Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях межличностного взаимодействия школьников с разными половозрастными характеристиками

Работа №160954

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Различные подходы к изучению общения и межличностного взаимодействия в психологии 8
1.2. Процесс и содержание межличностного взаимодействия на протяжении школьного детства 13
1.3. Особенности развития в подростковом возрасте. Особенности общения подростков 20
1.4. Особенности развития в юношеском возрасте. Характеристики общения старшеклассников 26
Глава 2. Изучение различий в показателях межличностного взаимодействия школьников с разными половозрастными характеристиками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 44
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 48
Выводы 61
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 71

Межличностное взаимодействие является процессом непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга. Этот процесс отражает связь между ними и их взаимную обусловленность. Именно взаимосвязь и взаимовлияние составляют главную особенность взаимодействия. В ходе межличностного взаимодействия каждая из сторон выступает одновременно и как причина, и как следствие одновременного взаимовлияния, которое определяет развитие его субъектов.
Следуя философским основам понимания связей между людьми и их взаимовлияния, мы выделяем положение о том, что взаимодействие первично. Именно на основе взаимодействия возникают социальные и психологические отношения между людьми. В процессе и в результате непосредственного контакта между конкретными людьми возникают межличностные отношения, которые могут развиваться в разных направлениях и с разной степенью интенсивности. В ходе взаимодействия проявляются личностные особенности его субъектов, уровень симпатии или антипатии, осознанность отношений и их переживание. Всякие отношения между людьми наполнены эмоциями и чувствами разной степени интенсивности.
Межличностное взаимодействие и межличностные отношения составляют основу исходного понимания других социально-психологических феноменов. При этом взаимодействие и отношения, общение между людьми, их восприятие друг друга, взаимовлияния - это явления однопорядковые, не отделимые друг от друга, но они разноуровневые.
Одна из основных причин, которая побуждает обращаться исследователей к проблематике межличностного взаимодействия и общения, - это расширение поля общения в современном мире, интенсификация социальных связей.
В ходе межличностного общения происходит взаимное влияние людей на психическое состояние, чувства, мысли и поступки сторон взаимодействия. Это может происходить как на сознательном уровне, так на уровне неосознаваемого. Межличностное взаимодействие связано всегда с направленностью людей на реализацию своих личностных потребностей, среди которых ведущее положение занимают такие, как потребность в принятии, потребность в уважении, одобрении и признании, а также потребность в психологической безопасности и комфорте. Эти потребности не могут быть удовлетворены вне межличностного взаимодействия.
При этом в межличностном взаимодействии не все потребности и не всегда могут быть удовлетворены, и не всякое взаимовлияние будет конструктивным для его участников, поскольку у партнеров по общению могут быть разные цели, в том числе и противоположные, разная степень стремления к общению, и разные формы его осуществления. Тем не менее, именно во взаимодействии, в общении человек имеет возможность лучше понять себя, больше узнать других, решать задачи, связанные с большинством видов человеческой деятельности, и, в результате, быть менее одиноким.
На разных возрастных этапах потребность в общении проявляется по- разному, оказывает разное влияние на межличностные отношения. Процесс и содержание социального взаимодействия в условиях школы меняется, оно существенно различается на разных этапах школьного обучения. С переходом в подростковый возраст эмоциональное благополучие школьника уже существенным образом зависит от принятия со стороны сверстников и их одобрения. Потребность в принятии сверстниками и потребность в их одобрении становятся ведущими.
Подростковый и юношеский возраст относятся к тем периодам в жизни человека, когда общение со сверстниками является не только потребностью, но и одним из важнейших механизмов развития....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понимание особенностей общения представителей разных половозрастных групп, в частности эмоционально-доверительного, имеет значение для достижения более эффективных результатов деятельности педагога-психолога в его практике работы с учащимися на разных этапах их школьного обучения.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в показателях межличностного взаимодействия школьников с разными половозрастными характеристиками.
Исследование проводилось с учащимися подросткового и старшего школьного возраста. В обеих возрастных группах полученные диагностические данные рассматривались с учетом пола респондентов.
В качестве показателей межличностного взаимодействия школьников с разными половозрастными характеристиками были выбраны такие, как потребность в общении, потребность в одобрении, мотивация аффилиации, межличностная тревожность в общении со сверстниками и уровень субъективного ощущения одиночества.
В результате проведенного исследования значимых различий по исследуемым показателям между разновозрастными группами не обнаружено. Но было отмечено, что в группе подростков заметны различия по показателю межличностной тревожности, которая выше у девочек. А в группе старших школьников различия в большей мере касаются потребности в одобрении и показателя субъективного ощущения одиночества. Потребность в одобрении больше характерна для девушек, а субъективное ощущение одиночества - для юношей.
Что касается различий между разновозрастными группами в характеристиках межличностного взаимодействия, то было установлено, что у подростков по сравнению со старшими школьниками значимо выше потребность в одобрении, межличностная тревожность и страх отвержения.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2000. - 396 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 384 с.
3. Андреева. Г.М. Социальная психология. - 5 е изд., испр. и доп. - М.: АспектПресс, 2009. - 363 c.
4. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. - 2-е изд., перераб. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12366
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - М.: Юрайт, 2016. - 327 c.
9. Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - М.: Юрайт, 2016. - 463 c.
10. Быльченко М.В. Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 4(6) http://psystudy.ru/index.php/num/2009n4-6/193-bylchenko6.html
11. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. Учебное пособие для вузов // - URL: http://psychojournal.rU/books/857-volkov-b-s-psihologiya-vozrasta.html#t20c
12. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. - 445 с.
13. Психология одиночества / Гасанова П.Г., Омарова М.К. - Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины», 2017. - 76 с.
14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
15. Жарова М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Academia, 2017. - 100 c....(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