Введение 3
Глава I. Государственная политика в сфере образования и науки в 1950-х начале 1960-х гг 12
§ 1. Развитие системы школьного образования, реформа образовательной системы в РСФСР и изменения в системе высшего и среднего профессионального образования в 1950-1960-х гг 12
§ 2. Перемены в научно-технической политике СССР в 1950-60-е гг 32
Глава II. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 44
§ 1. Тематическое планирование 44
§ 2. Конспект урока 47
§ 3. Методические рекомендации 66
Заключение 71
Список используемых источников и литературы
Актуальность исследования определяется тем, что передача социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, и основ теоретических научных знаний подрастающему поколению является острой проблемой для российского социума, находящегося в условиях постоянных и иногда резких социально-культурных потрясений. Необходимость сохранения и повышения качества образования в таких условиях признается всеми, но пути решения данной проблемы определяются по-разному. Меры, предпринимавшиеся государством для модернизации системы образования в конце XX - начале XXI веков ожидаемых результатов не принесли.
Одной из главных причин неэффективности образовательных реформ было, с нашей точки зрения, то, что они не учитывали культурно-исторических особенностей российского общества. И являли собой слепое копирование образовательных систем и технологий стран запада. Богатый опыт развития образования и науки в нашей стране в дореволюционный и советский периоды нередко оценивался отрицательно, сознательно игнорировался. Однако, многими как отечественными, так и западными историками советское образование оценивается как одно из самых лучших в мире.
Исходя из этого, необходимо объективно изучить, что в образовательной политике советского периода обусловило успех в развитии науки и прогресса, и почему СССР, несмотря на признанные всем миром достижения в итоге проиграл холодную войну с Западом.
Хронологические рамки работы - конец 50-х - середина 60-х гг. XX в.
Объект исследования - система образования и науки в СССР, которая включала в себя начальное общее, среднее общее и высшее. К основным элементам данной системы можно отнести стратегическую цель образования, ступени образования, учебные программы, деятельность преподавателей, методы преподавания, деятельность учащихся и методы обучения.
Предметом данного исследования стала государственная политика в сфере образования и науки в СССР в 50-х - середине 60-х.
Целью исследования является всестороннее изучение и осмысление опыта государственного строительства в сфере образования и науки в послевоенный период и до конца 60-х гг. Для достижения поставленной цели необходимо всестороннее изучение политики СССР в области образования и науки, выявление ее особенностей, а также изучение форм и средств, в которых она проявлялась.
Для достижения поставленной цели нами были выявлены следующие задачи:
- проанализировать основные направления советской политики в сфере образования и науки;
- рассмотреть общие и специфические черты в развитии системы народного образования в целом;
- охарактеризовать взаимодействие составных частей народного образования;
- выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии народного образования и партийно-государственной политики исследуемого периода.
В качестве методологических принципов исследования мы опираемся на принципы историзма, объективности и системности.
Под принципом историзма мы понимаем рассмотрение явлений и процессов в развитии. Его реализация предполагает невозможность понимания сущностных процессов и явлений настоящего без знания сути предшествующих этапов единого исторического процесса.
Принцип объективности предполагает всесторонний учет факторов при проведении исследования, а также адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, что предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Принцип системности предполагает изучение объекта как системы или упорядоченной совокупности элементов, организованно взаимодействующих между собой для достижения общей цели.
Научная новизна заключается в том, что настоящей работе по-новому оценивается динамика политики государства в области науки и образования и ее итоги.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что ее материалы могут быть положены в основу дальнейших научных исследований как по отечественной истории, так и по истории образования в России.
Результаты исследования могут быть использованы для создания методических разработок уроков, а также лекционных курсов и практических занятий.
Источниковая база. Источники настоящего исследования можно разделить на две группы. К первой относятся официальные партийно-государственные документы (декреты и постановления съездов Советов и сессий ВЦИК, заседаний Верховного Совета, законы СССР и РСФСР, программы Коммунистической партии, решения правительства, партийных съездов и пленумов, Наркомата и министерства просвещения РСФСР).
Ко второй группе относятся материалы периодической печати. Их использования кажется нам вполне оправданным и необходимым для более подробного освещения многих сторон жизни и деятельности системы народного образования.
