «Национальная программа
«Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] // URL:
https://digital.gov.ru (дата обращения: 07.04.2021)...61