Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Работа №161032

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Теоретико-правовое закрепление понятия
несовершеннолетнего 8
1.2 Конституционно - правовой статус несовершеннолетнего в
Российской Федерации 16
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1 Органы прокуратуры в системе охраны и защиты прав
несовершеннолетних в Российской Федерации 25
2.2 Планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних 34
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с субъектами
государственной системы защиты прав детей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что защита прав несовершеннолетних является особенно важной в Российской Федерации. Она относится к числу наиболее острых современных социальных проблем, порожденных нарушением прав данной категории населения в последние годы. Именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, поскольку они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних находятся в спектре главнейших задач, как для нашего государства, так и для иных стран мирового сообщества.
Эффективность защиты прав и свобод несовершеннолетних зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных способов функционирования и взаимодействия субъектов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних.
Характерно, что основная часть нарушений прав и свобод несовершеннолетних совершается теми, кто по социальному или профессиональному долгу признан их защищать: родителями, работниками учебно-воспитательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пенитенциарной системы и т.п. Представляется, что надежным средством предупреждения нарушений прав подростков, восстановления законности и правопорядка в этой сфере может стать прокурорский надзор.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс организации прокурорского надзора в системе их защиты.
Предметом исследования выступает система конституционных норм, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка и определяющая основы правового положения несовершеннолетнего, а также особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации.
Целью выпускной работы является комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм защиты органами прокуратуры несовершеннолетних в современной России с учетом их развития и особенностей проявления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- определить теоретическое и правовое содержание понятия
несовершеннолетний;
- изучить конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации;
- подвергнуть анализу место органов прокуратуры в системе охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации;
- исследовать планирование и предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних;
- проанализировать взаимодействие органов прокуратуры с субъектами государственной системы защиты прав детей.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу составляют Конституция, международные правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента и законодательство субъектов Федерации, Приказы Генерального прокурора РФ.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, социологический, правовой, исторический методы, методы сравнительного правоведения и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее темой и содержанием, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет, что поддержка семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается государством. Это положение дополняется и ст.38 Конституции, в которой провозглашается защита материнства, детства и семьи, в качестве незыблемой гарантии прав и свобод. На защиту семьи, материнства, отцовства, детства направлены многие меры государственного регулирования, гарантирования и поддержки. В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию 2020 года обозначены основные приоритеты. Однозначным приоритетом президентского послания является демография: Президент анонсировал принятие целой серии мер, направленных на радикальное улучшение экономического положения семей с детьми. В частности, программа материнского капитала будет не только продлена как минимум до 2026 года, но радикально расширена, анонсированы также ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, которые будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека, а также обеспечение бесплатного питания для учащихся в младших классах.
Позиция Президента РФ в этом вопросе, по нашему мнению, заслуживает поддержку и является действенным способом обеспечения развития семьи в РФ, достойного осуществления материнства, отцовства, детства.
Совершенно обоснованно заметить, что дети в этом перечне - это наименее защищенная социальная категория граждан нашей страны. Поэтому в государстве существует система органов, которые призваны охранять и защищать права детей и их законные интересы. К таким органам, помимо органов общей компетенции (Президент РФ, Федеральной Собрание РФ, Правительство РФ и т.д.) относятся и органы, имеющие специальный статус: в частности, органы прокуратуры, органы внутренних дел, Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства и т.д.
На основании проведенного исследования поставленных в выпускной работе целей и задач, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:
- термины «ребенок», «дети» и «несовершеннолетние» употребляются как идентичные, при этом понятие «дети» формулируется как «лица, не достигшие совершеннолетия», то есть возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение им определенного возраста (18 лет).
На наш взгляд, необходимо закрепить в законе основания досрочного приобретения несовершеннолетними не только полной гражданской дееспособности, но и семейной, при этом в основу решения вопроса об основаниях досрочного признания несовершеннолетнего полностью дееспособным в гражданском и семейном праве должны быть положены цели приобретения дееспособности; эмансипацию несовершеннолетнего следует рассматривать как основание приобретения полной гражданской дееспособности, но неполной семейной дееспособности, в то время как вступление в брак и рождение ребенка лицами, не состоящими в браке, мы предлагаем рассматривать в качестве оснований возникновения как гражданской, так и семейной дееспособности в полном объеме.
Деликтоспособность - это способность нести ответственность за правонарушение, ибо нарушать субъективные права других лиц в области гражданского права способен даже недееспособный гражданин, например, несовершеннолетний.
- Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом, считаем необходимым, урегулировать данные вопросы и в этом нормативно¬правовом акте. Разбросанность норм, характеризующих правовой статус несовершеннолетних в различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном лишь частично регулирует правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных общественных отношений, что создает определенные сложности.
- В сложившихся социальных, экономических, культурных условиях в России защита прав несовершеннолетних становится одним из приоритетных направлений развития нашего общества и государства. В систему органов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, суд и прокуратуру.