Степень научной изученности проблемы. К наиболее значимым исследованиям по выбранной теме, следует отнести работы следующих авторов: В.М. Васютович, С.П. Гагарин, В.В. Дрыночкин, М.В. Еманова, Л.Г. Ильина, М.И. Лемсон, Н.П. Савельева, И.В. Чекунов, Т.Ф. Яркина, Н.К. Миттов, H.A. Бармина, Т.П.Бибанов, Н.М. Скробова, Л.Ф. Спирин, И.В. Федо¬ров, A.B. Кольцов и др.
К основным достоинствам работ перечисленных авторов, на наш взгляд относится: введение в научный оборот обширного материала из фондов региональных архивов, а также глубокое изучение конкретных вопросов, обусловленных локальностью выбранной темы. Однако, в большинстве работ отдельные элементы школы изучены изолированно, без раскрытия их внутренней связи и взаимообусловленности.
В 50-е годы появляются работы посвященные проблемам обеспечения советской промышленности высококвалифицированными кадрами. Среди работ по данной тематике следует отметить труды А.Д. Майорова, В.Ф. Быкова, А.Н. Веселова . В этих работах авторы проследили процесс становления и развития профессионального образования в том числе и рассматриваемый период.
В диссертации А.Д. Панкратовой, рассматривается роль коммунистический партии и Советского правительства в создании системы всеобщего обязательного обучения . Уделяя основное внимание вопросам развития советской педагогики, автор практически не исследует какими силами и средствами проводились в жизнь эти грандиозные мероприятия по реализации перехода на всеобщего образования. Некоторые данные о деятельности Наркомпроса СССР в рассматриваемый период содержатся в исследовании И.В. Чекунова.
В 1957 г. увидела свет монография, авторами которой были историки Ф.Л. Блинчевский и Г.И. Зеленко их работа посвящена в основном вопросам профессионально-технического образования в СССР. Некоторые аспекты данной проблемы отражены в работах историков Ф.Ф. Королева, З.И. Равкина .
В 1964 г. появилась работа доктора педагогических наук Е.Г. Осовского "Возникновение и развитие школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) (1918-1933)". В ней исследователь остановился на проблемах создания ФЗУ- школ рабочих-подростков, школ-клубов, учебно-воспитательных и методических планах школ ФЗУ.
В 1967 г. историком Б.А. Зарытовским были исследованы проблемы взаимоотношения общего, политехнического и профессионального образования. В 1968 г. В.М. Злобиной была опубликована работа, посвященная проблемам партийного руководства сферой образования. Эти же вопросы разрабатывал в своих работах М.И. Петров. Все эти труды представляют интерес с точки зрения включения в научный оборот огромного объема данных статистики и архивного материала.
В целом для исследований 50-70-х гг. характерны не всегда оправданное восхваление деятельности коммунистической партии и отрицание имевших место в этой сфере ошибок и просчетов.
К сожалению, авторы слишком увлекались чисто количественными аспектами рассматриваемых проблем, показывая непрерывный прогресс и достижения, и не исследовали должным образом имевшиеся в этой сфере недостатки. Среди наиболее выдающихся работ следует отметить труды И.Д. Клочкова, A.A. Булгакова, Н.И. Соловьева, В.А. Сающева и Г.А. Иванова, Н.И. Глазунова и другие.
У исследователей второй половины 80-х гг. наблюдается более реалистичный подход к проблеме образования. Например, в монографиях B.C. Плясовских «Политика КПСС в области народного образования: опыт разработки и реализации» и С.Я. Батышева «Подготовка рабочих кадров», а так же в других его работах.
В период перестройки и до конца 90-х гг. в отечественной историографии ярко проявляются новые тенденции. Наибольший интерес из работ этого периода является монография З.Г. Дайча «Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства; перспективы развития». Исследователь приходит к умозаключению, что ограничение сферы образования интересами определенного класса приводит к сужению потенциальных возможностей системы образования.
Н.И. Шестов анализируя изменения, произошедшие в рассматриваемый период в сфере образования и причины, из-за которых все запланированное не удалось осуществить в полном объеме.
В последние годы стали публиковаться работы, в которых проявилось стремление авторов изучить отдельные аспекты партийно-государственной политики в области образования. К таким работам можно отнести труды Золотарева О.В., Клемантович С.П., Липчанского A.M., Иванчиной А.Г., Карповой Г.Ф., Шакирова Р.В. По мере накопления историографического материала на местах, появляются исследования, посвященные отдельным регионам.
