Изучение фразеологизмов в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
§1 Лингвистические основы изучения фразеологии в школ 5
1.1 Фразеология как раздел науки о языке. Понятие фразеологизма 5
1.2Классификация фразеологизмов 7
1.3 Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы 10
§2Психолого-педагогические основы изучения фразеологизмов младшими школьниками 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
§1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы 16
§2. Методы работы с фразеологизмами на уроках русского языка
в начальной школе 18
§3. Опытно-экспериментальная работапо изучению фразеологизмов
в третьем классе 29
3.1 Констатирующий эксперимент 30
3.2 Обучающий (формирующий) эксперимент 33
3.3 Контрольный эксперимент 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта урока по русскому языку
в 4 классе по теме «Лексическое значение. Фразеологизмы»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
§1 Лингвистические основы изучения фразеологии в школ 5
1.1 Фразеология как раздел науки о языке. Понятие фразеологизма 5
1.2Классификация фразеологизмов 7
1.3 Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы 10
§2Психолого-педагогические основы изучения фразеологизмов младшими школьниками 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
§1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы 16
§2. Методы работы с фразеологизмами на уроках русского языка
в начальной школе 18
§3. Опытно-экспериментальная работапо изучению фразеологизмов
в третьем классе 29
3.1 Констатирующий эксперимент 30
3.2 Обучающий (формирующий) эксперимент 33
3.3 Контрольный эксперимент 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта урока по русскому языку
в 4 классе по теме «Лексическое значение. Фразеологизмы»
Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование.
До сих пор учёные не пришли к единому мнению о том, что считать фразеологизмами. В состав фразеологических оборотов одни учёные относят все устойчивые сочетания слов, а другие - ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определённой группой устойчивых слов. У одних во фразеологию попадают пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, у других - нет. Но нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем чтобы «ребёнок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом».
Актуальность настоящей работы определяется следующими причинами:
• Во-первых, недостаточным уровнем разработанности методики изучения фразеологизмов в начальной школе, в частности малой степенью использования приёмов работы с фразеологизмами на уроках русского языка в начальных классах;
• Во-вторых, недостаточным вниманием к фразеологизмам как средству обогащения словарного запаса и развития речи младшего школьника.
Объект исследования- процесс обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования - методикаизучения фразеологизмов в начальной школе.
Материалом исследования послужили исконно русские фразеологизмы, извлечённые из учебников по русскому языку.
Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять их в своей письменной и устной речи.
Данная цель определила постановку следующих конкретных задач:
1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм» и охарактеризовать современные подходы к вопросу о классификации фразеологизмов.
3. Определить приемы работы с устойчивыми выражениями в начальной школе.
4. Проанализировать школьные учебники по русскому языку в аспекте изучения фразеологизмов.
5. Разработать систему упражнений и конспекты урока по изучению фразеологизмов.
6. Провести эксперимент для апробации предлагаемых упражнений.
В работе выдвинута гипотеза: при соответствующей системе работы с фразеологическими оборотами, при освоении учащимися первичных и образных значений фразеологизмов можно значительно повысить уровень развития речи учащихся, языкового чутья ребёнка.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут использоваться учителем начальных классов при организации лексической работы на уроках лингвистического цикла, а также при организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе даются теоретические основы изучения фразеологизмов в начальной школе. Во второй главе описывается методический аспект работы с фразеологизмами. В работе имеется список литературы и несколько приложений.
До сих пор учёные не пришли к единому мнению о том, что считать фразеологизмами. В состав фразеологических оборотов одни учёные относят все устойчивые сочетания слов, а другие - ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определённой группой устойчивых слов. У одних во фразеологию попадают пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, у других - нет. Но нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем чтобы «ребёнок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом».
Актуальность настоящей работы определяется следующими причинами:
• Во-первых, недостаточным уровнем разработанности методики изучения фразеологизмов в начальной школе, в частности малой степенью использования приёмов работы с фразеологизмами на уроках русского языка в начальных классах;
• Во-вторых, недостаточным вниманием к фразеологизмам как средству обогащения словарного запаса и развития речи младшего школьника.
Объект исследования- процесс обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования - методикаизучения фразеологизмов в начальной школе.
Материалом исследования послужили исконно русские фразеологизмы, извлечённые из учебников по русскому языку.
Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять их в своей письменной и устной речи.
Данная цель определила постановку следующих конкретных задач:
1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм» и охарактеризовать современные подходы к вопросу о классификации фразеологизмов.
3. Определить приемы работы с устойчивыми выражениями в начальной школе.
4. Проанализировать школьные учебники по русскому языку в аспекте изучения фразеологизмов.
5. Разработать систему упражнений и конспекты урока по изучению фразеологизмов.
6. Провести эксперимент для апробации предлагаемых упражнений.
В работе выдвинута гипотеза: при соответствующей системе работы с фразеологическими оборотами, при освоении учащимися первичных и образных значений фразеологизмов можно значительно повысить уровень развития речи учащихся, языкового чутья ребёнка.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут использоваться учителем начальных классов при организации лексической работы на уроках лингвистического цикла, а также при организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе даются теоретические основы изучения фразеологизмов в начальной школе. Во второй главе описывается методический аспект работы с фразеологизмами. В работе имеется список литературы и несколько приложений.
В бакалаврском сочинении рассмотрена проблема работы над фразеологическими единицами на уроках русского языка в начальной школе.
Развитие речи и обогощение словарного запаса начинается тогда, когда ребенок учится понимать речь и самостоятельно разговаривать. В период обучения в начальной школе этот процесс достигает максимальной интенсивности. Именно поэтому необходимо осуществлять поиск приемов обучения русскому языку и литературному чтению, способствующих обогащению речевого запаса ребенка и формированию его языковой культуры. Работа с фразеологизмами как раз и является ярким примером.
Что же касается проблемы изучения фразеологии в начальной школе, то она также очень актуальна, так как знакомство с её единицами направлено на развитие речи учащихся. Активное изучение в начальных классах фразеологических единиц повышает культуру речи учащихся, упрочивает навыки сознательного использования в речи учащимися богатств русского языка, оказывает на ребят и воспитательное воздействие, расширяет диапазон текстового материала для работы на уроке.
Анализ психологической и педагогической литературы показал, что определенная система методической работы над фразеологическими единицами способствует развитию произвольного внимания и запоминания, образного и абстрактного мышления, восполняет недостаток учащихся в высших эмоциях; кроме того, фразеологические единицы обладают и огромным воспитательным потенциалом.
В практической речевой деятельности учащиеся часто сталкиваются с фразеологизмами. В текстах учебников разных классов для начальной школы явление фразеологии также довольно часто. Как видим, детям приходится часто встречаться с фразеологией, поэтому нельзя не обращать на неё внимания, её необходимо изучать.
Работу по ознакомлению с фразеологизмами можно проводить на уроках русского языка, когда они встречаются в текстах упражнений. Кроме того, чтобы данная работа была более эффективной, необходимо использовать дополнительную систему упражнений, например, предлагаемую в нашей работе.
Эффективность данной системы явилась предметом изучения в ходе проведения эксперимента. В целом данные эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся в результате определённой подготовки понимают, что такое фразеологизм, каково назначение этой единицы в нашей речи, могут ситуационно правильно употребить в своей речи фразеологический оборот.
В итоге работы хочется отметить, что фразеологизмы очень привлекают детей. Их интересует не только семантика фразеологизма, но и то, как и откуда появляются в языке неразложимые сочетания слов со значением и употреблением отдельного слова. Учащиеся с удовольствием беседуют по таким вопросам, как превращение свободного словосочетания во фразеологизм, источники фразеологии, тематические группы фразеологизмов (фразеологизмы, обозначающие черты характера людей, особенности предметов окружающей действительности, части человеческого тела и т.д.).
Развитие речи и обогощение словарного запаса начинается тогда, когда ребенок учится понимать речь и самостоятельно разговаривать. В период обучения в начальной школе этот процесс достигает максимальной интенсивности. Именно поэтому необходимо осуществлять поиск приемов обучения русскому языку и литературному чтению, способствующих обогащению речевого запаса ребенка и формированию его языковой культуры. Работа с фразеологизмами как раз и является ярким примером.
Что же касается проблемы изучения фразеологии в начальной школе, то она также очень актуальна, так как знакомство с её единицами направлено на развитие речи учащихся. Активное изучение в начальных классах фразеологических единиц повышает культуру речи учащихся, упрочивает навыки сознательного использования в речи учащимися богатств русского языка, оказывает на ребят и воспитательное воздействие, расширяет диапазон текстового материала для работы на уроке.
Анализ психологической и педагогической литературы показал, что определенная система методической работы над фразеологическими единицами способствует развитию произвольного внимания и запоминания, образного и абстрактного мышления, восполняет недостаток учащихся в высших эмоциях; кроме того, фразеологические единицы обладают и огромным воспитательным потенциалом.
В практической речевой деятельности учащиеся часто сталкиваются с фразеологизмами. В текстах учебников разных классов для начальной школы явление фразеологии также довольно часто. Как видим, детям приходится часто встречаться с фразеологией, поэтому нельзя не обращать на неё внимания, её необходимо изучать.
Работу по ознакомлению с фразеологизмами можно проводить на уроках русского языка, когда они встречаются в текстах упражнений. Кроме того, чтобы данная работа была более эффективной, необходимо использовать дополнительную систему упражнений, например, предлагаемую в нашей работе.
Эффективность данной системы явилась предметом изучения в ходе проведения эксперимента. В целом данные эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся в результате определённой подготовки понимают, что такое фразеологизм, каково назначение этой единицы в нашей речи, могут ситуационно правильно употребить в своей речи фразеологический оборот.
В итоге работы хочется отметить, что фразеологизмы очень привлекают детей. Их интересует не только семантика фразеологизма, но и то, как и откуда появляются в языке неразложимые сочетания слов со значением и употреблением отдельного слова. Учащиеся с удовольствием беседуют по таким вопросам, как превращение свободного словосочетания во фразеологизм, источники фразеологии, тематические группы фразеологизмов (фразеологизмы, обозначающие черты характера людей, особенности предметов окружающей действительности, части человеческого тела и т.д.).
Подобные работы
- Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании
познавательных универсальных учебных действий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Курсовые работы, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019





