Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданское воспитание обучающихся в средней общеобразовательной школе

Работа №161018

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы гражданского воспитания в средней школе 10
1.1 Проблема гражданского воспитания в педагогической науке 10 1.2 Г ражданское воспитание в современной школе 18 Глава 2 Реализация модели гражданского воспитания в современной школе 33
2.1 Модель гражданского воспитания в современной школе России 33 2.2 Результаты апробации модели гражданского воспитания 43
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложения 69

В современном обществе в нестабильных геополитических реалиях от того, какую социальную позицию занимает молодежь, какие приоритетные задачи ставит она перед собой в желании занять корректную гражданскую позицию, от ее морали, нравственности и духовности зависит то, какой мы увидим Россию в ближайшие десятилетия. Молодое поколение - незаменимый ресурс и один из основных показателей развития общества и страны в целом. Важно, какими этическими и моральными ценностями живет молодежь, соответствует ли это ценностным приоритетам предыдущих поколений, сохранению традиций и общей программе развития современной России. Эти ценности важно возрождать, так ка они необходимы для анализа прошлого страны, и от современных веяний времени.
В Федеральном государственном образовательном стандарте первостепенной задачей современного образования является воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся. Как научить любить Отечество, уважать свою национальную культуру, любить и принимать свой народ во всем его многонациональном многообразии, быть законопослушным гражданином с высокой социальной ответственностью, как научить четко определять моральные и нравственные ценности, знать и понимать свои обязанности перед своей семьей, обществом, страной - эти вопросы сейчас стоят перед педагогом в современной школе. И учителю нужно найти определенные средства и ресурсы, чтобы все эти задачи донести до современных школьников.
Высокотехнологичный конкурентный мир не должен помешать раскрыть таланты и способности молодых россиян и сохранить такие явления, как гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине.
На сегодняшний день некоторые историки, политологи, психологи и педагоги неспроста отмечают опасный вектор жизненных стратегий и перекос морально-этических качеств, ценностных ориентиров молодежи. Основу здорового гражданского поведения человека в нашей стране составляют 3
базовые национальные ценности, хранимые в семейных традициях многонационального народа нашего государства, в традициях культурных и социально-исторических, которые передаются из поколения в поколение. Это помогает противостоять разрушительному воздействию и продуктивно развивать общегражданское сознание, продвигать систему общественных отношений и совершенствовать жизнь. Традиционные источники нравственности в нашей стране - полиэтническое общество, труд, семья, религия, искусство, природа, наука. Нравственное воспитание и духовное развитие неразрывно связаны с семьей в нашем обществе. Отношения в семье нередко распространяются на отношения в обществе и составляют основу характера проявления гражданственности.
В. А. Сухомлинский отмечал, что гражданственность человека прежде всего - это высокий порог осознания себя как гражданина своей страны, стремление трудиться на благо государства и помогать государству процветать. Современные же словари, в свою очередь, дают иную трактовку. «Гражданственность - поведенческая характеристика человека, которая в основном проявляется в способности и рвении по возможности активно участвовать в общественных делах, в государственных приоритетах. Также это сознательность в использовании своих прав, свободы и грамотное выполнение своих обязанностей перед государством». Как можно заметить, разница в определении очевидна. Раньше присутствовал дух патриотизма, понятие коллективизма, бескорыстности по отношению к государству. Сейчас же, напротив, в понятии «гражданственность» на первый план выходит личное, а уже потом общественные интересы. Говоря про гражданственность, невозможно не затронуть понятие патриотизма. Ведь это приоритетная позиция и важное качество для человека, который желает вносить вклад в развитие страны, в общественные дела и иметь желание для поднятия роста своего государства. Поэтому в современной школе важно четко определить направления духовного и нравственного воспитания школьников. Этими направлениями должны служить воспитание уважения к правам, свободам,
обязанностям человека, воспитание гражданственности и патриотизма, высокая социальная ответственность, воспитание этического сознания, нравственных убеждений и чувств, трудолюбие, тяга к самосовершенствованию, творческое отношение к образованию, выбор здорового и безопасного образа жизни и воспитание экологической культуры. Все это при правильном подходе принесет отличные результаты. Нравственное и духовное обучение в разрезе гражданского воспитания должно быть планомерным и систематическим. Любовь к стране и обществу должна прививаться с начальной школы и последовательно развиваться дальше на всем периоде обучения, поскольку «природа не терпит пустоты» и патриотическая идеология может быстро замениться другой.
Также необходимо помнить, что без постоянного анализа и объективной оценки результатов процесс становления гражданственности теряет всякий смысл. Главное в нем - это достижение конкретных задач и четко поставленных целей. Правильно сформулированная цель в гражданском воспитании вносит в процесс осознанность и организованность.
