СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 11
1.1 Исторические этапы развития права на обращение в государственные
органы власти и органы местного самоуправления 11
1.2 Понятие и содержание права граждан на обращение в органы
государственной власти и местного самоуправления 16
1.3 Формы реализации права граждан на обращение в органы
государственной власти и местного самоуправления 20
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26
2.1 Конституционно-правовое регулирование права граждан на обращение в
государственные органы власти и органы местного самоуправления 26
2.2 Статус субъектов права обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления 34
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
3.1 Проблемы эффективности реализации права граждан на обращение в государственные органы власти и органы местного самоуправления 42
3.2 Совершенствование законодательства в целях устранения злоупотребления правом граждан на обращение в государственные органы власти и органы местного самоуправления 54
Заключене
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность выбранной темы исследовательской работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с нормативно-правовым регулированием права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в юридической практике и науке Российской Федерации, в том числе необходимостью создания эффективного и действенного механизма правового регулирования. Исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ, право гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления представляет собой важнейший субинститут института прав и свобод человека и гражданина на внутригосударственном уровне. Правильное регулирование основных вопросов обращения в органы государственной власти и местного самоуправления является для государства одним из приоритетных проблем законодательной политики, для эффективности которой требуется адекватное и наиболее полное отражение в нормативно¬правовых актах отдельных вопросов и положений. Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретают вопросы регулирования на федеральном уровне порядка рассмотрения обращений граждан.
Целью исследования выступает теоретическое и практическое изучение права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации как одного из основных прав гражданина.
Данную цель предполагается достичь путём последовательного решения следующих задач:
1. Описать исторические этапы становления права на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
2. Раскрыть понятие и содержание права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
3. Изучить формы реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
4. Проанализировать основы конституционно-правового регулирования прав на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
5. Рассмотреть и установить статус субъектов, имеющих право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
6. Выявить и обозначить проблемы эффективности реализации права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
7. Определить способы совершенствования законодательства в рамках права на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Объект - связанные с правом на обращение в государственные органы власти и органы местного самоуправления общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права Российской Федерации.
Предмет - правовые нормы, регулирующие процедуру обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
1. Общефилософский метод исследования (данный метод используется с целью заложения философских принципов исследования общих закономерностей права на обращения, а именно - диалектический, т.е. исследование противоречий, обнаруживаемых в мыслимом содержании исследуемого явления) .
2. Общенаучные методы исследования, в которые входят: логический метод (использовался для исследования юридических явлений, применялись индукция и дедукция); системный метод (право на обращение рассматривалось как составная часть единой системы права и закона); функциональный метод (использовался для выяснения того, какие потребности общества решает право на обращение граждан); системно-структурный метод исследования (использовался для изучения права на обращение граждан как цельной системы и иерархической структуры) и количественно-статистический анализ (создание опроса, сбор и анализ полученных данных).
3. Частнонаучные методы исследования, в которые входят:
историко-правовой метод (использовался для анализа исторических источников, документов прошлых лет (законов, официальных документов и судебной практики)); социологический метод (использовался с целью изучения «права в действии», т.е. связи права с жизнью, эффективности государственно-правового регулирования); метод правового прогнозирования (использовался для составления научно обоснованных прогнозов о будущих состояниях права на обращения граждан); метод правовой кибернетики (использовался для поиска новых сведений о праве и государстве с помощью информационной системы и технических средств кибернетики) и формально-догматический метод (использовался с целью выработки понятий и их определений).
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в определении роли права на обращения граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления Российской Федерации в процессе масштабного перехода общества в век цифровизации и цифровой трансформации государственного управления.
Практическая значимость данного исследования заключается в подготовке рекомендаций для улучшения эффективности института права на обращение граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления при цифровом государственном управлении.
Нормативную базу диссертационного исследования составили: международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и национально-правовые акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59 ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Пензенской области от 28.12.2012 г. № 2327-ЗПО «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области»), а также судебная практика.
