Государственная Дума: состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация, правовой статус депутата (Нижегородский государственный университет)
Введение 3
Глава 1. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Российской Федерации6
1.1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации6
1.2. Полномочия Государственной Думы Российской Федерации: порядок реализации 9
Глава 2. Внутренняя организация и порядок работы Государственной Думы Российской Федерации 16
Глава 3. Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Принятие новой Конституции Российской Федерации в 1993 году обусловило масштабные политико-правовые изменения внутри российского государства. Указанные изменения объясняются построением в Российской Федерации правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации)
Функционирование правового государства предполагает необходимость соблюдение ряда основополагающих принципов, в том числе, принципа разделения властей. Данный принцип, закрепленный в статье 10 Основного закона, предполагает разделение властей на три самостоятельных и независимых ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную).
Указанный конституционный принцип имеет ключевое значение для организации публичной власти в Российской Федерации, что связано с тем фактом, что реализация данного принципа предполагает наличие системы «сдержек и противовесов». Данная система предполагает существование у каждой из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) полномочий, ограничивающих другие ветви власти с целью недопущения такой ситуации, при которой вся полнота государственной власти будет сосредоточена в каком-либо одном государственном органе. Тем самым, конституционный принцип разделения властей гарантирует соблюдение демократических начал российского государства.
Надлежащая реализация принципа разделения невозможна без деятельности всех органов государственной власти, однако особое значение в данном случае представляется деятельность законодательной ветви власти, что непосредственно связано с законотворческой функцией и установлением правил поведения в актах высшей юридической силы.
Все это обуславливает актуальность изучения правового статуса Государственной Думы Российской Федерации.
Дополнительной актуальности данной теме исследования придает факт состоявшейся конституционной реформы 2020 года в Российской Федерации, результатом которой стало принятие Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» , что в свою очередь, ознаменовало изменение баланса между ветвями государственной власти. Кроме того, в науке отечественного конституционного права сформировалась мнение о том, что текущая модель реализации принципа «разделения властей», сформировавшаяся в Российской Федерации не может быть признана идеальной и что в ней есть определенный дисбаланс «в пользу» исполнительной ветви власти. На это, в частности, обращал внимание Председатель Конституционного Суда Российской Федерации .
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе правового положения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанная цель достигается разрешением следующих задач:
1) проанализировать порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе вопросы избирательной системы, применяемой при выборах депутатов Государственной Думы;
2) рассмотреть полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) раскрыть внутреннюю организации. и порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
4) проанализировать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Методология и методы исследования определены сочетанием общенаучного и частноправового подхода к анализу темы исследования. Методы исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода.
Нормативной основой настоящего исследования выступили следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы и иные нормативные документы, регламентирующие конституционно-правовой статус нижней палаты парламента.
Структура работы выражена в следующих составных элементах: введение; основная часть, состоящая из трех глав и четырех параграфов; заключение; список использованных источников.
Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из 450 депутатов, избираемых на основании смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
Выборы депутатов Государственной Думы происходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Принимать в них участие могут граждане, достигшие 18 лет. Право выдвижения в кандидаты в депутаты может осуществляться, как гражданами самостоятельно путем самовыдвижения, так и политическими партиями.
Основным полномочием нижней палаты российского парламента является законотворчество. Государственная Дума участвует и реализует свою компетенцию на всех стадиях законотворческого процесса. При этом ключевым является предписание Конституции Российской Федерации о том, что исключительно нижняя палата принимает все федеральные законы.
Также Конституцией Российской Федерации предусмотрено возложение на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представительных полномочий,.
Контрольные полномочия Государственной Думы реализуются в различных формах парламентского контроля, установленных специальным федеральным законом. Цель парламентского контроля состоит в обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов и защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Также нижняя палата парламента обладает кадровыми полномочиями, среди которых основным является непосредственное участие в утверждении кандидатуры Председателя Правительства, а также большей части федеральных министров.
Вопросы внутренней организации и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определены Регламентом.
Правовой статус депутата Государственной Думы следует охарактеризовать как совокупность прав, обязанностей, ограничений и гарантий, связанных с замещением данной выборной должности. Депутат нижней палаты парламента обладает определенной компетенцией, которую он реализует через различные формы деятельности, а также неприкосновенностью во время исполнения своих служебных обязанностей.
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 2022. – № 144.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 11. –
Ст. 1416.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 28. – Ст. 3466.
5. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 19. – Ст. 2304.
6. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации . – 2014. – № 8. –
Ст. 740.
7. Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 7. – Ст. 801.
2. Литература
1. Азизова В.Т., Шахов Ш.Б. Проблемы определения правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: теоретико-правовой аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2020. – Том 35. – Вып. 1. – С. 63-68.
2. Булаков О.Н. Бикамерализм как структурная организация современного парламента // PolitBook. – 2013. – № 3. – С. 99-106.
3. Гуторова А. Н. Конституционно-правовые формы деятельности депутатов в России: проблемы классификации и реализации // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 16. – № 2. – С. 48-69.
4. Иванова Е.Н. Избирательные системы на выборах в государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации // Вестник Международного института экономики и права. – 2017. – № 2. – С. 9-16.
5. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – № 1. – С. 32-42.
6. Конечный С.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Вестник магистратуры. – 2023. – № 4-3. – С. 47-49.
7. Миерхольд А.А. Конституционная эволюция порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Lex Russica. – 2018. – № 11. – С. 134-148.
8. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.
9.Третьяк И.А. Конституционно-правовой конфликт о доверии Правительству Российской Федерации в контексте конституционной реформы 2020 г // Правоприменение. – 2021. – Т. 5. – № 2.– С. 159-169.
10. Фомичева О.А. Правовая природа особого статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 4. – С. 213-216.
11. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – № 5. – С. 56-62.
12. Червинская А.П. Кадровые полномочия как критерий разграничения подзаконной компетенции палат парламента в России и зарубежных странах // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020. – № 3. – С. 69-75.
13. Шабанов Х.М., Салаханова Д.А. Общая характеристика кадровых полномочии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Государственная служба и кадры. – 2018. – № 2. –С. 49-50.
14. Шмавонян Г.А. Конституционно-правовая концепция российского Парламента // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 4. – С. 38-56.
15. Эктумаев А. Б. Неприкосновенность как правовая категория // Ex jure. – 2024. – № 1. – С. 76-87.
3. Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9366/