Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Работа №160994

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ 6
1.1 Понятие и характеристика практике-ориентированного метода
обучения 6
1.2 Особенности практико-ориентированного обучения биологии в
средней школе 10
1.3 Приемы и методы, способствующие реализации практико­
ориентированного подхода 17
ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 24
2.1 Общая характеристика курса «Биология» (6 класс) 26
2.2 Реализация практико-ориентированного подхода при изучении
предмета «Биология» в 6 классе 33
2.3 Эффективность практико-ориентированного обучения биологии у
обучающихся 6-х классов 40
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

В современных условиях особенно важно организовать образовательный процесс так, чтобы его педагогический результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации к обучению, мышления, воображения, творчества, устойчивого познавательного интереса обучающихся, в формировании системы жизненно необходимых, практически необходимых знаний и умений, позволяющих обучающимся адаптироваться к жизни и активно, творчески относиться к ней.
Цели обучения в современной российской школе включают в себя не только усвоение знаний, но и общее развитие обучающихся. Для этого внедряются все новые и новые технологии: программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), личностно ориентированного образования (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская), а также ряд инновационных направлений, как витагенное обучение (А. С. Белкин), гуманный прагматизм, основанный на антропном принципе (В. Д. Семенов), этической педагогики (М. Н. Дудина) и другие [1].
Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях есть творческие педагоги, новые направления в технологии образовательного процесса иногда медленно внедряются в массовую практику. Проблема заключается в том, что учебный материал, используемый в учебном процессе, далек от живой практики и жизненного опыта школьников. Практические проблемы редко обсуждаются на уроках. Также редко анализируются ситуации из повседневной жизни.
Чаще всего это происходит из-за смешения задач и функций науки и преподавания, их необоснованного сближения. Это неоправданно усложняет учебный процесс и отрывает его от реальной жизни, что приводит к потере интереса обучающихся к обучению.
Для эффективного усвоения знаний по определенному предмету необходимо формировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и лично значимый материал обычно воспринимается детьми как менее сложный. Поэтому задача преподавателя-организоватьучебный процесс таким образом, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Одним из возможных решений этой проблемы является разработка практического подхода к обучению школьников [2].
Актуальность разработки практических занятий заключается в том, что такой подход значительно повышает эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, которая помогает школьникам оценить качество и практическую значимость полученных знаний и умений. В практическом процессе обучения используется не только жизненный опыт обучающихся, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретенных знаний.
Цель работы: определить эффективность использования практико­ориентированного подхода на уроках биологии.
Объект исследования являетсяреализация практико­
ориентированного подхода в процессе обучения биологии .
Предметисследования: формирование познавательной активности обучающихся.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
• Выявить основные отличительные черты практико­ориентированного подхода в обучении;
• Охарактеризовать ведущие формы и виды практической деятельности по биологии;
• Подобрать способы измерения уровня познавательной активности обучающихся.
Гипотеза: внедрение практико-ориентированного подхода
значительно повышает эффективность обучения биологии благодаря практико-ориентированному содержанию изучаемого материала.
Для последовательного решения задач мы подобрали комплект теоретических и эмпирических методов:
• теоретический анализ проблемы, на основе изучения материалов
разнообразных информационных ресурсов;
• собеседование и тестирование;
• постановка эксперимента;
• математическая обработка полученных данных и интерпретация
результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут быть полезны в практической деятельности учителей- предметников для повышения качества обучения биологии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в учебно-воспитательном процессе МБОУ СОШ № 59 г. Пензы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В 2018-2019 учебном году, результаты анкетирования обучающихся 6-х классов показывают, что интерес школьников к предмету в течение года являлся стабильно высоким. А к концу учебного года отмечается его повышение. По моему мнению, такое увеличение мотивации к изучению биологии связано, прежде всего, с новым подходом к обучению: использование практико-ориентированной и проектно-исследовательской деятельности на уроке, обучение в сотрудничестве, внедрение активных форм работы, вовлечение учащихся в ролевые игры, использование новых информационных технологий в учебном процессе.
2. Наиболее популярны, как в начале учебного года, так и в конце, среди обучающихся 6-х классов оказались те занятия, которые проводятся в игровой форме. Это связано, прежде всего, с возрастом опрашиваемых детей. Кроме того, к концу учебного года значительный интерес у опрашиваемых школьников вызывали те уроки, на которых проводились лабораторные и практические работы (73 % обучающихся). Данный вид занятий позволяют сделать биологию интереснее, доступнее для понимания и ближе к реальной действительности. Именно поэтому такой вид работы предпочитают большинство обучающихся.
3. Почти все обучающиеся желают изучать предмет биологии не только в рамках классных занятий, но и участвовать во внеурочных мероприятиях по данному предмету. Мероприятия, проводимые по биологии вне уроков, не вызывали интереса менее чем у 10 % опрошенных школьников. Остальные же довольно охотно участвуют в мероприятиях, проводимых во внеурочное время. Для школьников важно найти применение тем знаниям, которые были получены на уроках биологии, а также получить какую-либо новую информацию по предмету.
4. Большинство обучающихся считает, что для того, чтобы процесс
обучения биологии стал более эффективным, необходимо увеличить количество практических и лабораторных работ, проводимых на уроке. Это позволит обучающимся изучать биологические процессы не только в теории, но и на практике получить подтверждение изучаемым явлениям. Применение в учебном процессе лабораторно-практических работ позволяет поддерживать интерес обучающихся к предмету на высоком уровне.
5. Для большинства обучающихся характерны средний (48,2%) и высокий (33,4%) уровни внутренней мотивации к изучению биологии. Остальные же 18,4 % имеют низкий уровень внутренней мотивации при изучении биологии.
6. Таким образом, практико-ориентированный подход является инструментом, который позволяет сделать биологию интереснее, доступнее для понимания и ближе к реальной действительности. Ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни, и чувствовать себя уверенно в окружающем мире.


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 176с.
3. БартеневаТ.П.,РемонтовА.П.Использованиеинформационныхком
пьютерныхтехнологийнаурокахбиологии. Международный конгресс
«Информационныетехнологиив образовании». Москва. 2013. с. 2-5.
4. Бедерханова В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое
проектирование в инновационной деятельности: учеб.пособие для вузов. Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного
профессионального педагогического образования,2000. 54 с.
5. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 318 с.
6. Беспалько В П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.Москва: Педагогика, 1995. 336 с.
7. Бордовская, Н.В. , Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов Санкт-Петербург: Питер, 2001. 304 с.
8. Борзова З.В.,Дагаев А. М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2005. 400 с.
9. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика. 2007. № 2. С. 11-17.
10. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня Москва: Просвещение, 1991. 237 с.
11. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: Союз, 1997.96 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва:
Педагогика-Пресс, 1996. 534 с.
13. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Волгоград: Изд. Учитель, 2004. 489 с.
14. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3-10.
15. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. Москва: Просвещение, 1997. 190 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