Научная новизна исследовательской работы состоит в том, что в ней на основе изучения актуальной нормативно-правовой базы, правоприменительной практики, а также собственных научных изысканий автора проведено всестороннее исследование конституционного права на обращение гражданами в органы государственной власти и органы местного самоуправления Российской Федерации.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава объединяет в себе три параграфа, в которых рассматриваются теоретические основы конституционного права граждан на обращение: исследуется история его законодательного закрепления и развития, раскрывается понятие, содержание и формы реализации указанного права. Вторая глава, включающая два параграфа, посвящена особенностям реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Третья глава посвящена перспективам развития нормативно-правового регулирования права граждан на обращение, она состоит из двух параграфов, в которых определяется круг проблем, связанных с реализацией права на обращение, а также предлагаются пути совершенствования законодательного регулирования указанного права
В заключение стоит отметить, что важнейшее место в системе основных прав и свобод человека и гражданина принадлежит праву на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленному в статье 33 Конституции Российской Федерации. Это объясняется тем, что указанное право выполняет несколько важнейших функций. «Во-первых, обращения являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государства и местного самоуправления (способ доведения до власти интересов и потребностей народа); в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений» 1.
Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах муниципального образования. Исследование показало, что данный институт способен обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека.
В рамках исследования было определено три этапа развития института право на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления: подготовительный этап; этап первоначального закрепления в законодательных актах; этап конституционного закрепления.
Граждане Российской Федерации используют право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в двух формах:
1. Подача индивидуального вида обращения;
2. Подача коллективного вида обращения.
Были выявлены способы подачи обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления:
1. Устные;
2. Письменные (в том числе в электронном виде).
Не менее важным выводом является то, что Конституция Российской Федерации в качестве адресата обращений закрепляет только государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, а иные законы, применительно к гражданско-правовым отношениям, закрепляют иных адресатов.
В ходе исследования были обозначены субъекты, которые обладают правом на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди них выделены:
1. Граждане (физические лица);
2. Организации.
Однако, несмотря на всю важность права граждан на обращение, в процессе его реализации возникает немало спорных моментов. Этому была посвящена третья глава диссертации, в которой был проведен анализ и сбор статистических данных. Были выдвинуты предложения для улучшения работы механизма обращения в современном мире.
Для решения ряда проблем и оптимизации работы с обращениями граждан в современных условиях предлагается автоматизация и информатизация системы документооборота для своевременного приема, регистрации, рассмотрения обращения, а также перенаправления обращения в компетентный орган. В качестве приложения, которое способно справиться с нелегкой задачей, рассматривается интернет-портал «Госуслуги». Большинство населения предпочитает подавать обращения в электронном виде, однако встает проблема ложных сведений о заявителе. Этот вопрос также решаем благодаря современным технологиям, которые требуют наиболее тщательной разработки. В 2022 году был выдвинут законопроект по изменению подачи обращений в электронном виде через портал «Госуслуг», однако в феврале 2023 года рассмотрение законопроекта было перенесено. На сегодняшний день указанный законопроект подписан Президентов РФ (подписание состоялось 04 августа 2023 года).
Всё изложенное выше позволило также сделать следующие выводы: обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в обращения, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
Вместе с тем, все поступающие обращения в органы государственной и муниципальной власти олицетворяют собой инструмент влияния на действия и решения властей, ценность которого будет неизменно возрастать по мере повышения уровня правосознания населения, совершенствования функционирования демократических институтов в России. В данном качестве они предполагают собой необходимые условия для успешного решения задач по повышению эффективности деятельности как системы государственного и муниципального управления, так отдельного органа в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2020. - № 31. - Ст. 4398;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.10.1994 № 51- ФЗ (ред. от 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1;
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003 - № 40 - Ст. 3822;
5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060;
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации // Законность. - 2013. - № 4;
7. Закон Пензенской области от 28.12.2012 г. № 2327-ЗПО (с изменениями и дополнениями) «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. - 2012. - № 123;
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2012. - № 31. - Ст. 4470;
9. Конституция СССР 1977 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617. (утратил силу);
10. Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 года №2534 - VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. -№17. - Ст. 143 (утратил силу).
