Подготовка социально-педагогических кадров как условие реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки социальнопедагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Исторический опыт по организации образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Германии и России 8
1.2. Подготовка социально-педагогических кадров в Г ермании 17
1.3. Подготовка социально-педагогических кадров в современных
условиях России 27
Глава 2. Анализ условий подготовки социально-педагогических кадров, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями
здоровья 36
2.1. Диагностика готовности социально-педагогических кадров к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 36
2.2. Условия эффективной подготовки социально-педагогических
кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья 55
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки социальнопедагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Исторический опыт по организации образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Германии и России 8
1.2. Подготовка социально-педагогических кадров в Г ермании 17
1.3. Подготовка социально-педагогических кадров в современных
условиях России 27
Глава 2. Анализ условий подготовки социально-педагогических кадров, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями
здоровья 36
2.1. Диагностика готовности социально-педагогических кадров к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 36
2.2. Условия эффективной подготовки социально-педагогических
кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья 55
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение
В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности согласно данным федеральной службы государственной статистики увеличился более чем в 3 раза. В настоящее время по данным на 2017 год в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Приведенные данные свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательное и социокультурное пространство.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет разнообразный и весьма неодинаковый опыт инклюзивного образования. Например, в Финляндии, Норвегии, Италии и Канаде уже на протяжении нескольких десятилетий практически все школы являются инклюзивными. В Германии гораздо позже, чем в других западных государствах, стало практиковаться совместное обучение.
Для сравнения: на сегодняшний день в Норвегии 95% инвалидов и детей с ОВЗ занимаются в обычных школах, в Германии же - всего лишь 22%. Следовательно, в этой стране политики, директора учебных заведений, педагоги и родители обычных детей сталкиваются с теми же сомнениями и вопросами, что и в России. И им еще только предстоит выстроить инклюзивное образование в систему.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается с различными трудностями, одной из которых является проблема подготовки социально - педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Распространенные стереотипы и предрассудки, профессиональная и психологическая неготовность учителей, принять новые принципы образования складываются в одну большую проблему.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к
профессиональной компетентности современного педагога, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
• между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы инклюзивного образования, которая является частью социальной подсистемы - с другой;
• между потребностями общества в интеллектуально развитых, ответственных специалистах, способных конструктивно и творчески работать в проблемных условиях инклюзивного образования, и имеющимся уровнем профессионально-педагогической подготовки социальнопедагогических кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
• несоответствие между накопленным социальным опытом человечества в области отношения, взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражающим особенности национальной культуры - традиции, нравственные нормы, специфику этого взаимодействия в системе инклюзии, и недостаточным овладением педагогами социальной сферы элементами культуры данных отношений;
• между накопленным опытом подготовки социально-педагогических кадров к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Германии и потребностью российской системы образования в подготовке социально-педагогических кадров с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: как подготовка социально-педагогических кадров в области инклюзии влияет на реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы обусловил тему исследования: «Подготовка социально-педагогических кадров как условие реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Объектом исследования является реализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
В качестве предмета выступает подготовка социально-педагогических кадров в России и Германии, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данной работы - сравнить, выявить и охарактеризовать условия эффективной подготовки социально-педагогических кадров,
обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Цель работы обусловила следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт Германии и России по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в исторической ретроспективе;
2. Выявить особенности подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии;
3. Организовать и проанализировать результаты диагностики готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4. На основе анализа научной и методической зарубежной и отечественной литературы, диагностического исследования выявить условия подготовки социально-педагогических кадров, определяющих успешную реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
Методы теоретического исследования: сравнительный анализ, синтез, обобщение зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования;
Методы эмпирического познания педагогических явлений: анализ учебных планов, программ дисциплины «Организация инклюзивного образования», анкетирование, интервьюирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, метод сочинений-описаний;
Математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало 3 этапа.
На первом этапе (2016 г.) происходило изучение зарубежной и
отечественной литературы по исследуемой проблеме, осуществлялось определение цели и задач исследования;
На втором этапе (2016-2017 гг.) проводился констатирующий этап исследования. Анкетирование респондентов немецких и российских образовательных организаций осуществлялось на сайте www.simpoll.ru, на базе МБОУ СОШ №66 города Пензы, ООО «Интеллект групп».
На третьем этапе (2017 - 2018 гг.) завершалось проведение
эксперимента, проводилось обобщение и анализ результатов исследования, осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» ПГУ, ПГПИ им. В.Г. Белинского, на всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность».
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс внедрения инклюзивного образования в России и Г ермании находится на разных этапах реализации по причине разного накопленного странами инклюзивного опыта, даты начала реализации.
2. Наличие качественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров, будет способствовать обеспечению качественной профессиональной и педагогической подготовки.
3. Условиями подготовки социально-педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:
• наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (5 параграфов), выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Приведенные данные свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательное и социокультурное пространство.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет разнообразный и весьма неодинаковый опыт инклюзивного образования. Например, в Финляндии, Норвегии, Италии и Канаде уже на протяжении нескольких десятилетий практически все школы являются инклюзивными. В Германии гораздо позже, чем в других западных государствах, стало практиковаться совместное обучение.