Предпринятый историографический обзор и общий анализ исследований и работ по выбранной теме указывает на то, что в этих трудах получил освещение и раскрытие довольно широкий круг вопросов по истории советского образования.
Однако при анализе данных работ обращают на себя внимание тот факт, что в большинстве указанных исследований отдельные звенья школы рассматриваются изолированно, вне раскрытия их глубинной внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности. Мозаика, достаточно обширная и богатая, не всегда складывается в единую, завершенную картину.
Развитие системы образования и науки - многогранный и диалектически противоречивый процесс. Противоречия, которые присущи политике правительства в данной сфере, довольно сложно понять и осмыслить вне географического и исторического контекста.
Система образования - это связующая нить между наукой и реальной жизнью. Будучи довольно консервативной по своей сути, она основывается на многочисленных противоречиях, среди которых стоит упомянуть противоречия между образованием и интересами общества, между потребностями государства и личности. Однако, конкретные исторические условия и уровень социально-экономического развития общества на каждом этапе могут обострять или нивелировать возникающие внутренние и внешние противоречия.
В 50-е - 60-е гг. XX в. развитие образования и науки в Советском Союзе подчинялось общим закономерностям развития страны в целом, было частью культурной революции, направленной на кардинальные изменения в духовной жизни как всего общества, так и отдельного человека.
Общее и профессиональное образование - две основные составляющие системы народного образования в нашей стране того периода. Как показано в настоящем исследовании, их развитие имело свои этапы, причины и последствия, рассмотрению которых уделялось и уделяется внимание на страницах множества отечественных исследований, в которых нашли отражение многие аспекты политики ЦК КПСС в сфере образования и науки.
В нашей работе мы рассмотрели государственную политику в данной сфере и выявили ее следующие ключевые черты:
- доминирование идей марксизма-ленинизма в образовании и науке;
- высокая степень политизации и бюрократизации в научной и образовательной сферах;
- преобладание административно-командных методов управления в указанных сферах;
- унификация и единообразие содержания и методов обучения и подготовки научных кадров.
Кроме того, нами дана характеристика основным составляющим образовательной системы, а также выявлен их противоречивый характер.
Стоит отметить, что период 50-60-х гг. стал принципиально новым этапом в развитии системы образования. В это время проблемы образования по - прежнему остаются в центре внимания советской власти. Главным принципом образовательной политики советского правительства было непрерывное улучшение качества образования, включение в сферу образования всех слоев населения, зависимость образования от текущих социально-экономических задач.
Важной мерой в первые послевоенные годы стало повсеместное введение обязательного семилетнего образования. Нормативные документы об улучшении работы системы образования принимались на высших уровнях власти: съездах, партийных конференциях, в политбюро ЦК КПСС и Правительстве СССР. Совет Министров поставил руководство образованием на научную основу.
В соответствии с марксистской идеологией образование школьников было крепко связано с трудовой практической деятельностью: в городах были созданы УПК, в деревнях и селах - ученические бригады при колхозах и совхозах, где ученики были включены в производство. Главный шаг на этом пути был сделан Н.С. Хрущевым в 1958 г., когда для укрепления связи школы с жизнью был Осуществлен переход к обязательному восьмилетнему образованию, а полное среднее образование напрямую было связано с трудовым обучением и производством.
Вместе с тем, как и другие нововведения Хрущева, образовательная реформа оказалась малоэффективной и создала условия для возникновения новых противоречий в системе образования, что, в свою очередь, требовало очередных корректировок содержания и структуры образования в 60-е годы.
На основе анализа основных направлений государственной политики в сфере образования и науки мы можем сформулировать ряд важных выводов. Во-первых, руководство СССР уделяло значительное внимание сфере образования и науки, понимания ее значение. Над созданием важных документов образовательной и научной политики работали государственные лидеры. Кроме того, несмотря на очевидные экономические трудности послевоенного периода, финансирование системы образования и науки оставалось на достаточно высоком уровне.
Во-вторых, советское образование и наука, как и общество в целом, были отстранены от основных тенденций мирового прогресса, что также сужало возможности образования и привело к «перегреву» в общественных отношениях.
В-третьих, внедрялся принцип единства обучения и воспитания, т.е. особое значение придавалось патриотическому воспитанию, воспитанию любви к труду и уважению к коллективу
Богатый исторический опыт советской власти, показавший целеустремлённость и твердость государственного руководства в сфере образования и науки, достигнутый высокий уровень образования и научного прогресса могут стать достойным примером при разработке правительственной политики РФ в сфере науки и образования на современном этапе.
