Дистанционные методы обучения истории
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты использования технологии дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях 10
1.1 Анализ понятия «дистанционное обучение» в литературе 10
1.2 Формы и технологии дистанционного обучения и способы его
организации 16
1.3 МЭО (обзор основных платформ для получения ДО,рекомендованные Министерством просвещения). Учи.ру, РЭШ, Московская электронная школа 27
Глава II. Опыт реализации технологии дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ в практике средних общеобразовательных учреждениях на
примере темы « Смутное время» в 10 классе 38
2.1 Образовательные возможности организации дистанционного обучения 38
2.2. Опыт дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ по истории на примере МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка и анализ полученных результатов 43
Список используемой литературы 72
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты использования технологии дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях 10
1.1 Анализ понятия «дистанционное обучение» в литературе 10
1.2 Формы и технологии дистанционного обучения и способы его
организации 16
1.3 МЭО (обзор основных платформ для получения ДО,рекомендованные Министерством просвещения). Учи.ру, РЭШ, Московская электронная школа 27
Глава II. Опыт реализации технологии дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ в практике средних общеобразовательных учреждениях на
примере темы « Смутное время» в 10 классе 38
2.1 Образовательные возможности организации дистанционного обучения 38
2.2. Опыт дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ по истории на примере МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка и анализ полученных результатов 43
Список используемой литературы 72
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В основе современной системы образования лежит задача к быстрой адаптации в социально - экономических условиях, которые постоянно изменяются.
Образование представляет собой одну из ключевых составляющих современного общества. Любые изменения происходящие в обществе, находят своё отражение в образовании. При управлении образовательным учреждением необходимо не только принимать во внимание происходящие изменения, но и действовать на опережение, предупреждая события, предоставляя возможность учащимся и преподавателям идти нога в ногу со временем. В настоящее время заметной становится тенденция снижения интереса у учащихся к освоению учебных предметов школьной программы. Традиционные методы и формы обучения порой не удовлетворяют образовательные запросы и потребности обучающихся, не способствуют повышению учебной мотивации. Дистанционное обучение специалисты по стратегическим проблемам образования называют «образовательной системой XXI века». На эту систему делается огромная ставка, о чём прописано в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Использование дистанционного обучения или его элементов в рамках конкретных учебных предметов и курсов в общеобразовательной организации способно вызвать заинтересованность детей, живущих в информационном обществе, пробудить стремление к изучению предмета с использованием информационных технологий. В связи с этим, обращение к дистанционному обучению более чем актуально.
Объектом выпускной квалификационной работы является система дистанционного обучения истории, предмет - подготовка учащихся к ЕГЭ по истории на платформе ВКонтакте.
Степень изученности проблемы. Дистанционное обучение в сфере образования появилось совсем недавно. Однако, онлайн - обучение уже успело проявить себя с положительной стороны во всем мире, следствием чего является большое количество исследований, как отдельных научных статей, так и монографий.
Для начала стоит отметить труд Насибуллова Р.Р. «Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ - начало XXI вв.)». Данная монография раскрывает предпосылки для становления дистанционного обучения, а так же определяет особенности подготовки будущих учителей к дистанционной форме обучения. Гурьев С.В. в монографии «Современное дистанционное обучение» рассмотрел методологию, конструктивные подходы, образовательные инициативы дистанционного образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нельзя не отметить труд Абдулаева С.Г., где он обратил внимание на степень эффективности данной технологии.
Е.Н. Кулемина, М.П. Карпенко, и В.Т. Волов в своих научных трудах оценили роль ДО в реформировании системы образования. В книгах представлены социальные аспекты дистанционного обучения с применением современных онлайн-технологий. В.Т. Волов приводит сравнительную характеристику традиционного обучения и дистанционного, говоря о том, что преимуществами второго является продуктивность, массовость и контроль над ходом учебного процесса. Тихомиров В.П. в своей монографии «Открытое образование — объективная парадигма XXI века» говорит о том, что подобная форма обучения является прогрессивной, у обучающихся происходит постоянное пополнение и обновление знаний благодаря развитию сети Интрнет. Автор акцентировал внимание и подробно описал перспективы использования Интернета в гуманитарных предметах.
В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева в своем пособии акцентировали внимание на то, как осуществить контроль знаний с помощью учебных программ, а так же подробно изложено содержание по сопровождению невербального общения. Авторы говорят о том, что дистанционное обучение отличается от традиционного заочного образования не только использованием новых носителей учебного материала и средств общения обучающегося с тьютором. При его использовании меняется вся технология обучения. Ученики систематически участвует в образовательных мероприятиях, предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебным планом соответствующей специальности. Это не форма получения образования, а образовательная технология, которая должна повысить доступность образования без потери его качества.
