Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Формирование толерантности младших школьников в поликультуриой образовательной среде школы»

Работа №161189

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ТЕРПИМОСТЬ» 10
1.1 Смысл понятия «толерантность». История вопроса 10
1.2 Психологические детерминанты и факторы толерантного поведения .... 16
1.3 Исследование взаимозависимости индивидуальных особенностей
личности и уровнем сформированности толерантного поведения 26
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование толерантного поведения младших школьников 32
2.1 Описание базы, методик и логики эксперимента 32
2.2 Программа формирования толерантного поведения младших школьников
«Жить вместе - значит постоянно общаться» 42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 53
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68


Актуальность исследования. Человечество XXI века характеризуется резким расширением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей, как людей, так и государств, что выражается в формировании планетарного информационного пространства, мирового рынка капитала, товаров и труда, в интернационализации проблем, межнациональных конфликтов и безопасности. Очевидно, что набирающая обороты эра существенно меняет внешний вид и структуру жизни человека. Однако, помимо очевидных положительных свойств, у нее есть еще и очевидные отрицательные проявления.
Негативные последствия глобального ускорения ученые связывают с нестабильностью международных отношений, распространением оружия массового уничтожения и образованием центров международного терроризма, эскалацией этнической нетерпимости, экономическим неравенством и неконтролируемым ростом населения, миграционными процессами, а также крах экологических систем и истощение природных ресурсов.
Среди этих проблем наибольшее беспокойство вызывает обострение социальных, расовых, межэтнических и иных противоречий, ведущее к росту агрессии, общему падению нравственности, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры и этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов против представителей других народов. Именно обострение межнациональных отношений в современном мире стало одной из главных проблем современности.
Примеры проявления агрессии, преступности, жестокости ежедневно встречаются в нашей жизни, муссируются средствами СМИ всех уровней. Наблюдая изо дня в день, как дети общаются в детском саду, школе, на улице, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в отношениях, кажется, что повышенная агрессивность - одна из самых распространенных проблем не только у взрослых, но особенно в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и школьников. В результате снижается производственный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Среди проблемных форм межличностных отношений необходимо отметить обидчивость (болезненное переживание ребёнком отвержения со стороны партнёров по общению), застенчивость, боязнь других. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений детей является невнимание к окружающим, неумение видеть и понимать другого.
Проведенный анализ научной литературы показал, что понятие «толерантность» до сих пор остается дискуссионным, не приобрело четкого статуса и имеет довольно широкий диапазон интерпретаций, поскольку в силу своей многоаспектности является объектом изучения различных наук - философии, этики, психологии, педагогики и др., что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению изучаемого феномена. Неоднозначность ее понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания.
В частности, можно отметить работы философов Д. Адаме, С. Мендуса, С.Е. Вершинина, Б.В. Емельянова, М. Уолцера, С.Л. Кропототухина, В.И. Михайленко, В.Е. Козлова, М.С. Кагана, П. Николсона, В.М. Золотухина, Р. Портера, Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина.
Методологические, теоретические и технологические предпосылки исследования формирования толерантности лежат в идеях и подходах гуманистической педагогики М. Монтессори, Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, Д.Б.
Эльконина. Идеи и подходы построения психологии толерантности сформулированы исследователями Т. Адорно, С.Л. Братченко, Дж. Бюдженталом, К. Роджерсом, Л.И. Рюмшиной и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению психологических условий формирования толерантной личности.
Актуальность данного исследования вызвана обострением социальных, расовых, межнациональных и иных противоречий, приводящих к нарастанию агрессии, общему падению нравов, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
В первой главе мы пришли к следующим выводам.
1. Толерантность признаётся всеми народами Земли: учёными, политиками, общественными деятелями, деятелями искусства и культуры, психологами и педагогами как ценность и норма современного общества.
2. Психологический смысл толерантности заключается в приобретённой устойчивости, устойчивости к неопределённости, этнической устойчивости, пределе устойчивости (выносливости) человека, устойчивости стрессу, устойчивости к конфликту, устойчивости к поведенческим отклонениям.
3. Научными дефинициями психологического феномена толерантности служат «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность».
4. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением окружающим и доброжелательным отношением к миру.
5. Адекватная самооценка может стать иммунитетом для младшего школьника при построении взаимодействий на основе толерантного поведения. Задачей педагогов и родителей становится создание психологопедагогических условий формирования толерантных установок и толерантного поведения школьников, сохраняющих при этом собственное Я.
Помимо этого, как показали результаты проведённого нами опроса младших школьников, сами школьники также считают, что проблемными формами межличностных отношений детей являются невнимание к другим, неспособность видеть и понимать другого.
Экспериментально проверив эффективность психолого-педагогических условий формирования толерантного поведения, описанных в разработанной нами Программе формирования толерантного поведения, включающей в себя четыре направления: 1) более ранняя возрастная граница начала
формирования толерантности; 2) параллельное ведение просветительской и воспитательной работы с родителями; 3) оптимальное использование всех возможностей и средств, комплексность; 4) воспитание в поликультурной среде, мы подтвердили гипотезу и достигли цели дипломного исследования.
Проведенное исследование позволило заключить, что в начале обучения младшие школьники экспериментальной и контрольной групп имели одинаковый уровень сформированности толерантных установок и толерантного поведения.
На основании данных об одинаковом уровне сформированности толерантного поведения контрольной и экспериментальной групп, полученных на начальном этапе эксперимента, нами была разработана программа по созданию психолого-педагогического пространства формирования толерантного поведения. Реализация данной программы осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 28 г. Пензы в течение I и II четвертей 2021-2022 учебного года в начальной школе. Психолого-педагогические условия формирования толерантного поведения, созданные в экспериментальной группе, способствовали переходу большинства обучающихся экспериментальной группы со среднего уровня на высокий, с низкого уровня на средний уровень сформированности толерантного поведения. Четверо младших школьников экспериментальной группы достигли высокого уровня, тогда как в контрольной группе количество учащихся, перешедших на высокий уровень равно 1.
Это дало нам возможность констатировать результативность предлагаемой нами программы формирования толерантного поведения младших школьников.



1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968, с. 305.
3. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности I Мемориал. 2001. 24, с.61-63.
4. . Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа.- 2001.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.
6. Андрияхина Н. В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» // Классный руководитель. - 2006. - No 4.- С. 20-34.
7. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: Для педагого старшеклассников, М., 2002.-238 с.
8. Бедалова Н. Ч. Толерантность и формы её глобализации // http: //www.psychology.az
9. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности старшеклассников // Школьный -2002, No4.
10. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М-Воронеж: 1995. С.157-162.
12. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
13. Бондырева С. К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ 2003-240с.
14. Бондырева С. К. Феномен толерантности в межэтнических системе отношений. // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.-С. 9-10.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: вбт. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
16. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.
... всего 65 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