Правовые основы защиты памятников культурного и исторического наследия в России (XX - XXI в.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ХХ ВЕКЕ 11
1.1. Положение памятников культурного и исторического наследия после революционных событий 1917 года (1917-1941 годы) 11
1.2 Вопрос об охране культурно-исторического наследия в период Великой Отечественной войны 17
1.3 Институт охраны памятников культурного и исторического наследия в послевоенный период (1945 - 1991 годы) 19
1.4. Основные тенденции в области защиты культурно-исторического наследия в постсоветский период (1991-1999 годы) 29
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ В ХХ1 ВЕКЕ 35
2.1. Современное законодательство в области защиты памятников культурного и исторического наследия 35
2.2. Понятие и виды объектов культурно-исторического наследия 43
2.3. Государственная политика в области охраны историко-культурного наследия 47
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАЩИТА ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 65
ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ХХ ВЕКЕ 11
1.1. Положение памятников культурного и исторического наследия после революционных событий 1917 года (1917-1941 годы) 11
1.2 Вопрос об охране культурно-исторического наследия в период Великой Отечественной войны 17
1.3 Институт охраны памятников культурного и исторического наследия в послевоенный период (1945 - 1991 годы) 19
1.4. Основные тенденции в области защиты культурно-исторического наследия в постсоветский период (1991-1999 годы) 29
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ В ХХ1 ВЕКЕ 35
2.1. Современное законодательство в области защиты памятников культурного и исторического наследия 35
2.2. Понятие и виды объектов культурно-исторического наследия 43
2.3. Государственная политика в области охраны историко-культурного наследия 47
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАЩИТА ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 65
Актуальность темы исследования. Актуальность вопроса о сохранении, охране и защите памятников культурного и исторического наследия в первую очередь связна с тем, что течение ХХ века в России произошли две социально-культурные революции, в результате которых кардинально менялось отношение к тем или иным видам памятников. В зависимости от поставленных приоритетов одни культурные и исторические ценности охранялись законом, другие обрекались на произвол судьбы. Это привело к тому, что ряд предметов материальной и духовной культуры был утрачен.
На современном этапе одной из главных задач является сохранение и защита историко-культурного наследия, прививание гражданам любви к своей культуре и истории, бережному отношению предметам, несущем в себе отпечаток предшествующих эпох. Однако, вопрос что же считать памятником культурного и исторического наследия до сих пор актуален. Необходимо конкретизировать какие именно памятники культуры и истории находится под защитой государства и как она реализуется, а какие будут забыты и утрачены.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с охраной и сохранением памятников культурного и исторического наследия.
Предметом работы выступают нормы права в области охраны и сохранения памятников культурного и исторического наследия, их изменение в результате политических и социальных преобразований ХХ-ХХ1 веков, анализ современной правовой основы рассматриваемой области, оценка её эффективности, выявление проблем и противоречий.
Степень изученности проблемы. Вопрос сохранения историко-культурной памяти несет в себе социально-значимый аспект, который с разных сторон рассматривался и рассматривается в научных работах советских и российских ученых.
Одному из наиболее сложных периодов в истории правовой защиты и охраны памятников культурного и исторического наследия является период 1917-1940 годов, посвящены работы П.К. Бессалько, Ф.И. Калинина «Проблемы пролетарской культуры»1, А. Ширямова «На передовых позициях культурной революции» , В.Н. Панфилова «Культурные пятилетки, их анализ и критика» , И. Клабуновский «XVI съезд партии и вопросы культурного строительства».
Судьбу памятников культурного и исторического наследия осветила О.Н. Шматько в статье «Сохранение и восстановление памятников старины в годы Великой Отечественной войны» .
Освещением культуроохранительной политики советского союза занимались М.А. Полякова «Охрана культурного наследия России» , Разгон в своих статьях «Охрана исторических памятников в дореволюционной России» и «Охрана исторических памятников в России» , в которых он рассматривает опыт дореволюционной России в области охраны памятников культурного и исторического наследия, а также указывает на идеологическую значимость памятников культуры и истории. В последующем данный вопрос нашел свое отражение в работах, посвященных изучению истории русского искусства Н.Э. Грабаря , Н Г Машковцева , Р.С. Кауфмана11, Г.Ю. Стернина.