Учебная и научная литература
11. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3: Проблемы теории и права: курс лекций./ С.С. Алексеев. - М.: Статут, 2010. - С. 298;
12. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2019. - С. 464;
13. Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав/ В.П. Грибанов. - М.: Рос. право, 1992. - С. 204;
14. Гукасян Р.Е. Реализация конституционного права на судебную защиту: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Р. Е. Гукасян . - М., 2006. - С. 51;
15. Емельянов Н. А. Местное самоуправление / Н.А. Емельянов. - М.: Элит, 2019. - С. 396;
16. Иванченко А.В. Российское народовластие: развитие,
современные тенденции и противоречия / А.В. Иванченко. - М.: Новое издание, 2005.- С. 56;
17. Инновационные подходы к преподаванию дисциплины
«Обращения граждан в Российской Федерации»: учебное пособие / авт.-сост.: Е.В. Надыгина; ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» национальный исследовательский университет. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского» национальный исследовательский университет, 2012 - С. 51;
18. Клейман А.Ф. Основные вопросы учения об иске в советском гражданском процессуальном праве/ А.Ф. Клейман. - М.: Изд-во Высшей школы МВД СССР, 1959. - С. 22;
19. Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба /В.В. Мальков. - М.: Моск. рабочий, 1972. - С. 19;
20. Манифест Екатерины II от 14.06.1763 г. «О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя» / Полное собрание Законов Российской империи: Собрание Первое. Т. XVI. - Санкт-Петербург: тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830 - 1851. - С. 303-304;
21. Манифест «Образование Государственного совета» от 01.01.1810 года/ Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах: Т. 6 Законодательство первой половины XIX века. / Отв. ред. О.И. Чистякова. - М: Юридическая литература, 1988. - С. 72-74;
22. Маслов Б.В. Институт обращений граждан в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Б.В. Маслов. - М., 2008. - С. 9;
23. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права / Н.И. Матузов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1972. - С. 115-124;
24. Михайлов Ф. Т. Диалектика / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — С. 2816;
25. Нарутто С.В. Обращение граждан в органы публичной власти: учебник/ С.В. Нарутто. - Москва: Норма: ИНФРА - М, 2021. - С. 10-11;
26. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2015. - С. 736;
27. Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: справочно - практическое пособие/ А.Н. Балашов, Е.А. Демкин, Л.В. Зубова, Е.И. Маторина, А.С. Кусков: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. - С. 11-12;
28. Право граждан на обращение и получение информации от государственных и муниципальных органов власти: научно-популярное издание / авт.-сост.: А. Н. Балашов, Л. В. Зубова, Е. И. Маторина; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018 - С. 56;
29. Преображенский А.А. Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. М.: Юридическая литература, 1997. - С. 86-88;
30. Судебник 1497 г. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах/ Под общ. ред. О.И. Чистякова / Т. 2 Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Отв. ред. А. Д. Горский. - М: Юридическая литература, 1984. - С. 54-55;
31. Судебник 1550 года. Памятники русского права. Выпуск четвертый. Памятники права периода укрепления Русского централизованного государства XV-XVII/ Под. ред. Л.В. Черепнина. - М.: Гос. изд-во юридической лит., 1956. - С. 233-261;
32. Черкесов К.А. Конституционное право на обращение в органы публичной власти в государствах - членах СНГ и странах Балтии: сравнительно-правовое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Черкесов К.А. - Москва, 2010. - С. 9-10.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
33. Бородин Е.В., Козаренок И.А., КудринаА. В., Шепелев В.А. Реализация прав граждан на обращение / Е. В. Бородина, И. А. Козаренко, М. В. Кудрина, В. А. Шепелев // Астраханский медицинский журнал. - 2009. - № 1. - С. 98- 103;
34. Варгина В. М. Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований / В. М. Варгина // NovaUm.Ru.
