Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Хвалынская раннеэнеолитическая культура

Работа №161051

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Историография, материальные источники, периодизация и эволюция Хвалынской культуры 7
1.1 Историография Хвалынской культуры 7
1.2 Памятники хвалынской культуры 11
1.3 Хронология и периодизация Хвалынской культуры 18
1.4 Происхождение, развитие и финал Хвалынской культуры 29
Глава 2. Методическая разработка по теме «Археология - основа истории.. 41
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59

Балкано-карпатская металлургическая провинция - это единая производственная система, объединённая высоким техническим потенциалом внутреннего развития очагов металлургии и металлообработки, действовавших в пределах земледельческо-скотоводческих и скотоводческих культур Юго-Восточной Европы. Система их единства формируется в результате стабилизации населения, имеющего сходный образ жизни и устойчивые формы производящего хозяйства; традиционного использования определённых рудных месторождений; равномерного контактирования всех групп населения, а также стабильной организацией его торгово-обменных и культурных связей, позволявших беспрепятственно осваивать на перифериях региона опыт обращения с металлом, сложившийся в исходных центрах.
В степном и лесостепном Поволжье от устья Камы на севере до Прикаспия на юге выявлены грунтовые могильники и отдельные кратковременные стоянки хвалынской энеолетической культуры. Наиболее восточные местонахождения с керамикой хвалынского типа известны в южной части Волго-Уральского междуречья и в Восточном Прикаспии, на полуострове Мангышлак. Хвалынская культура по многим своим чертам обнаруживает сходство со среднестоговской. Это связано с особенностями их генезиса. Обе они сформированы на базе родственных неолитических образований так называемого мариупольского типа.
Основные материалы культуры получены по раскопкам двух Хвалынских могильников под Саротовом (из которых пока опубликован один). В нём представлены одиночные захоронения; коллективные одноярусные могилы, содержащие от двух до пяти человек; коллективные многоярусные (многоэтажные) погребения. Большинство погребённых находилось в скорченном положении на спине с подогнутыми ногами, поставленными коленями вверх; несколько были положены скорченно на бок; есть также единичные захоронения в положении сидя. Часто скелеты были засыпаны красной охрой. В ряде случаев могильные ямы были перекрыты камнями. На территории могильника обнаружено большое количество жертвенников с костяками крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Кости этих животных найдены и в ряде погребений.
Некоторые могилы оказались безинвентарными, но другие отличались богатыми находками. В основном это украшения: бусы из кости и раковин, пронизи их трубчатых костей животных, подвески из клыков кабана, браслеты из камня. Встречены также кремниевые стрелы, ножевидные пластины, каменные тесла, костяные гарпуны. Примечательны два уникальных каменных изделия: каменный топор-молот с полукруглыми выступами на боковинах втулки и «скипетр» с изображением головы лошади. Подобные скипетры известны и в других памятниках культуры.
Хвалынские сосуды круглодонные, чаще всего мешковидной формы. Кроме того, встречаются приземистые полукруглые чаши. Орнамент из горизонтальных рядов насечек, разделённых волнообразной прочерченной линией, покрывает весь сосуд или его верхнюю половину.
Актуальность исследования состоит в том, что на данный момент нет обобщающего исследования по Хвалынской культуре. Есть материалы могильников, которые до сего времени не опубликованы. Территория распространения культуры обширна и изучение требует много людских ресурсов для точного осмысления и решения вопросов, которые стоят перед исследователями данной культуры.
Объект исследования: Памятники хвалынской раннеэнеолетической культуры.
Предмет исследования: Проблема формирования, развития и финала Хвалынской культуры...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Если говорить о историографии изучения Хвалынской культуры , то стоит сказать, что изучение с научной точки зрения начинается с открытия Хвалынского первого могильника, который был обнаружен в Самарской области, близ города Хвалынска, впоследствии получивший название по данному населённому пункту. Стоит сказать, что изучение Хвалынской культуры привлекало многих ученых, поскольку ареал распространения данной культуры охватывает огромные территории, которые включают в себя Поволжье, некоторые территории Юга России. Неудивительно, что многие учёные проявляли себя при изучении данной культуры. Важным моментом является то, что Хвалынская культура располагается на территории современной России, поэтому её можно связать непосредственно с изучением истории нашей страны. Очень интерсным вопросом для исследователей было изучение Хвалынской культуры в составе Балкано-карпатской металлургической провинции - это единая производственная система, объединённая высоким техническим потенциалом внутреннего развития очагов металлугрии и металлообработки, действовавших в пределах земледельческо-скотоводческих и скотоводческих культур Юго-Восточной Европы. Система их единства формируется в результате стабилизации населения, имеющего сходный образ жизни и устойчивые формы производящего хозяйства; традиционного использования определённых рудных месторождений; равномерного контактирования всех групп населения, а также стабильной организацией его торгово-обменных и культурных связей, позволявших безпрепятственно осваивать на перифириях региона опыт обращения с металлом, сложившийся в исходных центрах.
При изучении культуры стоит обратить, что для исследовтеля представлены как и могильники так и поселения. Конечно, стоит сказать, что основную источниковую базу, после изучения которой уже может сложиться определённая система взглядов на данную проблему. Речь здесь идёт о двух Хвалынских могильниках и Хлопковском могильнике. Там были обнаружены множество различных находок: керамика, медные украшения и др., на основе которых можно было сделать вывод о том , что на территории расположения этих памятников имеет место быть культура имеющая определённые отличия от остальных культур этого региона. В дальнейшем при изучении других памятников: Криволучский могильник, Ивановский могильник, Гундоровское городище, поселение Русское-Труёво. Помимо этого множество памятников было обнаружено в южных регионах. Стоит сказать, что все вышеперечисленные могильники и городища объединяют схожие черты, а прежде всего схожесть в плане материальной культуры, именно похожие орнаменты на керамике, схожее положение погребённых , имеются схожие черты планировки и распределения погребений, по похожим материалам из которых были сделаны различные украшения. Все выше перечисленное даёт повод думать о том, что все эти археологические объекты входят в сферу влияния какой-то определённой культуры, в самом вероятном случае речь идёт именно о Хвалынской культуре, которая в свою очередь является частью Балкано-Карпатской металлургической провинции.
Важным вопросом, требующим решения, является вопрос о хронологии и периодизации Хвалынской культуры. Стоит отметить, что для отнесения Хвалынской культуры к какому-то конкретному периоду исследователями был применен метод, который мог раскрыть глаза на решение данного вопроса - речь, конечно же, идёт о радиоуглеродном анализе. Проведённый радиоуглеродный анализ находок, обнаруженных в различных могильниках Хвалынской культуры, даёт повод думать, что примерный временной отрезок активного существования культуры можно определить как пятое и четвертое тысячелетие до нашей эры.
Перед исследователями также стоял ряд вопросов, касающихся зарождения и развития и финала культуры....