Большое внимание уделено деятельности музеев как одного из способов реализации политики сохранения и охраны культурно-исторического наследия на практике. Данная тема поднимается в работах В.К. Гарданова «Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920)» 1, Д.А. Равиковича «Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.)» , Ю. Бычкова «В государственном масштабе», В.К. Арданова «Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920)» , Л.И. Араповой «О некоторых тенденциях развития музейного строительства»...
На современном этапе одной из главных задач является сохранение и защита историко-культурного наследия, прививание гражданам любви к своей культуре и истории, бережному отношению предметам, несущем в себе отпечаток предшествующих эпох. Однако, вопрос что же считать памятником культурного и исторического наследия до сих пор актуален. Необходимо конкретизировать какие именно памятники культуры и истории находится под защитой государства и как она реализуется, а какие будут забыты и утрачены.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с охраной и сохранением памятников культурного и исторического наследия.
Предметом работы выступают нормы права в области охраны и сохранения памятников культурного и исторического наследия, их изменение в результате политических и социальных преобразований ХХ-ХХ1 веков, анализ современной правовой основы рассматриваемой области, оценка её эффективности, выявление проблем и противоречий.
Степень изученности проблемы. Вопрос сохранения историко-культурной памяти несет в себе социально-значимый аспект, который с разных сторон рассматривался и рассматривается в научных работах советских и российских ученых.
Одному из наиболее сложных периодов в истории правовой защиты и охраны памятников культурного и исторического наследия является период 1917-1940 годов, посвящены работы П.К. Бессалько, Ф.И. Калинина «Проблемы пролетарской культуры»1, А. Ширямова «На передовых позициях культурной революции» , В.Н. Панфилова «Культурные пятилетки, их анализ и критика» , И. Клабуновский «XVI съезд партии и вопросы культурного строительства».
Судьбу памятников культурного и исторического наследия осветила О.Н. Шматько в статье «Сохранение и восстановление памятников старины в годы Великой Отечественной войны» .
Освещением культуроохранительной политики советского союза занимались М.А. Полякова «Охрана культурного наследия России» , Разгон в своих статьях «Охрана исторических памятников в дореволюционной России» и «Охрана исторических памятников в России» , в которых он рассматривает опыт дореволюционной России в области охраны памятников культурного и исторического наследия, а также указывает на идеологическую значимость памятников культуры и истории. В последующем данный вопрос нашел свое отражение в работах, посвященных изучению истории русского искусства Н.Э. Грабаря , Н Г Машковцева , Р.С. Кауфмана11, Г.Ю. Стернина.
Большое внимание уделено деятельности музеев как одного из способов реализации политики сохранения и охраны культурно-исторического наследия на практике. Данная тема поднимается в работах В.К. Гарданова «Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920)» 1, Д.А. Равиковича «Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.)» , Ю. Бычкова «В государственном масштабе», В.К. Арданова «Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920)» , Л.И. Араповой «О некоторых тенденциях развития музейного строительства»...
В соответствии с поставленными задачами, по теме правовые основы защиты памятников культуры и исторического наследия в России в XX-XI веке можно сделать следующие выводы:
1. Понимание историко-культурного наследия и отношения к нему напрямую зависело от сформированной государством социально-культурной парадигмы. Революционные социально-экономические преобразования в России 1917 и 1991 годов сопровождались отрицанием ментального, творческого и общественного опыта, что приводило к пренебрежительным отношениям к объектам культуры, символизирующим предыдущую эпоху.
Великая Отечественная война и её разрушительные последствия показали, что дискриминировать памятники достояния народов, проживающих на территории России преступно. В послевоенные годы начинается «Ренессанс» института защиты памятников культурного и исторического наследия, в период которого были заложены правовые основы, послужившие основой для современного законодательства.
На данный момент сформирована полноценная правовая система охраны и сохранения памятников культурного и исторического наследия. В обстановке определенной стабильности, она способна развиваться при наличии адекватной государственной политики в данной сфере и обеспечении достаточным финансированием.
