Использование дидактических материалов М. Монтессори в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ
1.1. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 11
1.3. Средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
1.4. Влияние дидактических материалов М. Монтессори на развитие детей дошкольного возраста 26
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ
2.1. Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений старших дошкольников 42
2.2. Апробация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических материалов М. Монтессори 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраст а 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях [12].
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В XVII - XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, М. Монтессори, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. И сегодня многие принципы этих педагогических систем остаются актуальными.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих современных специалистов (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра и др.) к выводу о необходимости реализации в процессе математического образования дидактических материалов, выполняющих функции формирования новых знаний, умений, представлений и способов познавательной деятельности.
Все вышесказанное обусловило выбор темы настоящего дипломного исследования «Использование дидактических материалов М. Монтессори в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических материалов М. Монтессори в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить эффективность использования дидактических материалов М. Монтессори в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать особенности основных принципов системы Монтессори и ее возможности для современного обучения дошкольников;
3) осуществить экспериментальную работу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических материалов М. Монтессори.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (октябрь 2019 года) предполагал выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 - март 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на апробацию серии занятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических материалов М. Монтессори;
IV этап (апрель 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
В работе нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выяснили, что условием полноценного математического развития является создание развивающей среды, а также целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам, поскольку психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний при обучении детей искусству счета является применение наглядности.
Проблема формирования элементарных математических представлений у детей имеет немаловажное значение и является одной их приоритетных задач в педагогике и психологии. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она была обозначена одной из центральных педагогических проблем.
На основе вышеперечисленного материала выделяют условия обучения математике: обучение в соответствии с возрастом, применение личностно -ориентированного подхода, взаимодействие педагога с родителями воспитанников, развитие познавательного общения в процессе взаимодействия собеседников, поддержка познавательного интереса и активности ребенка, использование разных форм познавательной деятельности и методических приемов, обогащающих игровое общение.
Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических (мыслительных) операций.
Реализации задач развития математических представлений у детей дошкольного возраста способствует использование разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
Дидактические материалы Марии Монтессори помогают приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями. Процесс ознакомления с простыми математическими понятиями М. Монтессори сумела построить таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формы и символы зрительно и тактильно. Только потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.
Монтессори-материалы математической зоны включают в себя сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения измерять, сравнивать, упорядочивать, мыслить логично и точно.
В ходе исследования нами была проведена экспериментальная работа, где апробировалась система занятий для дошкольников. Целью системы было формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических материалов Марии Монтессори.
Занятия проводились в течение полугода, каждое из которых длилось двадцать пять минут. Каждое занятие имело конкретную цель, задачи, выдерживалась структура (вводная часть, основная часть, заключительная часть). Обучающий материал подбирался с учетом возрастных особенностей детей и таким образом, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей к образовательной деятельности. Данная работа была направлена на развитие определенных элементарных математических представлений (освоение счета в пределах 10; понимании и запоминание табличного сложения и вычитания и др.).
Контрольный этап эксперимента показал, что первоначальные результаты диагностики изменились: показатели сформированности элементарных математических представлений детей в экспериментальной группе стали значительно выше по сравнению с результатами контрольной группы.
При проведении экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что без целенаправленной работы формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста происходит медленнее, а при организации системы занятий с использованием специальных дидактических материалов Марии Монтессори - развивается значительно.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Афанасьева Т.Д. Учить по Монтессори. - М.: Просвещение, 1996. - 212 с.
2. Блонский П.С. О Марии Монтессори. // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1994. - С. 12-15.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 398 с.
4. Борисова З.Н., Семерникова Р.А. Метод научной педагогики Марии Монтессори. - Киев: АО «Каскад», 1993. - 209 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 336 с.
7. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. - М., 1996. - 230 с.
9. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986. - 415 с.
10. Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.
11. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
12. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
13. Зайцева Н.А. Первая тысяча: учебно-методическое пособие для воспитателя детского сада. - М.: АРС-Пресс, 2010. - 276 с.
14. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 2005. - 283 с.
15. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. - Рыбинск, 2012. - 68 с....(37)