Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности совладающего поведения студентов с различной социальной успешностью

Работа №161086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование связи социальной успешности с предпочтениями в выборе совладающего поведения студентами 7
1.1. Проблема совладающего поведения в психологии личности 7
1.2. Особенности совладающегоповедения в раннем юношеском
возрасте 16
1.3. Социальная успешнось личности в современном
обществе 23
1.4. Социально-психологические факторы социальной успешности....29
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование связи социальной успешности с предпочтениями в выборе совладающего поведения студентами 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи
социальной успешности с предпочтениями в выборе совладающего
поведения студентов колледжа 41
2.3. Рекомендации по формированию совладающего поведения,
соответствующего социально успешной личности 48
Выводы 53
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложения 68

Проблема социальной успешности актуальная область отечественной психолого-педагогической науки. И каждое научное исследование по этой проблеме приближает нас к ответу на вопрос: что такое социальная успешность, каковы ее критерии, с какими психологическими характеристиками она связана, каковы ее пути развития?
Успешность человека в обществе тесно связана с его социальной природой, с проявлением его сущностного начала. Нормальное психическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон жизненного процесса, в которых проявляется взаимодействие личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, то есть желание слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время необходимость выделиться, быть замеченным в своих действиях, быть признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры социальной успешности личности.
Осмысление данной проблемы становится все более актуальным в современном мире рыночных отношений, где обязательными являются такие характеристики личности, как честолюбие, предприимчивость, прилежание, упорство в достижении цели, практицизм, расчетливость, и которые почти не оставляют шансов тем, кто такими качествами не обладает.
Современный мир, который нас окружает, становится с каждым годом сложнее: увеличивается поток информации, растет нагрузка на психику, сам человек претерпевает значительные трансформации. Человек поставлен перед необходимостью решать все более ответственные задачи, включаться в новые межличностные и общественные отношения, учитывать большее количество факторов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности. Стремительное изменение социальной среды заставляет человека искать новые алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новой ситуации, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, проактивность, творческий потенциал и инициативность. Это делает актуальным изучение совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям у современных студентов.
Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных ученых - Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман и отечественных авторов - Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. В результате теоретических и экспериментальных исследований было выявлено, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг- стратегии) на основе имеющихся у него психологических резервов и личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение начали рассматривать как результат взаимодействия копинг-ресурсов и копинг-стратегии. Копинг-стратегии - способы управления стрессирующим фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Копинг-ресурсы - относительно стабильные характеристики людей и стресса, способствующие развитию способов совладания с ним.
В настоящее время поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды. К пассивному копинг- поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг- стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения. В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий. Копинг-поведение подростков до сих пор остается еще малоизученным.
На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг- стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, сферой самосознания личности и т. д. Что касается, то, к сожалению, работ по изучению соотношения копинг-стратегий и успешностью в социальной сфере пока представлены в психологической литературе очень слабо. Различные копинг-стратегии применяются на основе ресурсов личности и среды. Человек эффективен в совладании, когда имеет позитивные копинг- ресурсы, такие как интеллект, поддержка семьи и значимых лиц, а также здоровье и материальные ресурсы. В рамках данного положения интересна и актуальна проблема соотношения социальной успешности личности и специфики используемых ей копинг-стратегий.
Цель исследования - выявить предпочтения в выборе копинг-стратегий студентов колледжас различной социальной успешностью, для разработки рекомендаций по формированию совладающего поведения,
соответствующего социально успешной личности.
Объект исследования - совладающее поведение студентов.
Предмет исследования - особенности совладающего поведения студентов с различной социальной успешностью.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует связь в предпочтении социально успешными студентами колледжа активных копинг-стратегий, а пассивные копинг-стратегии коррелируют с выбором их социально неуспешных сверстников.
Поставленная цель и гипотеза исследования определяют собой необходимость решения следующих задач.
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы совладающего поведения в раннем юношеском возрасте с различной социальной успешностью в социально-психологической, возрастно­психологической литературе.
2. Выявить доминирующие копинг-стратегии у студеннтов колледжа с различной социальной успешностью.
3. Осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования связисоциальной успешности с копинг-стратегиями студеннтов колледжа.
4. Разработать рекомендации по формированию совладающего поведения, соответствующего социально успешной личности.
Методологическая база исследования.
Методологической основой исследования выступают системный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации; деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности; личностно-ориентированный и субъектный подходы, предполагающие активную помощь в развитии способности совершенствования и достижения высшего оптимального уровня индивидуализации и самореализации; принцип жизнедеятельности, воплощенный в организованности и конструктивности овладения личностью условиями своей жизни, создание ею особых жизненных опор, отношений и позиций.
Когнитивно-феноменологическая теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман; интегративный подход (Moss R.H., Schaefer J.A. и др.); теоретические позиции психологии совладающего поведения (Анциферова Л.И., Абульханова-Славская К.А., Крюкова Т.Л. и др.); концепция Совладающего Интеллекта Либиной А.В..
Методы исследования:
- во-первых, теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление);
• во-вторых, эмпирические методы: опрос, наблюдение, беседа, социометрия, анкетирование;
• в-третьих, методы математической обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента, r-критерий корреляции Пирсона).
Методики исследования:
• методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»;
• методика социометрии (по М. Битяновой);
• анкета для оценки социальной успешности учащихся Федосеевой А.М..
База исследования и характеристики выборки.
Исследование проводилось на базе Кузнецкого колледжа электронной техники (ККЭТ). В исследование приняли участие студенты следующих инженерных специальностей: технология машиностроения - две группы, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники - одна группа, радиоаппаратостроение - одна группа. Общее число испытуемых - 103 человек в возрасте шестнадцати - восемнадцати лет, из них 18 - девушек, 85 - юношей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению совладающего поведения студентов колледжа с различным уровнем сциальной успешности. Исследование расширило теоретические представления психологии развития и возрастной психологии о копинг- поведении в раннем юношеском возрасте.Изучение связей этих переменных может способствовать как использованию определенных копингов в качестве предикторов социальной успешности, так и лучшему пониманию механизмов целостного функционирования личности как субъекта деятельности.
Анализ показал, что поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг- стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации. К пассивному копинг- поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг- стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер. В раннем юношеском возрасте механизмы копинг- поведениявсе еще носят динамический и транзиторный характер. Согласно модели стресса и копинга Дж. Эдвардса копинг-поведение влияет, в числе прочих факторов, и на социальную успешность личности. Данные положения легли в основу эмпирического изучения проблемы исследования. Проведенное исследование показало, что позитивная и адекватная самооценка является психологическим фоном для реализации копинг- стратегий, направленных на активное разрешение проблем.
Также в работе подтверждено, что внешние и внутренние детерминанты социальной успешности могут быть отражены в независимых переменных объективных показателей.Так, уровень социальной успешности студентов колледжа может определяться как сочетание: оценок
академической успеваемости, экспертных оценоксоциальной успешности старшеклассников их учителями и показателя социометрического статуса в классе. Испытуемые с высоким социометрическим статусом достоверно выше оценивались экспертами (преподавателями) относительно их социальной успешности и имели более высокий средний балл успеваемости по сравнению с низкостатусными сверстниками.
Социально успешные студентов колледжа превосходят сверстников с низкойуспешностью по частоте использования базовой копинг-стратегии «разрешение проблем», что позволяет первым конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в раннем юношеском возрасте. Низкостатусные студенты колледжачаще, чем успешные демонстрируют копинг-стратегию избегание, которая формирует тенденцию к немедленному снятию возникающего в стрессовой ситуации эмоционального напряжения путем редукции. С другой стороны, это механизм поведения, основанный на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий.
В ходе эмпирического исследования было установлено наличие взаимосвязей между уровнем низкой и высокой социальной успешности студентов колледжаи частотой применения определенной стратегии копинг- поведения. Чем выше уровень успеваемости студента колледжа, тем более часто он прибегает к поиску важной для адаптации к условиям среды социальной поддержке, получая ощущения собственной ценности для близких. Чем ниже оценки учащегося, тем более склонен он использовать избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). А также, чем чаще студентов колледжа реализуют поиск социальной поддержки и реже демонстрируют избегание проблем, тем выше преподаватели оценивают социальную успешность учащегося. И чем выше социометрический статус студента колледжа, тем в большей степени во фрустрирующих ситуациях он ориентирован на разрешение проблем и меньшей степени на их избегание.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, так, существует связь в предпочтении социально успешными студентами колледжа активных копинг-стратегий, а пассивные копинг-стратегии коррелируют с выбором их социально неуспешных сверстников.
К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, и стратегию «поиск социальной поддержки». К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы повышения адаптивного потенциала личности студентов колледжа, имеющей своими задачами развитие их копинг-ресурсов и формированию навыков социальной успешности; а также в консультативной и психопрофилактической работе со студентами колледжаи их родителями.