Психологические аспекты дистанционного обучения рассматриваются в работах ряда современных учёных. К наиболее значимым аспектам относятся: профессиональная квалификация педагогов на основе онлайн- технологий (М.В. Храмова), самоопределение обучающихся в системе дистанционного образования (Э.А. Тихонов), формирование эмоционально - положительной среды к дистанционному обучению (O.A. Охлопкова), учет возрастных особенностей, а так же личных особенностей каждого ученика на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании (В.В. Кравцов) , реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования (Т.А. Фадеева) и др.
Проанализировав зарубежную литературу, посвященной дистанционным методам обучения, можно выделить немецкого ученого Отто Петерса. В своем научном труде он провел аналогию между дистанционным обучением и индустриальным производством товаров. Петерс выделяет две формы обучения : традиционную, которая основывается на межличностной коммуникации, и индустриализированную, базирующейся на технических средствах коммуникации. Автор утверждает, что дистанционная форма образования является самой индустриализированной.
Довольно интересно изложен материал в книге Бориса Круг «Использование видео в дистанционном обучении». В ней подробно описано, как создать учебный видеоролик для дистанционного урока. Выделил цели видеофрагментов в учебном процессе, их классификацию, а так же дал методические рекомендации для создания видео. Из книги читатель может выделить основные моменты, связанные с организацией и оборудованием вузовской аудитории под видеостудию для создания вебинаров, конференций, видео-фрагментов.
Стоит упомянуть таких авторов как Киган и Холмберг, которые разработали классификацию образовательных программ дистанционного обучения.
Данная классификация характеризуется двумя составляющими: "дистанцией" и "автономией". Существуют программы, которые различаются по дистанции и обладающие большей или меньшей автономией. Авторы призывают читателей не отожествлять понятия дистанционное обучение и заочное, так как ключевым фактором в дистанционном обучении играет интерактивность. В первом случае происходит постоянное систематическое взаимодействие с участниками образовательного процесса, в свою очередь при заочном она эпизодическая.
Итак, тема нашего исследования достаточно подробно освещена в историографии, не смотря на то, что дистанционное обучение появилось совсем недавно.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие политику в сфере образования: Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Государственная программа РФ « Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС ООО и СОО. Данные источники говорят об актуальности и важности дистанционного обучения в сфере образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что дистанционные методы обучения способствуют оптимизации образовательного процесса, при условии, что они правильно подобраны.
Цель исследования - выявление возможностей применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «дистанционное обучение» в литературе;
- рассмотреть формы и технологии дистанционного обучения и способы его организации;
- дать обзор основных онлайн-платформ, рекомендованных Министерством Просвещения
- представить образовательные возможности организации
дистанционного обучения;
- разработать урок по технологии дистанционного обучения на платформе Вконтакте;
- сравнить эффективность применения дистанционного обучения и традиционного урока;
Научная новизна состоит в том, что были исследованы результаты работ учеников в процессе обучения с использованием дистанционных форм и показана их эффективность.
Методологической основой являются принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, практически- исследовательский метод. Использование данных методов помогает обеспечить комплексный подход в изучении обозначенных проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретический и фактический материал, содержащийся в работе, ее основные положения и выводы, могут быть использованы при чтении лекций студентам высших учебных заведений по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», при прохождении педагогической практики, а также в ходе повышения квалификации педагогических работников сферы образования.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка в параллели 10-х классов. Работа участвовала в Научно-Исследовательском конкурсе (НИР) в мае 2020 года.
Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Образование представляет собой одну из ключевых составляющих современного общества. Любые изменения происходящие в обществе, находят своё отражение в образовании. При управлении образовательным учреждением необходимо не только принимать во внимание происходящие изменения, но и действовать на опережение, предупреждая события, предоставляя возможность учащимся и преподавателям идти нога в ногу со временем. В настоящее время заметной становится тенденция снижения интереса у учащихся к освоению учебных предметов школьной программы. Традиционные методы и формы обучения порой не удовлетворяют образовательные запросы и потребности обучающихся, не способствуют повышению учебной мотивации. Дистанционное обучение специалисты по стратегическим проблемам образования называют «образовательной системой XXI века». На эту систему делается огромная ставка, о чём прописано в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Использование дистанционного обучения или его элементов в рамках конкретных учебных предметов и курсов в общеобразовательной организации способно вызвать заинтересованность детей, живущих в информационном обществе, пробудить стремление к изучению предмета с использованием информационных технологий. В связи с этим, обращение к дистанционному обучению более чем актуально.
Объектом выпускной квалификационной работы является система дистанционного обучения истории, предмет - подготовка учащихся к ЕГЭ по истории на платформе ВКонтакте.