В настоящее время в развитии темы гражданского и патриотического воспитания виден определенный прогресс. Особенно это можно заметить по внедрению национальных проектов, освещающих проблемы гражданского воспитания и патриотизма. Широкое научное признание получили труды таких деятелей, как Е. П. Белозерцев, А. В. Беляев, М. В. Богуславский,
A. Н. Вырщиков, К. С. Гаджиев, О. С. Газман, Ф. Б. Горелик, И А. Ильин,
B. А. Кобылянский, К. М. Никонов, Г. И. Школьник и др. В их работах по гражданскому и патриотическому воспитанию определены вопросы о сущности гражданского воспитания, его целях, задачах, собрана доказательная база о необходимости разработки и внедрения общенациональных проектов по вопросам патриотизма и гражданского воспитания в современном обществе.
Диссертационные труды А. С. Ахиезера, В. А. Белевцевой, А. К. Быкова, И. И. Валеева, И. В. Горбачевой, В. В. Дьяченко, Г. В. Здерева,
И. В. Ипполитовой, В. И. Лутовинова, Н. Н. Михеева дают представление о
5
внедрении и применении на практике некоторых механизмов, направленных на выявление, оценку, анализ и повышение уровня гражданственности и патриотизма в современной школе, а также целостную картину гражданского воспитания современной молодежи в целом.
Вместе с тем констатируем наличие серьезной проблемы в осмыслении искомой реалии - адаптации имеющихся средств гражданского воспитания к меняющимся условиям функционирования школы (включая региональную среду). Сформулированное определило выбор темы этой исследования - «Гражданское воспитание в современной школе».
Цель исследования - обоснование и апробация модели гражданского воспитания в современной школе.
Объект исследования - воспитание учащейся молодежи в образовательных организациях.
Предмет исследования - процесс организации работы по гражданскому воспитанию в средней общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы гражданского воспитания в современной школе;
2) провести анализ учебной и внеклассной деятельности на предмет ее соответствия заданному направлению по вопросам гражданского воспитания в современной школе;
3) создать, обосновать и апробировать модель гражданского воспитания в современной школе;
4) разработать и внедрить методические рекомендации по использованию очерченной модели гражданского воспитания практику ряда образовательных организаций региона.
Теоретические основы исследования: труды отечественных философов и педагогов прошлого: В. Г. Белинский,Н. И. Новиков, Д. И. Писарев,
А. Н. Радищев, В. А. Сухомлинский (идеи служения стране и обществу); работы современных теоретиков гражданского воспитания в школьной среде:
6
А. С. Ахиезер, В. А. Белевцева, Е. П. Белозерцев, А. В. Беляев,
М. В. Богуславский, А. К. Быков, И. И. Валеев, А. Н. Вырщиков, К. С. Гаджиев, И. В. Горбачева, В. В. Дьяченко, И. А. Ильин, В. А. Кобылянский,
К. М. Никонов, Г. И. Школьник и др. (положения о взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания; гражданская сфера бытия личности; направления гражданско-патриотического воспитания в школе; методы и формы гражданского воспитания и др.); работы по психологии формирования гражданственности: А. Н. Ключенко и др. (гражданственность и патриотизм как социальная и психолого-педагогическая структура, которая составляет основу идентичности индивида).
Методы исследования:
• теоретические: историко-педагогический анализ, изучение и теоретический анализ нормативной, правовой, научной и методической литературы по вопросам гражданского воспитания в современной России в целом и на региональном уровне в частности, обобщение, моделирование, эксперимент;
• практические: изучение передового педагогического опыта, опрос в виде анкетирования, изучение и анализ результатов опроса и наблюдений по искомой реалии.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени А.В. Каляпина села Пригородного Сердобского района Пензенской области.
Новизна исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании инвариантных воспитательных механизмов в процессе гражданского воспитания.
Теоретическая значимость работы заключаетсяв возможности учета выдвигаемых положений в используемой в современной школе стратегии целостно-гармоничного развития личности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения подготовленных методик в практике гражданского воспитания в условиях региона и страны.
Положения, выносимые на защиту.
1. Гражданское воспитание в современных условиях предполагает реализацию задачи воспитания порядочного, активного социально и физически, грамотного в юридическом и правовом поле, законопослушного, культурно, образованного, с высоким чувством патриотима, законопослушного гражданина государства, который интегрирует в своем сознании и поведении интересы государственные, общественные и личные.
