ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
§1 Лингвистические основы изучения фразеологии в школ 5
1.1 Фразеология как раздел науки о языке. Понятие фразеологизма 5
1.2Классификация фразеологизмов 7
1.3 Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы 10
§2Психолого-педагогические основы изучения фразеологизмов младшими школьниками 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
§1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы 16
§2. Методы работы с фразеологизмами на уроках русского языка
в начальной школе 18
§3. Опытно-экспериментальная работапо изучению фразеологизмов
в третьем классе 29
3.1 Констатирующий эксперимент 30
3.2 Обучающий (формирующий) эксперимент 33
3.3 Контрольный эксперимент 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта урока по русскому языку
в 4 классе по теме «Лексическое значение. Фразеологизмы»
Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование.
До сих пор учёные не пришли к единому мнению о том, что считать фразеологизмами. В состав фразеологических оборотов одни учёные относят все устойчивые сочетания слов, а другие - ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определённой группой устойчивых слов. У одних во фразеологию попадают пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, у других - нет. Но нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем чтобы «ребёнок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом».
Актуальность настоящей работы определяется следующими причинами:
• Во-первых, недостаточным уровнем разработанности методики изучения фразеологизмов в начальной школе, в частности малой степенью использования приёмов работы с фразеологизмами на уроках русского языка в начальных классах;
• Во-вторых, недостаточным вниманием к фразеологизмам как средству обогащения словарного запаса и развития речи младшего школьника.
Объект исследования- процесс обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования - методикаизучения фразеологизмов в начальной школе.
Материалом исследования послужили исконно русские фразеологизмы, извлечённые из учебников по русскому языку.
Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять их в своей письменной и устной речи.
Данная цель определила постановку следующих конкретных задач:
1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм» и охарактеризовать современные подходы к вопросу о классификации фразеологизмов.
3. Определить приемы работы с устойчивыми выражениями в начальной школе.
4. Проанализировать школьные учебники по русскому языку в аспекте изучения фразеологизмов.
5. Разработать систему упражнений и конспекты урока по изучению фразеологизмов.
6. Провести эксперимент для апробации предлагаемых упражнений.
В работе выдвинута гипотеза: при соответствующей системе работы с фразеологическими оборотами, при освоении учащимися первичных и образных значений фразеологизмов можно значительно повысить уровень развития речи учащихся, языкового чутья ребёнка.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут использоваться учителем начальных классов при организации лексической работы на уроках лингвистического цикла, а также при организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе даются теоретические основы изучения фразеологизмов в начальной школе. Во второй главе описывается методический аспект работы с фразеологизмами. В работе имеется список литературы и несколько приложений.
В бакалаврском сочинении рассмотрена проблема работы над фразеологическими единицами на уроках русского языка в начальной школе.
Развитие речи и обогощение словарного запаса начинается тогда, когда ребенок учится понимать речь и самостоятельно разговаривать. В период обучения в начальной школе этот процесс достигает максимальной интенсивности. Именно поэтому необходимо осуществлять поиск приемов обучения русскому языку и литературному чтению, способствующих обогащению речевого запаса ребенка и формированию его языковой культуры. Работа с фразеологизмами как раз и является ярким примером.
Что же касается проблемы изучения фразеологии в начальной школе, то она также очень актуальна, так как знакомство с её единицами направлено на развитие речи учащихся. Активное изучение в начальных классах фразеологических единиц повышает культуру речи учащихся, упрочивает навыки сознательного использования в речи учащимися богатств русского языка, оказывает на ребят и воспитательное воздействие, расширяет диапазон текстового материала для работы на уроке.
Анализ психологической и педагогической литературы показал, что определенная система методической работы над фразеологическими единицами способствует развитию произвольного внимания и запоминания, образного и абстрактного мышления, восполняет недостаток учащихся в высших эмоциях; кроме того, фразеологические единицы обладают и огромным воспитательным потенциалом.
В практической речевой деятельности учащиеся часто сталкиваются с фразеологизмами. В текстах учебников разных классов для начальной школы явление фразеологии также довольно часто. Как видим, детям приходится часто встречаться с фразеологией, поэтому нельзя не обращать на неё внимания, её необходимо изучать.