1. XX съезд Коммунистической Партии Советского Союза. 14-25 февраля 1956 года. Стенографический отчет: 1 полутом — М.: Политиздат, 1956. - 640 с.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Сборник документов/ Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Изд-во полит, литературы, 1983-1986.
3. Культурная революция в СССР. 1917-1965 гг.: [Материалы всесоюз. сессии науч. совета... / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР М. П. Ким. - М.: Наука, 1967. - 471 с.
4. Культурное строительство в СССР : Статистический сборник / Под ред. П. Г. Подъячих ; Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. - Москва : Госстройиздат, 1956. - 331 с.
5. Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953. // Сост. О.В. Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л.П. Кошелева и др. - М.: РОССПЭН, 2002. - 656с.
6. Президиум ЦК КПСС. 1954—1964. Т. 1: Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы / гл. ред. А. А. Фурсенко. - М.: РОССПЭН, 2003. - 650 с.
7. Народное образование в СССР: Общеобразоват. школа : Сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - 559 с.
8. Народное хозяйство СССР в 1956 г. Статистический ежегодник. - М.: Госстатиздат , 1957. - 296 с.
II. Монографии, статьи и диссертационные исследования по теме дипломной работы
1. Аккуратова Н.С. Коммунистическая партия Советского союза в борьбе за выполнение программы в области народного просвещения в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921-1925 гг.): Автореф. ... канд. ист. наук/ Н.С.Аккуратова. - М., 1954. - 19 с.
2. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922 - 1991гг.) : дис. ... д-ра ист. наук // Л.И. Анайкина. - М., 2001. - 326с.
3. Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриальной модернизации : Автореф. дис. ... д-ра ист. наук/ Е.Т. Артемов. - Новосибирск, 2007. - 38с.
4. Бармина Н.А. Партийное руководство народным образованием в годы Первой пятилетки 1928-1932 (на материале Нижегородского края): дис. ... канд. ист. наук / Н.А. Бармина . - М., 1981. - 230 с.
5. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. - М.: Педагогика, 1979. - 223 с.
6. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1975. - 448с.
7. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. - М.: Экономика, 1984. - 247с.
8. Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. - М: Экономика, 1971. - 214с.
9. Бацын Н. Школа во времени и пространстве // Народное образование. - 1989. - №11. - С. 114-121.
10. Безбородов, А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР : Середина 50-х - середина 70-х годов : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М., 1997. - 48 с.
11. Белкин В.Б. Экономические очерки профессионального образования.- Минск: Вышэйшая школа, 1974. - 240с.
12. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России// Педагогика. - 1998. - №3. - С.30-35.
13. Бибанов Т.П. Деятельность коммунистической партии по развитию и совершенствованию школ РФ в 1929-1934 гг.: Автореф. ... канд. ист. наук/ Т.П. Бибанов. - М., 1971. - 19 с.
14. Блинчевский Ф. Л., Зеленко Г. И. Профессионально-техническое
образование в СССР. - М.: Трудрезервиздат, 1957. -160 с.
15. Богданов И.М. Народное образование в цифрах (1917-1957 гг.)// Советская педагогика. - 1957. - №11. - С. 156-157.
16. Бодрова Е.В., Калинов В.В. К вопросу об эффективности государственной научно-технической политики СССР в послевоенный период / Е.В. Бодрова, В.В. Калинов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - №8-1. - С. 34-40.
17. Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е годы / Ю.П. Бокарев ; ИРИ РАН. - М.: Наука, 2007. - 381 с.
18. Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. - М: Высшая школа, 1977. - 310с.
19. Булгаков А.А. Пути совершенствования профессионально-технического образования в СССР. Лекция. - М: Мысль, 1976. - 61с.
20. Быков В.Ф. Борьба Коммунистической партии за подготовку и воспитание трудовых резервов в годы третьей пятилетки: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. / / В.Ф. Быков. - М., 1955. - 16с.
21. Быковская Г.А. К вопросу о государственной научно-технической политике в СССР в 50-80 годы / Г.А. Быковская // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета - 2003 - № 2 - С. 12-18.
22. Веденеев Ю. А. Организационные реформы государственного управления промышленностью СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.).
- М.: Юридические науки, 1990. - 250 с.
23. Верин JI.H. Развитие общеобразовательной школы на Колыме и Чукотке (1917-1969 гг.): Автореф. ... канд. пед. наук/ Л.Н. Верин. - М., 1970. - 16 с.