- 2018. - № 15. - С. 293-297;
35. Васильева С. В. Право граждан и организаций на обращение. Нормативная модель и практика реализации / С. В. Васильева // Законодательство и экономика. — 2005. — № 5. - С. 35-42;
36. Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту/ А.Н. Ведерников // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 348. - С. 80-81;
37. Галяева А. Ю. Право граждан на обращение: понятие и содержание / А. Ю. Галяева // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 11. - С. 485-493;
38. Головацкая М. В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан / М. В. Головацкая // Юрист. - 2007. - № 5. - С. 11- 13;
39. Гудкова В. Е. Реализация права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления / В. Е. Гудкова // Юридические и экономические факторы устойчивого развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 июня 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 69-72;
40. Зайков Д. Е. Недопустимые обращения граждан: проблемы квалификации и правоприменительной практики / Д. Е. Зайков // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 8(105). - С. 68-74;
41. Карасев А. Т. Подача гражданином обращения как стадия конституционно-правовой процедуры реализации субъективного права на обращение / А. Т. Карасев, А. В. Савоськин // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 4(112). - С. 20-28;
42. Кладкина Д. А. Право граждан на обращение: развитие правового регулирования / Д. А. Кладкина // Форум молодых ученых. - 2019. - № 4(32). - С. 475-479;
43. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред.
B. Д. Зорькина. - М.: Инфра-М, 2011. - С. 1008;
44. Лоншаков Ю.С. Теоретические основы права граждан на обращение: понятие, содержание, признаки, взаимосвязь с политическими правами / Ю.С. Лоншаков // Бизнес и закон. Международный экономико-юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 141-144;
45. Лукьянова Е.Г. Права человека и закон / Е.Г. Лукьянова // Теория и практика российского конституционализма: сб. докладов науч.-практ. конф., посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина (26 июня 2012 г.). М.: Изд. центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
2013. - С. 174-178;
46. Лущенко В. А. Право граждан на обращение в Российской
Федерации: понятие, содержание права граждан на обращение,
классификация обращений/ В. А. Лущенко // Инновации. Наука. Образование. 2020. - №22. - С. 1106-1112;
47. Мещерягина В. А. Злоупотребление правом на обращение: современное состояние и перспективы правового противодействия / В. А. Мещерягина, А. С. Морозова, М. Н. Вилачева // Юридическая наука и практика. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 111-116;
48. Мокрый В. С. Местное самоуправление: пути становления и развития / В.С. Мокрый // Журнал российского права. - 2018. - №10. - С. 3¬10;
49. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы власти в России/ К. В. Подъячев // Политические исследования. - 2007. - №5. - С. 68¬80;
50. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности/ И.Е. Попов// Вестник Южно-Уральского государственного университет. - 2009. - № 17. - C. 90-94;
51. Решетникова Д. С. Проблемы эффективности реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления / Д. С. Решетникова // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018. — № 2. - С. 65-68;
52. Савоськин А. В. Место конституционного права на обращение в системе прав и свобод человека / А. В. Савоськин // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2014. - Т. 14. - № 4. - С. 144-159;
53. Соловьев С.Г., Попов Е.И. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан / С. Г. Соловьев, Е. И. Попов // Российский юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 139-144;
54. Третьяков И. А. Место конституционного права на обращения в системе основных прав и свобод человека и гражданина / И. А. Третьяков // Юристъ-правоведъ. — 2010. — № 2. — С. 14-18;
55. Усманов А. К. Право на обращение как конституционное право
человека и гражданина / А. К. Усманов // Право и государство: история и современность, перспективы развития: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 28 сентября 2017 года / Ответственный редактор Е.С. Косых. - Стерлитамак: Башкирский
государственный университет, 2017. - С. 109 - 111;
56. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу
обращений/ Н.Ю. Хаманева //Государство и право. - 1996. - № 11 - С. 10-18;
57. Хаманева Н.Ю. Право граждан на подачу обращений / Н.Ю. Хаманева // Гражданин и право. - 2000. - № 1 - С. 33-38;
58. Шайхуллин М. С. Право на обращения в системе конституционно- правовых гарантий реализации прав, свобод и законных интересов граждан / М. С. Шайхуллин // Матрица научного познания. - 2021. - № 2-1. - С. 176-178;
59. Шувалова В. А. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления / В.
