Конституционно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Теоретико-правовое закрепление понятия
несовершеннолетнего 8
1.2 Конституционно - правовой статус несовершеннолетнего в
Российской Федерации 16
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1 Органы прокуратуры в системе охраны и защиты прав
несовершеннолетних в Российской Федерации 25
2.2 Планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних 34
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с субъектами
государственной системы защиты прав детей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Теоретико-правовое закрепление понятия
несовершеннолетнего 8
1.2 Конституционно - правовой статус несовершеннолетнего в
Российской Федерации 16
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1 Органы прокуратуры в системе охраны и защиты прав
несовершеннолетних в Российской Федерации 25
2.2 Планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних 34
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с субъектами
государственной системы защиты прав детей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что защита прав несовершеннолетних является особенно важной в Российской Федерации. Она относится к числу наиболее острых современных социальных проблем, порожденных нарушением прав данной категории населения в последние годы. Именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, поскольку они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних находятся в спектре главнейших задач, как для нашего государства, так и для иных стран мирового сообщества.
Эффективность защиты прав и свобод несовершеннолетних зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных способов функционирования и взаимодействия субъектов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних.
Характерно, что основная часть нарушений прав и свобод несовершеннолетних совершается теми, кто по социальному или профессиональному долгу признан их защищать: родителями, работниками учебно-воспитательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пенитенциарной системы и т.п. Представляется, что надежным средством предупреждения нарушений прав подростков, восстановления законности и правопорядка в этой сфере может стать прокурорский надзор.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс организации прокурорского надзора в системе их защиты.
Предметом исследования выступает система конституционных норм, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка и определяющая основы правового положения несовершеннолетнего, а также особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации.
Целью выпускной работы является комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм защиты органами прокуратуры несовершеннолетних в современной России с учетом их развития и особенностей проявления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- определить теоретическое и правовое содержание понятия
несовершеннолетний;
- изучить конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации;
- подвергнуть анализу место органов прокуратуры в системе охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации;
- исследовать планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних;
- проанализировать взаимодействие органов прокуратуры с субъектами государственной системы защиты прав детей.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу составляют Конституция, международные правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента и законодательство субъектов Федерации, Приказы Генерального прокурора РФ.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, социологический, правовой, исторический методы, методы сравнительного правоведения и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее темой и содержанием, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Эффективность защиты прав и свобод несовершеннолетних зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных способов функционирования и взаимодействия субъектов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних.
Характерно, что основная часть нарушений прав и свобод несовершеннолетних совершается теми, кто по социальному или профессиональному долгу признан их защищать: родителями, работниками учебно-воспитательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пенитенциарной системы и т.п. Представляется, что надежным средством предупреждения нарушений прав подростков, восстановления законности и правопорядка в этой сфере может стать прокурорский надзор.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс организации прокурорского надзора в системе их защиты.
Предметом исследования выступает система конституционных норм, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка и определяющая основы правового положения несовершеннолетнего, а также особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации.
Целью выпускной работы является комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм защиты органами прокуратуры несовершеннолетних в современной России с учетом их развития и особенностей проявления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- определить теоретическое и правовое содержание понятия
несовершеннолетний;
- изучить конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации;
- подвергнуть анализу место органов прокуратуры в системе охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации;
- исследовать планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних;
- проанализировать взаимодействие органов прокуратуры с субъектами государственной системы защиты прав детей.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу составляют Конституция, международные правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента и законодательство субъектов Федерации, Приказы Генерального прокурора РФ.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, социологический, правовой, исторический методы, методы сравнительного правоведения и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее темой и содержанием, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет, что поддержка семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается государством. Это положение дополняется и ст.38 Конституции, в которой провозглашается защита материнства, детства и семьи, в качестве незыблемой гарантии прав и свобод. На защиту семьи, материнства, отцовства, детства направлены многие меры государственного регулирования, гарантирования и поддержки. В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию 2020 года обозначены основные приоритеты. Однозначным приоритетом президентского послания является демография: Президент анонсировал принятие целой серии мер, направленных на радикальное улучшение экономического положения семей с детьми. В частности, программа материнского капитала будет не только продлена как минимум до 2026 года, но радикально расширена, анонсированы также ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, которые будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека, а также обеспечение бесплатного питания для учащихся в младших классах.