24. Веселов А. Н. Очерки по истории низшего профессионально-технического образования и подготовки рабочих кадров в РСФСР: Автореф. ... д-ра ист. наук/ А.Н. Веселов. - М., 1952. - 30 с.
25. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. Очерки по истории профтехобразования / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. Н. А. Константинова. - М.: Трудрезервиздат, 1955. - 328 с.
26. Волобуев, О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н. История России. Начало XX - начало XXI в. 10 класс. - М.: Дрофа, 2016. — 367 с.
27. Вопросы организации всеобщего обучения / Под ред. И.М. Богданова и др.
- М.: изд. АПН РСФСР, 1953. - 416 с.
28. Вопросы организации всеобщего обучения/ Под ред. И.М. Богданова и др. - М.: АПН РСФСР, 1953. - 416с.
29. Гагарин С.П. Развитие народного образования в РСФСР после XX съезда КПСС (1956-1964 гг.): Автореф. ... канд. ист. наук / С.П. Гарин. - М., 1965.
- 15 с.
30. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И.Ивкин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 639с.
31. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР. Уроки партийно-государственного руководства; перспективы развития. - М.: Прометей, 1991. - 123с.
32. Данилов, А. А., Пыжиков А. В. Рождение Сверхдержавы СССР в первые послевоенные годы / А. А. Данилов, А. В. Пыжиков. - М., 2001. - 304 с.
33. Денисов, Ю. П. Образ исторической науки (на материалах анализа газеты «Культура и жизнь») // Омский научный вестник. - Омск, 2009. - № 1(75).
- С. 5-8.
34. Денисова Л. Н. Переход к всеобщему среднему образованию на селе, 1959-1977 гг.: дис. ... канд. ист. наук/ Л.Н. Денисова. - М., 1981. - 284 с.
35. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики: 1918-1977. Проблемы, тенденции, перспективы. - М.: НИИОП, 1981. - 90с.
36. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М.: Наука, 1999.
- 463с.
37. Дугаров С.Г. Развитие общего среднего образования в Бурятской АССР (1958-1968 гг.): Автореф. ... канд. пед. наук/ С.Г. Дугаров. - Иркутск, 1971.
- 23 с.
38. Елютин, В.П. Высшая школа общества развитого социализма. - М.: Высшая школа, 1980. - 560 с.
39. Еманова М.В. Партийные организации в борьбе за выполнение программы КПСС в области народного образования (1961-1965): Автореф. ... канд. ист. наук/ М.В. Еманова. - М., 1967. - 20 с.
40. Ефремов Г.О. Семилетнее и среднее образование в Чувашской АССР в годы четвертой пятилетки (1946-1950): Автореф. ... канд. ист. наук/ Г.О. Ефремов. - М., 1970. - 21 с.
41. Загузов Н.И. Становление и развитие квалификационных научных работ по педагогике в России : 1934 - 1997 гг.: Автореф. ... д-ра пед. наук / Н.И. Загузов. - Санкт-Петербург, 1999. - 46 с.
42. Зарытовский Б.А. Проблема взаимодействия общего, политехнического и
профессионального образования в истории советской педагогики периода ее становления. (1917-1925 гг.): Автореф. ... канд. пед. наук / Б.А.
Зарытовский. - Курск, 1967. - 21 с.
43. Злобина В.М. Партийное руководство профессионально-техническим образованием в СССР. (1921-1925 гг.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 119 с.
44. Золотарев О.В. Создание и развитие советской системы народного образования в Коми Автономии (1918-1941 гг. ): Автореф. . д-ра ист. наук/ О.В. Золотарев. - М., 1997. - 32 с.
45. Иванов Н.Л. Развитие школьного образования в Калмыцкой АССР (1917-1965 г.): Автореф. ... канд. пед. наук/ Н.Л. Иванов. - М., 1966. - 22 с.
46. Иванова Г.А. Общеобразовательная школа Башкирской АССР в годы ВОВ Советского Союза (1941-1945 гг.): Автореф. ... канд. ист. наук/ Г.А. Иванова. - Куйбышев, 1973. - 28 с.
47. Иванчина А.Г. Партийно-государственная кадровая политика в области педагогического образования в Российской Федерации 1928-1941 годы: Автореф. ... канд. ист. наук / А.Г. Иванчина. - М., 1992. - 19 с.