Гражданское воспитание в современной школе строится на:
а) гражданско-ориентированной деятельности учащихся как во внеурочной и внешкольной деятельности так и в непосредственном учебном процессе;
б) переквалификации школы в микросоциум, который принимает активное участие в жизни школы и социокультурной среды;
в) весомом вкладе учащихся в разработке и принятии решений, играющих важную роль в жизни образовательного учреждения;
г) создании в стенах школы благоприятной среды, где отношения строятся на взаимном уважении, где отсутствует страх перед принятием решений и боязнью ответственности всех участников рабочего процесса, где присутствует конструктивное общение, интересы групп совпадают, где нет разобщения между родителями, у учащимися и педагогическим коллективом, где не стесняются обсуждать острые проблемы внутришкольного характера и жизни страны;
д) самоусовершенствовании и обновлении учебного процесса в правовом пространстве, поощрении сохранения традиций и истории, школьном самоуправлении и конструировании ареалов демократии;
ж) внимательном отношении к различиям: классовым, возрастным, религиозным, то есть отсутствие любой дискриминации.
8
2. Модель гражданского воспитания в современной школе, включающая в себе блоки: мотивационно-ценностный, содержательный и операционно­деятельностный.
Отличительной чертой содержания представляемой модели является опора всех ее составляющих на активное (субъектное) участие обучающихся в процессе их собственного гражданского становления и роста (мотивация, деятельность, рефлексия, самоизменение).
3. Методические рекомендации по проблеме гражданского воспитания в современной школе (программа гражданского воспитания; методы и формы работы с детьми, сценарии внеклассных мероприятий и т.д.).
Апробация положений исследования проводилась на базе кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного университета, а также на площадках Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза: ПГАУ, 2018,2019, 2020, 2021).
По теме исследования опубликованы четыре статьи в сборниках трудов Всероссийских научно-практических конференций (статус РИНЦ).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, следует отметить, что гражданское образование никогда не было проблемой в России. Сейчас, когда педагогическая наука находится в упадке, все большее внимание уделяется гражданскому образованию как ключевому средству формирования всесторонне развитого человека. Чтобы привить патриотизм и гражданские настроения подрастающему поколению, нужно задать максимально корректный вектор путем формирования грамотной модели воспитания гражданина, а также формированию гражданского общества в нашей стране.
Сегодня патриотизм отождествляют с такими личностными качествами, как любовь к нашей Родине, большой и малой, готовность выполнять наш конституционный долг, социальная терпимость, в том числе религиозная и национальная, социально значимая деятельность и поведение. В качестве критерия развития школьного гражданства работа человека - формировать ответственность за свою страну.
В результате разбора российской и зарубежной литературы, анализа интернет-источников, мы сделали вывод, что в нашей стране исторически гражданственности и патриотизму уделялось достаточно места. В современных условиях нужно лишь грамотно организовать образовательный процесс. В первую очередь, необходимо гармонизировать отношения между всеми участниками образовательного процесса. Во-вторых, побуждать и пробуждать у учащихся интерес к истории своей страны, желание сохранять и почитать традиции и ценности, ведь именно это поспособствует в дальнейшем формированию гражданских ценностей, патриотических взглядов и убеждений.
В нашем видении цель гражданского образования состоит в том, чтобы развивать вежливость и патриотизм как интегрирующие качества личности. Исследование по существу подтверждает гипотезу и позволяет сделать следующие выводы. Гражданское воспитание учащихся в средствах массовой информации через интеграционное обучение становится более эффективным, 58
когда учащимся обеспечивается «целенаправленная образовательная деятельность», основанная на взаимодействии между национальными традиционными ценностями и современными педагогическими технологиями.
Гражданское воспитание детей школьного возраста - это осознанный педагогический процесс, направленный на то, чтобы обогатить знания ребенка о своей родине, развить патриотические чувства, развить навыки и ценности нравственного поведения и развить потребность в общем благе. Во внешкольных мероприятиях, предлагаемых студентами, гражданское образование имеет значительный педагогический потенциал. Ценности традиционной русской культуры - это средство обучения гражданскому воспитанию.
Нельзя не сказать и о влиянии религии на становлении гражданственности. Церковь приносит большой вклад в воспитание подрастающего поколения. Но в любом случае детям должен оставляться выбор.
Выявлены и обоснованы условия обучения для эффективной реализации процесса гражданского обучения с привлечением ценностей традиционной родной культуры: интеграция образовательной и внешкольной гражданско- патриотической деятельности. Взаимодействие педагога с родителями в гражданско-патриотическом воспитании школьников. Экскурсия означает образовательную деятельность, проводимую не только в классах, но и для достижения ожидаемых результатов основной образовательной программы для старшеклассников. Доступны необычные виды деятельности, такие как развлечения, познавательные занятия, досуг и развлечения, работа, спорт, отдых, туризм и история края, проблемно-ценностное общение, а также социальное и художественное творчество. Раскрыта структура содержательной и процедурной составляющих процесса развития педагогического воспитания гражданского воспитания детей с учетом ценностей традиционной национальной культуры. Он описывает взаимосвязь между информационными, развивающими, направленными, исследовательскими, аналитическими, предсказательными и проекционными функциями.