Позиция Президента РФ в этом вопросе, по нашему мнению, заслуживает поддержку и является действенным способом обеспечения развития семьи в РФ, достойного осуществления материнства, отцовства, детства.
Совершенно обоснованно заметить, что дети в этом перечне - это наименее защищенная социальная категория граждан нашей страны. Поэтому в государстве существует система органов, которые призваны охранять и защищать права детей и их законные интересы. К таким органам, помимо органов общей компетенции (Президент РФ, Федеральной Собрание РФ, Правительство РФ и т.д.) относятся и органы, имеющие специальный статус: в частности, органы прокуратуры, органы внутренних дел, Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства и т.д.
На основании проведенного исследования поставленных в выпускной работе целей и задач, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:
- термины «ребенок», «дети» и «несовершеннолетние» употребляются как идентичные, при этом понятие «дети» формулируется как «лица, не достигшие совершеннолетия», то есть возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение им определенного возраста (18 лет).
На наш взгляд, необходимо закрепить в законе основания досрочного приобретения несовершеннолетними не только полной гражданской дееспособности, но и семейной, при этом в основу решения вопроса об основаниях досрочного признания несовершеннолетнего полностью дееспособным в гражданском и семейном праве должны быть положены цели приобретения дееспособности; эмансипацию несовершеннолетнего следует рассматривать как основание приобретения полной гражданской дееспособности, но неполной семейной дееспособности, в то время как вступление в брак и рождение ребенка лицами, не состоящими в браке, мы предлагаем рассматривать в качестве оснований возникновения как гражданской, так и семейной дееспособности в полном объеме.
Деликтоспособность - это способность нести ответственность за правонарушение, ибо нарушать субъективные права других лиц в области гражданского права способен даже недееспособный гражданин, например, несовершеннолетний.
- Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом, считаем необходимым, урегулировать данные вопросы и в этом нормативно¬правовом акте. Разбросанность норм, характеризующих правовой статус несовершеннолетних в различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном лишь частично регулирует правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных общественных отношений, что создает определенные сложности.
- В сложившихся социальных, экономических, культурных условиях в России защита прав несовершеннолетних становится одним из приоритетных направлений развития нашего общества и государства. В систему органов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, суд и прокуратуру.
- Место и роль органов прокуратуры в защите прав несовершеннолетних достаточно высока, тем не менее, прокурорский надзор по всем перечисленным выше в работе направлениям нельзя признать удовлетворительным, поскольку еще достаточно фактов, когда права ребенка в России грубо нарушаются, а реагирование органов прокуратуры запаздывает, либо отсутствует вовсе. Но даже при не полной положительной оценке работы прокуратуры, стоит сказать, что и объем выявляемых нарушений прав ребенка в стране впечатляет.
На наш взгляд, организация деятельности прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних должна быть ориентирована на соблюдение их прав и свобод органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо также осуществлять взаимодействие по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних с Уполномоченным по правам ребенка в РФ, с органами опеки и попечительства и т.д. Основной целью такого взаимодействия должна быть цель - предупредить нарушение прав несовершеннолетнего и нарушение законодательства самим несовершеннолетним.
Активную и востребованную позицию в обеспечении прав несовершеннолетних сегодня занимает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. К наиболее существенным отличиям деятельности Уполномоченного по правам ребенка от работы других надведомственных органов, также занимающихся защитой прав несовершеннолетних детей, относятся облегченная процедура самостоятельного обращения ребенка за помощью — без посредничества взрослых либо предварительного подтверждения судебными инстанциями фактов нарушения его прав.
Однако, активное взаимодействие органов прокуратуры России на принципах постоянного и систематического характера совместной работы должно строиться не только с Уполномоченным по правам детей, но и органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, общественными объединениями и организациями, занимающимися вопросами обеспечения прав несовершеннолетних.
Особая роль прокуратуры и концептуальный подход совершенствования правовых и организационных основ прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних заключается в том, что прокуратура функционирует в значительной степени как правозащитный орган, содействующий несовершеннолетним в реализации своих прав и интересов и их восстановлении в случае нарушения, а не только как орган надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Позиция Президента РФ в этом вопросе, по нашему мнению, заслуживает поддержку и является действенным способом обеспечения развития семьи в РФ, достойного осуществления материнства, отцовства, детства.