48. Ильина Л.Г. Развитие народного образования в годы четвертой сталинской пятилетки (1946-1950 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / Л.Г. Ильина. - М., 1955. - 16 с.
49. История социалистической экономики СССР. В 7-ми т. Т. 6.:
Восстановление народного хозяйства СССР. Создание экономики
развитого социализма, 1946-начало 1960 годов. - М.: Наука, 1980. - 589 с.
50. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР. 1943/1966. - М: Педагогика, 1973. - 431 с.
51. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Автореф .... док-ра пед. наук/ Г.Ф. Карпова. - Ростов-на-Дону, 1994. - 45 с.
52. Клочков И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. - М.: Экономика, 1979. - 215с.
53. Коваль Л.В. Государственная политика по подготовке и использованию
рабочих, инженерно-технических кадров в 60-80-е годы в
промышленности: на материалах Воронежской, Курской и Липецкой областей : дис. ... канд. ист. наук/ Л.В. Коваль. - Воронеж, 1999. - 258 с.
54. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н Борисов Л. П. Эффективность образования. - М.: Педагогика, 1991. - 269с.
55. Коржихина, Т.П. История государственных учреждений СССР: Материалы к источниковедению и историографии (1917-1990 гг.). - М. : РГГУ, 1992. - 234 с.
56. Королев Ф.Ф. К решению вопроса о периодизации истории советской школы и педагогики// Из истории педагогической мысли России (1941 - 1985 гг.)/ Под общ. ред. М.И. Кондакова; Сост. М.Н. Колмакова. - В 4-х кн.
- Кн. II. - М: Изд-во: ИТПиМИО РАО, 1993. - 227 с.
57. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921¬1931 / Ф.Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин ; Под ред. Ф. Ф.
Королева и В. З. Смирнова ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 508 с.
58. Кочетов А.Н. Профессиональное образование в 60-е- 80-е гг.: путь к инфляции// Отечественная история. - 1994. - №4-6.
59. Круглов А. К. Штаб Атомпрома. - М.: ЦНИИатоминфрорм, 1998. - 496 с.
60. Кудров В. М. Советская экономика в ретроспективе. Опыт переосмысления. М.: Наука, 1997. - 303 с.
61. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому "мастер-плану" // Вопросы образования. - 2013.
- №4. - С. 8-63.
62. Кураев А.В. Реформы общеобразовательной средней школы РСФСР 1957-1964 гг. (социально-экономический аспект): Автореф. ... канд. ист. наук/ А.В. Кураев. - Саратов, 1990. - 18 с.
63. Лельчук B.C. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. - М.: Наука, 1987. - 286 с.
64. Лельчук В.С. Ускорение научно-технического прогресса - важное направление экономической стратегии КПСС. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
65. Лемсон М.И. Политика Коммунистической партии в области народного образования между XX и XXII съездами КПСС: Автореф. ... канд. ист. наук/ М.И. Лемсон. - Ростов-на-Дону, 1966. - 24с.
66. Макарова В.Г. Общеобразовательная школа на Северной Волге в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.): Автореф. ... канд. ист. наук/ В.Г. Макаров. - Куйбышев, 1977. - 22 с.
67. Носов, В. Е. Некоторые вопросы формирования интеллигенции в 1945 1958 гг. / В. Е. Носов // Из истории советской интеллигенции. - М.: Мысль, 1966.
- С. 90-102.
68. Омельяненко Б.Л. Технический прогресс и современные требования к уровню квалификации и подготовке рабочих кадров. - М.: Высшая школа, 1973. - 128с.
69. Осовский Е.Г. Возникновение и развитие школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) (1918-1933): Автореф. ... д-ра. пед. наук / Е.Г. Осовский. - М., 1964. - 20 с.
70. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961/ Под ред. A.M. Арсеньева и др. - М., 1988. - 272 с.
71. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: 1941 -1961 / Ред. Ф.Г. Паначин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
72. Паначин Ф. Г. Управление просвещением в СССР. Орг.-пед. аспекты руководства и упр. системой нар. образования: учеб. пособие для пед. ин- тов и слушателей фак. повышения квалификации директоров сред. общеобразов. школ. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
73. Панкратова А.Д. Коммунистическая партия и Советское правительство в борьбе за подготовку и реализацию всеобщего обязательного обучения в период 1917-1932 гг.: Автореф.. канд. ист. наук / А.Д. Панкратова. - М., 1955. - 16 с.
