ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1ЛЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ 7
1.1 Экскурсия как эффективная форма организации образовательного процесса
по биологии 7
1.2 Организация уроков биологии с использованием экскурсий 16
1.3 Проектная деятельность школьников в ходе проведения экскурсий 19
1.4 Требования по ФГОС (2021 года) к экскурсионной деятельности, универсальные учебные действия, формируемые в ходе экскурсионной деятельности
(анализ примерных рабочих Программ И.Н.Пономаревой, В.В.Пасечник) 27
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 34
2.1 Методические рекомендации по проведению экскурсий 34
2.2 Экскурсия по теме: «Зимний лес. Сезонные (зимние) изменения в природе»
49
2.3 Экскурсия в природу на тему: «Многообразие животных» в Пензенский зоо
парк Мы с тобой одной крови!»» 53
2.4 Возможности виртуальных экскурсий, виртуальная экскурсия «Зимний лес» 60
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Изучение биологических объектов невозможно представить без прямого наблюдения и исследования в их естественной среде. Для этой цели широко применяются специальные мероприятия - экскурсии [13,15]. Изначально замыс- ленные как неформальные дополнительные мероприятия в свободное от учебы время, биологические экскурсии постепенно приобрели значимость и стали неотъемлемой частью учебного процесса, занимая центральное место в организации образовательного и воспитательного процесса.
Методика биологических экскурсий в обучении значительно обогатилась благодаря выдающимися методистам и биологам, чьи имена стали неразрывно связаны с этой областью. Среди них можно выделить таких знаменитых исследователей, как А.Я. Герд, В.В. Половцев, К.П. Ягодовский, В.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Д. Зверев, И.И. Полянский и многих других, чьи ценные труды исключительно важны для развития данной области образования [17,19].
Интеграция экскурсий в обучении биологии обусловлена множеством задач, стоящих перед школьным биологическим образованием, а также разнообразными преимуществами, которые данная форма обучения предоставляет учителям и учащимся. Биологические экскурсии обладают высокой информационной и воспитательной ценностью, существенно расширяя и углубляя знания учащихся.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов убедительно демонстрирует, что именно благодаря умело организованным экскурсиям часто зарождаются любовь к предмету и интерес к различным областям биологии. В этом заключается актуальность выбранной темы дипломной работы: «Экскурсионная деятельность как эффективное средство формирования практических умений и навыков в биологии».
Цель дипломного исследования заключается в изучении целесообразности применения экскурсий и разработке эффективной методики их внедрения в учебный процесс по биологии в средней школе.
Объектом данного исследования является осмысление важности экскурсий в методике преподавания биологии в общеобразовательной школе, с углубленным анализом их использования на основе учебной программы «Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника». Особое внимание уделяется роли экскурсий в активизации познавательной и учебной деятельности школьников.
Предметом исследования является изучение возможностей формирования практических навыков и умений через проведение экскурсий по биологии в общеобразовательной школе. Основной предмет исследования состоит в определении влияния биологических экскурсий на развитие практических навыков и умений у школьников.
Гипотеза исследования предполагает, что включение экскурсий в курс «Биология» в средней школе способствует активизации познавательной и учебной деятельности школьников, особенно в развитии практических навыков и умений.
Задачи исследования:
1. Провести обзор научной литературы, посвященной теме исследования, для получения всестороннего понимания проблемы.
2. Изучить теоретические основы организации и проведения экскурсий по биологии, анализируя различные подходы и методики.
3. Анализировать сущность и методику проведения экскурсий по зоологии в средней школе, выявляя особенности их организации и проведения.
4. Разработать планы-конспекты школьных экскурсий на основе учебника «Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника», учитывая цели и содержание учебной программы [25,27,28].
5. Провести исследование, направленное на выявление влияния применения экскурсий в преподавании биологии на развитие познавательной и учебной деятельности учащихся, используя соответствующие методы сбора и анализа данных.
Методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по теме исследования, чтобы получить теоретическую базу и обзор существующих знаний.
2. Сравнительный анализ, который позволит сопоставить различные подходы, методики и результаты исследований в области проведения экскурсий по биологии.
3. Описание различных аспектов организации и проведения экскурсий, включая методики, программы и планы-конспекты.
4. Анализ результатов исследования, включающий сбор и обработку данных, а также оценку влияния применения экскурсий на развитие познавательной и учебной деятельности учащихся.
5. Обобщение полученных результатов и выводов для определения общих тенденций и закономерностей в использовании экскурсий в преподавании биологии.
6. Использование информационных технологий для обеспечения доступа к актуальной научной информации, а также для сбора и анализа данных в процессе исследования.
Новизна исследования заключается в том, что в связи с современными условиями пандемии и ограниченными возможностями передвижения учащихся (в т.ч. учащихся с ОВЗ) [15,20] популярность приобретают виртуальные экскурсии. Возможности виртуальных экскурсий для формирования учебных навыков учащихся, их предметных умений мало исследовано.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании виртуальных экскурсий в качестве доступной и эффективной альтернативы для всех учащихся. Результаты исследования могут быть использованы педагогами при организации и проведении биологических экскурсий в школе, особенно в случаях, когда посещение реальных мест не является возможным или практичным.
Эта работа может быть включена в методическую копилку учителей биологии и других предметов, обогатив их педагогический инструментарий и предоставив новые идеи и подходы для использования экскурсий в образовательном процессе. Таким образом, исследование способствует обмену опытом и улучшению качества преподавания биологии и других предметов в школах.
