Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений»

Работа №161169

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Представления современной молодежи о семье, браке и семейных
ценностях 7
1.2. Формирование представлений о семейной жизни на разных
возрастных этапах 18
1.3. Семья в субъективном внутреннем опыте личности 22
1.4. Психолого-педагогические факторы воспитания в семье. Типология
родительского воспитания 31
Глава 2. Изучение представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 60
Заключение 64
Список используемых источников 65
Приложение 70


Институт семьи претерпевает сегодня интенсивные изменения, которые проявляются в брачной и репродуктивной сферах, в детско-родительских и супружеских отношениях. Эти изменения уже не рассматриваются однозначно как некое отклонение от нормы, а изучаются с позиции процесса эволюции института семьи, как признаки закономерных сдвигов в нем.
Уже давно обозначились такие тенденции, как снижение рождаемости, малодетность, добрачная практика сексуального поведения молодежи и т.д. такие изменения проявляются, прежде всего, в крупных городах, в индустриально развитых регионах.
Необходимость исследования представлений подрастающего поколения о семье обусловлена тем, что семья, ее психологические характеристики являются одним из основных факторов влиянии на человека и общество в целом. Особенно важным нам представляется изучение содержания представлений о семье у молодого поколения в период быстро меняющихся социальных условий, определяющих высокую степень социальной нестабильности. В изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях современная молодежь вынуждена создавать новые ценности и приоритеты в жизни при сохранении остатков прежних, т.н. традиционных ценностей. Несомненно, эти приоритеты, вырабатываемые ценности находят свое отражение в содержании представлений о семье.
Уже к подростковому возрасту представления о семье становятся достаточно содержательными и структурированными, в них задействовано немалое число характеристик и структурных элементов семьи.
Ориентирами представлений подростков о семье служат такие социальные и психологические источники, как родительская семья, семьи прародителей, семьи друзей и знакомых, их мнение, художественная литература, видеопродукция.
По нашему мнению, родительская семья является для современных подростков приоритетным ориентиром в становлении представлений о семье.
Как отмечает, Е.Б. Маценова, «общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи» [30].
Отношение к семейной жизни подрастающего поколения отражает в себе особенности времени и психологии людей, нравственно-эстетических принципов, сложившихся в обществе. Представления современных подростков о семейной жизни скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, распределении семейных ролей, детности, и, в целом, на стабильности и гармоничности будущего общества.
Исследования представлений о семье в разных возрастных группах подрастающего поколения, в том числе в среде подростков, раскрывают важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества, они отражают систему ценностей современной молодежи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современных социальных условиях. Полученные в исследованиях этого направления данные представляют необходимый материал для разработки новых аспектов психолого-педагогической деятельности в области семейных отношений и семейной проблематики в целом. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами- психологами как принципиальные ориентиры для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, ориентиры, обогащающие знания подрастающего поколения в области этики и психологии семейной жизни.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психологических и социологических исследованиях последних десятилетий неоднократно отмечаются негативные тенденции в развитии института семьи, которые проявляются в снижении рождаемости, увеличении числа разводов; возрастании числа неполных семей, возрастание в росте числа преступлений на семейно-бытовой почве.
Эффективная работа общества и всех социальных институтов невозможна без изучения вопросов готовности молодежи к браку, которая начинается с формирования у человека представлений о браке, семье, о функциях семьи, распределении семейных ролей. Процесс трансформации социокультурных норм и традиций, изменений в стиле и образе жизни не мог не отразиться на отношении подрастающего поколения к институту семьи.
В психологии чаще рассматривают вопросы сохранения уже существующих брачных отношений, в то время как вопрос готовности к браку, равно как и вопрос о представлениях молодежи о семейной жизни, остается менее разработанным.
В этой связи целью нашего исследования стало изучение особенностей различий в представлениях о семейной жизни подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
В исследовании мы исходили из предположения о том, что характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается в иерархии терминальных ценностей подростков; в понимании цели создания семьи; в принятии или отрицании необходимости брака; в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе педагога-психолога с подростками по вопросам и проблемам межличностных и семейных отношений.



1. Акименко Н.К., Багинская С.В. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодежью// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 211-217.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева - Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Антонов А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.Н. Медведков. - М.: МГУ, 2010. - 304 с.
4. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е.Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - С. 334-344.
1. Бравина Р.И., Барашкова А.С. Представления студенческой молодежи о семейной жизни и роль государства в подготовке молодежи к браку // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения. Сборник докладов - М.: МАКС Пресс, 2005. - 388 с.
2. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. Диссертация ... кандидата психологических наук - М., 2013. - 313 с.
3. Буровихина И.А. Возрастные особенности представлений о мире и семье в нем современных подростков. / И.А. Буровихина // Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный и семейный аспекты. К 40-летию кафедры возрастной психологии. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 133-141.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
5. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.
6. Гарбузов В.И. От младенца до подростка / В.И. Гарбузов. - Москва: Проспект, 2006. - 196 с.
7. Думнова Э.М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект // Вестник томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 47.
8. Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Структура и содержание брачносемейных установок современной молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 222-226.
9. Зотова Л.Э. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций подростков // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы. Материалы VII Международной научнопрактической конференции. 2010. - С. 77-79.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.
11. Ильин Е.П. Психология взрослости - СПб.: Питер, 2012 - 469 с.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