- Место и роль органов прокуратуры в защите прав несовершеннолетних достаточно высока, тем не менее, прокурорский надзор по всем перечисленным выше в работе направлениям нельзя признать удовлетворительным, поскольку еще достаточно фактов, когда права ребенка в России грубо нарушаются, а реагирование органов прокуратуры запаздывает, либо отсутствует вовсе. Но даже при не полной положительной оценке работы прокуратуры, стоит сказать, что и объем выявляемых нарушений прав ребенка в стране впечатляет.
На наш взгляд, организация деятельности прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних должна быть ориентирована на соблюдение их прав и свобод органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо также осуществлять взаимодействие по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних с Уполномоченным по правам ребенка в РФ, с органами опеки и попечительства и т.д. Основной целью такого взаимодействия должна быть цель - предупредить нарушение прав несовершеннолетнего и нарушение законодательства самим несовершеннолетним.
Активную и востребованную позицию в обеспечении прав несовершеннолетних сегодня занимает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. К наиболее существенным отличиям деятельности Уполномоченного по правам ребенка от работы других надведомственных органов, также занимающихся защитой прав несовершеннолетних детей, относятся облегченная процедура самостоятельного обращения ребенка за помощью — без посредничества взрослых либо предварительного подтверждения судебными инстанциями фактов нарушения его прав.
Однако, активное взаимодействие органов прокуратуры России на принципах постоянного и систематического характера совместной работы должно строиться не только с Уполномоченным по правам детей, но и органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, общественными объединениями и организациями, занимающимися вопросами обеспечения прав несовершеннолетних.
Особая роль прокуратуры и концептуальный подход совершенствования правовых и организационных основ прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних заключается в том, что прокуратура функционирует в значительной степени как правозащитный орган, содействующий несовершеннолетним в реализации своих прав и интересов и их восстановлении в случае нарушения, а не только как орган надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от
21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014 г. - № 9. - Ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07. 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 14.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 138-139. - Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст.1447.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.12. 2019 г.// Российская газета, -1996 г.- № 17.
5. Гражданский кодекс РФ (ч. 3) от 26.11.2001 г № 146-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета, - № 233.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Российская газета, -№ 249. -
22.12.2001г.
7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № - 2201-1 ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, - № 229. - 25.11.1995 г.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ . -03.08.1998 г.- №31.
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от
07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ . - 1999.- № 26. - Ст. 3177.
10. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» // Российская газета, -2009.- №4990.
11. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ.- 2000. - № 45. - Ст. 12.
Научная и учебная литература:
12. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебникдля вузов./ М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2006. -784 с.
13. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3¬е изд., перераб. и доп / А.В. Безруков.- М.: Юстицинформ, 2015.- 645 с.
14. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий определений / Под общ.ред. В.Л. Манилова. - М.: Статут, 2010.-29 с.
15. Гришин А.В. Защита прокурором жилищных прав детей сирот, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. А.В. Гришина. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».,
2011. -165с.
16. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / под ред. Р.П.Мананкова - Москва: ВолтерсКлувер, 2004. - 386 с.
17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Изд. 4-ое. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.-988 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ:
18. Абдул-Кадыров, Ш. Организация работы прокуратуры в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних /
Ш. Абдул-Кадыров // Законность. - 2017. - №7. - С. 7-12.
19. Абрамов, В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка / В.И. Абрамов // Государство и право. -2010.- № 6.- С.4-9.
20. Бондаренко, Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты / Э.Н. Бондаренко // Журнал российского права. -2003.- № 1.- С.23-29.
21. Бондарь, Н.С. Конституционная категория достоинства личности в ценностном измерении: теория и судебная практика / Н.С. Бондарь // Конституционное и муниципальное право. -2017. -№ 4.-С.19-23.
22. Вахрамеева, Л., Пуцын, И. Безопасность детей на игровых площадках: требуется прокурорское внимание / Л. Вахрамеева, И. Пуцын // Законность. -2017. -№ 1. -С.62-67.
23. Геллер, М.В. Реализация и защита права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации. / М.В. Геллер // Государство и право. -2009.- №5.- С.15-21.
24. Глибовец, В. 25 лет психологической службе прокуратуры РФ / В. Глибовец // Законность. -2017. -№1.- С 26-32.
25. Горская, Е.Ю. Позиция Конституционного суда РФ по вопросу установления родства между родителями и детьми при использовании методов вспомогательных репродуктивных технологий. / Е.Ю. Горская // Семейное и жилищное право. - 2015.- №6.- С.4-11.
26. Грудцына, Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних. / Л.Ю. Грудцына // - Адвокат. -2005.- № 8.-С.32-38.
27. Дорофеева, Ж.П., Кива, С.Н. Роль и место некоторых субъектов государственной системы профилактики в осуществлении защиты прав детей. / Ж.П. Дорофеева, С.Н. Кива // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2018.- №4. - С.17-21.
