Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения показателей самосознания подростков и типов семейного воспитания 6
1.1. Характеристика подросткового возраста 6
1.2. Понятие «стиль семейного воспитания». Характеристика типов
семейного воспитания 12
1.3. Особенности самосознания подростков 24
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания 33
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследование различий в показателях самосознания
подростков из семей с разным типом воспитания 36
Выводы 46
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение 57
Подростковый период выступает этапом, способствующим переходу от детства с его зависимостью от старших, к взрослой жизни. Внутренний мир личности формируется через усвоение внешних форм социальной действительности, т.е. процесс интериоризации, выражением которого является самосознание.
Самосознание, в отличие от сознания, направлено на познание себя как личности, осознание своих чувств, действий, мыслей, внутреннего мира, положения в обществе, мотивов поведения. Самосознание включает в себя способность к самопознанию, саморегулированию, самоотношению, что и способствует личностному росту.
Подростковый возраст является важным периодом в развитии «Я- концепции» личности, формирования самооценки, которая выступает в качестве основного регулятора поведения и деятельности. Самооценка оказывает непосредственное влияние на дальнейшее самопознание, на базе которого происходит самовоспитание и, в целом, личностное развитие.
Становление себя и начало поиска своего «Я» влияет на изменения, происходящие в системе социальных отношений, прежде всего, семейных. Это может проявляться в отчужденности подростков, их агрессивности, протестных реакциях и др.
Для подростков характерно стремление к эмансипации от родителей, т.е. приобретению независимости от них, что находит свое выражение в оппозиционной манере поведения и возникающих конфликтах между родителями и подростками.
Во многом отношения, которые складываются между подростками и родителями, зависят от доминирующего в семье стиля воспитания. Возникающие сложности в детско-родительских отношениях часто обусловлены нежеланием родителей принимать чувство взрослости подростков.
В связи с этим актуальным направлением исследования является изучение показателей самосознания подростков в семьях с разным типом воспитания.
Цель исследования: изучение различий в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания для использования полученных данных в деятельности педагогов-психологов для проведения работы с семьями подростков по усилению воспитательного потенциала родителей.
Объект исследования: показатели самосознания подростков.
Предмет: различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания.
Гипотеза исследования: у подростков из семей с разным типом воспитания существуют различия в следующих показателях самосознания: уровне самооценки, самоотношении и представлении о себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы изучения показателей самосознания подростков и типов семейного воспитания .
2. Провести эмпирическое исследование показателей самосознания подростков и типов семейного воспитания.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания.
4. Сформулировать выводы исследования.
В ходе исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанов в модификации И.И. Махониной);
2. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков);
3. Методика «Изучение особенностей Я-концепции» (в адаптации А.М. Прихожан).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №36 г. Пенза. Выборку исследования составили 27 человек в возрасте 14-15 лет и их родители.
Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью критерия Н-Крускала-Уоллиса.
Развитие самосознания является наиболее поздним этапом в развитии сознания и личности, определяющим преимущественно развитие системы отношений и способствующим социальному становлению личности.
В это время подросток еще не способен объективно оценить себя, однако, он на пути к становлению личности и развитию своей уникальности.
В этом возрасте дети стремятся приобрести независимость, избавиться от опеки родителей и их контроля. Меняющиеся система отношений родителей и детей проявляется в отчуждении (сепарации подростков от родителей), изменении отношения к значимым в семье сферам деятельности.
В ходе эмпирического исследования изучались различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №36 г. Пенза. Выборку исследования составили 27 человек в возрасте 14-15 лет и их родители.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены различия в показателях самосознания: уровне самооценки, самоотношении и представлении о себе у подростков из семей с разным типом воспитания.
Таким образом, полученные результаты наглядно показывают, что семья и стиль семейного воспитания оказывают влияние на самосознание подростков.
У подростков, воспитывающихся в семьях, где отношения основаны на сотрудничестве, признается право подростков на саморазвитие, присутствует поощрение их самостоятельности и ответственности, но при этом не снимается ответственность с родителей за воспитание, формируется ответственное социальное поведение детей.
