Введение 3
Глава 1. Анализ научной литературы по вопросам развития в дошкольном возрасте и причинам гиперактивности
1.1. Психологические закономерности развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте 14
1.3. Психолого-педагогические условия развития произвольности в дошкольном возрасте 20
1.4. Гиперактивность в детском возрасте и её причины. Основные направления работы с гиперактивными детьми 30
Глава 2. Изучение особенностей развития когнитивной сферы старших дошкольников с признаками гиперактивности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложение 65
Старший дошкольный возраст воспринимается чаще всего, как этап подготовки к школьному обучению. Игра, оставаясь ведущим видом деятельности, приносит плоды, которые служат ребенку опорой в дальнейшем освоении новой социальной роли - роли ученика. В игре развиваются коммуникативные навыки, позволяющие ребенку общаться со сверстниками и взрослыми, входящими не только в число ближайшего окружения; происходит развитие эмоционально-волевой сферы, что делает ребенка способным проявлять произвольность при выполнении определенных правил, условий, соблюдении норм поведения; развиваются познавательные функции, обеспечивающие возможность начала школьного обучения.
Многие дети дошкольного возраста в игре и других видах деятельности проявляют чрезмерную двигательную активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение ребенка.
Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают озабоченность у родителей и воспитателей по поводу их дальнейшей успешности в процессе школьного обучения.
Психодиагностические мероприятия с детьми дошкольного возраста позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка, его готовность к школьному обучению, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта детей, проявляющих признаки гиперактивного поведения, соответствует возрастной норме.
Проблема гиперактивности детей привлекает все больше исследовательского внимания. В основе этого нарушения поведения находится дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Отечественные исследователи большее внимание уделяют моторному компоненту этого нарушения. В психологической литературе оно получило название гипердинамического синдрома. Зарубежные психологи особое внимание уделяют когнитивному компоненту, прежде всего нарушению свойств внимания. Сочетание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является предметом исследований клиницистов, поскольку данное нарушение имеет в своей основе минимальную мозговую дисфункцию. Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения. Следует отличать СДВГ от нормальной, свойственной многим детям гиперактивности. Обычная гиперактивность детей может быть проявлением индивидуальных особенностей темперамента. Проблемы внимания, случающиеся при этом, чаще связаны с динамикой естественного развития функций внимания и самоконтроля у детей, а также могут быть объяснимы связью процесса внимания детей с их мотивацией. Таким образом, в большинстве случаев речь не идет о патологии.
Говоря о гиперактивности как таковой, имеют в виду случаи, вполне укладывающиеся в популяционное распределение нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста, имеющих признаки гиперактивности, принадлежат именно к этой категории.
Целью данного исследования является изучение развития когнитивной сферы старших дошкольников с признаками гиперактивности для использования диагностических данных в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, характеризующихся повышенной двигательной активностью.
Предметом исследования является изучение особенностей развития когнитивной сферы старших дошкольников с признаками гиперактивности.
Объект исследования - когнитивная сферы детей старшего дошкольного возраста....
Очень часто от детей, отличающихся гиперактивным поведением, ожидают сложностей при поступлении в школу. Дошкольники, проявляющие повышенную двигательную активность, вызывают обеспокоенность взрослых по поводу их предстоящего школьного бучения.
Действительно в школе такие дети испытывает трудности в аккуратности, тщательности выполнения заданий, самоорганизации. Некоторые из них могут испытывать затруднения в выполнении учебных задач, связанные с сохранением информации, воспринимаемой на слух. Недостаточный уровень развития визуальной памяти детей с признаками гиперактивности связан с нарушением произвольной регуляции деятельности. Импульсивным детям сложнее сосредоточиться на задании. По сравнению с аудиальной для развития визуальной памяти природной пластичности детской памяти недостаточно. Затруднения в процессе школьного обучения у детей с признаками гиперактивности могут быть связаны именно с недостаточным уровнем развития визуальной памяти. Недостатки в развитии внимания детей связаны с нарушениями в произвольной сфере.
Вместе с тем, проведенное нами исследование доказывает, что гиперактивные дети могут быть одарены, способны и талантливы. У многих из них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое.
Полученные результаты изучения интеллектуального развития старших дошкольников с признаками гиперактивности могут быть использованы в диагностической и консультативной работе педагога-психолога, а также для разработки коррекционно-развивающей программы для работы с данной категорией детей.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2010. - 623 с.
2. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с.
3. Астапов В.Н. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002. - 96 с.
7. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2010.- 367 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 224 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
13. Гребенникова О.В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2006. - 135 с.
14. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. С. 361-362.
15. 3абрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших рука; Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа, 2000. - 160 с....(52)