1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие. Гриф Минобр., 2004.
3. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический
метод в школьной практике / М. Битянова. — М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с. : ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный
психолог»).
4. Бовин Б.Г. Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики / Б.Г. Бовин, А.Н. Лебедев, Т.И. Литвинова, А.М. Раков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып. 10 (73). - С. 81-88. - (Серия «Педагогика и психология»).
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЭР-СЕ, 2006. - 526 с.
6. Головчанова Н.С. Жизненная успешность как предмет психологического исследования и психологического консультирования / Головчанова Н.С. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, 2009, № 3 (9). - С. 47-50.
7. Грановская P.M. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. 476 с. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.438-442.
8. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии.
2002. - C.444-452.
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.,
2003.
9. Илюхин А.Г. Развитие совпадающего поведения в юношеском
возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность // Социально­
экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. С. 476-482.
10. Илюхин А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском
возрасте: первичный, вторичный академический контроль и копинг-
стратегии, (на материале экзаменационного стресса) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8. С.145 - 152.
11. Илюхин А.Г. Оптимизм и совладающее поведение: копинг- стратегии как медиатор в ситуации экзаменационного стресса // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II международной научно-практической конференции. Кострома, Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова, 23-25 сентября 2010 года. Кострома, 2010. Т. 1. С. 207-209.
12. Илюхин А.Г. Адаптивные и дезадаптивные стратегии совладания с оценочной тревожностью у студентов // Психология человека в условиях здоровья и болезни. Материалы Первой международной конференции. Тамбов, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 8 июня 2011 года. Тамбов, 2011. С. 62-67.
13. Илюхин А.Г. Возрастные аспекты оценочной тревожности // Социально-психологические проблемы профессионального роста специалистов: мат-лы междунар. семинара аспирантов 24 марта 2011 г. / отв. ред. H.A. Коваль. Тамбов, 2011. С. 212-218.
14. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C.442-444.
15. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №2. С 88-95....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