А. Шувалова // Современные вопросы государства, права, юридического образования: Сборник научных трудов по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 22 декабря 2021 года / Редколлегия: А.В. Лапаева, Н.С. Ельцов, О.В. Моисеева. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. - С. 119-123;
60. Шувалова В. А. К вопросу реализации права на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / В. А. Шувалова // Актуальные проблемы современного конституционализма: Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Пенза, 28 апреля 2022 года / Под редакцией В.А. Даниловой, А.Л. Гусевой. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - С. 212-216;
61. Шувалова В. А. К вопросу об электронном способе подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления / В. А. Шувалова // Современные тенденции развития отечественного и зарубежного законодательства: сборник статей по материалам III региональной научно-практической конференции, Пенза, 26 апреля 2023 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. - С. 297-301.
Источники на электронных носителях
62. Апелляционное определение Московского городского суда от
04.08.2014 г. № 33-30712/14. - URL: https://mos-
gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/0b7e770e-f1c3-4019-8964-8ce50e75adad (дата обращения: 07.07.2023);
63. В государственные органы предложили обращаться через социальные сети. -URL:https://pravo.ru/news/244247/ (дата обращения: 04.08.2023);
64. Дубенюк А. В. Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти / А. В. Дубенюк. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С.
6-9. — URL:https://moluch.ru/th/9/archive/188/5962/ (дата обращения:
18.02.2023);
65. Методические рекомендации по вопросам особенностей порядка
и сроков рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». - URL: https://www.garant.ru/products
/ipo/prime/doc/403506032/ (дата обращения 04.04.2023);
66. Направить обращение в органы власти можно будет на портале госуслуг. - URL:https://www.garant.ru/news/1585250/ (дата обращения: 04.08.2023);
67. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. -
URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11100300 (дата
обращения: 19.06.2023);
68. Обращения граждан в органы власти как форма влияния на
принятие политических решений. URL.:
http://www.civisbook.ru/files/File/Podyachev.pdf (дата обращения: 01.05.2023);
69. Отказ чиновника в личном приеме по причине нецелесообразности является незаконным (Определение ВС РФ от 18.02.2020 № 13КА19-3). — URL:https://souz-u-t-s.ru/details/novosti_syda/Otkaz-chinovnika-v-lichnom-prieme-po-prichine-netcelesoobraznosti/ (дата обращения: 19.01.2023);
70. По инициативе прокурора муниципальный служащий привлечен
к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. - URL:https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_26/mass-
media/news?item=90368282 (дата обращения: 07.10.2023);
71. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от
24.06.2013 г. № 06АП-2627/13 по делу № А80-409/2012. - URL:
https://sudact.ru/arbitral/doc/JVjKwdYNyOoR/ (дата обращения: 07.07.2023);
72. Порядок рассмотрения письменных и устных обращений
граждан. — URL:http://sfo.gov.ru/priemnaya/poryadok/ (дата обращения:
12.03.2023);
73. Право на обращение в органы государственной власти и местного
самоуправления. - URL: https://nagorny.mos.ru/presscenter/news-
regions/detail/8347727.html (дата обращения: 15.07.2022);
74. Прокурор разъясняет // Злоупотребление правом при обращении
в государственные органы. - URL:
https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_69/activity/legal-education/explain?item=57210640 (дата обращения: 23.05.2023);
75. Прокурор разъясняет // Последствия злоупотребления правом на обращение . - URL:http://проксев.рф/razyasnenie-zakonodatelstva/posledstviya-zloupotrebleniya-pravom-na-obrashchenie/ (дата обращения: 27.05.2023);
76. Прокурор разъясняет // Последствия злоупотребления правом на
обращение . - URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_92/activity/legal-
education/explain?item=78599928#:~:text=Под%20злоупотреблением% 20правом%20на%20обращение,и%20выражение%20мнения%20%20что%20н едопустимо (дата обращения 27.05.2023);
77. Система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/184897-8 (дата обращения: 06.08.2023);
78. Соборное уложение по изданию М.Н. Тихомирова, П.П. Епифанова. -URL:http://hist.msu.ru/ER/Eteht/1649.htm (дата обращения: 10.02.2022).