Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка социально-педагогических кадров как условие реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии

Работа №160983

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки социально­педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Исторический опыт по организации образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Германии и России 8
1.2. Подготовка социально-педагогических кадров в Г ермании 17
1.3. Подготовка социально-педагогических кадров в современных
условиях России 27
Глава 2. Анализ условий подготовки социально-педагогических кадров, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями
здоровья 36
2.1. Диагностика готовности социально-педагогических кадров к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 36
2.2. Условия эффективной подготовки социально-педагогических
кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья 55
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение

В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности согласно данным федеральной службы государственной статистики увеличился более чем в 3 раза. В настоящее время по данным на 2017 год в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Приведенные данные свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательное и социокультурное пространство.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет разнообразный и весьма неодинаковый опыт инклюзивного образования. Например, в Финляндии, Норвегии, Италии и Канаде уже на протяжении нескольких десятилетий практически все школы являются инклюзивными. В Германии гораздо позже, чем в других западных государствах, стало практиковаться совместное обучение.
Для сравнения: на сегодняшний день в Норвегии 95% инвалидов и детей с ОВЗ занимаются в обычных школах, в Германии же - всего лишь 22%. Следовательно, в этой стране политики, директора учебных заведений, педагоги и родители обычных детей сталкиваются с теми же сомнениями и вопросами, что и в России. И им еще только предстоит выстроить инклюзивное образование в систему.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается с различными трудностями, одной из которых является проблема подготовки социально - педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Распространенные стереотипы и предрассудки, профессиональная и психологическая неготовность учителей, принять новые принципы образования складываются в одну большую проблему.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к
профессиональной компетентности современного педагога, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
• между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы инклюзивного образования, которая является частью социальной подсистемы - с другой;
• между потребностями общества в интеллектуально развитых, ответственных специалистах, способных конструктивно и творчески работать в проблемных условиях инклюзивного образования, и имеющимся уровнем профессионально-педагогической подготовки социально­педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
• несоответствие между накопленным социальным опытом человечества в области отношения, взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражающим особенности национальной культуры - традиции, нравственные нормы, специфику этого взаимодействия в системе инклюзии, и недостаточным овладением педагогами социальной сферы элементами культуры данных отношений;
• между накопленным опытом подготовки социально-педагогических кадров к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Германии и потребностью российской системы образования в подготовке социально-педагогических кадров с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: как подготовка социально-педагогических кадров в области инклюзии влияет на реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы обусловил тему исследования: «Подготовка социально-педагогических кадров как условие реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Объектом исследования является реализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
В качестве предмета выступает подготовка социально-педагогических кадров в России и Германии, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данной работы - сравнить, выявить и охарактеризовать условия эффективной подготовки социально-педагогических кадров,
обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Цель работы обусловила следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт Германии и России по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в исторической ретроспективе;
2. Выявить особенности подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии;
3. Организовать и проанализировать результаты диагностики готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4. На основе анализа научной и методической зарубежной и отечественной литературы, диагностического исследования выявить условия подготовки социально-педагогических кадров, определяющих успешную реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
Методы теоретического исследования: сравнительный анализ, синтез, обобщение зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования;
Методы эмпирического познания педагогических явлений: анализ учебных планов, программ дисциплины «Организация инклюзивного образования», анкетирование, интервьюирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, метод сочинений-описаний;
Математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало 3 этапа.
На первом этапе (2016 г.) происходило изучение зарубежной и
отечественной литературы по исследуемой проблеме, осуществлялось определение цели и задач исследования;
На втором этапе (2016-2017 гг.) проводился констатирующий этап исследования. Анкетирование респондентов немецких и российских образовательных организаций осуществлялось на сайте www.simpoll.ru, на базе МБОУ СОШ №66 города Пензы, ООО «Интеллект групп».
На третьем этапе (2017 - 2018 гг.) завершалось проведение
эксперимента, проводилось обобщение и анализ результатов исследования, осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» ПГУ, ПГПИ им. В.Г. Белинского, на всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность».
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс внедрения инклюзивного образования в России и Г ермании находится на разных этапах реализации по причине разного накопленного странами инклюзивного опыта, даты начала реализации.
2. Наличие качественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров, будет способствовать обеспечению качественной профессиональной и педагогической подготовки.
3. Условиями подготовки социально-педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:
• наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (5 параграфов), выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование подготовки социально-педагогических кадров как условия реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривало решение четырех задач.
Первая задача была связана с изучением динамики изменения отношения к детям с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии в России и Германии в исторической ретроспективе. Были рассмотрены основные особенности становление инклюзии в зависимости от истории страны.
Вторая задача предполагала выявление особенностей подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
Нами была рассмотрена система подготовки социально-педагогических кадров в Германии, специфика и современный опыт подготовки специалистов в России.
Для решения третьей задачи нами была проведена диагностика готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование), в ходе которого была определена степень психологической и профессиональной готовности опрошенных педагогов, по мнению самих педагогов.
Четвертая задача была связана с выявлением условий организации подготовки социально-педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Так, основными условиями являются:
- Наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• Нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• Осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми
с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• Обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Таким образом, можно сделать вывод, в ходе исследования поставленные задачи выполнены, положения, выносимые на защиту, подтверждаются.


1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова //
Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
2. Алехина С.В. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования. Серия «Инклюзивное образования». Москва: «Марьино», 2012 s. 213
3. Алехина С.В. Гращенкова Е.Л. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. - М.:МГ11ПУ, 2015. - 528 С.
4. Алёхина С.В. Инклюзивное образование. История и современность.-М.: Первое сентября, 2013 - C. 33
5. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
6. Алешина М. В. Социальный лифт или социальное исключение?: [социология образования] / Алешина М. В., Плеве И. Р.// Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 126-131.
7. Аслаева, Р. Г. К проблеме подготовки специалистов по сопровождению детей в условиях включенного обучения / Р. Г. Аслаева // Вестник Башкирского госуниверситета. - 2006. - № 4. - С. 191-194.
8. Аслаева, Р. Г. Подготовка будущих учителей к поэтапному сопровождению проблемных детей в процессе диагностической работы / Р. Г. Аслаева // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 9. - С. 234-243.
9. Ахметзянова А.И. Инклюзивная практика в высшей школе. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.
10. Ахметова, Д. Инклюзивному образованию - быть [Текст] / Д. Ахметова // Высшая школа XXI века: альманах. - 2014. - № 21. - С. 72-73.
11. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 50-67.
12. Бессонова Е.А. Образовательный выбор в опыте зарубежных школ // Педагогика на рубеже веков. Выпуск П / Под ред. Головинской Е.В., Козловой A. Г., Тряпицыной А.П. - СПб.: Образование - Культура, 2002. 0,37 п.л.
13. Вахтель Г. Инклюзивное обучение детей с проблемами в развитии как актуальное направление образовательной политики и подготовки кадров в Германии / Вахтель Г.// Социальная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 24-27.
14. Вачков И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников /И. В. Вачков //Психологическая наука и образование - 2011.- №3. - С. 59-64
15. Ведерникова, Л. В. Психолого-педагогическая компонента в подготовке современного педагога к инклюзивному образованию в условиях педвуза [Текст] / Л. В. Ведерникова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 22-26....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