Совершенно обоснованно заметить, что дети в этом перечне - это наименее защищенная социальная категория граждан нашей страны. Поэтому в государстве существует система органов, которые призваны охранять и защищать права детей и их законные интересы. К таким органам, помимо органов общей компетенции (Президент РФ, Федеральной Собрание РФ, Правительство РФ и т.д.) относятся и органы, имеющие специальный статус: в частности, органы прокуратуры, органы внутренних дел, Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства и т.д.
На основании проведенного исследования поставленных в выпускной работе целей и задач, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:
- термины «ребенок», «дети» и «несовершеннолетние» употребляются как идентичные, при этом понятие «дети» формулируется как «лица, не достигшие совершеннолетия», то есть возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение им определенного возраста (18 лет).
На наш взгляд, необходимо закрепить в законе основания досрочного приобретения несовершеннолетними не только полной гражданской дееспособности, но и семейной, при этом в основу решения вопроса об основаниях досрочного признания несовершеннолетнего полностью дееспособным в гражданском и семейном праве должны быть положены цели приобретения дееспособности; эмансипацию несовершеннолетнего следует рассматривать как основание приобретения полной гражданской дееспособности, но неполной семейной дееспособности, в то время как вступление в брак и рождение ребенка лицами, не состоящими в браке, мы предлагаем рассматривать в качестве оснований возникновения как гражданской, так и семейной дееспособности в полном объеме.
Деликтоспособность - это способность нести ответственность за правонарушение, ибо нарушать субъективные права других лиц в области гражданского права способен даже недееспособный гражданин, например, несовершеннолетний.
- Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом, считаем необходимым, урегулировать данные вопросы и в этом нормативно¬правовом акте. Разбросанность норм, характеризующих правовой статус несовершеннолетних в различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном лишь частично регулирует правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных общественных отношений, что создает определенные сложности.
- В сложившихся социальных, экономических, культурных условиях в России защита прав несовершеннолетних становится одним из приоритетных направлений развития нашего общества и государства. В систему органов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, суд и прокуратуру.
- Место и роль органов прокуратуры в защите прав несовершеннолетних достаточно высока, тем не менее, прокурорский надзор по всем перечисленным выше в работе направлениям нельзя признать удовлетворительным, поскольку еще достаточно фактов, когда права ребенка в России грубо нарушаются, а реагирование органов прокуратуры запаздывает, либо отсутствует вовсе. Но даже при не полной положительной оценке работы прокуратуры, стоит сказать, что и объем выявляемых нарушений прав ребенка в стране впечатляет.
На наш взгляд, организация деятельности прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних должна быть ориентирована на соблюдение их прав и свобод органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо также осуществлять взаимодействие по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних с Уполномоченным по правам ребенка в РФ, с органами опеки и попечительства и т.д. Основной целью такого взаимодействия должна быть цель - предупредить нарушение прав несовершеннолетнего и нарушение законодательства самим несовершеннолетним.
Активную и востребованную позицию в обеспечении прав несовершеннолетних сегодня занимает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. К наиболее существенным отличиям деятельности Уполномоченного по правам ребенка от работы других надведомственных органов, также занимающихся защитой прав несовершеннолетних детей, относятся облегченная процедура самостоятельного обращения ребенка за помощью — без посредничества взрослых либо предварительного подтверждения судебными инстанциями фактов нарушения его прав.
Однако, активное взаимодействие органов прокуратуры России на принципах постоянного и систематического характера совместной работы должно строиться не только с Уполномоченным по правам детей, но и органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, общественными объединениями и организациями, занимающимися вопросами обеспечения прав несовершеннолетних.
Особая роль прокуратуры и концептуальный подход совершенствования правовых и организационных основ прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних заключается в том, что прокуратура функционирует в значительной степени как правозащитный орган, содействующий несовершеннолетним в реализации своих прав и интересов и их восстановлении в случае нарушения, а не только как орган надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за исполнением законов и участие прокурора в образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за деятельностью в сфере расследования преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Роль и место прокурорского надзора в становлении правового
государства
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации (Тульский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Основы прокурорского надзора
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



