Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития представлений о себе в процессе формирования внутренней позиции ребенка старшего дошкольного возраста

Работа №16104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «внутренняя позиция» и ее формирование у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Основные условия у старших дошкольников 10
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ
2.1. Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о себе 16
2.2. Опытно - исследовательская работа 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60



Бытие общественных отношений отражается на личности через присвоение человеком общественно-значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности несут в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Это означает, что ребенок может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Ребенок постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою внутреннюю позицию через систему личностных смыслов, на основе чего и строит свое мировоззрение.
Значение появления внутренней позиции состоит в том, что ребенок приобретает определенное отношение к окружающему миру, взрослым и к себе именно в старшем дошкольном возрасте. Являясь главным новообразованием этого периода жизни ребенка, внутренняя позиция предполагает изменение не только деятельности от игровой до учебной, но и социальное положение ребенка. Смена дошкольного мировоззрения влечет за собой изменение представлений о себе, т.е. когнитивного компонента самосознания. Изучением данного вопроса занимались такие отечественные психологи как JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Е.О. Смирнова, B.C. Мухина, В.В. Столин и многие другие. Однако экспериментальных исследований, направленных на выяснение роли, которую выполняют представления о себе в формировании внутренней позиции, еще недостаточно, поэтому возникает необходимость дополнений, относящихся к изучаемому явлению. Это обусловило актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика формирования внутренней позиции у старших дошкольников?
Цель исследования: проследить изменения представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе в процессе формирования внутренней позиции.
Объект исследования: процесс формирования внутренней позиции ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития представлений о себе в процессе формирования внутренней позиции ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изменение представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе влияет на формирование внутренней позиции.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу,посвященную проблеме формирования внутренней позиции в ее динамике.
2. Раскрыть сущность развития представлений о себе у ребенка старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение по проблеме исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы
Следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; опрос; рисуночные тесты; обработка полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать. Во-первых, были определены наличие и относительная точность представление о себе детей. Во-вторых, выявлены главные функции опыта общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе формирования у них этих представлении у них. В-третьих, выяснена зависимость новой внутренней позиции старшего дошкольника от особенностей развития образа - Я.
Полученные факты подтвердили предположение о том, что изменение представлений о себе ребенка влияет на формирование новой внутренней позиции. И его формирование начинается еще задолго до дошкольного возраста и становится ясными и точными лишь только по окончании этого возраста. Следовательно, мнение исследователей, которые считают, что эти две категории психологии взаимозависимы.
По мере развития детей представления о себе приобретает все более основательно, устойчивый характер, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются опытом общения в любой деятельности, в частности в игровой. Знания, приобретенные ребенком в нем, отличаются большой конкретностью, развивая и дополняя данный вид деятельности, изменяет, таким образом, саму деятельность. Смена ведущей деятельности на пороге дошкольного и младшего школьного возрастов изменяет социальную роль ребенка.
Следовательно, исходная гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академ. Проект, 2003.¬701с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 29!.
3. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
4. Бабаева Т.Н. У школьного порога. - М.: Педагогика, 1993.- 123 с.
5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной комментарий практического психолога. - М.: Дело, 2003. - 23сс.
6. БСЧИНИН В.А. Психология: психологический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 271 с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология личности. - М.: Аспект- Пресс, 2001. - 300 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 44сс.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. -№4.
10. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
11. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .войпотвто■е. - 1990. - №8.
12. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, B.C. Мухина. - М.,1988.
13. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .воспитание. - 1990. - №°8.
14. Венгер Л.А. ИСИАО лoйочeвкoо оВскев овшшд младших дших ьников. и М.: Владос, 2003. -159 с.
15. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. -
М.: Просвещение, 1988., - 144 с.
16. Волков Б.С. Детская психология. - М.: Владос, 2002. - 252 с.
17. Воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Знание, 2003. - 65 с.
18. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г.М.Ляминой. - М.,1976.
19. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1980.
20. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Внноградовой. - М., 1989. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1980.
21. Выготский Л.г/. ПСИХОЛОГИЯ сизоло™ чглoевтв. - 1М.: СмыСЛ: ЭКСМО- Пресс, 2003. - 1135 с.
22. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо - Пресс, 2002. - 1007с.
23. Вьюнова Н.И. Психологическая гнтовнн7ть ребенка к школе. - М.:Академ. Проект, 2003. - 255
24. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб, 1997.
25. Галузя», В.М. Проблема личностной референтности педагога / В.М. Галузя», Н.И Сметанский // Педагогика. - 1998- № 3.
26. ГРЛИГУЗОВР Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143с.
27. Григорович J1.A. Педагогика и психология. - М.: Гардарвcв, 2003. - 475 с.
28. Запорожец, А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец. - М., 1978.
29. Ильина М.Н.: Подготовка к школе: рaзвевеющве тесты и упражнения. СПб.: ПИТЕР, 2007
30. Козлова С.А. «Я - человее». Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная Пресса, 2003. - 48с.
31. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Е.С. Кузьмина. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 144 с.
32. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. - 1989. - №5
33. Кравцов Г.Г. Шсстилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. -80 с.
34. Кравцова Е.Е. ПсиЕологические ПЦОИЛ емы готовности детей к обучению в школе. - М'.: Педагогика, 1991. - 152 с.
35. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещения, 1971. -415 с.
36). Мухина B.C. Детская ысихикоеия. - М.: Просвещение, 1985. - 28%. 37.Мухина, В.П. Детская ысчхилигия / В.П. Мухина - М.,1985.
38.Основы дошкольной педагогики / под ртд. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.,1980.4
39. Особенности психического развития детей б-л-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльoончта, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.. - 136 с.
40. Психология детей дишкильтиеи возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльoотчта. - М.: Просвещение, 1964. - 35сс.
41 .Психология личности. - Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом. «БАХРАХ», 1999.-:-2 с.
42. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. N° 2. С. 40—57.
43. Пдддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
44. Радуга: Продугм ма тзогратания, иПитзнчьнии и Еатвиьия датeЕ дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Диротова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Научн.аук. Т.Н. Доронова. - 2.-е изд. - М'.: Просвещение, 2004. - 78с.
45. Рубинштейн С.Т. Бытие и сознание. Человек и Мир. - СПб.: Питер, 2003. - 50сс.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 366 с.
47. Урунтаева, Г.А.. Дошкольная психология: учебник / Г.А.. Урунтаевв- М., 1999.
48. Ш.аграева О.А . Днткаяя психология: теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001. - 3бсс.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, I960. - 31 се. 5О.Эькконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 55сС.
51. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001. - 14сс.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