ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАК ОРГАН
КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 8
1.1 Становление института конституционного контроля в России 8
1.2 Органы конституционной юстиции в зарубежных странах 16
1.3 Конституционный Суд в системе органов государственной
власти России 23
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИИ 32
2.1 Полномочия в сфере функционирования органов
государственной власти 32
2.2 Полномочия в сфере нормативно-правового регулирования 41
2.3 Иные полномочия Конституционного Суда 49
3 РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОЛНОМОЧИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 57
3.1 Рассмотрение дел о толковании Конституции 57
3.2 Рассмотрение дел о конституционности законов 65
3.3 Рассмотрение дел по спорам о компетенции 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена следующим. Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, Россия является демократическим, правовым государством, из чего следует, что все органы государственной власти во всей своей деятельность должны подчиняться праву. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Этой норме корреспондирует статья 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека определяют смысл и содержание применения законов, деятельности органов публичной власти и должны обеспечиваться правосудием. Для того чтобы поддерживался правовой характер государства, в котором непосредственно действовали права и свободы человека и гражданина необходим специальный механизм государства, одним из важнейших элементов которого является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционный Суд, будучи органом конституционного контроля, давая толкование Конституции, разрешая споры о компетенции между органами государственной власти, проверяя конституционность законов и осуществляя иные полномочия, обеспечивает как баланс властных полномочий между различными ветвями власти, так и стоит на страже конституционных прав и свобод человека. Следовательно, от объема и характера полномочий Конституционного Суда Российской Федерации во многом зависит состояние конституционного правопорядка.
В этой связи, рассмотрение и анализ полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, а также оценка их характера, представляется актуальным и необходимым, так как недостаточность этих полномочий может ослабить механизм конституционной юстиции, тогда как их избыток, либо слабая проработанность может вызвать перекосы в системе разделения властей и сужение гарантий реализации прав и свобод граждан.
Новизна магистерской диссертации состоит в том, что в ходе рассмотрения полномочий Конституционного Суда Российской Федерации были выявлены проблемные аспекты как нормативно-правового закрепления этих полномочий, так и их практической реализации, в связи с чем, автором сделаны предложения по устранению этих проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях, а сделанные выводы и предложения - в правотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства.
Объектом исследования являются нормативно-правовое
регулирование, правоприменительная практика и общественные отношения, урегулированные нормами права, складывающиеся в сфере конституционной юстиции.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, практика их применения и общественные отношения, складывающиеся в сфере полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
Целью магистерской диссертации является оценка характера полномочий Конституционного Суда Российской Федерации , и ее на основе внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотрение становления института конституционного контроля в России;
• определение места Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти России;
• сравнение конституционной юстиции в России и зарубежных странах;
• исследование полномочий Конституционного Суда в сфере функционирования органов государственной власти России;
• исследование полномочий Конституционного Суда в сфере
нормативно-правового регулирования, в частности проверки
конституционности законов;
• исследование иных полномочий Конституционного Суда;
• более подробный анализ отдельных полномочий Конституционного Суда, таких как рассмотрение Конституционным Судом дел о толковании Конституции, дел о конституционности законов, дел по спорам о компетенции между органам власти, что позволит проанализировать проблемные аспекты конкретных полномочий.
В ходе работы были использованы такие методы исследования как общенаучный, из которого использовались анализ, синтез, дедукция, системный подход, функциональный подход, частнонаучные методы - формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу работы составили публикации таких ученых как М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, В.Н. Белоновский, К.Е. Григорьев, М.А. Краснов, В.П. Скляров, Е.В. Тарибо, В.Е. Чиркин, Е.Н. Хазов, Б.С. Эбзеев, и другие.
Нормативной и эмпирической основой работы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и др., иные нормативные правовые акты, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Завершая исследование, мы можем сделать следующие выводы и предложения.
Анализ полномочий Конституционного Суда показал, что в целом они разумны и сбалансированы. Однако, содержание и характер некоторых из них, по нашему мнению, нуждаются в корректировке.
Так, Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 года были внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми Конституционный Суд был наделен полномочием по рассмотрению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека вынесенного на основании международного договора Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в случае возникновения противоречия между международным договором Российской Федерации и национальным законодательством приоритет имеют международные договоры. Россия подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которой учрежден Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Все участники этой Конвенции (в том числе и Россия) взяли на себя обязательство исполнять решения ЕСПЧ. Даже если государство-участник Конвенции не согласно с решением ЕСПЧ, оно в силу подписанного международного договора не может его не исполнить. Принятый ФКЗ от 14 декабря 2015 года, позволяющий отказаться от исполнения решений ЕСПЧ в иерархии российской правовой системы стоит ниже, чем международные договоры России. То есть, речь идет не о справедливом или не справедливом решении ЕСПЧ, а об обязанности России соблюдать требования подписанной ею Конвенции, обязывающей исполнять решения ЕСПЧ.
