Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Работа №161091

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы нарушений чтения у детей с задержкой психического развития
1.1. Процесс становления навыка чтения в норме и его нарушение 6
1.2. Дети с задержкой психического развития как категория детей с
ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Нарушение чтения у детей с задержкой психического развития 20
Глава II. Экспериментальное изучение процесса чтения у детей с задержкой психического развития
2.1. Цель, задачи, методы и приемы организации эксперимента 29
2.2. Результаты изучения процесса чтения у детей 32
Глава III. Система упражнений по коррекции нарушения чтения у детей с задержкой психического развития
3.1. Цель и содержание формирующего эксперимента 37
3.2. Система упражнений по коррекции нарушения чтения у детей с
ЗПР 38
3.3. Результаты формирующего эксперимента 48
Заключение 52
Список литературы 54

Дислексия - частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение - сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой, в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы (П. Ананьев).
Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется воспроизведением звукопроизношения образа слова его прочитывания и вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
В процессе чтения две стороны: техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловая, которая является основной целью чтения.
Среди неуспеваюших школьников начальных классов массовых школ большой процент составляют дети, которые не являются умственно отсталыми, не имеют тяжелых нарушений слуха или зрения, но по разным причинам отстают в психическом развитии от сверстников. У этих детей на первый взгляд - неуспеваемость в обучении, но, более того, стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушения поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Это дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой довольно распространенную форму аномального развития. О детях с ЗПР накоплены интересные ценные научные данные, хотя проблема поставлена для изучения
лишь в конце 60-х гг.
Дети с ЗПР в школе составляют контингент неуспевающих учеников. Они не проявляют школьных интересов, чувства ответственности к учебным заданиям, не подчиняются школьным требованиям. Поэтому их учебная деятельность в значительной мере не продуктивна, на уроках они постоянно «выключаются» из общей работы (Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.). Дети с ЗПР психически не готовы к школьному обучению и это в свою очередь увеличивает их трудности в учебном процессе.
Уже в первом классе ребенка с задержкой психического развития учат читать. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер компьютерной техники.
В связи с этим чтение выступает важным компонентом деятельности каждого школьника любого возраста. Но особое значение становления навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создается база для усвоения всех школьных дисциплин. От умения детей читать зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Объект исследования - процесс чтения у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - нарушение процесса чтения у учащихся сзадержкой психического развития и система упражнений для преодоления дислексических ошибок.
Цель - выявить наиболее типичные ошибки при чтении у детей с ЗПР и разработать приемы их коррекции.
Задачи:
1. обзор специальной литературы по теме;
2. подбор материала и изучение процесса чтения у младших школьников с ЗПР;
3. сравнительный анализ данного нарушения с нормально развивающимися сверстниками;
4. разработка системы упражнений, игр и приемов, направленных на
преодоление нарушения чтения;
5. проведение формирующего эксперимента;
6. проведение контрольного эксперимента с целью выявления
эффективности предложенной системы упражнений;
Гипотеза: школьники с ЗПР, обучающиеся в младших классах допускают специфические ошибки в процессе чтения в сравнении с нормально развивающимися детьми и разработанная нами система специальных упражнений, приемов и игр позволяет значительно уменьшить их количество и окажет эффективное влияние на весь процесс обучения в целом.
Методы:
1. анализ литературы;
2. констатирующий эксперимент;
3. формирующий эксперимент;
4. контрольный эксперимент;
5. сравнительный анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была направлена на изучение процесса чтения у детей с задержкой психического развития.
Изучение литературы по данному вопросу показало, что чтение является сложным психофизическим процессом. В своем становлении этот процесс проходит 4 ступени по Т.Г. Егорову. На протяжении всего этого процесса ученика сопровождает учитель начальных классов. Его роль в становлении навыка чтения очень велика, еще большую значимость она приобретает при работе с детьми с задержкой психического развития
Трудности при становлении навыка испытывают не только дети с ЗПР, но и дети с нормальным интеллектом. Дислексия часто возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Поэтому таким детям уделяется внимание и рекомендуется профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения.
Дислексия у детей определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Нарушения чтения у младших школьников с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными расстройствами.
Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.
Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического воздействия.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
1) неусвоение букв;
2) побуквенное чтение;
3) искажения звуко-слоговой структуры слова;
4) замены слов;
5) аграмматизмы;
6) нарушения понимания читаемого.
Дети с задержкой психического развития отличаются от нормы низким развитием высших психических функций. У них медленно с запозданием формируются процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, столь необходимые для обучения в школе. К 1-му классу их развитие ниже нормы, поэтому такие дети требуют к себе особого подхода: они обучаются в развивающих и подготовительных классах, перед тем как пойти в школу.
Проведенный нами эксперимент выявил частые регрессии детей и искажения слов при чтении. Разработанная система упражнений и приемов, которая была направлена не только на выше указанные ошибки, позволила добиться значительных результатов в преодолении нарушений чтения. Таким образом, можно сказать, что комплексная работа над процессом чтения значительно уменьшает количество специфических ошибок детей с ЗПР и оказывает эффективное влияние на процесс обучения в целом, что подтверждает ранее выдвинутую нами гипотезу.


1. Несчастная, Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. // Нач. шк. - 2000. - №9.
2. Гончарова, Т.А. Как я прививаю любовь к чтению. // Нач. шк. - 1996. - №1.
3. Дети с задержкой психического развития. / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
4. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения. / Т.Г. Егоров - М., 1953.
5. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова - М., «Просвещение», 1972.
6. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. / Л.Н. Ефименкова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
7. Ионова, Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее. // Нач. шк. - 2000. - №2.
8. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). //Дефектология. - 1984. - №1.
9. Китаева, А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах. // Нач. шк. - 1996. - №9.
10. Климанова, Л.Ф. Причина ошибок при чтении и их предупреждение. // Начальная школа - 1973. - №11.
11. Кобзарёва, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения
чтения и его коррекция. Практическое пособие. / Л.Г. Кобзарёва, Т.Н. Кузьмина - М., 2000.
12. Колповская, И.К. Характеристика письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова //Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой. - Т.2. - М., 1997.
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев - М.,
1997.
14. Кулагина, И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития. //Дефектология. - 1989. - №1.
15. Лагутина, Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения. // Нач. шк. - 1994. - №2....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