74. Петров М.И. Проблема взаимосвязи общего и профессионального образования в опыте школ фабзавуча 20-х годов: дис. .. канд. пед. наук // М. И. Петров. - Томск, 1970. - 259 с.
75. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. - 684 с.
76. Плясовских B.C. Политика КПСС в области народного образования: опыт разработки и реализации. - М.: Мысль, 1987. - 221с.
77. Поскряков А.А. Система образования и ускорение социально-экономического развития страны. - М.: Общество «Знание» РСФСР, 1988.-44с.
78. Прокофьев М.А. Народное образование в СССР. - М.: Педагогика, 1985. — 448с.
79. Прохорович И.В., Коваленко И.Г. Очерк развития советской профессионально-технической школы. - Минск: Вышэйшая школа, 1975. - 159с.
80. Пудалова С.М. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по развитию народного образования в 1930-1937 гг.: Автореф. ... канд. ист. наук/ С.М. Пудалова. - Иркутск, 1971. - 25 с.
81. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.) // Вопросы истории. - 2004. - №9. - С. 95-104.
82. Равкин 3.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. / Под ред. проф. П. Н. Шимбирева. - М.: Учпедгиз, 1959. - 275 с.
83. Развитие и финансирование общественных фондов потребления / Пешехонов Ю. В., Любимова Д. М., Чубров А. Г. и др. - М.: Финансы, 1978. - 223 с.
84. Саюшев В.А., Иванов Г.А. Социально-экономические проблемы профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа, 1982.¬80с.
85. Сидорова, Л. А. Историческая наука СССР в первые послевоенные годы / Сидорова Л. А // Очерки истории отечественной исторической науки ХХ века. - Омск: ОмГУ, 2005. - С. 517-531.
86. Симонова, Е. В. История России. 10 класс. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова / Е. В. Симонова. — М.: Дрофа, 2016. — 303, [1] с.
87. Советская школа на современном этапе / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1961. - 288 с.
88. Соловьев Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа, 1980. -239с.
89. Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании: Автореф. д-ра философ. наук /В.Н. Турченко. - Свердловск,1974. - 53 с.
90. Федоров И.В. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за дальнейший подъем народного образования в пятой пятилетке (на материалах РФ): Автореф. ... канд. ист. наук/ И.В. Федоров. - М., 1956. - 15 с.
91. Филиппов Ф.Г. Всеобщее среднее образование в СССР. - М.: Мысль, 1976. - 159 с
92. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР/ Социологические проблемы. - М: Мысль, 1976. - 159с.
93. Филиппов Ф.Р. Образование в условиях развитого социализма. - М.: Знание, 1976. - 64с.
94. Филлипов Д.Н. Трудовым резервам страны - заботу комсомола/Актуальные вопросы деятельности комитетов комсомола по совершенствованию процессов обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования. - М: ВКШ, 1978. - 116с.
95. Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917-1991. - М.: Вагриус, 1994. - 510 с.
96. Хроменков Н.А. Социально-экономические проблемы общего среднего образования в условиях развитого социализма. - М.: Педагогика, 1983.¬208с.
97. Чекунов И.В. Деятельность Наркомпроса РСФСР по организации и совершенствованию руководства школьным образованием (1917-1930 гг.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Чекунов. - М., 1971. - 20 с.
98. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы ВОВ. Историко-пед. исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 239с.
99. Чинаев Н.И. Развитие народного образования и науки в Мордовской АССР (1966-1973 гг.): Автореф ... канд. ист. наук/ Н.И. Чинаев. - Тарту, 1975. - 18 с.
100. Чупрунов Д.И., Жильцов Е.Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. - М.: Высшая школа, 1979. - 150с.
101. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования в России в XX веке: Автореф. ... док-ра пед. наук/ Р.В. Шакиров. - Казань, 1997. - 57 с.
102. Шаповаленко С.Г. Политехническое обучение в советской школе на современном этапе. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 174с.
103. Ширкевич К.А. Общеобразовательная школа Татарской АССР в 1935-1941 гг.: Автореф. ... канд. пед. наук/ К.А. Ширкевич. - Казань, 1959. - 21 с.
104. Штымов С.Т.Очерки о взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР (1917-1967). - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1968. - 424с.
3 ЦСУ СССР относило к общественным фондам потребления следующие направления
расходов: на просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное