Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №161068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования грамматических конструкций
1.1. Формирование грамматических конструкций в 6
онтогенезе
1.2. Проявления речевого недоразвития в дошкольном 11
возрасте
Глава II. Экспериментальное изучение грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и методика экспериментального изучения 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 20
Глава III. Формирование грамматического строя речи у дошкольников на логопедических занятиях
3.1. Цель, задачи и основные направления коррекционной 24
работы
3.2. Игры, задания и упражнения, реализуемые на занятиях 28
3.3. Результаты контрольного эксперимента 45
Заключение 48
Список литературы 50

Одной из важнейших задач системы образования во все времена ее развития и функционирования оказывалась проблема повышения эффективности обучения, поиска новых путей, средств, методов и методик для более продуктивной работы. Решение этой задачи остается актуальной проблемой и в настоящее время.
Важнейшим показателем готовности ребенка к школе является состояние устной речи, когнитивных процессов, развитой эмоционально - волевой сферы - эти задачи могут быть решены как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания.
К концу дошкольного возраста по данным исследователей, занимающихся проблемами речевого онтогенеза (А.Г. Арушанова, Т.В. Ахутина, А. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, А.М. Шахнарович, Д.Б.Эльконин и др.) речевое развитие достигает такого уровня, который позволяет овладевать уже правилами родного языка в процессе школьного обучения. Именно поэтому на этапе дошкольного возраста необходимо формировать и развивать фонетические, лексические, грамматические и текстовые языковые закономерности, предупреждая различные недостатки в развитии данных языковых функций.
Говоря о дошкольниках, имеющих недоразвитие речи, все языковые функции, несомненно, находятся или в состоянии недоразвития, или несформированности. На современном этапе развития логопедия также продолжает поиск новых подходов, приемов и путей повышения эффективности логопедических занятий.
Одной из актуальных проблем современной логопедической науки и практики является становление и развитие грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Употребление грамматических конструкций в полном объеме оказывается недоступным без специально организованного обучения детям с различными вариантами нарушений развития, в том числе и дошкольникам с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - состояние грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию грамматических конструкций дошкольниками с общим речевым недоразвитием.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические недостатки словоизменительной системы языка, требующие
целенаправленной логопедической работы по их коррекции.
Целью данной работы является формирование грамматических конструкций у дошкольников с общим речевым недоразвитием.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать лингвистическую и психолого­
педагогическую литературу по проблеме выпускной квалификационной работы;
2. Изучить состояние грамматической конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Обосновать выбор методических рекомендаций по коррекции нарушений грамматического структурирования дошкольников с общим недоразвитием речи и подобрать игры, задания для логопедической работы.
В соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы:
констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложенных в ней игр и заданий не только при коррекции общего недоразвития речи, но и в работе по развитию речи дошкольников без нарушений развития на более ранних возрастных этапах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема становления грамматических конструкций в речи дошкольников остается актуальной до настоящего времени, хотя имеется достаточный накопленный речевой и наглядный материал для коррекции указанных конструкций.
До настоящего времени не вызывает сомнений, что формирование грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи невозможно без специально организованного обучении. Не только замедленный темп формирования языковых закономерностей, но и трудности усвоения грамматических правил отмечается при обследовании речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для успешного обучения в школе необходим достаточно хороший уровень сформированности речи, в частности, словоизменительных умений, что позволяет успешнее усваивать школьную программу, не испытывать трудностей при усвоении правил родного языка
Проведенное нами экспериментальное изучение использования в речи дошкольников с ОНР грамматических конструкций подтвердило данные литературы о том, что данные конструкции не полноценно сформированы в речевой продукции дошкольников, отмечаются нарушения согласования при построении фразы. Все это приводит к тому, что в речи дошкольников с общим недоразвитием речи фиксируется большое число аграмматизмов, что обусловлено трудностями оперирования словоизменительными операциями.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило необходимость проведения логопедической работы по формированию грамматических конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенная работа была направлена на формирование отдельных словоизменительных категорий из-за карантинных мероприятий. Логопедическая работа проводилась с использованием большого числа картинного материала, игр и заданий.
Имеющаяся положительная динамика в развитии грамматических категорий, доказанная контрольным экспериментом, была выявлена по всем предложенным дошкольникам заданиям, что подтверждает эффективность выбранной стратегии коррекции, логопедическая работа будет продолжена.
Таким образом, поставленные в выпускной квалификационной работе цели и задачи были достигнуты и реализованы, выдвинутая гипотеза получила подтверждение.


1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова, [Электронный ресурс]. - https://vk.com/doc164938858 115723475?hash=810c53ccd111d8e49c&dl=2d596 6bfa82fa6a37b
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: МОРФ, 1999. - 272 с.
3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.: МОРФ, 2005. - 296 с.
4. Ахутина, Т.В. Дети с трудностями учения / Т.В. Ахутина // Начальная школа: плюс. Минус. - 2000. - №12. - С. 20-25.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: URSS, 2007. - 216 с.
6. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова, [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/5/0147/
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, Просвещение, 1995. - 527 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
10. Голубец, О.Д. Формирование грамматического строя речи у
дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / О.Д. Голубец // Логопед. - 2013. - №9. URL:
https://vk.com/doc 140002877 461789796?hash=0abbe9e967b 1 e18fa1&dl=ef2fc7f 1289df50131
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 1985. - 112 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2005. - 320 с.
13. Золотова, Л.К. Формирование лексико-грамматических средств
языка у младших школьников с ОНР [Электронный ресурс] / Л.К. Золотова // Логопед. - 2012. - №2. URL:
https://vk.com/doc140002877 461789567?hash=f7895fddf2cd8d26be&dl=ae50d9 d8411dbfe121
14. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред.
В.И. Селиверстова, - М., 1987. - 195 с.
15. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