Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №160980

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: БОУ «Средней общеобразовательной школы №96» г. Омск.
Выборка: 110 педагогических работников и 180 семей.
Есть приложения.

Введение
Глава 1 Теория и практика развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства с общеобразовательной школой
1.1. Теоретические основы воспитательного потенциала семьи, его сущность и компоненты .
1.2. Модель развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой
Глава 2 Опытно - экспериментальная проверка продуктивности модели развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы
2.2 Педагогические условия, способствующие развитию и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой и их воплощение в практике
Заключение
Список источников и литературы

В современном обществе семья и школа играют ключевую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. В условиях динамично меняющегося мира, когда социальные, экономические и культурные факторы оказывают значительное влияние на развитие личности, становится особенно актуальным исследование воспитательного потенциала семьи и его взаимодействия с образовательными учреждениями. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только традиционные ценности и нормы, но и современные подходы к воспитанию, которые могут быть эффективно реализованы в партнерстве со школой.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной модели взаимодействия между семьей и школой, которая бы способствовала формированию личностных качеств у школьников, таких как ответственность, самостоятельность, критическое мышление и социальная активность. В условиях социального партнерства, где семья и школа выступают как равноправные участники образовательного процесса, важно учитывать не только образовательные, но и воспитательные аспекты, которые могут значительно повлиять на успешность учащихся.
Анализ широкого спектра теоретических источников указывает на наличие обширной теоретико-методологической базы в научной среде, касающейся вопросов развития и реализации воспитательного потенциала семьи. Особого внимания заслуживают исследования, направленные на освещение вопросов организации взаимодействия с семьей следующих педагогов: Е.А. Александрова, И.В. Власюк, А.Т. Кокоева, Л.Н. Константинова, Л.Р. Миронова, О.А. Перегудова, Е.Н. Пивненко и др.), Проблема социального партнерства активно изучается правоведами (В.Н. Киселев), политологами (Б. С. Модель), социологами (В.Н. Якимец, Г.В. Смольков, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, А.В. Меренков, Е.В. Шалагина, В.Т. Шапко, В.А. Михеев, В.В. Панов), экономистами (, Б.М. Рапопорт, A.A. Силин, И.В. Хоменко, А.В. Ветров, М.И Либоракина).
Все вышеперечисленные исследования вносят значимый вклад в теорию и практическое понимание рассматриваемой проблемы, однако не позволяют прийти к окончательному выводу о завершенности данного направления исследования. В научной среде до сих пор не разработан единый подход к трактовке термина «воспитательный потенциал семьи», его структурных элементов и содержание, а также к научно-методическому обеспечению процесса развития и реализации этого потенциала в контексте взаимодействия с образовательными учреждениями на основе социального партнерства. Потребность в научных работах, обстоятельно и комплексно рассматривающих данную проблему, остается на сегодняшний день актуальной. Возникает ряд противоречий различного характера:
- социально-педагогического характера - между потребностью общества в поддержке и развитии воспитательных возможностей семьи и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении данной задачи;
- научно-теоретического характера - между необходимостью создания научно-обоснованной педагогической модели развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой и ее недостаточной теоретической разработанностью;
- научно-методического характера — между объективной потребностью в разработке научно-методического обеспечения процесса развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данной области.
Учитывая актуальность и выявленные нами противоречия, была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости теоретического обоснования и воплощения в практике процесса развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства с общеобразовательным учреждением.
Целью исследования является теоретическое обоснование, проектирование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, необходимых для повышения и реализации воспитательного потенциала семьи в рамках социального партнерства с общеобразовательным учреждением.
Объектом изучения выступает воспитательный потенциал семьи.
Предметом исследования является комплекс педагогических условий, способствующих развитию и реализации этого воспитательного потенциала в условиях взаимодействия с общеобразовательным учреждением.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность развития и реализации воспитательного потенциала семьи в контексте сотрудничества с общеобразовательным учреждением будет продуктивной при условии:
- осуществления партнерства между общеобразовательным учреждением и семьей, характеризующегося субъект-субъектными отношениями, общими целями и взаимной ответственностью, что позволит семье достичь более высокого уровня воспитательного потенциала;
- взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи, которое будет осуществляется в соответствии с разработанной моделью развития и реализации воспитательного потенциала семьи на основе применения инновационных форм;
- реализации комплекса педагогических условий, включающего учет особенностей деятельности родителей и развитие у детей ценностного восприятия семьи, что в совокупности способствует повышению уровня воспитательного потенциала.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства с общеобразовательной школы
2. Теоретически обосновать и разработать модель развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства с общеобразовательным учреждением.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выявленного комплекса педагогических условий в работе модели развития и реализации воспитательного потенциала семьи
Теоретические основы исследования
- работы, раскрывающие идеи гуманного и личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, А.С.Гаязов и др.);
- работы, связанные с психолого-педагогической теории деятельности (Р.М.Асадуллин, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, М.И.Дьяченко, М.С.Каган, Л.А.Кандыбович, А.Н.Леонтьев, А.З.Рахимов, С.Л.Рубинштейн и др.);
-теория моделирования и конструирования педагогического процесса и педагогической деятельности (А.Ф.Амиров, С.Гаязов, А.Н.Дахин, В.И.Загвязинский, В.И.Михеев, В.Э.Штейнберг и др.),
-теория о сущности и содержании взаимодействия участников образовательного процесса (Е.А.Александрова, Б.З.Вульфов, Р.Д.Гаджиев, Н.Гуров, В.И.Дьяченко, Ф.А.Мустаева и др.);
- работы, раскрывающие психолого-педагогические основы семьи и семейного воспитания;
- работы, раскрывающие сущность социального партнерства в образовании в частности (В.О. Букетов , А.В. Корсунов , Н.П. Литвинова, В.А. Михеев, С.П. Перегудов, В.И. Редюхин , И.М. Реморенко, З.Н. Сафина, Б.И. Хасан и др.)