При нарушении отношений с подростками часто наблюдаются конфликты и протестные реакции с их стороны, может сформироваться пассивный тип личности подростков, или же, наоборот, агрессивный и неуправляемый.
При либеральном и индифферентном стилях воспитания дальнейшее личностное развитие подростков зависит от социальной среды, в которую впоследствии попадает подросток. Как правило, становясь взрослыми, такие подростки не способны учитывать интересы других людей и не готовы к ответственности. На фоне неуверенности в себе у них может сформироваться конформное и проблемное поведение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов для проведения работы с семьями подростков по усилению воспитательного потенциала родителей.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб, 1998. - 164 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: «Класс», 1994. - С. 25-37.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - Спб: 2004. - 134 с.
4. Арестова О.Н, Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - №1. - С. 20-29.
5. Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36-44.
6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - ЭКСМО-ПРЕСС, 2009. - 512 с.
7. Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. - М, 1995. - 411 с.
8. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / Перев. с англ. Н. Рассказова, А. Багрянцева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 528 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна // М.: МПСИ, 2001. - 352 с.
10. Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Д.П. Борисова, Н.В. Дворянчиков // Психология и право. - 2013. - № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63776.shtml(дата обращения: 18.02.2022).
11. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. Дисс. ...канд. психол. наук.19.00.13 / И.А. Буровихина. - М., 2013. - 313 с.
12. Драгунова Т.В. Возрастная психология. Психологические особенности подростка / Т.В. Драгунова. - МГУ, 1979. - 141 с.
13. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
14. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка. Автореф. дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. / А.Н. Евсеева. - Нижний Новгород, 2000. - 22 с.
15. Захарян В.В. Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков // Семья как ресурс развития взрослых и детей. Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи» / Под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина. - Москва-Звенигород. - 2015. - С. 1009¬1012.
16. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. - 1991. № 2.
17. Ильин Е.П. Психология риска. / Е.П. Ильин. - СПб, 2012. - 89 с.
18. Калацкая Н.Н., Булатова Р.Ф. Отношение к семье и семейным ценностям у современных подростков / Н.Н. Калацкая, Р.Ф. Булатова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального. Вып. 15 / Под ред. Валеевой Р.А. - Казань: Отечество, 2012. - С. 36-39.
19. Капцова Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.А. Капцева. - М., 2002. - 230 с.
20. Карабанова О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» / Под ред.
B. К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. URL:
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10301.php(дата обращения: 21.03.2022).
21. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско- детских отношений в подростковом возрасте / О.А. Карабанова // Семейное консультирование и семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, А.З. Шапиро. - СПб., 2001. - 386 с.
22. Коган Б.М., Яшин А.А. Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями // Системная психология и социология: научно-практический журнал. - М.: МГПУ. - 2016. - № 2 (18). - 116 с.
23. Козлова Е.А., Слободская Е. Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей / Е.А. Козлова, Е.Р. Слободская, О.А. Ахметова // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 3. - С. 46-53.
24. Краснова О.В. Современные методы исследования психологических особенностей подростков / О.В. Краснова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 31-38.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина.
- Москва: МОДЭК, 1997. - 234 с.
26. Макаров В.К., Борисова Е.А. Особенности самосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12. - 2008. - №2. - С. 71-79.
27. Мерлин В.С. Структура личности: Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М., 1997.
29. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 3. - C. 38-50.
30. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 39-54.
31. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - СПб, 2003. - 67 с.
32. Поляков В.М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. - М.: Смысл, 2003. - С. 198-206.
33. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб., 1999.
34. Рубцова О.В. Подростковый кризис и проблема ролевой идентичности / О.В. Рубцова // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 2-7.
35. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - №6.
36. Соколова Е.Т. Психотерапия: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Е.Т. Соколова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
37. Степанов С.С. Стратегии семейного воспитания / С.С. Степанов. - СПб, 2000. - С. 21-22.
38. Строкова С.С. Семейная идентичность подростков из семей различных типов. Дисс. ...канд. психол. наук.19.00.13 / С.С. Строкова. - М., 2019. - 327 с.
39. Фотекова Т.А. Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 254-264.
40. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие. - М.; СПб.: Фолиум. - 1996. - 365 с.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва: Межд-ая пед. академия. - 1995. - С. 160-165.