Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения связи социально-психологических характеристик с мотивацией к учебной деятельности у детей подросткового возраста 7
1.1. Психологические характеристики мотивационной сферы учебной
деятельности 7
1.2. Социально-психологические характеристики детей подросткового
возраста 15
1.3. Специфика мотивации учебной деятельности подростков 19
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование связи социально-психологических характеристик с мотивацией к учебной деятельности у детей подросткового возраста 26
2.1. Описание процедуры и методов исследования 26
2.2. Анализ результатов диагностики социально-психологических характеристик
и мотивации учебной деятельности подростков 29
2.3. Результаты исследования связи социально-психологических характеристик с
мотивацией к учебной деятельности у детей подросткового возраста 34
Выводы 39
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложение 50
Одной из центральных проблем современной школы является процесс формирования учебной мотивации учащихся, которая может выступать одним из критериев эффективности педагогического процесса.
В настоящее время происходят интенсивные изменения в образовательной среде, связанные с обновлением содержания обучения, нацеленного на формирование у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развитие их активной жизненной позиции.
Через мотивацию возможно объяснение направленности действий, организованности, устойчивости целостной деятельности, стремления к достижению поставленной цели.
Процесс учебной деятельности для разных категорий школьников имеет различный смысл, а мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна.
Для каждого обучающегося смысл учения определяется через систему его ценностей, представлений, которые он заимствует из своего окружения. В связи с этим важную роль при изучении мотивации учебной деятельности играют социально-психологические характеристики детей.
Серьезные трудности в обучении и воспитании детей связаны с отсутствием у них мотивации к получению образования. В результате это отражается на снижении базовых показателей воспитанности и образованности у выпускников различных учебных заведений.
Дети вкладывают различный смысл в учебную деятельность. Исходя из этого, в каждом конкретном случае изучение смысла учения и учебной мотивации для школьников играет значимую роль в определении мер педагогического воздействия и влияния со стороны учителей.
Исследованием мотивации и мотивов учебной деятельности занимались многие ученые: Л.И. Божович [6], И.А. Зимняя [16], Б.Ф. Ломов, Г.А. Мухина, А.А. Реан [31, 32], Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.
мотивацией учебной деятельности посвящены работы И.В. Дубровиной [14], А.К. Марковой [27], К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна [33], Д.И. Фельдштейна [35, 36], Э. Эриксона [39] и др...
Нами было проведено эмпирическое исследование связи социально-психологических характеристик с мотивацией к учебной деятельности у детей подросткового возраста на базе МБОУ «Лицей №55» г. Пензы.
В исследовании приняли участие 30 человек - учащиеся 6 класса в возрасте 12-13 лет.
На первом этапе была проведена диагностика социально-психологических характеристик подростков: интерактивной направленности личности и групповой сплоченности, а также мотивации учебной деятельности и эмоционального отношения к учению с помощью следующих методик:
1. Методика диагностики интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина);
2. Методика «Индекс групповой сплоченности Сишора»;
3. Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреева);
4. Методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (И.С. Домбровская).
На основании математико-статистической обработки полученных
результатов с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена можно сделать следующие выводы: существует корреляционная связь между мотивацией к учебной деятельности и rs= 0,487 при p<0,01);
выявлена корреляция между мотивацией к учебной деятельности и интерактивной rs= 0,421 при p<0,05).
Так, у подростков с преобладанием широких познавательных мотивов и мотивации саморазвития доминирует эгоистическая направленность личности.
Подростки с учебно-познавательной мотивацией и социальной мотивацией учебной деятельности характеризуются направленностью на взаимодействие и сотрудничество с другими.
Мотивы должествования и необходимости учиться связаны с маргинальной интерактивной направленностью подростков;
3) выявлена корреляция между мотивацией к учебной деятельности и групповой сплоченностью (rs= 0,507 при p<0,01).
Более высокий уровень познавательной мотивации соотносится со средним уровнем групповой сплоченности. Чем выше уровень выраженности социальных мотивов учебной деятельности, тем выше групповая сплоченность подростков; существует корреляционная связь между эмоциональным отношением к учению и rs= 0,67 при p<0,01);
5) не выявлена связь между групповой сплоченностью и эмоциональным rs= 0,302), а также групповой сплоченностью и интерактивной направленностью
Таким образом, для 28,6% подростков с высокой познавательной активностью характерно позитивное отношение к учению при повышенной чувствительности к оценочному аспекту, преобладание широких познавательных мотивов, ориентированных на получение новых знаний, ориентация на личные (эгоистические) интересы с целью обратить на себя внимание, средний уровень групповой сплоченности...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 299 с.
2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. - Ч.1. - С. 22-26.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формированиие личности. - М.: Мысль, 2012 -
4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2008. - 298 с.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2012. - С.41-42.
7. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
8. Власова Е.А. Факторы, влияющие на школьную мотивацию подростков // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 4(31). - URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 12.02.2020).
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Питер, 2013. - 712 с.
Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. - СПб., 2006. - 234 с.
Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. - 2015. - № 4. - C. 3-27.
12. Дандарова Ж.К., Кон И.С., Костромина С.Н. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 480 с.
13. Дорошина И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 26-28. 14. Дубровина В.И. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: МГУ, 2010. - 234 с.
15. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник КГУ, 2017. - № 1. - С. 116-118...20