–компетентностный подход, рассматривающий качество образования как проявление компетенций и реализацию компетентности (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, А. П. Тряпицина и др.);
– концепции и идеи в рамках средового подхода, акцентирующие внимание на создании организационно-педагогических условий реализации социального партнерства в образовательной организации (Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семёнов, В.А. Ясвин, Л.И. Новиков, Ю.В. Васильева и др.)
– теория педагогического проектирования, представляющая собой предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. (Б. С. Гершунский, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев);
- Методологической базой исследования являются синергетический (А. И. Бочкарев, В. Г. Виненко, А. А. Ворожбитова, Е.Н.Князева, Г.Хакен и др.), аксиологический (И.В.Власюк, А.В.Кирьякова, В.А.Сластенин, А.А.Чуприна и др.), компетентностный (И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, Д.А.Иванов, Г.К.Селевко, А.В.Хуторской и др.) и личностно-ориентированный (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) подходы к изучению педагогических явлений; концептуальные положения философии, психологии, педагогики и социологии о человеке, о семье как ведущем субъекте воспитания, развития и социализации личности; идеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса.
- Для проверки исходных положений гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- - теоретические - анализ философской, педагогической, учебно- методической, психологической, социологической литературы, российской нормативно-правой базы
- программных документов школы и педагогического опыта по проблеме исследования; синтез; конкретизация; обобщение; теоретическое моделирование;
- эмпирические - обобщение практического опыта работы образовательных учреждений по организации взаимодействия с семьями учащихся; психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (анкетирование, интервьюирование, тестирование); констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; методы статистической обработки материалов исследования (статистический анализ, интерпретация результатов исследования, ранжирование).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96». Данные методы обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Важно отметить, что опыт данной школы может служить примером для других, так как он демонстрирует, как эффективное взаимодействие между семьей и школой может привести к положительным результатам в воспитании и обучении детей.
Таким образом, данное исследование направлено на изучение важной и актуальной темы, которая имеет значительное значение для формирования воспитательного потенциала семьи и его взаимодействия со школой. Результаты работы могут быть полезны как для педагогов, так и для родителей, стремящихся к созданию гармоничного и продуктивного образовательного пространства для своих детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда взаимоотношения между семьей и школой становятся особенно актуальными для успешного социального воспитания детей, важно рассмотреть, как воспитательный потенциал семьи может быть реализован через социальное партнерство. В данном контексте исследование БОУ г. Омска "Средней общеобразовательной школы №96" предоставляет возможность более глубоко проанализировать практики взаимодействия между родителями и образовательными учреждениями.
Социальное партнерство основывается на принципах взаимной ответственности и сотрудничества, которые становятся основами формирования эффективной образовательной среды для детей. Школа в этом контексте выступает не только как образовательная структура, но и как центр профессиональной поддержки родителей, что позволяет обеспечить более комплексный подход к вопросам воспитания и социализации детей. Исходя из этого, необходимо отметить, что взаимодействие семьи и школы должно строиться на доверии и открытости, что обеспечивает лучшее понимание образовательных процессов со стороны родителей и, как следствие, более активное их участие в этих процессах .
В рамках БОУ г. Омска реализуются инновационные программы, направленные на развитие воспитательного потенциала семьи через вовлечение родителей в образовательный процесс. К примеру, проводятся специализированные тренинги и семинары для родителей, которые помогают им лучше понимать как образовательный процесс, так и психологические аспекты воспитания. Эти мероприятия способствуют формированию общей образовательной среды, где ценится вклад как школы, так и семьи, а также создают условия для формирования позитивной мотивации у учеников к учебе и другим видам деятельности .
Одним из значимых аспектов эффективного взаимодействия между школой и семьей является использование современных технологий. Социальные сети и платфорды для онлайн-общения становятся вспомогательными инструментами, позволяющими родителям держать в курсе образовательного процесса своих детей, а также обмениваться опытом с другими участниками образовательного процесса. Это взаимодействие влияет на создание единой образовательной среды, в которой каждый участник процесса может внести свой вклад, тем самым укрепляя связь между домом и школой.
Анализ практик взаимодействия на примере БОУ г. Омска также показывает, что важной частью работы является организация совместных мероприятий для детей и их родителей. Это могут быть выставки, праздники, конкурсы и другие формы совместной активности, которые не только способствуют познанию и культурному развитию, но и укрепляют связи внутри семейных единиц, а также между ними и образовательной организацией. Такие мероприятия создают положительную атмосферу взаимодействия, в которой отметка на успехи каждого ребенка становится общим делом всей образовательной среды .
