Государственная Дума: состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация, правовой статус депутата (Нижегородский государственный университет)
|
Введение 3
Глава 1. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Российской Федерации6
1.1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации6
1.2. Полномочия Государственной Думы Российской Федерации: порядок реализации 9
Глава 2. Внутренняя организация и порядок работы Государственной Думы Российской Федерации 16
Глава 3. Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Глава 1. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Российской Федерации6
1.1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации6
1.2. Полномочия Государственной Думы Российской Федерации: порядок реализации 9
Глава 2. Внутренняя организация и порядок работы Государственной Думы Российской Федерации 16
Глава 3. Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Принятие новой Конституции Российской Федерации в 1993 году обусловило масштабные политико-правовые изменения внутри российского государства. Указанные изменения объясняются построением в Российской Федерации правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации)
Функционирование правового государства предполагает необходимость соблюдение ряда основополагающих принципов, в том числе, принципа разделения властей. Данный принцип, закрепленный в статье 10 Основного закона, предполагает разделение властей на три самостоятельных и независимых ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную).
Указанный конституционный принцип имеет ключевое значение для организации публичной власти в Российской Федерации, что связано с тем фактом, что реализация данного принципа предполагает наличие системы «сдержек и противовесов». Данная система предполагает существование у каждой из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) полномочий, ограничивающих другие ветви власти с целью недопущения такой ситуации, при которой вся полнота государственной власти будет сосредоточена в каком-либо одном государственном органе. Тем самым, конституционный принцип разделения властей гарантирует соблюдение демократических начал российского государства.
Надлежащая реализация принципа разделения невозможна без деятельности всех органов государственной власти, однако особое значение в данном случае представляется деятельность законодательной ветви власти, что непосредственно связано с законотворческой функцией и установлением правил поведения в актах высшей юридической силы.
Все это обуславливает актуальность изучения правового статуса Государственной Думы Российской Федерации.
Дополнительной актуальности данной теме исследования придает факт состоявшейся конституционной реформы 2020 года в Российской Федерации, результатом которой стало принятие Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» , что в свою очередь, ознаменовало изменение баланса между ветвями государственной власти. Кроме того, в науке отечественного конституционного права сформировалась мнение о том, что текущая модель реализации принципа «разделения властей», сформировавшаяся в Российской Федерации не может быть признана идеальной и что в ней есть определенный дисбаланс «в пользу» исполнительной ветви власти. На это, в частности, обращал внимание Председатель Конституционного Суда Российской Федерации .
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе правового положения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанная цель достигается разрешением следующих задач:
1) проанализировать порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе вопросы избирательной системы, применяемой при выборах депутатов Государственной Думы;
2) рассмотреть полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) раскрыть внутреннюю организации. и порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
4) проанализировать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Методология и методы исследования определены сочетанием общенаучного и частноправового подхода к анализу темы исследования. Методы исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода.
Нормативной основой настоящего исследования выступили следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы и иные нормативные документы, регламентирующие конституционно-правовой статус нижней палаты парламента.
Структура работы выражена в следующих составных элементах: введение; основная часть, состоящая из трех глав и четырех параграфов; заключение; список использованных источников.
Функционирование правового государства предполагает необходимость соблюдение ряда основополагающих принципов, в том числе, принципа разделения властей. Данный принцип, закрепленный в статье 10 Основного закона, предполагает разделение властей на три самостоятельных и независимых ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную).
Указанный конституционный принцип имеет ключевое значение для организации публичной власти в Российской Федерации, что связано с тем фактом, что реализация данного принципа предполагает наличие системы «сдержек и противовесов». Данная система предполагает существование у каждой из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) полномочий, ограничивающих другие ветви власти с целью недопущения такой ситуации, при которой вся полнота государственной власти будет сосредоточена в каком-либо одном государственном органе. Тем самым, конституционный принцип разделения властей гарантирует соблюдение демократических начал российского государства.
Надлежащая реализация принципа разделения невозможна без деятельности всех органов государственной власти, однако особое значение в данном случае представляется деятельность законодательной ветви власти, что непосредственно связано с законотворческой функцией и установлением правил поведения в актах высшей юридической силы.
Все это обуславливает актуальность изучения правового статуса Государственной Думы Российской Федерации.