Также, из текста рассматриваемого полномочия Конституционного Суда не вытекает, что решение межгосударственного органа не может быть исполнено в силу его противоречия Конституции Российской Федерации. Формулировка полномочия вообще не указывает на причину невозможности исполнения решения, к примеру, ЕСПЧ, что позволяет фактически по любому поводу отказываться от исполнения его решений и как следствие от международных обязательств.
Кроме того, введенное полномочие Конституционного Суда противоречит статье 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которой Конституционный Суд решает вопросы исключительно права. Конституционный Суд не может устанавливать и исследовать фактические обстоятельства дела, если это входит в компетенцию других судов или органов. То есть Конституционный Суд не в праве оценивать правомерность решения какого-либо суда или органа, так как оценке подлежит только вопрос права, а не конкретные обстоятельства дела, которые устанавливались другим органом.
В связи с этим считаем пункт 3.2 статьи 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепляющий рассматриваемое полномочие противоречащим части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статье 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и подлежащей исключению из ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Часть 7 статьи 125 Конституции закрепляет полномочие Конституционного Суда давать заключение о соблюдении процедуры выдвижения обвинения Президента для отрешения его от должности. Полагаем, что роль Конституционного Суда в этом вопросе неоправданно сужена. Думается, что необходимо, во-первых расширить перечень оснований для отрешения Президента, включив в него конституционноправовые (а не только уголовные) деликты, во-вторых, наделить Конституционный Суд правомочием давать оценку конституционноправовых деликтов Президента (оставив оценку признаков преступлений в деяниях Президента Верховному Суду). Таким образом, считаем возможным вернуть Конституционному Суду существовавшее ранее полномочие по проверке конституционности действий или решений Президента, посредством внесения соответствующих поправок в статью 93 и статью 125 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 97 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», обжалованию со стороны граждан подлежит только тот закон, который применен в конкретном деле, рассмотрение которого судом уже закончено. Однако, в соответствии с пунктом 4 статьи 125 Конституции, Конституционный Суд по жалобам граждан проверяет конституционность закона не только примененного, но и подлежащего применению. Налицо противоречие статьи 97 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» норме пункта 4 статьи 125 Конституции. При этом, первоначальная редакция ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» допускала возможность обжалования гражданами закона, подлежащего применению, что, несомненно, являлось более эффективной гарантией защиты прав человека.
В этой связи нами предлагается внести поправку в пункт 2 статьи 97 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» вернув гражданам право обжалования только еще подлежащего применению закона, тем самым приведя эту норму в соответствие со статьей 125 Конституции.
Исследование полномочий Конституционного Суда в сфере нормативно-правового регулирования показало, что полномочие по проверке конституционности законов осуществляется только в порядке последующего судебного контроля. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что законодатель иногда допускает принятие законов, содержащих отдельные положения, не соответствующие Конституции, а правоприменитель выносит на их основе обязательные для исполнения решения, считаем целесообразным наделить Конституционный Суд полномочием по осуществлению предварительного абстрактного нормоконтроля в отношении законов (по аналогии с полномочием по проверке международных договоров). С целью недопущения непосильного увеличения нагрузки на Конституционный Суд, предварительному контролю должны подвергаться не все законы, а только те, в отношении которых будет направлен соответствующий запрос от тех же субъектов, которые уполномочены инициировать проверку не ратифицированных международных договоров. Расширение полномочий Конституционного Суда в этой части позволит еще на стадии принятия законов сократить количество неконституционных актов, что благоприятно скажется как на состоянии всей правовой системы и уровне правосознания участников правоотношений, так и на гарантиях конституционных прав и свобод граждан.....
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS N 005 // Собрание законодательства РФ от 08.01.2001 г., № 2. Ст. 163.
2. Конституция Российской Федерации (с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., № 13, ст. 1447
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 30 октября 2 018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 1, ст. 1
5. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 18 июня 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. № 27, ст. 2710
6. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 9 -ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. № 23, ст. 2922
7. Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7- ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 51 (часть I) ст. 7229
8. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 38, ст. 1480
9. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О
международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29, ст. 2757
10. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О
финансировании судов Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. № 7, ст. 877
11. Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 29, ст. 572
12. Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета Российской Федерации, 9 мая 1991, № 19, ст. 621
13. Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1598-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 30, ст. 1017
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993, № 41, ст. 3921
15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 п. 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г., порядке подведения его итогов и реализации результатов референдума» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 6 мая 1993 г. № 18, ст. 653...89