Важным моментом в этом контексте также является обращение внимания на доступность информации для родителей. Необходимо, чтобы они могли получать актуальные и важные сведения о движении их детей в образовательном процессе, а также о возможностях, которые школа предлагает для разностороннего развития учащихся. Эффективная коммуникация между школой и родителями усиливает их взаимное доверие и поддержку, что, в свою очередь, positively сказывается на успешности учащихся .
В заключение можно утверждать, что развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой — это динамический процесс, требующий активного участия всех его участников. Применение системного подхода, где рассматриваются интересы и потребности как детей, так и их семей, создает новые возможности для педагогического и культурного развития. Анализ опыта БОУ г. Омска показывает, что слаженные действия по организации такой системы взаимодействия способны не только улучшить образовательные результаты, но и способствовать формированию ответственного общества в целом.



1. Букетов В.О., Корсунов A.B. Открытое образование и развитие системы социального партнерства // Образование Великого Новгорода как открытая система. - Великий Новгород, 2000 г.
2. . Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов [Текст] /Н.И.Болдырев. - М.: Просвещение, 1984. - 172 с.
3. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с
4. Власюк, И.В. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: автореферат дисс. ... канд. пед. наук [Текст] /И.В.Власюк. - Оренбург, 1998. - 36 с.
5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей [Текст] // Педагогика.- 1999. - №4. - С.27-39.
6. Гавров, С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака [Текст] /С.Н.Гавров. -М.: НИЦ- МГУДТ, 2009. - 134 с.
7. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования [Текст] /Т.М. Глушанок //Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 80-833.
8. Гребенников, И.В. Школа и семья: пособие для учителей [Текст] /И.В.Гребенников. -М.: Просвещение, 1985. - 175с.
9. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.Н. Тюляева. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 605 с. - (Образование в документах и комментариях)
10. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова –2020. –98 с.
11. Дементьева, И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды [Текст] /И.Ф.Дементьева// Педагогика. - 1996. - №6.-С.30-35.
12. Касимова, Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров: автореферат дисс....канд. пед. наук [Текст] / Т.Н.Касимова. - Тобольск, 2006,- 34 с
13. Кириленко, Г. Г. Краткий философский словарь [Текст] / Г. Г.Кириленко, Е. В. Шевцов. — М: Слово, ACT, 2002. — 480 с.
14. Кирикова, М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях Центра социальной помощи семье и детям: автореферат дисс. ... канд. соц. наук [Текст] / М.И.Кирикова. - Москва, 2009.-38 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.:Академия,2000. - 173 с.
16. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] /В.В.Краевский. - Самара, 1994.
17. Кумарин, В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы [Текст]/В.В.Кумарин. -М.: Народное образование, 2004. -624 с.
18. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи [Текст] /О.В.Кучмаева // Семья в России. - 2008.- № 1. - С. 14 -24.
19. Лернер, П.С. Фацилитация — групповая продуктивная познавательная деятельность учащихся [Текст] /П.С.Лернер // 183 Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - С. 143- 149.
20. Перегудова, О.А. Взаимодействие школы и семьи в приобщении младших школьников к здоровому образу жизни: автореферат дисс. ... канд. пед. наук [Текст] /О.А.Перегудова. - Москва, 2005. - 34с.
21. Пивненко, Е.Н. Проектирование системы индивидуальной работы с семьей в современном образовательном учреждении: автореферат дисс.канд .пед .наук [Текст] / Е.Н.Пивненко. - Ростов-на-Дону, 2004. -28 с
22. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс [Текст] /И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 576 с.
23. Прокопьева, М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: Монография [Текст] /М.М.Прокопьева. - М.:МПСИ.-2007.-365 с
24. Современный словарь по педагогике/сост. Е.С.Рапацевич. - Минск:Современное слово, 2001. - 928с.
25. Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения (Материалы Российской научнопрактической конференции. 26-27 февраля 2002 г.) / Под ред. В.И. Подобеда, д.п.н., проф. И.А. Колесниковой, д.п.н., проф. H.A. Тоскиной, к.п.н., вед. н. сотр.. -СПб.: TOB РАО, 2002.- 125 с.
26. Сухомлин, В.А. Методологические аспекты концепции цифровых навыков / В.А. Сухомлин, Е.В. Зубарева, А.В. Якушин // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – М, 2017. – Т.13. – №2. – С. 146-152.
27. Толстоухова, И.В. Социально-педагогическая деятельность детской библиотеки как фактор развития воспитательного потенциала семьи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В.Толстоухова. - Тюмень, 2000. - 26 с.
28. Французова О.А. Педагог и учащийся в цифровой среде префигуративной культуры // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2 (75). С. 52–66.
29. Хасан Б.И. Образование как условие появления субъекта социального взаимодействия: Материалы межрегионального семинара «Социальное партнерство» 15-18.10.2001 г. Красноярск
30. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 4 (апрель). – С. 46–57.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