ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ. РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ 6 стр.
1.1 ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕ В МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ 6 стр.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 11 стр.
1.3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ УЧЕНИКАМИ В ШКОЛАХ ГОРОДА ПЕНЗЫ 14 стр.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОПТИКЕ 18 стр.
2.1 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ЗАДАЧ 18 стр.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ПО ОПТИКЕ 23 стр.
2.3 ОПЫТНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ 29 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 стр.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 33 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 35 стр.
Физика оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности постоянно возрастает, что требует качественной подготовки учащихся по предмету, которая невозможна без обучения решению физических задач.
Особое место среди них по мнению Киселёва В.В. и Козлова С.А. занимают экспериментальные задачи. Они выполняют несколько дидактических функций: повышают интерес к предмету, активизируют мышление, внимание учащихся, способствуют политехническому образованию.
Однако, решению экспериментальных задач не уделяется должного внимания. Возможно, это связано с отсутствием целостной методики обучения решению экспериментальных задач, современного оборудования, с сокращением учебных часов по физике. Всё вышесказанное и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы «Методика обучения решению экспериментальных задач по оптике».
Моя работа направлена на разработку некоторых методических рекомендаций обучения решению экспериментальных задач по разделу “Оптика”.
Объектом исследования является процесс обучения решению экспериментальных задач по оптике.
Предметом исследования является методика использования экспериментальных задач по оптике в процессе обучения.
Цель исследования: разработать методические рекомендации обучения решению экспериментальных задач по оптике, которая будет способствовать повышению качества знаний учащихся по физике и повышению интереса учащихся к физике как к предмету.
Гипотеза исследования: изучение раздела “Оптика” будет эффективней, если в процессе изучения применять экспериментальные задачи, которые способствуют активации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу с целью уточнения содержания понятия “экспериментальная задача”, выявления способов классификации экспериментальных физических задач, особенностей экспериментальных физических задач по оптике, и их значения на уроках физики;
- проанализировать существующие методики обучения решению экспериментальных задач по физике;
- разработать методические рекомендации обучения решению
экспериментальных задач по оптике.
В ходе данного исследования применялись следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической и методической литературы, наблюдение, тестирование, анализ результатов исследования, педагогический эксперимент по реализации разработанной модели в учебном процессе со статистической обработкой его результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в попытке разработки модели методики использования экспериментальных задач по оптике на уроках физики, способствующей повышению качества знаний учащихся по физике и повышению интереса учащихся к данному предмету.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении работы обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования.
...
Перед образованием стоит очень важная задача - воспитать самодостаточную личность, которая будет ориентироваться в современном мире.
Решение экспериментальных задач является необходимой частью учебного процесса в физике. Они предоставляют возможность учащимся проявить творческую самостоятельность и приучают их при решении конкретных вопросов опираться на неразрывность связи теории с опытом. Вследствие этой связи весь ход решения задачи и его физический смысл приобретают особую ясность для учащихся [15 ].
Основное достоинство экспериментальных задач - это вещественная постановка, их непосредственная связь с реальными явлениями, протекающими на глазах учащихся.
Эксперимент очень увлекает ученика, заставляет лучше понимать то явление, которое демонстрируется. Ведь мы знаем, что человек, заинтересованный в результате, добивается успеха. Поэтому, заинтересовав ученика, мы пробуждаем в нем тягу к знаниям.
В дипломной работе выполнены поставленные задачи: просмотрены и проанализированы статьи и учебные материалы по данному вопросу, разработаны некоторые методические рекомендации использования экспериментальных задач на уроках физики. Проведен констатирующий эксперимент с использованием разработанных методических рекомендаций, в ходе которого пришли к выводу о том, что в классе повысился уровень физических знаний и умений учащихся, повысился интерес учащихся к физике как к предмету. Это означает, что постоянное применение экспериментальных задач в целом положительно влияет на образовательный процесс. Решение экспериментальных задач действительно повышает уровень знаний, мотивирует к осознанному изучению физики, т.е. мы достигли поставленной цели.
1. Киселёв В.В., Козлов С.А. Экспериментальные задачи по физике. - Ставрополь: 2012. - 44 с.
2. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: «Гардарики», 2009. - 190 с.
3. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в средней школе. - М.: «Академия», 2005. - 208 с.
4. Знаменский П.А. Методика преподавания физики. - Л.: «Учпедгиз», 1955.
5. Мошков С. С. Экспериментальные задачи по физике. - Л.: «Учпедгиз», 1955.
6. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: «Просвещение», 2008. - 450 с.
7. Галлингер И.В. Экспериментальные задания на уроках физики // Физика в школе. 2008. № 2. - с. 26-31.
8. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. / Под ред. Каменецкого С. Е., Пурышевой Н. С. - М.: «ГЕОТАР Медиа», 2007.
- 640с
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М «ИНТОР», 1996. - 544 с.
10. Антипин И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. - М.: «Просвещение», 1974. - 127 с.
11. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы. - М.: «Школьная пресса», 2003. 2, с. 9-10.
12. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. - М.: «Знание», 2008. - 96 с.
13. В. И. Лукашик “Физическая олимпиада”- Москва: “Просвещение”, 1987г.
14. П.Л. Капица “Физические задачи” - Москва: “Знание” 1966 г.
15. Кабардин О.Ф. Педагогический эксперимент. // Физика в школе. - 2009. № 6. - с. 24-25
16. http://4ipho.ru/ “Сайт подготовки к Международной олимпиаде по
физике IPhO”