Однако, как показывает исторический опыт, при серьезных политических и экономических переменах в стране, акцент снова будет сделан на трансформации культурной среды, а значит и изменения отношения к памятникам предшествующих эпох.
2. Развернутое определение и исчерпывающее определение памятника культурного и исторического наследия дается в статье 3 Федерального закона № 73. Объект историко-культурного наследия обладает следующими чертами:
A) Это предмет, созданный в ходе человеческой деятельности (творческой, научной, хозяйственной и тд.)
Б) Памятник представляет большую роль для культуры, науки, социума, государства. Несет в себе информацию об историческом и культурном опыте.
B) Он несет на себе отражение духа эпохи, отпечаток образа мысли своих современников.
Правовая система обеспечивает механизмы по сохранению и охране памятников культуры и истории. К таким механизмам относятся:
• Историко-культурная экспертиза.
• Выявление памятника, постановление на учет, занесение в реестр.
• Предъявление определенных требований к лицам, осуществляющих деятельность по содержанию и восстановлению объекта культуры.
• Предотвращение разрушение или уничтожения памятников в ходе строительных, ремонтных и других земельных работ.
• Установление административно и уголовной ответственности за незаконное присвоение предмета культуры и истории или за его полное или частичное разрушение.
• Контроль за соблюдением правовых норм со стороны органов федеральной, регионально и местной власти.
• Обеспечение финансового обеспечение на поддержание памятников в должном состоянии.
• Популяризация, приобщение широких масс к историко-культурному наследию России (как граждан РФ, так иностранных граждан).
1. Понимание историко-культурного наследия и отношения к нему напрямую зависело от сформированной государством социально-культурной парадигмы. Революционные социально-экономические преобразования в России 1917 и 1991 годов сопровождались отрицанием ментального, творческого и общественного опыта, что приводило к пренебрежительным отношениям к объектам культуры, символизирующим предыдущую эпоху.
Великая Отечественная война и её разрушительные последствия показали, что дискриминировать памятники достояния народов, проживающих на территории России преступно. В послевоенные годы начинается «Ренессанс» института защиты памятников культурного и исторического наследия, в период которого были заложены правовые основы, послужившие основой для современного законодательства.
На данный момент сформирована полноценная правовая система охраны и сохранения памятников культурного и исторического наследия. В обстановке определенной стабильности, она способна развиваться при наличии адекватной государственной политики в данной сфере и обеспечении достаточным финансированием.
Однако, как показывает исторический опыт, при серьезных политических и экономических переменах в стране, акцент снова будет сделан на трансформации культурной среды, а значит и изменения отношения к памятникам предшествующих эпох.
2. Развернутое определение и исчерпывающее определение памятника культурного и исторического наследия дается в статье 3 Федерального закона № 73. Объект историко-культурного наследия обладает следующими чертами:
A) Это предмет, созданный в ходе человеческой деятельности (творческой, научной, хозяйственной и тд.)
Б) Памятник представляет большую роль для культуры, науки, социума, государства. Несет в себе информацию об историческом и культурном опыте.
B) Он несет на себе отражение духа эпохи, отпечаток образа мысли своих современников.
Правовая система обеспечивает механизмы по сохранению и охране памятников культуры и истории. К таким механизмам относятся:
• Историко-культурная экспертиза.
• Выявление памятника, постановление на учет, занесение в реестр.
• Предъявление определенных требований к лицам, осуществляющих деятельность по содержанию и восстановлению объекта культуры.
• Предотвращение разрушение или уничтожения памятников в ходе строительных, ремонтных и других земельных работ.
• Установление административно и уголовной ответственности за незаконное присвоение предмета культуры и истории или за его полное или частичное разрушение.
• Контроль за соблюдением правовых норм со стороны органов федеральной, регионально и местной власти.
• Обеспечение финансового обеспечение на поддержание памятников в должном состоянии.
• Популяризация, приобщение широких масс к историко-культурному наследию России (как граждан РФ, так иностранных граждан).





