ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Правовое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2. Содержание работы по правовому воспитанию в
ДОО 13
1.3. Художественная литература как средство правового воспитания
детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
2.1. Выявление уровня правового воспитания детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Организация работы по использованию художественной
литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Анализ эффективности использования художественной литературы
как средства правового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Становление и развитие правового государства, в котором главное значение имеют права человека, зависит, прежде всего, от воспитания и обучения молодого поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается необходимость утверждения в детской среде «позитивных моделей поведения» как нормы, снижения «уровня негативных социальных явлений». Поэтому в настоящее время остро стоит необходимость в использовании комплекса продуктивных воспитательных средств в дошкольном образовании для развития детей в духе уважения к правам и свободам человека в обществе.
Значительную роль в решении задач правового просвещения и правового воспитания подрастающего поколения в целом и детей дошкольного возраста в частности играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения - велика их роль в воспитании личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство и законопослушность. Образовательные организации являются центрами воспитательной работы, поскольку в них работают люди с педагогическим образованием, а целевая аудитория - дети и подростки - принципиально доступна для воспитательного воздействия. Результатом правового воспитания выступает правовая воспитанность личности. Уровень правовой воспитанности характеризуется как знанием права и пониманием необходимости исполнять его предписания, так и степенью сформированности отношения к праву как к ценности демократического общества.
Процесс правового воспитания в области дошкольного образования должен быть направлен на приобщение дошкольников к правовым ценностям и приобретение ими необходимых знаний о правах и обязанностях человека; освоение нравственно-правовых норм поведения и взаимодействия как основы для формирования активной жизненной позиции. Старших дошкольников важно познакомить с основами законодательства нашей страны - Конституцией, правами ребенка; дать понимание того, что закон обязателен к исполнению для всех без исключения, законодательством предусмотрена ответственность за его нарушение, но при этом права каждого человека должны быть также защищены.
Проблемы правового воспитания поднимаются в работах А.Я. Азарова, Т.В. Болотиной, М.А. Галагузовой, В.А. Караковского, А.П. Мовчана, М.Н. Лазутовой, А.Ф. Никитина, П.И. Пидкасистого, Н.Г. Суворовой, З.К. Шнекендорфа, В.И. Шеланкова, Ю.А. Яковлева и др. Концептуальные основы правового воспитания дошкольников разработаны С.А. Козловой, которая указывает, что применительно к детям дошкольного возраста следует вести речь не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, так как его основой являются усвоенные нравственные нормы и правила поведения.
Знакомство с правами и обязанностями должно происходить в увлекательной для старших дошкольников форме, с использованием разнообразных методов и средств. К одному из таких средств можно отнести чтение художественной литературы. Для ребенка художественная литература более доступна, нежели различная правовая литература, содержащая специальную терминологию. Меткое слово, образный язык, яркие запоминающиеся герои на фоне рассказа воспитателя с использованием основ правовых знаний откладываются в детском сознании [15]. Через рассказы, басни, сказки формирование представлений о правах происходит интереснее, быстрее, легче. Дошкольники могут анализировать действия персонажей в книгах, сравнивать с нормами, которые действуют в реальной жизни, давать оценку поведению героя. Таким образом, художественная литература может стать эффективным средством ознакомления дошкольников с правами человека, что говорит об актуальности выбранной нами темы работы.
Объект исследования: содержание работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей использования
художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с предметом и целью были выделены следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать содержание работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить особенности художественной литературы как средства правового воспитания старших дошкольников;
4) подобрать методики и провести диагностику уровня правовой сформированности у детей старшего дошкольного возраста;
5) доказать эффективность использования художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня правовой сформированности детей старшего дошкольного возраста;
III этап (декабрь 2020-март 2021 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с использованием художественной литературы;
IV этап (апрель 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: проведение ООД использованием художественной
литературы положительно влияет на правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение материала теоретического и практического опыта;
• эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются работы А.С. Макаренко, С.Б. Насырова, И.В. Смольникова, В.В. Толмачевой о необходимости формирования правовых представлений у детей дошкольного возраста; З.Н. Каландаришвили, Т.А. Шорыгиной, А.Н. Наумовой, Л.Н. Вахрушевой, С.В. Мокеевой о целях воспитательной работы в правовом направлении в дошкольной образовательной организации, а также продуктивных формах правового воспитания; З.А. Гриценко, В.В. Гербовой, Л.В. Колеговой, Г.З. Садыковой о воспитательном потенциале художественной литературы.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ д/с №31
«Волшебная страна» г. Пензы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается специфика формирования правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, содержание работы по правовому воспитанию старших дошкольников, а также выявляется особенность художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня правовой сформированности детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Тема данной работы является актуальной на современном этапе дошкольного образования, так как существует необходимость познакомить старших дошкольников с правовыми основами нашего государства. В связи с тем, что для детей дошкольного возраста правовая литература и терминология является сложной, знакомство с правами и обязанностями может стать эффективным процессом благодаря художественной литературе. Ребенку легче оценить поведение и поступки героев, усвоить знания в области права через яркость и доступность языка художественных произведений.