Работу по ознакомлению с фразеологизмами можно проводить на уроках русского языка, когда они встречаются в текстах упражнений. Кроме того, чтобы данная работа была более эффективной, необходимо использовать дополнительную систему упражнений, например, предлагаемую в нашей работе.
Эффективность данной системы явилась предметом изучения в ходе проведения эксперимента. В целом данные эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся в результате определённой подготовки понимают, что такое фразеологизм, каково назначение этой единицы в нашей речи, могут ситуационно правильно употребить в своей речи фразеологический оборот.
В итоге работы хочется отметить, что фразеологизмы очень привлекают детей. Их интересует не только семантика фразеологизма, но и то, как и откуда появляются в языке неразложимые сочетания слов со значением и употреблением отдельного слова. Учащиеся с удовольствием беседуют по таким вопросам, как превращение свободного словосочетания во фразеологизм, источники фразеологии, тематические группы фразеологизмов (фразеологизмы, обозначающие черты характера людей, особенности предметов окружающей действительности, части человеческого тела и т.д.).
1. Автономова С.И. Обогащение фразеологического запаса учащихся // Русский язык в школе. -1988. - №3.
2. Бабкин А.М. Русская фразеология: её развитие и источники. - Ленинград: Наука, 1970.
3. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1987.
4. Бондаренко В.Т. О смеховой функции русской фразеологии // Русский язык в школе, №3, 2001.
5. Григорян Л.П. Язык мой - друг мой: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
6. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык, ч.1. - М.: Просвещение, «Владос», 1995.
7. Канакина Г.И., Викторова Е.В. Русская пословица как феномен культуры и способ формирования языковой и нравственной компетенции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.И. Канакиной. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004.
8. Козлова Т.В. «Новые русские»: понятие и дискурс // Фразеология в контексте культуры/ Отв. ред. В.Н. Телия, - М.: Просвещение, 1999.
9. Лейчик В.М. Люди и слова. - М.: Наука, 1982.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1969.
11. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка // Начальная школа, 1990, №12.
12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
13. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000.
14. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская М.М. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
15. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 1993.
16. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. - Пенза, 1994.
17. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию: Учебное пособие.
- М.: Наследие, 1997.
18. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М.: Высшая школа, 1990.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М., ВЛАДОС, 2000 (1, 2, 3 книги).
20. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. - М.: Просвещение, 1992.
21. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
22. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса. - М.: Просвещение, 2008. - 126с.
23. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1978.
24. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высшая школа, 1982.
25. Ставская Г.М. Почему мы так говорим? //Начальная школа, 2002, №3, № 2, №11.
26. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся. // Начальная школа, 2000, №12.
27. Сукаленко Н.И. О различной степени сокрытия смыслов культурных таксонов. // Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В.Н. Телия. М.: Просвещение, 1999.
28. Толстая С.М. Славянские народные представления о смерти в зеркале фразеологизмов // Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В.Н. Телия, - М.: Просвещение, 1999.
29. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971.
30. Шанский Н.М. Русские национально-маркированные фразеологические обороты // Русский язык в школе. 1996. №2.
31. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык, ч. 1. - М.: Просвещение, 1987.
Фразеологические словари
32. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. 4- изд., доп. - М.: Худ. лит., 1988.
33. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998.
34. Волина В.В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. Книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-Пресс, 1997.
35. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 5-е изд. - М.: Рус.яз., 1993.
36. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1994.
37. Фразеологический словарь русского литературного языка: Более 12 000 фразеологических единиц: В 2 т. / Сост. А.И. Федоров - М.: Цитадель, 1997.
38. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / сост. Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1986.
39. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. - М.: Рус. яз., 1988.
40. Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь. - М.: Рус. яз., 1990. (комментарий фразеологизмов с точки зрения отражения ими русской истории, литературы и культуры).
41. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений: Более 4000 статей / В.Серов. - М.: Локид-Пресс, 2004.