Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.. .6
2.1. Нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста 11
Глава II. Исследование уровня развития моторики и речи детей младшего дошкольного возраста
2.1. Выявление нарушений моторики и речи у детей младшего
дошкольного возраста 17
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 22
Глава III. Использование логопедической ритмики для развития
речи детей дошкольного возраста
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста 28
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 43
Заключение 48
Список литературы 51
Основным принципом современной логопедии является выявление речевых нарушений у детей для своевременного проведения коррекционной работы и устранения проблем, связанных с речью, учитывая тот факт, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития ребенка, формирования правильной речи и развития речевого аппарата. И потому проведение коррекционной работы должно осуществляться именно в этот период. Нарушения речевой деятельности имеют ряд характерных признаков, на основании которых осуществляется классификация.
Вопросами коррекции фонетико-фонематических нарушений и общим недоразвитием речи занимались многие специалисты, такие как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Г.Р. Шашкина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.
Логопедическая ритмика является одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Она содействует преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма, такое сочетание повышает эффективность логопедической работы в целом. В.А. Гринер, Н.А. Рычкова, Г.А. Волкова, Н.С. Самойленко, Г.Р. Шашкина занимались изучение влияния логоритмики на развитие и коррекцию речи детей с речевой патологией.
У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы моторные и речевые процессы. Чаще всего дети, имеющие нарушения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В итоге упускается самый значимый для речевого развития возраст, то есть младший дошкольный.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Актуальность данной проблематики позволила нам определить тему нашего исследования.
В соответствии с темой мы определили цель выпускной квалификационной работы - выявление речевых расстройств у детей младшего дошкольного возраста и преодоление выявленных недостатков путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Объектом исследования является процесс речевого и моторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является логопедическая ритмика как средство развития моторики и речи детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу об особенностях развития речи младших дошкольников.
2. Обследовать моторное и речевое развитие детей от трех до четырех лет.
3. Провести формирующий эксперимент средствами логопедической ритмики для детей младшего дошкольного возраста.
4. По результатам обучения провести контрольный эксперимент и сравнить результаты до и после обучения.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что:
1) состояние моторных и речевых функций у детей младшего дошкольного возраста имеет разный уровень развития;
2) логоритмические средства (игра на развитие дыхания, моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, активизации экспрессивной речи) будут способствовать более эффективной работе логопеда.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
♦ теоретические (анализ психолого-педагогической, коррекционно-логопедической, методической литературы по проблеме);
♦ экспериментальные (анализ логопедических карт, наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности и на занятиях, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);
♦ интерпретационные (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Практическая значимость нашего исследования представлена в результатах констатирующего и контрольного экспериментов и заключается во всестороннем анализе проблемы речедвигательной функции детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также в применении технологий по преодолению выявленных нарушений у детей с отклонениями в речевом развитии.
База исследования и контингент: филиал №1 МБДОУ детского сада № 152 г. Пенза. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет, воспитанники второй младшей группы.
Проанализировав современные представления о состоянии речевого развития младших дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет, мы пришли к выводу, что у данной категории детей чаще всего наблюдаются такие нарушения речи как: ОНР, реже ФФН, нарушения отдельных групп звуков, а также заикание.
Мы сделали вывод, к 3-4 годам дети хорошо знают и правильно называют предметы, входящие в их ближайшее окружение: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Помимо прочего, дети, с помощью взрослых, передают содержание хорошо знакомой сказки, читают по памяти выученные раннее стихотворения.
Проанализировав современные представления о состоянии речевого развития младших дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет, мы пришли к выводу, что у данной категории детей чаще всего наблюдаются такие нарушения как: ОНР, реже ФФН, нарушения отдельных групп звуков, а также заикание.
На данном этапе исследования был осуществлен выбор диагностических методик, направленных на выявление как общих нарушений развития речи, так и фонетико-фонематических нарушений.
При проведении диагностического исследования по методике, разработанной Стребелевой Е.А., мы выявили нарушения речи у 10 детей в двух группах младшего дошкольного возраста, что позволило сформировать группу коррекции с общими речевыми нарушениями и фонетико-фонематические нарушения еще у 10 детей.
Логопедическая ритмика является одним из важных разделов логопедического воздействия. Она представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений.
Таким образом, анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствуют о том, что методический аспект использования логоритмики для младших дошкольников в системе разработан и имеет эффективность.
Поскольку в процессе формирования и развития речи могут быть отклонения, которые проявляются в форме нарушений речи, на основании проведения диагностического исследования речевые нарушения могут быть своевременно выявлены, классифицированы и для их преодоления проведена необходимая коррекционная работа.
