ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «внутренняя позиция» и ее формирование у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Основные условия у старших дошкольников 10
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ
2.1. Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о себе 16
2.2. Опытно - исследовательская работа 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Бытие общественных отношений отражается на личности через присвоение человеком общественно-значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности несут в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Это означает, что ребенок может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Ребенок постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою внутреннюю позицию через систему личностных смыслов, на основе чего и строит свое мировоззрение.
Значение появления внутренней позиции состоит в том, что ребенок приобретает определенное отношение к окружающему миру, взрослым и к себе именно в старшем дошкольном возрасте. Являясь главным новообразованием этого периода жизни ребенка, внутренняя позиция предполагает изменение не только деятельности от игровой до учебной, но и социальное положение ребенка. Смена дошкольного мировоззрения влечет за собой изменение представлений о себе, т.е. когнитивного компонента самосознания. Изучением данного вопроса занимались такие отечественные психологи как JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Е.О. Смирнова, B.C. Мухина, В.В. Столин и многие другие. Однако экспериментальных исследований, направленных на выяснение роли, которую выполняют представления о себе в формировании внутренней позиции, еще недостаточно, поэтому возникает необходимость дополнений, относящихся к изучаемому явлению. Это обусловило актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика формирования внутренней позиции у старших дошкольников?
Цель исследования: проследить изменения представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе в процессе формирования внутренней позиции.
Объект исследования: процесс формирования внутренней позиции ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития представлений о себе в процессе формирования внутренней позиции ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изменение представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе влияет на формирование внутренней позиции.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу,посвященную проблеме формирования внутренней позиции в ее динамике.
2. Раскрыть сущность развития представлений о себе у ребенка старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение по проблеме исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы
Следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; опрос; рисуночные тесты; обработка полученных результатов.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать. Во-первых, были определены наличие и относительная точность представление о себе детей. Во-вторых, выявлены главные функции опыта общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе формирования у них этих представлении у них. В-третьих, выяснена зависимость новой внутренней позиции старшего дошкольника от особенностей развития образа - Я.
Полученные факты подтвердили предположение о том, что изменение представлений о себе ребенка влияет на формирование новой внутренней позиции. И его формирование начинается еще задолго до дошкольного возраста и становится ясными и точными лишь только по окончании этого возраста. Следовательно, мнение исследователей, которые считают, что эти две категории психологии взаимозависимы.
По мере развития детей представления о себе приобретает все более основательно, устойчивый характер, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются опытом общения в любой деятельности, в частности в игровой. Знания, приобретенные ребенком в нем, отличаются большой конкретностью, развивая и дополняя данный вид деятельности, изменяет, таким образом, саму деятельность. Смена ведущей деятельности на пороге дошкольного и младшего школьного возрастов изменяет социальную роль ребенка.
Следовательно, исходная гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академ. Проект, 2003.¬701с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 29!.
3. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
4. Бабаева Т.Н. У школьного порога. - М.: Педагогика, 1993.- 123 с.
5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной комментарий практического психолога. - М.: Дело, 2003. - 23сс.
6. БСЧИНИН В.А. Психология: психологический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 271 с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология личности. - М.: Аспект- Пресс, 2001. - 300 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 44сс.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. -№4.
10. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
11. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .войпотвто■е. - 1990. - №8.
12. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, B.C. Мухина. - М.,1988.
13. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .воспитание. - 1990. - №°8.
14. Венгер Л.А. ИСИАО лoйочeвкoо оВскев овшшд младших дших ьников. и М.: Владос, 2003. -159 с.
15. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. -
М.: Просвещение, 1988., - 144 с.
16. Волков Б.С. Детская психология. - М.: Владос, 2002. - 252 с.
17. Воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Знание, 2003. - 65 с.
18. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г.М.Ляминой. - М.,1976.
19. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1980.
20. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Внноградовой. - М., 1989. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1980.
21. Выготский Л.г/. ПСИХОЛОГИЯ сизоло™ чглoевтв. - 1М.: СмыСЛ: ЭКСМО- Пресс, 2003. - 1135 с.
22. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо - Пресс, 2002. - 1007с.
23. Вьюнова Н.И. Психологическая гнтовнн7ть ребенка к школе. - М.:Академ. Проект, 2003. - 255
24. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб, 1997.
25. Галузя», В.М. Проблема личностной референтности педагога / В.М. Галузя», Н.И Сметанский // Педагогика. - 1998- № 3.
26. ГРЛИГУЗОВР Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143с.
27. Григорович J1.A. Педагогика и психология. - М.: Гардарвcв, 2003. - 475 с.
28. Запорожец, А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец. - М., 1978.
29. Ильина М.Н.: Подготовка к школе: рaзвевеющве тесты и упражнения. СПб.: ПИТЕР, 2007
30. Козлова С.А. «Я - человее». Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная Пресса, 2003. - 48с.
31. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Е.С. Кузьмина. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 144 с.
32. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. - 1989. - №5
33. Кравцов Г.Г. Шсстилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. -80 с.
34. Кравцова Е.Е. ПсиЕологические ПЦОИЛ емы готовности детей к обучению в школе. - М'.: Педагогика, 1991. - 152 с.
35. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещения, 1971. -415 с.
36). Мухина B.C. Детская ысихикоеия. - М.: Просвещение, 1985. - 28%. 37.Мухина, В.П. Детская ысчхилигия / В.П. Мухина - М.,1985.
38.Основы дошкольной педагогики / под ртд. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.,1980.4
39. Особенности психического развития детей б-л-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльoончта, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.. - 136 с.
40. Психология детей дишкильтиеи возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльoотчта. - М.: Просвещение, 1964. - 35сс.
41 .Психология личности. - Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом. «БАХРАХ», 1999.-:-2 с.
42. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. N° 2. С. 40—57.
43. Пдддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
44. Радуга: Продугм ма тзогратания, иПитзнчьнии и Еатвиьия датeЕ дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Диротова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Научн.аук. Т.Н. Доронова. - 2.-е изд. - М'.: Просвещение, 2004. - 78с.
45. Рубинштейн С.Т. Бытие и сознание. Человек и Мир. - СПб.: Питер, 2003. - 50сс.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 366 с.
47. Урунтаева, Г.А.. Дошкольная психология: учебник / Г.А.. Урунтаевв- М., 1999.
48. Ш.аграева О.А . Днткаяя психология: теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001. - 3бсс.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, I960. - 31 се. 5О.Эькконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 55сС.
51. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001. - 14сс.