Дополнительной актуальности данной теме исследования придает факт состоявшейся конституционной реформы 2020 года в Российской Федерации, результатом которой стало принятие Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» , что в свою очередь, ознаменовало изменение баланса между ветвями государственной власти. Кроме того, в науке отечественного конституционного права сформировалась мнение о том, что текущая модель реализации принципа «разделения властей», сформировавшаяся в Российской Федерации не может быть признана идеальной и что в ней есть определенный дисбаланс «в пользу» исполнительной ветви власти. На это, в частности, обращал внимание Председатель Конституционного Суда Российской Федерации .
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе правового положения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанная цель достигается разрешением следующих задач:
1) проанализировать порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе вопросы избирательной системы, применяемой при выборах депутатов Государственной Думы;
2) рассмотреть полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) раскрыть внутреннюю организации. и порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
4) проанализировать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Методология и методы исследования определены сочетанием общенаучного и частноправового подхода к анализу темы исследования. Методы исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода.
Нормативной основой настоящего исследования выступили следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы и иные нормативные документы, регламентирующие конституционно-правовой статус нижней палаты парламента.
Структура работы выражена в следующих составных элементах: введение; основная часть, состоящая из трех глав и четырех параграфов; заключение; список использованных источников.
Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из 450 депутатов, избираемых на основании смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
Выборы депутатов Государственной Думы происходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Принимать в них участие могут граждане, достигшие 18 лет. Право выдвижения в кандидаты в депутаты может осуществляться, как гражданами самостоятельно путем самовыдвижения, так и политическими партиями.
Основным полномочием нижней палаты российского парламента является законотворчество. Государственная Дума участвует и реализует свою компетенцию на всех стадиях законотворческого процесса. При этом ключевым является предписание Конституции Российской Федерации о том, что исключительно нижняя палата принимает все федеральные законы.
Также Конституцией Российской Федерации предусмотрено возложение на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представительных полномочий,.
Контрольные полномочия Государственной Думы реализуются в различных формах парламентского контроля, установленных специальным федеральным законом. Цель парламентского контроля состоит в обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов и защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Также нижняя палата парламента обладает кадровыми полномочиями, среди которых основным является непосредственное участие в утверждении кандидатуры Председателя Правительства, а также большей части федеральных министров.
Вопросы внутренней организации и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определены Регламентом.
Правовой статус депутата Государственной Думы следует охарактеризовать как совокупность прав, обязанностей, ограничений и гарантий, связанных с замещением данной выборной должности. Депутат нижней палаты парламента обладает определенной компетенцией, которую он реализует через различные формы деятельности, а также неприкосновенностью во время исполнения своих служебных обязанностей.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из 450 депутатов, избираемых на основании смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
Выборы депутатов Государственной Думы происходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Принимать в них участие могут граждане, достигшие 18 лет. Право выдвижения в кандидаты в депутаты может осуществляться, как гражданами самостоятельно путем самовыдвижения, так и политическими партиями.
Основным полномочием нижней палаты российского парламента является законотворчество. Государственная Дума участвует и реализует свою компетенцию на всех стадиях законотворческого процесса. При этом ключевым является предписание Конституции Российской Федерации о том, что исключительно нижняя палата принимает все федеральные законы.
Также Конституцией Российской Федерации предусмотрено возложение на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представительных полномочий,.
Контрольные полномочия Государственной Думы реализуются в различных формах парламентского контроля, установленных специальным федеральным законом. Цель парламентского контроля состоит в обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов и защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Также нижняя палата парламента обладает кадровыми полномочиями, среди которых основным является непосредственное участие в утверждении кандидатуры Председателя Правительства, а также большей части федеральных министров.
Вопросы внутренней организации и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определены Регламентом.
Правовой статус депутата Государственной Думы следует охарактеризовать как совокупность прав, обязанностей, ограничений и гарантий, связанных с замещением данной выборной должности. Депутат нижней палаты парламента обладает определенной компетенцией, которую он реализует через различные формы деятельности, а также неприкосновенностью во время исполнения своих служебных обязанностей.
Подобные работы
- Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦА (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов
Диссертации (РГБ), финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМЫ ГАРАНТИРОВАННОСТИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