Для сравнения: на сегодняшний день в Норвегии 95% инвалидов и детей с ОВЗ занимаются в обычных школах, в Германии же - всего лишь 22%. Следовательно, в этой стране политики, директора учебных заведений, педагоги и родители обычных детей сталкиваются с теми же сомнениями и вопросами, что и в России. И им еще только предстоит выстроить инклюзивное образование в систему.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается с различными трудностями, одной из которых является проблема подготовки социально - педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Распространенные стереотипы и предрассудки, профессиональная и психологическая неготовность учителей, принять новые принципы образования складываются в одну большую проблему.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к
профессиональной компетентности современного педагога, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
• между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы инклюзивного образования, которая является частью социальной подсистемы - с другой;
• между потребностями общества в интеллектуально развитых, ответственных специалистах, способных конструктивно и творчески работать в проблемных условиях инклюзивного образования, и имеющимся уровнем профессионально-педагогической подготовки социальнопедагогических кадров, обеспечивающих реализацию образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
• несоответствие между накопленным социальным опытом человечества в области отношения, взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражающим особенности национальной культуры - традиции, нравственные нормы, специфику этого взаимодействия в системе инклюзии, и недостаточным овладением педагогами социальной сферы элементами культуры данных отношений;
• между накопленным опытом подготовки социально-педагогических кадров к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Германии и потребностью российской системы образования в подготовке социально-педагогических кадров с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: как подготовка социально-педагогических кадров в области инклюзии влияет на реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы обусловил тему исследования: «Подготовка социально-педагогических кадров как условие реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Объектом исследования является реализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
В качестве предмета выступает подготовка социально-педагогических кадров в России и Германии, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данной работы - сравнить, выявить и охарактеризовать условия эффективной подготовки социально-педагогических кадров,
обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Цель работы обусловила следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт Германии и России по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в исторической ретроспективе;
2. Выявить особенности подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии;
3. Организовать и проанализировать результаты диагностики готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4. На основе анализа научной и методической зарубежной и отечественной литературы, диагностического исследования выявить условия подготовки социально-педагогических кадров, определяющих успешную реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
Методы теоретического исследования: сравнительный анализ, синтез, обобщение зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования;
Методы эмпирического познания педагогических явлений: анализ учебных планов, программ дисциплины «Организация инклюзивного образования», анкетирование, интервьюирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, метод сочинений-описаний;
Математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало 3 этапа.
На первом этапе (2016 г.) происходило изучение зарубежной и
отечественной литературы по исследуемой проблеме, осуществлялось определение цели и задач исследования;
На втором этапе (2016-2017 гг.) проводился констатирующий этап исследования. Анкетирование респондентов немецких и российских образовательных организаций осуществлялось на сайте www.simpoll.ru, на базе МБОУ СОШ №66 города Пензы, ООО «Интеллект групп».
На третьем этапе (2017 - 2018 гг.) завершалось проведение
эксперимента, проводилось обобщение и анализ результатов исследования, осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» ПГУ, ПГПИ им. В.Г. Белинского, на всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность».
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс внедрения инклюзивного образования в России и Г ермании находится на разных этапах реализации по причине разного накопленного странами инклюзивного опыта, даты начала реализации.
2. Наличие качественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров, будет способствовать обеспечению качественной профессиональной и педагогической подготовки.
3. Условиями подготовки социально-педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:
• наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (5 параграфов), выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Исследование подготовки социально-педагогических кадров как условия реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривало решение четырех задач.
Первая задача была связана с изучением динамики изменения отношения к детям с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии в России и Германии в исторической ретроспективе. Были рассмотрены основные особенности становление инклюзии в зависимости от истории страны.
Вторая задача предполагала выявление особенностей подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
Нами была рассмотрена система подготовки социально-педагогических кадров в Германии, специфика и современный опыт подготовки специалистов в России.
Для решения третьей задачи нами была проведена диагностика готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование), в ходе которого была определена степень психологической и профессиональной готовности опрошенных педагогов, по мнению самих педагогов.
Четвертая задача была связана с выявлением условий организации подготовки социально-педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Так, основными условиями являются:
- Наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• Нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• Осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми
с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• Обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Таким образом, можно сделать вывод, в ходе исследования поставленные задачи выполнены, положения, выносимые на защиту, подтверждаются.
Первая задача была связана с изучением динамики изменения отношения к детям с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии в России и Германии в исторической ретроспективе. Были рассмотрены основные особенности становление инклюзии в зависимости от истории страны.
Вторая задача предполагала выявление особенностей подготовки социально-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и Германии.
Нами была рассмотрена система подготовки социально-педагогических кадров в Германии, специфика и современный опыт подготовки специалистов в России.
Для решения третьей задачи нами была проведена диагностика готовности социально-педагогических кадров России и Германии к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование), в ходе которого была определена степень психологической и профессиональной готовности опрошенных педагогов, по мнению самих педагогов.
Четвертая задача была связана с выявлением условий организации подготовки социально-педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Так, основными условиями являются:
- Наличие организованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для социально-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии;
• Нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров;
• Осознание педагогами, осуществляющими образование детей с ОВЗ социальной значимости своей подготовки к данному роду деятельности;
• Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми
с ОВЗ и их родителями в образовательном процессе школы;
• Обеспечение сотрудничества и обмена опытом для педагогических кадров, реализующих обучение детей с ОВЗ в социальных условиях инклюзии.
Таким образом, можно сделать вывод, в ходе исследования поставленные задачи выполнены, положения, выносимые на защиту, подтверждаются.
Подобные работы
- Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КРАСНЕНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Украинский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ
В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НА АЛТАЕ В ВОЕННУЮ ЭПОХУ (1941 - 1945 ГТ.): КУЛЬТУРНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021