Целью данного исследования было изучить особенности использования художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта мы избрали содержание работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Предметом нашей работы являлась художественная литература как средство правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы нами была рассмотрена специфика формирования правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, содержание работы по правовому воспитанию старших дошкольников, а также выявляется особенность художественной литературы как наиболее эффективного средства правового воспитания дошкольников. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что дети быстрее и легче понимают правовые термины посредством чтения сказок, анализа поведения героев. Язык сказок ярок и красочен, что способствует доступному пониманию и лучшему усвоению правовых норм детьми старшего дошкольного возраста.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по использованию художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента было определено, что основная масса детей и в экспериментальной, и в контрольной группах имеют средний и низкий уровень сформированности правовой воспитанности. В экспериментальной группе только 3 ребенка показали высокий уровень, а в контрольной группе - 5 детей.
На формирующем этапе эксперимента мы занимались разработкой планов-конспектов ООД с использованием сказок и внедрением их в образовательный процесс ДОО. В начале нашей работы нами был составлен календарно-тематический план проведения ООД с использованием художественной литературы. ООД проводились 1 раз в неделю с декабря 2020 г. по март 2021 г.
Завершающим этапом работы стал контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования художественной литературы как средства правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Исходя из результатов полученных данных, мы пришли к выводу, что к экспериментальной группе 8 дошкольников (36%) относятся к высокому уровню, 14 детей (64%) - к среднему, детей, относящихся к низкому уровню, не было выявлено. В контрольной группе 6 детей (27%) относятся к высокому уровню, 12 детей (55%) - к среднему, 4 дошкольника (18%) - к низкому. В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что результаты детей в экспериментальной группе улучшились. Дошкольники стали правильно и четко называть свои права и обязанности, а также оценивать жизненные ситуации с правовой точки зрения. В группе ни один ребенок не показал низкого уровня правовых представлений. Улучшились результаты у некоторых детей, которые на констатирующем этапе показали средний и низкий уровни. Дошкольники стали лучше разбираться в правовых документах государства, могут проанализировать поступки людей в жизни, персонажей литературных произведений и собственное поведение с правовой стороны. В контрольной группе при проведении контрольного этапа эксперимента значительных изменений по сравнению с констатирующим этапом выявлено не было, результаты детей показали небольшие изменения.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Адаева О.В. Методы правовоспитательного процесса. / О.В. Адаева, А.С. Козуров. // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 4-6.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 355 с.
3. Атемаскина Ю.В. Организация правового просвещения в ДОУ: методическое пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2016. - 68 с.
4. Биккинина З.Т. Программа кружка по правовому воспитанию «Я - маленький гражданин большого мира». URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2017/08/10/programma-kruzhka-po-pravovomu-vospitaniyu-ya- malenkiy- grazhdanin
5. Бичева И.Б. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации. / И.Б. Бичева, Н.Е. Гладкова. // Перспективы Науки и Образования. - 2017. - №5 (29). - С. 45-49.
6. Богданова О.В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм. // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2014. - №1 (21). - С. 44-51.
7. Вахрушева Л.Н. Формирование представлений о правах у детей 6-7 лет в процессе дидактической игры. / Л.Н. Вахрушева, С.В. Мокеева. // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. - №4. - С. 12-19.
8. Вологдина И.В. Педагогические возможности ИКТ в правовом образовании детей дошкольного возраста. // Новое в психологопедагогических исследованиях. - 2019. - №4 (56). - С. 13-24.
9. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг правового воспитания старших дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2018. - 218 с.
10. Григорьева О.В. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса. / О.В. Григорьева, А.Н. Наумова. // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С.816-819.э
11. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 287 с.
12. Гуменюк М.Н. Правовое воспитание детей дошкольного возраста. / М.Н. Гуменюк, М.Г. Ходаева, С.А. Трубицына. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов XIV Междунар. научно- практ. конф. - 2019. - С. 12-15.
13. Гусева Н.Г. Дидактическая игра как средство формирования основ правовых знаний детей старшего дошкольного возраста. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С.136-139.
14. Давыдова О.И. Беседы об ответственности и правах ребенка. / О.И. Давыдова, С.М. Волкова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
15. Данилова И.В. Правовое образование старших дошкольников. // Дошкольная педагогика. - 2011. - №11. - С. 16-20...42