1. Агапов С.А. Хвалынский энеолитический могильник / С.А.Агапов, И.Б.Васильев, В.И. Пестрикова. - Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1990. - 161 с.
2. Барынкин П.П. Керамика памятников хвалынской культуры Поволжья (к характеристике типологических связей памятников региона) / П.П.Барынкин // Хвалынские энеолитические могильники и хвалынская энеолитическая культуры. Исследования материалов. / СРОО ИЭКА «Поволжье». - Самара. 2010. - С. 133-152.
3. Васильев И.Б. К вопросу о двух ямно-полтавкинских поселениях в Куйбышевской области / И.Б. Васильев // Очерки истории и культуры Поволжья. Вып 2. - Куйбышев. 1976. - С. 97-112.
4. Васильев И.Б. Елшанские стоянки на р. Самаре в Оренбургской области / И.Б.Васильев, Г.Г. Пенин // Неолит и бронзовый век Поволжья и Приуралья / КГПИ - Куйбышев. 1977а. - С. 3 -22.
5. Васильев И.Б. Новая стоянка в Хвалынском районе Саратовской области / И.Б. Васильев, В.А. Непочатых // Средневолжская археологическая экспедиция. - Куйбышев. 1977б. - С. - 66-76.
6. Васильев И.Б. Южные районы лесостепного Поволжья в волосовское время / И.Б. Васильев // АЭМК. - 1978. - Вып. 3. - С. 169-184.
7. Васильев И.Б. Среднее Поволжье в эпоху ранней и средней бронзы (ямные и полтавкинские племена) / И.Б. Васильев // Древняя история Поволжья. - Куйбышев, 1979а. - С. 24-57
8. Васильев И.Б. Могильник у с. Съезжее на р. Самаре / И.Б.Васильев, Г.И. Матвеева // СА.- 1979а. - № 4. - С. 147-166.
9. Васильев И.Б. Энеолит лесостепного Поволжья / И.Б. Васильев // Энеолит Восточной Европы / КГПИ - Куйбышев. 1980б. - С. 27-52.
10. Васильев И.Б. Взаимоотношения энеолитических культур степного, лесостепного и лесного Поволжья и Прикамья / И.Б.Васильев, Р.С Габяшев // Волго-Уральская степь и лесостепь в эпоху раннего металла / КГПИ. - Куйбышев. 1982. - С. 3-23.
11. Васильев И.Б. Энеолит восточно-европейской лесостепи (вопросы происхождения и периодизации культур) / И.Б. Васильев, А.Т. Синюк. - Куйбышев: Изд-во КГПИ, 19856. - 118 с.
12. Васильев И.Б. Поздний энеолит юга лесостепного Поволжья / И.Б. Васильев // Энеолит лесного Урала и Поволжья / УИИЯЛ. - Ижевск. 1990. - С. 52-69.
13. Васильев И.Б. Энеолит / И.Б. Васильев, Н.В. Овчинникова // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век/ Изд-во СНЦ РАН. - Самара. 2000в. - С. 216-277.
14. Васильев И.Б. Ямная и полтавкинская культуры / И.Б.Васильев, П.Ф.Кузнецов, М.А.Турецкий // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век / Изд-во СНЦ РАН. - Самара. 2000г. - С. 6-64.
15. Васильев И.Б. Хвалынская энеолитическая культура Волго-Уральской степи и лесостепи (некоторые итоги исследования) / И.Б. Васильев // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 3. / Изд-во СНЦ РАН. - Самара. 2003. - С. 61-99....(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