ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема коммуникативных навыков у детей в педагогике и психологии 7
1.2. Особенности общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 14
1.3 Значение игры в развитии коммуникативных навыков дошкольника 24
Выводы по первой паве 33
ГЛАВА II . ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформирования коммуникативных навыков старших дошкольников 356
2.2 Пути формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте с использованием игровых методов 47
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на формирование коммуникативных навыков дошкольников 54
Выводы по второй паве 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В разнообразных видах своей деятельности человек ежедневно вступает в многочисленные и разнообразные отношения и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы эти отношения были эффективными, человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков.
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте коммуникативные навыки и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является важным для развития коммуникативных навыков, так как в этом возрасте возрастает интерес не только к взрослому, как источнику получения разных знаний, но и к сверстнику как к партнеру в различных видах деятельности, к желанию сотрудничать, действовать вместе. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативного поведения между взрослыми и сверстниками. От уровня сформированности коммуникативных навыков зависит характер поведения и положение ребенка в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина).
Особая значимость данной проблемы отражается в том, что дети мало стали общаться как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что взрослыми после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом
только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей становятся компьютер, интернет и разнообразные игры, телевизор).
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияет много факторов. Одним из таких является дошкольное образовательное учреждение. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных навыков и навыков детей отводится воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной. Сущность педагогической деятельности отражена в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е.А. Панько и других авторов. Деятельность по формированию коммуникативных навыков рассматривалась в работах
В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и др.
Именно развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [33].
Вышесказанное позволяет выделить противоречие между признанием в теории значимости коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка и недостаточным вниманием на практике к развитию коммуникативных навыков и навыков у детей в педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Актуальность и значимость данной проблемы позволила определить тему исследования: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить способы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством игровых методов.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игровых методов.
Задачи исследования!:
1. Проанализировать проблему коммуникативных навыков в психо лого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
3. Охарактеризовать игру и её значение в формировании
коммуникативных навыков старших дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
5. Изучить методические аспекты развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрового метода для старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий и средний уровень коммуникативных навыков, что требует целенаправленной работы с ними с применением игровых методов.
Теоретико-методологические основы: изучение психолого¬педагогической литературы и других источников, анализ, обобщение; изучение документации, беседы, наблюдение, тестирование, диагностические ситуации, экспертная оценка.
База исследования: МБДОУ «Мишутка» г. Ак-Довурака. 20 детей старшей дошкольной группы, 4 воспитателя старшей группы, а так же родители (14 человек).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения детей в старшем дошкольном возрасте; составлении рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы с целью процесса формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы (теоретическая и практическая, где рассмотрены развитие навыков общения у детей и влияние игровой деятельности на них, а также конкретные игровые методы развития навыков общения детей дошкольного возраста в детском саду). Также работа включает в себя заключение, где сформулированы выводы, и библиографию.
В работе нами изучены теоретические основы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через игровые методы. Исследование подтвердило, что игра является средством всестороннего развития ребёнка. Игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Нами были установлены характерные особенности сюжетно-ролевой игры, основные ее компоненты.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты эмпирического исследования подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Формирование кoммyникaтивных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе
дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.
2. Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил определить сущность исследуемых умений как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности.
3. Содержание коммуникативных умений конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов). По своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, эффективно-коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
4. В эмпирической части исследования был выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Изучено состояние работы педагогов данного детского сада по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Также определен уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных навыков детей.
Для этого использовались следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях; анализ документации; анкетирование родителей.
На основании эмпирической работы было выявлено, что:
1. Большая часть детей (60%) имеет низкий уровень коммуникативных навыков, 30% имеют средний уровень и только 10% имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Наблюдение показало, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки-заместители. Не всегда придерживаются правил игры.
2. Работа по формированию коммуникативных навыков воспитателями ведется недостаточно, а именно не учитывается уровень сформированности коммуникативных навыков, используются не все возможные способы формирования коммуникативных навыков в игровой деятельности, не прослеживается преемственность в целях, педагогический потенциал игровых методов используется недостаточно для формирования коммуникативных навыков дошкольников.
3. Опрос родителей показал, что в число качеств, которые они хотели бы воспитать у детей коммуникативные умения и навыки не попадают. Следовательно, воспитательные воздействия родителей на коммуникативные умения и навыки детей будут недостаточными для их дальнейшего формирования. Отсутствие коммуникативных навыков не огорчает родителей, что говорит о недостаточном понимании их значимости.
Родители не считают важным формирование коммуникативных навыков у детей. Представление родителей о коммуникативных умениях детей также узко. Родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами. Ценность тех средств, которые родители используют в формировании коммуникативных навыков у детей («собственный пример», «разговор», «чтение», «внушение» и т.д.) снижена, так как у них отсутствует целостное представление о коммуникативно-ориентированной личности и необходимом содержании и уровне коммуникативных навыков.
Таким образом, уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для осуществления общения в условиях игровой деятельности и одной из причин этого выступают особенности осуществления воспитательно¬образовательной работы в семье и дошкольном учреждении.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Очевидна работа по дальнейшему поиску эффективных условий формирования коммуникативных навыков.
С этой целью мы рассмотрели пути формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте с использованием игровых методов, определили условия их оптимального применения и составили рекомендации по организации игрового взаимодействия в сюжетно-ролевой игре с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста для воспитателей и родителей.
Результаты проведенного исследования позволили сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности.
Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников с использованием игровых методов представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно О непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
На основе проведенного исследования мы можем сделать выводы о том, что гипотеза нашла свое подтверждение. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра способствует активизации коммуникативных навыков и формированию гармоничных межличностных отношений старших дошкольников. Эффективность формирования навыков взаимодействия в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит: от организации предварительной работы; от умения воспитателя и родителей создать благоприятные условия для игровой деятельности; от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И.Кононова, Г.И.Радвил) [23,14].
Проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития, что предполагает более широкое изучение проблемы формирования коммуникативных умений в учебной деятельности дошкольников, решение вопросов развития умений на разных возрастных этапах.