Проведенная коррекционная работа с детьми позволила подтвердить нашу гипотезу. Состояние моторных и речевых функций у детей младшего дошкольного возраста имеет разный уровень развития и логоритмические средства (игра на развитие дыхания, моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, активизации экспрессивной речи) будут способствовать более эффективной работе логопеда.
Результаты обследования речевой и двигательной сфер дали возможность выявить детей с нарушениями, и после цикла логоритмических занятий они показали положительную динамику в развитии, есть результат, повысились уровни развития фонематического слуха, кинестетических ощущений, переключаемости движений, речевой моторики, дыхания, координации движений.
Во время эксперимента мы провели апробацию нашего комплекса на обеих группах и выявили, что:
♦ использование логоритмических приемов является довольно эффективным для коррекции речевых нарушений;
♦ логоритмические приемы положительно влияют на эмоциональную, двигательную и речевую сферы детей младшего дошкольного возраста;
♦ необходим разнообразный подбор материала к данному возрасту для коррекции нарушений с помощью логоритмики.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии, должна быть включена в средства воздействия в комплексе методик. Логоритмическое воздействие помогает преодолеть речевое нарушение путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика решает одну из важных задач логопедической коррекции - развитие всех сторон речевой деятельности, совершенствование всех видов движений, развитие памяти, внимания, мышления.
Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно, все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а, следовательно, заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 2-е изд. - М.: Академия, 1999. - 125 с.
2. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. [Электронный ресурс]: - М.,
1999. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/1/0043/index.shtml
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 320 с.
5. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина,
O. М. Кислякова. / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 141 с.
6. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова,
P. И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
8. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 265 с.
9. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]:- М ., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
12. Градусова, Л.В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 96 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
14. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]: /
Н.И. Жинкин. - М.: Педагогика, 1975 - Режим доступа: -
https://vk.com/wall274467438 193.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
16. Журба, Л.Т. Минимальные мозговые дисфункции / Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюкова. [Электронный ресурс]: - М.: 2002. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01007777665
17. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
18. Каракулова, Е.В. Коррекционная фонологоритмика: учебно¬
методическое пособие / Е.В. Каракулова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 111 с.
19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников / Р.И. Лалаева, В.И. Серебрякова. [Электронный ресурс]: - СПб., 1999. - Режим доступа:
https://elenalogoped.ucoz.net/korrekcija obshhego nedorazvitija rechi.pdf
20. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина.
[Электронный ресурс]: - М., 1958. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/4/0286/index.shtml
21. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые
проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. [Электронный ресурс]: - М., 1965. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01006331497
22. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 320 с.
23. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина. [Электронный ресурс]: - СПб. - Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/3.pdf
24. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
25. Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи: Пос. для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. [Электронный ресурс]: - СПб., 1999 - Режим доступа:https://vk.com/wall-79645109 267
26. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка
[Электронный ресурс]: / А.Р. Лурия. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005890792
27. Ляксо, Е.Е. Становление звукового состава речи ребенка: лонгитюдное исследование. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: Институт психологии РАН. 2008, - 352 с.
28. Мастюкова, Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи / Е.М. Мастюкова // Обучение и воспитание детей группы риска / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 162-175.
29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. [Электронный ресурс]: - М., 2003. - Режим доступа:https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/6.pdf
30. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие / Е.А. Медведева. / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
31. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/2/0001/index.shtml
32. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. / Под ред. Н.Н. Володина,
B. М. Шкловского. - M.: Педагогика, 2015. - 57 с.
33. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. [Электронный ресурс]: - М., 1963. - Режим доступа: https://vk.com/wall-163908593 8
34. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации / Н.А. Рычкова. - М.: Гном и Д, 1998. - 32 с.
35. Слобин, Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. Слобин // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 143-207.
36. Сохин, Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста / Ф.А. Сохин // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002. - 329 с.
37. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет. // Альманах института коррекционной педагогики - №4, - 2001.
38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
39. Туманова, Т.В. Системный подход к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Практ. психология и логопедия. - 2007. - № 4. - C. 60-63.
40. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева. [Электронный
ресурс]: - М., 1993.
https://pedlib.ru/Books/1/0146/index.shtml
41. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. [Электронный ресурс]: - М.:
2000. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/2/0022/index.shtml
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов
пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml
43. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения /
М.Ф. Фомичева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml
44. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев.
[Электронный ресурс]- М: ., 1996. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0327/index.shtml
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
47. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте /
Д.Б. Эльконин. [Электронный ресурс]: - М., 1958. - Режим доступа:
ййр8://е11Ь.Ь8ри.Ьу/ЬЙ81геат/бос/53797/1/Эльконин%20о%20развитии%20речи%20детей%20в%20дошкольном%20возрасте.рйГ