28. Ережипалиев, Д. Организация и проведение прокурорских проверок по фактам насилия над детьми и суицидов в подростковой среде. / Д. Ережипалиев // Законность. - 2019. - №11. - С.3-7.
29. Журко, А.В. Использование в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка. / А.В. Журко // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013.- № 8. -С.29-34.
30. Занин, Т. Правовые пробелы в законодательстве о защите жилищных прав несовершеннолетних при использовании средств материнского (семейного) капитала. / Т. Занин // Законность. -2019.- №6. - С.28-30.
31. Исламова, Р. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ как дополнительный гарант защиты прав несовершеннолетних. / Р. Исламова // Законность.-2017. -№8.-С.45-51.
32. Каминская, Ю. Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки. / Ю. Каминская // Законность. -2019. - №10. -С. 17-19.
33. Косова, О. Обеспечение доступности образования для несовершеннолетних. / О. Косова // Законность.-2017.- №4.- С.32-38.
34. Лихтер, П.Л. Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. / П.Л. Лихтер // Ленинградский юридический журнал.-2015.- № 4. -С.60-66.
35. Мухачев, С.В. Особенности правового регулирования блогсферы. / С.В. Мухачев // Вестник Уральского юридического института МВД России.-
2015. -№1.- С.21-25.
36. Островская, Т.В. Теория и практика прокурорского надзора по вопросам исполнения законов о несовершеннолетних и молодёжи. / Т.В. Островская // Наука. Общество. Государство.-2013. -№4.- С.4-9.
37. Пилипенко, И. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений. / И. Пилипенко // Законность. - 2019. - №11. - С.53-55.
38. Прокудин, Р. Проблемы правоприменения при распределении жилых помещений между лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / Р. Прокудин // Законность. -2017.- №2. -С 29-34.
39. Пчелинцева, Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних. / Л.М. Пчелинцева // Журнал российского права. - 2010. - № 2. -С.22-28.
40. Савельев, А.И. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации. / А.И. Савельев // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2009.- №4. -С 32-39.
41. Саранцева, В.С. Конституционно-правовое регулирование и судебная правоприменительная практика по обеспечению безопасности детства в РФ. / В.С. Саранцева // Право и государство: теория и практика.- 2016. -№2.-С.45-49.
42. Симанович, Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних. / Л.Н. Симанович // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010.- №6.- С.3-10.
43. Синцов, Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти. / Г.В. Синцов // Lex russica. -2016.-№7. - С.160-165.
44. Сборники прокуратуры Пензенской области за 2010-2012 г. «Статистические данные о состоянии преступности, следственной работы и прокурорского надзора в целом по Пензенской области» // Бюллетень прокуратуры Пензенской области.- 2013. -№2. -544 с.
45. Статистические данные о состоянии преступности, следственной работы и прокурорского надзора в целом по Пензенской области за 2015 год // Бюллетень прокуратуры Пензенской области. -2016.- №1.- 344 с.
46. Тетюев, С.В. Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних. / С.В. Тетюев // Вестник Южно-
Уральского государственного университета. Серия Право.- 2013. -№ 4.
-С.74-81.
47. Турыгин, Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов о совершеннолетних и молодежи. / Ю. Турыгин // Законность. -2016. -№ 5. -С 52-59.
48. Ульянов, А. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи. / А. Ульянов // Законность. -2019. -№10. - С.20-24.
49. Умнова, И.А., Алешкова, И.А., Дуэль, В.М., Гуманитарные
принципы в системе источников права: международно-правовое и
конституционное измерения в странах Европы. / И.А. Умнова, И.А. Алешкова, В.М. Дуэль // Наука и образование: хозяйство и экономика; право и управление. -2013. -№ 2. -С.20-29
50. Федорова, О.В. Краткая характеристика деятельности уполномоченных по правам ребенка в некоторых зарубежных странах. / О.В. Федорова // Известия Байкальского государственного университета.- 2013. - №2. -С. 60-67.
51. Харсеева, В.Л. Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации. / В.Л. Харсеева / Теория и практика общественного развития. -
2012. -№3.- С.232-236.
52. Шамрин, М.Ю. Основные принципы, лежащие в основе реализации правового статуса Уполномоченного по правам ребенка. / М.Ю. Шамрин // Административное право и процесс.-2015.- №12. -С.74-80.
53. Шелютто, М.Л. Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве. / М.Л. Шелютто // Журнал российского права. -2013. -№12. -С.32-36.
54. Шубина, А. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья. / А. Шубина / Законность. -2016. -№ 9. -С.42-51.
Источники на электронных носителях
55. Путин предложил продлить материнский капитал. Официальный
сайт Lenta.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2017/11/28/putin/(дата обращения 15.01.2020).
56. О распределении субсидий на поддержку детских и кукольных
театров от 18 октября 2017г. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/docs/(дата
обращения 12.12.2019).
57. Статистические данные. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://deti.gov.ru(дата обращения 11.01.2020).
58. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188
«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Официальный сайт Генеральной прокуратуры [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.genproc.gov.ru(дата обращения 28.11.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