Степень изученности проблемы. Дистанционное обучение в сфере образования появилось совсем недавно. Однако, онлайн - обучение уже успело проявить себя с положительной стороны во всем мире, следствием чего является большое количество исследований, как отдельных научных статей, так и монографий.
Для начала стоит отметить труд Насибуллова Р.Р. «Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ - начало XXI вв.)». Данная монография раскрывает предпосылки для становления дистанционного обучения, а так же определяет особенности подготовки будущих учителей к дистанционной форме обучения. Гурьев С.В. в монографии «Современное дистанционное обучение» рассмотрел методологию, конструктивные подходы, образовательные инициативы дистанционного образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нельзя не отметить труд Абдулаева С.Г., где он обратил внимание на степень эффективности данной технологии.
Е.Н. Кулемина, М.П. Карпенко, и В.Т. Волов в своих научных трудах оценили роль ДО в реформировании системы образования. В книгах представлены социальные аспекты дистанционного обучения с применением современных онлайн-технологий. В.Т. Волов приводит сравнительную характеристику традиционного обучения и дистанционного, говоря о том, что преимуществами второго является продуктивность, массовость и контроль над ходом учебного процесса. Тихомиров В.П. в своей монографии «Открытое образование — объективная парадигма XXI века» говорит о том, что подобная форма обучения является прогрессивной, у обучающихся происходит постоянное пополнение и обновление знаний благодаря развитию сети Интрнет. Автор акцентировал внимание и подробно описал перспективы использования Интернета в гуманитарных предметах.
В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева в своем пособии акцентировали внимание на то, как осуществить контроль знаний с помощью учебных программ, а так же подробно изложено содержание по сопровождению невербального общения. Авторы говорят о том, что дистанционное обучение отличается от традиционного заочного образования не только использованием новых носителей учебного материала и средств общения обучающегося с тьютором. При его использовании меняется вся технология обучения. Ученики систематически участвует в образовательных мероприятиях, предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебным планом соответствующей специальности. Это не форма получения образования, а образовательная технология, которая должна повысить доступность образования без потери его качества.
Психологические аспекты дистанционного обучения рассматриваются в работах ряда современных учёных. К наиболее значимым аспектам относятся: профессиональная квалификация педагогов на основе онлайн- технологий (М.В. Храмова), самоопределение обучающихся в системе дистанционного образования (Э.А. Тихонов), формирование эмоционально - положительной среды к дистанционному обучению (O.A. Охлопкова), учет возрастных особенностей, а так же личных особенностей каждого ученика на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании (В.В. Кравцов) , реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования (Т.А. Фадеева) и др.
Проанализировав зарубежную литературу, посвященной дистанционным методам обучения, можно выделить немецкого ученого Отто Петерса. В своем научном труде он провел аналогию между дистанционным обучением и индустриальным производством товаров. Петерс выделяет две формы обучения : традиционную, которая основывается на межличностной коммуникации, и индустриализированную, базирующейся на технических средствах коммуникации. Автор утверждает, что дистанционная форма образования является самой индустриализированной.
Довольно интересно изложен материал в книге Бориса Круг «Использование видео в дистанционном обучении». В ней подробно описано, как создать учебный видеоролик для дистанционного урока. Выделил цели видеофрагментов в учебном процессе, их классификацию, а так же дал методические рекомендации для создания видео. Из книги читатель может выделить основные моменты, связанные с организацией и оборудованием вузовской аудитории под видеостудию для создания вебинаров, конференций, видео-фрагментов.
Стоит упомянуть таких авторов как Киган и Холмберг, которые разработали классификацию образовательных программ дистанционного обучения.
Данная классификация характеризуется двумя составляющими: "дистанцией" и "автономией". Существуют программы, которые различаются по дистанции и обладающие большей или меньшей автономией. Авторы призывают читателей не отожествлять понятия дистанционное обучение и заочное, так как ключевым фактором в дистанционном обучении играет интерактивность. В первом случае происходит постоянное систематическое взаимодействие с участниками образовательного процесса, в свою очередь при заочном она эпизодическая.
Итак, тема нашего исследования достаточно подробно освещена в историографии, не смотря на то, что дистанционное обучение появилось совсем недавно.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие политику в сфере образования: Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Государственная программа РФ « Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС ООО и СОО. Данные источники говорят об актуальности и важности дистанционного обучения в сфере образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что дистанционные методы обучения способствуют оптимизации образовательного процесса, при условии, что они правильно подобраны.
