Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения фонетике английского языка учащихся начальных классов 6
1.1. Фонетика английского языка и требования к уровню владения фонетическими навыками учащихся начальных классов 6
1.2. Методы, приемы обучения фонетике английского языка учащихся начальных классов 14
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Формирование фонетических навыков учащихся на младшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе 23
2.1. Определение уровня владения фонетическими навыками учащихся начальных классов 23
2.2. Методика формирования фонетических навыков учащихся на младшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе 27
Выводы по Главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 47
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современной школе происходят большие перемены, которые охватывают почти все стороны педагогического процесса обучения. Интерес учащихся к обучению является определяющим фактором успешности всего процесса образования. Как известно, интерес к уроку возникает при соблюдении трех условий: наличие яркой личности учителя, предоставление учителем интересного по своему содержанию учебного материала, применение современных обучающих технологий.
Обучение фонетике учащихся является одной из наиболее значимых проблем в обучении иностранному языку. Данная проблема в настоящее время является наиболее актуальной и требует исследования. Как показывают современные исследования, произношение представляет собой базовую характеристику речи, основу для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение - это один из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека. Речь может быть понятной слушающим с трудом или не понятной вообще, если говорящим нарушены фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками. Если ученики не будут обладать сформированными фонетическими навыками, они не смогут понять аспекты чтения и письма в дальнейшем.
Больше того, если учащиеся не знают фонетики, то они не смогут понять современное письмо и разобраться в грамматике. Обучение произношению, обучение фонетике иностранного языка - ключевой этап как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений.
Следовательно, формирование фонетических навыков важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит формирование речи учащихся, их произношения. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма, - данным фактом обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - изучение особенностей обучения фонетике английского языка на младшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить требования к уровню владения фонетическими навыками учащихся начальных классов.
2. Проанализировать методы, приемы обучения фонетике английского языка учащихся начальных классов
3. Выявить уровень владения фонетическими навыками учащихся начальных классов.
4. Апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование фонетических навыков учащихся 2 класса в средней общеобразовательной школе.
Объект данного исследования - формирование фонетических навыков учащихся младших классов, предмет исследования - особенности формирования фонетических навыков английского языка на начальном этапе обучения.
Теоретической основой нашего исследования явились научные труды таких отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов, как Г.Л. Валуйская, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Н.К. Винокурова, Д.Н. Кожевников, И.В. Кулагина, Н.Н. Лебедева, Е.Ю. Мартакова, А.А. Карелин, И.В. Дубровина, В.И. Петрушин, Л.Д. Столяренко, А.М. Матюшин, А.А. Крылов....
Изучать любой язык необходимо с фонетики. На начальном этапе обучения школьников иностранному языку следует научить звукам, произношению. Обладание знаниями фонетики и верным произношением слов позволяет создать учащимся психологический комфорт в другом языке.
В младшем школьном возрасте ярко выражена способность к имитации. Следовательно, именно в данном возрасте целесообразно начать изучение иностранного языка, ведь обучение фонетическому материалу предусматривает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями иностранного языка, овладение ударением и основными интонационными моделями наиболее распространенных типов простых и сложных предложений. Цель обучения фонетическому материалу - формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, а основной прием работы над произношением - это повторение учениками хором и по одному за учителем отдельных слов, предложений, стихов, диалогов.
Выделяют следующие упражнения, направленные на обучение фонетике иностранного языка: упражнения, направленные на дифференциацию и идентификацию, упражнения на группировку слов согласно тому звуку, что указан; определение на слух / поиск в тексте слов, которые имеют отношение к одному звуку; ответ на вопросы диктора, по предложенному образцу; слушание / прочтение ряда предложений / слов с одним и тем же звуком с целью имитации.
Также целесообразно использовать фонетические игры - игры на формирование правильной артикуляции звуков английского языка; игры на формирование навыков фонематического слуха; игры, которые способствуют лучшему усвоению транскрипционных знаков.
Цель практического этапа исследования заключалась в изучении особенностей обучения фонетике английского языка на младшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Также на данном этапе исследования мы подтверждали гипотезу о том, что если педагог использует интересные упражнения, и знает особенности становления произношения, то это поможет в обучении фонетике иностранного языка учащихся начальной школы.
Изначально нами был изучен уровень владения фонетическими навыками учащихся начальных классов. Для этого нами была использована методика, включающая в себя аудио - комплекс упражнений Л.В. Зыряновой. Данная методика показала, что большинство учащихся - 20 человек, что составляет 75% учащихся обладают средним уровнем сформированности фонетических навыков, школьники зачастую, при выполнении заданий, обращались за помощью к учителю, переспрашивали о правильности выполнения заданий, волновались. 2 человека - 10% школьников обладают высоким уровнем владения фонетическими навыками; 3 человека - 15% имеют низкий уровень владения фонетическими навыками.
Далее, на следующем этапе работы нами были разработаны и проведены несколько уроков английского языка, направленные на совершенствование фонетических навыков школьников; нами активно использовалась фонетическая зарядка и речевая разминка, в материал уроков были включены скороговорки, рифмовки, пословицы и поговорки.
Нами использовались фонетические игры, рифмовки, упражнения на формирование речевых навыков и умений, фонетический рассказ, упражнения в игровой форме.
После проведения работы было выявлено, что большинство учащихся - 19 человек, что составляет 65% учащихся, после проведения эксперимента обладают средним уровнем владения фонетическими навыками, школьники реже при выполнении заданий, обращались за помощью к учителю, реже переспрашивали о правильности выполнения заданий, меньше волновались. После проведения ряда уроков 3 человека со среднего перешли на высокий уровень владения фонетическими навыками, и теперь 5 человек - 35% школьников обладают высоким уровнем владения фонетическими навыками. После завершения эксперимента только 1 человек - 5% имеет низкий уровень владения фонетическими навыками.
1. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках. - М.: Наука, 2010. - 338 с.
2. Бим, И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008. - 245 с.
4. Бреслаев, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности. Формирование активности учащихся и студентов коллективе. - Рига, 2005. - 167с.
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя. - М. АРКТИ, 2011. - 190 с.
6. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высш. школа, 2012. - 373 с.
7. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высш. школа, 2012. - 234 с.
8. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности. — М.: Академический Проект, 2014. — 250 с.
9. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
10. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
11. Кунин, А. В. Фразеология современного английского языка. - М.: Международные отношения, 2016. - 379 с.
12. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов у детей. - М.: Наука, 2015. - С.26-29.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 437 с.
15. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития личности в диалоге культур. - Липецк, 2008. - 80 с....(40)