ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОБИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Аэробика как одна из форм оздоровительной физической
культуры 4
1.2 Оздоровительное влияние аэробики на организм занимающихся 10
1.3 Методы контроля на занятиях оздоровительной аэробикой 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 26
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЯ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 27
3.1 Структура и содержание занятий аэробикой с женщинами среднего
возраста 27
3.2 Дозирование нагрузок в тренировочных занятиях 31
3.3 Особенности врачебно-педагогического контроля тренировочных
нагрузок при занятиях оздоровительной аэробикой с женщинами среднего возраста 36
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность темы. В настоящее время оздоровительная аэробика не только средство, но и одно из популярных направлений массовой физической культуры регулируемой нагрузкой. Поэтому не случаен интерес многих исследователей к изучению различных сторон оздоровительной аэробики. Многие специалисты считают, что наиболее перспективные направления исследовательской деятельности заключаются в изучении компонентов и параметров физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой таких как: объем и интенсивность нагрузки, задаваемой темпом музыкального сопровождения; направленность упражнений на развитие различных мышечных групп. Также отмечается, что наибольшее тренировочное влияние на сердечно-сосудистую систему занимающихся среди прочих компонентов физической нагрузки оказывает её интенсивность, зависящая от темпа музыкальных композиций, который влияет не только на скорость выполнения физических упражнений, но и их амплитуду [5, 8, 10].
Отмечая положительные стороны аэробики, специалисты выделяют и основную её нерешенную проблему: повышение качества управления и дозирования тренировочной нагрузки во время занятий различными видами аэробики. Как известно из теории и методики физического воспитания и спорта, дозирование физических нагрузок, особенно в физической культуре оздоровительной направленности, является ключевой проблемой, от решения которой напрямую зависит эффективность не только всех разрабатываемых методик, но, в конечном итоге, и всех физкультурных занятий [7, 12, 24].
Несмотря на то, что в научной литературе имеются сведения об оптимальных параметрах тренировочной нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой, сами критерии оптимизации не исследованы и не обоснованы, что значительно снижает эффективность любого педагогического процесса.
Высокая востребовованность теории и методики оздоровительной физической культуры в научно обоснованных методиках, позволяющих использовать большой потенциал разнообразных видов аэробики, точно определять и планировать физическую нагрузку в различных циклах тренировки женщин среднего возраста и практическим их отсутствием, по сути, и определило актуальность дипломной работы.
Объект исследования - особенности тренировочного процесса занимающихся оздоровительной аэробикой.
Предмет исследования - особенности тренировочных нагрузок на занятиях оздоровительной аэробикой женщинами среднего возраста.
Цель исследования - совершенствование контроля тренировочных нагрузок в оздоровительной аэробике при занятиях с женщинами среднего возраста.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы, инструкторами по аэробике и руководителями спортивных секций для успешного осуществления тренировочного процесса занимающихся оздоровительной аэробикой.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованных источников.
1. Большая популярность аэробики кроется в разносторонности ее воздействия на организм. Занятия оздоровительной аэробикой оказывают следующее влияние на женский организм: улучшается деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем; укрепляются мышцы верхних и нижних конечностей, мышцы туловища; уменьшается подкожная жировая прослойка, снижается вес и меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы.
2. Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяет возможность эффективного развития выносливости, силы, гибкости, координации движений и других физических качеств. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий благодаря музыкальному сопровождению позволяют аэробике на протяжении уже двух десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов оздоровительной физической культуры, использоваться в системе подготовки спортсменов различных специализаций и выделиться в самостоятельный вид спорта - спортивную аэробику.
Как показали исследования, требования к уровню функционирования сердечно-сосудистой системы при физической работе такого рода достаточно высоки. Причиной являются сложно-координационные упражнения, выполняемые в «циклическом» режиме работы. При этом работа выполняется в темпе музыкального сопровождения, подчас достигающего 150 и более музыкальных акцентов в минуту, а музыка является своеобразным стимулятором, позволяющим работать, не замечая усталости. В этом и кроется некий элемент опасности передозировки физической нагрузки, а поскольку в громадном большинстве занимающиеся - женщины, то здесь еще накладывается и природная эмоциональность контингента.
3. В результате педагогического эксперимента у женщина 35-45 лет достоверно изменились следующие показатели: силовой индекс кисти (Р<0,05), в группе с низким уровнем подготовленности достоверно улучшился показатель содержание жира в организме (Р<0,5), в группе со средним уровнем подготовки достоверно улучшился жизненный индекс (Р<0,05), также в этой группе уменьшился показатель содержания жира в организме, хотя полученные результаты не выявили достоверных различий.
4. Выявлено, что для достижения тренировочного эффекта занятий оздоровительной аэробикой женщинам среднего возраста необходимо:
• систематически три раза в неделю выполнять физическую нагрузку в аэробном режиме;
• целесообразно в одну тренировочную неделю, выполнять одни и те же комплексы упражнений оздоровительной аэробики с постоянным музыкальным сопровождением, в таких случаях постепенное увеличение тренировочной нагрузки достигается за счет последовательного включения более «нагрузочных» комплексов упражнений;
• при планировании оздоровительных занятий аэробикой, необходимо включать комплексы физических упражнений, которые выполняются постепенно повышающимся темпом музыкального сопровождения.
5. В занятиях оздоровительной аэробикой с женщинами среднего возраста используются следующие методы врачебно-педагогического контроля: измерение ЧСС; измерение артериального давления; измерение ЖЕЛ; силовой индекс; весоростовой индекс.
1. Авербух М. Двигайся больше, живи дольше: Уникальная фитнес программа продление молодости.М.: 2004. 269с.
2. Андресян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки спортивной аэробике: М.: РГАФК, 1996. 23с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта. 2001, № 12, с. 18-19.
4. Басов А. Россия в Великих Луках. По версии РАББА. Архитектура тела и развитие силы. М.: 2000. 12с.
5. Блеер А.Н. Концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования. 2001, № 12, с. 2-6.
6. Бордовских, Ю. Фитнес на двоих. М.: Эксмо, 2006 г. 221 с.
7. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения М.: Физкультура и спорт, 1988. 142 с.
8. Волков К.Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций для работы в сфере оздоровительного фитнеса. М.: Теория и практика физ. культуры, 2009. 28 с.
9. Глахан Л.М. Две стороны одной монеты: Фитнесс. Тренинг. М.: 2000. с. 76-81.
10. Гордеев Г. В. Аэробика. Фитнес. Шейпинг.М.: ВЕЧЕ, 2001. 319 с.
11. Гребенькова В. Методика проведения занятий по системе Пилатес с использованием тренажеров и малого оборудования. М.: 2008. 276-277 с.
12. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени. 1998. C. 56 -57.
13. Давыдов В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики. - Волгоград.: Учебное пособие. 2004. 120 с.
14. Дорохов Р.Н. Подходы к созданию здоровья на стадиях онтогинеза. М.: Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2006.№ 3.17-18с.
15. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и Спорта. М.: Владос. Пресс. 2002. 381- 382с....34