Цель исследования - выявление возможностей применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «дистанционное обучение» в литературе;
- рассмотреть формы и технологии дистанционного обучения и способы его организации;
- дать обзор основных онлайн-платформ, рекомендованных Министерством Просвещения
- представить образовательные возможности организации
дистанционного обучения;
- разработать урок по технологии дистанционного обучения на платформе Вконтакте;
- сравнить эффективность применения дистанционного обучения и традиционного урока;
Научная новизна состоит в том, что были исследованы результаты работ учеников в процессе обучения с использованием дистанционных форм и показана их эффективность.
Методологической основой являются принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, практически- исследовательский метод. Использование данных методов помогает обеспечить комплексный подход в изучении обозначенных проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретический и фактический материал, содержащийся в работе, ее основные положения и выводы, могут быть использованы при чтении лекций студентам высших учебных заведений по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», при прохождении педагогической практики, а также в ходе повышения квалификации педагогических работников сферы образования.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка в параллели 10-х классов. Работа участвовала в Научно-Исследовательском конкурсе (НИР) в мае 2020 года.
Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Дистанционное обучение в современном обществе переживает период стремительного развития. Во-первых, данный этап упрощается наличием Всемирно-информационной сетью, которая позиционирует себя с положительной стороны в области развития дистанционных технологий. Во- вторых, данный вид обучения является доступным и привлекательным по отношению к финансовым затратам. Дистанционное обучение - это не будущее, это уже сегодняшний день.
Выпускная квалификационная работа посвящена возможностям применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
В первой главе, рассматривая теоретические аспекты, мы проанализировали научно-методическая литературу, дали основные понятия и термины, которые характеризуют дистанционные методы обучения. Были приведены основные формы и технологии, а так же способы его организации. Рассматривая основные образовательные онлайн-площадки, рекомендованные Министерством просвещения, мы пришли к выводу, что самая популярная это Учи. Ру, МЭО и РЭШ.
Вторая глава посвящена социальному эксперименту дистанционного обучения в условиях пандемии, описана реакция учителей, учащихся и родителей в условиях новой формы обучения. Так же мы проанализировали опыт применения дистанционных образовательных технологий при подготовке учеников 10 класса на цифровой площадке « Вконтакте» . Обоснованность выбора данной социальной сети была аргументирован его преимуществами. Это самый популярный среди молодежи сайт, который предоставляет все возможности для использования технологий дистанционного обучения.
На базе социальной сети « Вконтакте» был разработан и апробирован электронный курс раздела «Смутное время» предмета « История».
В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися десятого класса в МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка.
Результаты использования технологии дистанционного обучения по разделу « Смутное время» на базе социальной сети «Вконтакте» показали свою эффективность. Исследование доказало, что такая методика способствует переходу ЗУН на более высокий уровень.
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена. Благодаря тому, что в данный момент дистанционное обучение находится в экспериментальных условиях, мы считаем, что данное исследование нужно продолжить и проанализировать полученные результаты после того, как учащиеся сдадут ЕГЭ.
Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования технологии дистанционного обучения при подготовки к ЕГЭ других разделов предмета «История».
Выпускная квалификационная работа посвящена возможностям применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
В первой главе, рассматривая теоретические аспекты, мы проанализировали научно-методическая литературу, дали основные понятия и термины, которые характеризуют дистанционные методы обучения. Были приведены основные формы и технологии, а так же способы его организации. Рассматривая основные образовательные онлайн-площадки, рекомендованные Министерством просвещения, мы пришли к выводу, что самая популярная это Учи. Ру, МЭО и РЭШ.
Вторая глава посвящена социальному эксперименту дистанционного обучения в условиях пандемии, описана реакция учителей, учащихся и родителей в условиях новой формы обучения. Так же мы проанализировали опыт применения дистанционных образовательных технологий при подготовке учеников 10 класса на цифровой площадке « Вконтакте» . Обоснованность выбора данной социальной сети была аргументирован его преимуществами. Это самый популярный среди молодежи сайт, который предоставляет все возможности для использования технологий дистанционного обучения.
На базе социальной сети « Вконтакте» был разработан и апробирован электронный курс раздела «Смутное время» предмета « История».
В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися десятого класса в МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка.
Результаты использования технологии дистанционного обучения по разделу « Смутное время» на базе социальной сети «Вконтакте» показали свою эффективность. Исследование доказало, что такая методика способствует переходу ЗУН на более высокий уровень.
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена. Благодаря тому, что в данный момент дистанционное обучение находится в экспериментальных условиях, мы считаем, что данное исследование нужно продолжить и проанализировать полученные результаты после того, как учащиеся сдадут ЕГЭ.
Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования технологии дистанционного обучения при подготовки к ЕГЭ других разделов предмета «История».
Подобные работы
- Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Возможности использования современных методов обучения на уроках
права
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии Art-club
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Методы обучения праву в информационно - образовательной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