Разработаны авторские программы гражданского образования для студентов, основанные на интеграции традиционной культуры и передовой педагогической практики, а также разработаны конспекты уроков, практические упражнения, викторины и олимпиады. Результаты могут быть использованы преподавателями гуманитарных и художественно-эстетических курсов общеобразовательных школ для планирования уроков, направленных на воспитание заданных качеств и подключение подрастающего поколения к местной культуре.
В современных школах обеспечение гражданско-патриотического воспитания школьников должно быть приоритетом, а ценности русской культуры - ее ведущей ролью.
Достижение этой цели сопровождается следующими задачами:
• целенаправленная организация воспитательной деятельности с гражданско-патриотическим содержанием в учебной и внеучебной работе, проводимой студентами;
• утверждение в умах и чувствах учащихся духовно-нравственных ценностей, убеждений и убеждений, установленных нашей культурой;
• почитание культурного и исторического прошлого
многонациональной России, отечественных традиций, а также высокий престиж творческой и доброжелательной деятельности;
• создание эффективной системы патриотического воспитания с использованием традиционных средств национальной культуры, обеспечение оптимальных условий для развития у молодежи преданности Отечеству, готовности достойно служить обществу, социально ответственного поведения и добросовестного выполнения своих обязанностей.
Формирование основы и системы патриотического воспитания молодежи в многогранной продуктивной деятельности. Усилия по оптимизации и ускорению усилий по формированию и развитию у молодого поколения готовности защищать свою родину должны быть сосредоточены на различных категориях молодежи, так как каждая из них обладает своей спецификой. Его содержание становится более целенаправленным, с большим упором на собственное, с учетом локальных трендов развития. Модель гражданского воспитания лишь тогда принесет существенную пользу для становления личности, когда будет соответствовать актуальным требованиям государства и общества.
Одним из наиболее важных требований для обеспечения эффективности подхода к гражданскому образованию является постоянное изучение того, что происходит, объективная оценка достигнутого прогресса и на этой основе определение новых возможностей и возможностей для продвижения этого курса действий с целью обеспечения продолжения усилий.
Активное развитие моделей формирования гражданственности необходимо для завершения процесса воспитания учащихся. А достигнутый результат напрямую зависит от работоспособности всех участников образовательного процесса. Определенные критерии и нормы в гражданском образовании необходимы для централизации и стандартизации таких понятий как «гражданственность», «патриотизм» для всех своих субъектов и регионов, в которых Россия присутствует и будущее во многом будет зависеть.
Наше исследование не является комплексным решением проблемы, поэтому мы можем продолжить изучение патриотического гражданского воспитания как процесса, который несет в себе многие формы и методы, необходимые для работы не только в средней школе, но и в высшем учебном заведении.


1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. А. Агапова. - М.: Высшая школа, 2012. - 212 с.
2. Архипова, Т. А. Дороги Смоленщины [Текст] / Т. А. Архипова // Народное образование. — 2010. — № 4. - С. 173-174.
3. Афанасьева, M. JI. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Афанасьева Мария Леонидовна.- М., 2008. - 26 с.
4. Безрукова, B. C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание[Текст] / В. С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.Сборник научных трудов. Вып.2 / редакция В. С. Безруковой - Свердловск, 2011 - С. 5-13
5. Беляев, A. B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] : автореф. дис. ...доктор пед. наук : 13.00.01/ Беляев Александр Васильевич. - Екатеринбург, 2008. - 41 с.
6. Беляев, A. B. Социально-педагогические проблемы
гражданственности: История и современность[Текст] / А. В. Беляев. -
методическое пособие - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2016. - 186 с.
7. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев - М.:Айрис-пресс, 2016 - 192 с.
8. Богданова, О. С. Нравственное воспитание старшеклассников
[Текст] : книга для учителя / Н. К. Богданова, С. В. Черенкова. - М.:
Просвещение, 2008. - 204 с.
9. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами
образования[Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб : КАРО, 2014. - 224 с.
10. Вагайцева, Е. С. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе [Текст] : монография / Е. С. Вагайцева. - Кемерово : КРИПК ПРО, 2019. - 181 с.
11. Власова, Е. Л. Критерии и параметры современного гражданского образования [Текст] / Е. Л. Власова // Вестник университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. - С.142-144.
12. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. - Волгорад : Издатель, 2011. - 47 с.
13. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского воспитания: идейные истоки и основные вехи формирования [Текст] / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. - 2010. - №7. - с. 31-35.
14. Гаязов, А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина [Текст] / А. С. Гаязов. - М. : ВЛАДОС, 2017. - 134 с.
15. Гершунский, Б. С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития [Текст] : пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. - М. : Пед. о-во России, 2015. - 459 с...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