В современной школьной педагогике одним из главных задач является развитие и поддержка высокого уровня познавательного интереса у школьников. Известно, что познавательный интерес напрямую связан с успеваемостью учащихся. В этом контексте экскурсии играют важную роль в образовательном процессе, поскольку они обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, особенно в контексте изучения биологии.
Школьные экскурсии представляют собой неотъемлемую и эффективную форму организации учебно-воспитательного процесса, которая играет значительную роль в существующей системе обучения биологии. Содержание экскурсий тесно связано с материалом, изученным на предыдущих уроках, а полученные знания, результаты наблюдений и собранный натуральный материал могут быть успешно применены на последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
Школьные экскурсии не только обогащают учебный процесс, но и способствуют развитию учащихся в различных аспектах. Они позволяют учащимся более глубоко познавать предмет, применять теоретические знания на практике, развивать навыки наблюдения и анализа. Благодаря экскурсиям школьники получают возможность изучать окружающий мир из первых рук, взаимодействовать с реальными объектами и явлениями, что способствует более полному и прочному усвоению материала.
Такое использование экскурсий в школьном образовании открывает новые перспективы для активной и практической работы с учащимися, способствуя повышению их интереса к предмету и улучшению успеваемости. Экскурсии стимулируют самостоятельное мышление, развивают творческие способности и способности к коммуникации. Они позволяют школьникам ощутить истинное взаимодействие с окружающим миром и создают основу для более глубокого и интегрированного обучения.
Интеграция экскурсий в учебно-воспитательный процесс устанавливает взаимосвязь между содержанием экскурсии и материалом, изученным на предыдущих уроках. Полученная информация в ходе экскурсии и результаты наблюдений могут быть успешно применены на последующих уроках, во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
Однако экскурсии также могут быть эффективно включены в проектную деятельность учащихся, которая способствует развитию личности и ее взаимодействию с живой природой. Проектный метод позволяет учащимся глубже понять реальные процессы, осознать явления и развить навыки исследования.
Экскурсии являются одним из самых популярных педагогических методов, используемых для дополнительного обучения по предмету биологии. Однако их эффективность зависит не только от выбора объектов, разработки маршрута и знаний экскурсовода, но и от умения проводить экскурсию. Необходимо обеспечить строгое соблюдение порядка и создание благоприятных условий для эффективного усвоения материала во время экскурсии. Организация группы учащихся на объекте должна быть правильной, а следование плану экскурсии должно быть точным. Важно грамотно отвечать на вопросы учащихся, использовать индивидуальные тексты, экспонаты из "портфеля экскурсовода" и звукозаписи, а также проявлять умение работать с микрофоном.
Основываясь на изучении методической литературы, была выявлена оригинальная структура учебной экскурсии, состоящая из нескольких фаз: предварительной подготовки, осуществления самой экскурсии и завершающего этапа. При организации и проведении школьных экскурсий в зоопарках или зооцентрах, учителя должны обладать гибкостью и находчивостью, способностью адаптироваться к поведению животных на ходу, при этом сохраняя последовательность изложения материала.
Однако, подробный анализ учебно-методических линий по биологии УМК И.Н. Пономаревой и В.В. Пасечника на примере Пензенской области показывает, что экскурсии не рассматриваются как неотъемлемая часть обучения и воспитания в современных школах. Исходя из наблюдений, проведенных в рамках школьных экскурсий, можно с уверенностью заключить, что включение организации и проведения экскурсий при изучении различных аспектов биологии приводит к активному развитию познавательного интереса учащихся к данному предмету. Введение школьных экскурсий в учебный процесс по курсу «Биология» не только возможно, но также целесообразно и крайне важно для повышения качества биологического образования.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2022, №39, ст.6541)
2. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 39, ст.6541)
3. Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ организации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.
4. III педагогический марафон «Новой школе - новое качество» часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя, Петропавловск-Камчатский, П-К, 2021. 82 с.
5. Белянина, Л. А. Экскурсия одна из форм развития творческих способностей личности / Белянина Л. А, Манькова Н. Ю. // Биология в школе, 2018. 4449 с.
6. Биология. 5—9 классы рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. 46 с.
7. Бисултанова А. А. № 11: Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе с помощью мультимедийных обучающих систем / Бисултанова А. А., Мачуева Д. А., ВахаеваД. А. // Концепт. 2018. 1004 с.
8. Бостан М. Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников. / Бостан М. Д. // Вестник науки и образования.
2017. 97 с.
9. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации детей целостной картины мира. [Электронный ресурс] URL: URL: https: //i nfourok.ru/metodicheskie-rekomendaci i-virtual nie-ekskursi i-kakodna- iz-form-organizacii-distancionnogo-obucheniya-v-uchrezhdeniidopolnitel- 3161807.html (Дата обращения 25.12.2022)
10. Дудкова A. H. Формирование познавательного интереса [Электронный ресурс] // Школьное образование. 2019. - Режим доступа: https://vpOK.pd)/librarv/formirovanie poznavatelnogo interesa (Дата обращения: 25.12.2022)
11. Жаманова В. Н. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования. Донецк: 2018. 17 с.
12. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1999. 85 с.
13. Зверев И. Д., Мягкова А. И., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1999. 106 с.
14. Измайлов И. Д., Шубкина Л. С., Михлин В. Е., Шашков Д. В. «Биологические экскурсии» Книга для учителей. М.: Просвещение, 1983. 66 с.
15. Константинова И. Ю. Биология. 6 класс. Поурочные разработки к УМК И. Н. Пономареве Пособие для учителя. ФГОС, ВАКО, 2021.45....35