Роль Общественной палаты РФ в развитии гражданско-правовых механизмов в современной России
|
Введение 3
Глава 1. Общественная палата в России: история создания и тенденции развития на современном этапе 11
1.1. Становление и развитие институтов Общественной палаты в России 11
1.2. Структура, правовое положение и функции Общественной палаты .. 15
1.3. Положение, региональная деятельность Общественной палаты 19
Глава 2. Общественная палата РФ и её роль в защите прав и свобод граждан 28
2.1. Деятельность общественной палаты по обеспечению единого
правового пространства 28
2.2. Роль общественной палаты РФ в формировании гражданско-правовых
механизмов и тенденции её развития в современной России 35
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
обществознания в средних образовательных учреждениях 49
3.1. Элективный курс по теме «Развитие гражданского общества в России»49 Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61
Приложения
Глава 1. Общественная палата в России: история создания и тенденции развития на современном этапе 11
1.1. Становление и развитие институтов Общественной палаты в России 11
1.2. Структура, правовое положение и функции Общественной палаты .. 15
1.3. Положение, региональная деятельность Общественной палаты 19
Глава 2. Общественная палата РФ и её роль в защите прав и свобод граждан 28
2.1. Деятельность общественной палаты по обеспечению единого
правового пространства 28
2.2. Роль общественной палаты РФ в формировании гражданско-правовых
механизмов и тенденции её развития в современной России 35
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
обществознания в средних образовательных учреждениях 49
3.1. Элективный курс по теме «Развитие гражданского общества в России»49 Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61
Приложения
Россия сейчас переживает ряд изменений, которые происходят в различных государственных институтах. И основной тенденцией выступают демократические преобразования. Поэтому положения Конституции продиктованы реализацией и признанием прав и свобод человека и гражданина, где без инструментов общественного контроля невозможна деятельность органов власти.
Одной из задач Российского государства является сближение и укрепление взаимодействия всех его органов с институтами гражданского общества. Вопросы, которые затрагиваются в этом процессе связаны с злоупотреблением властью, защитой прав и свобод человека и гражданина.
Создание Общественной палаты стало итогом и закономерным процессом в социализации российского государства и развития институтов гражданского общества. Тип отношений «государство-гражданин» заменено на сотрудничество.
Устойчивость институтов гражданского общества обусловлена наличием партнерства и взаимодействия с государством по важным вопросам общественного и государственного развития. Общественная палата РФ выступает связующим звеном в конституционных отношениях между гражданином и государством.
Общественная палат РФ создана как новый институт гражданского общества, который обеспечивает взаимодействие граждан с властью и позволяет им влиять на принятие важных государственных решений.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью и значимостью процесса институционализации гражданского общества современной России, как основы и гарантии демократических реформ, политических, экономических и социальных изменений, создания правового государства. Соблюдение прав, свобод человека и гражданина не только усиливает потенциал личности, а также укрепляет стабильность государства. При этом это становится эффективным инструментом для реализации общенациональных задач, согласования интересов различных социальных групп.
Создание новых форм участия населения в решении актуальных социально-значимых проблем требует совершенствования
законодательства, регулирующего деятельность институтов гражданского общества, и их взаимодействие с органами государственной власти. Важным элементом является Общественная палата РФ.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с функционированием Общественной палаты РФ как института гражданского общества.
Предметом исследования выступают вопросы становления и развития правового статуса и предназначения Общественной палаты в системе взаимодействия гражданского общества и государства, совершенствования конституционно-правового регулирования
общественных отношений в РФ.
Хронологические рамки определяют годы становления и развития функционирования Общественной палаты в России. В 1993 г. была создана Общественная палата при Конституционном совещании и при Президенте Российской Федерации. В 2000-х гг. начинается формирование Общественных палат при высшем должностном лице субъекта РФ. Формирование Общественной палаты началось в 2005 г. С 2013 г. во всех субъектах начинается формирование Общественных палат, а с 2017 г. по настоящее время происходит реформирование деятельности палаты.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию преимущественно России (1993-2022 гг.). В исследовании
проанализированы законодательные акты Пензенской области, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Орла и других регионов.
Степень изученности темы. Вопросы политико-правовых основ государственной жизни, формирования гражданского общества, а также Общественной палаты РФ, анализируются в работах различных авторов, политологов, государственных деятелей.
Общественная палата РФ является новым для России институтом, который содействует развитию гражданского общества. Внимание к Общественной палате усилилось в ходе принятия и подготовки федерального закона «Об общественной палате РФ»1 и последующее развитие её деятельности на базе этого закона.
Значительный вклад в анализ деятельности Общественной палаты Российской Федерации внесли такие ученные как В.В. Гриб2, Г. Д. Садовников3, А. А. Панов4 и др. Однако данные исследования носят в большей мере прикладной характер и направлены на анализ нормативно - правового регулирования и политическую оценку деятельности Общественной палаты в России.
Итоги деятельности Общественной палаты отразились в исследованиях российских учёных: Михеева Т.Н.5, Бессарабов В.Г.6, Гончаров В.В.7 и др. Их работы связаны с анализом функций Общественной палаты РФ.
Профессор Г.Н. Чеботарев высказал мнение о том, что общественные палаты субъектов РФ могут стать главным звеном системы общественного контроля, что будет способствовать активизации деятельности субъектов общественного контроля в регионах, тем самым повыситься качество управления и уровень защиты прав, свобод станет выше8.
Целью диссертационного исследования является изучение основных направлений деятельности Общественной палаты РФ в системе общественного контроля государственных и муниципальных органов управления.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
• исследовать историю создания Общественной палаты;
• изучить структуру, правовое положение, функции Общественной палаты;
• раскрыть содержание и деятельность региональных Общественных палат;
• показать значение Общественной палаты для разных сфер;
• оценить роль Общественной палаты в формировании гражданского общества.
Источниковая база. Для раскрытия цели и задач в работе были использованы российские нормативно-правовые акты, которые по их видовым характеристикам можно подразделить на несколько групп.
Ко первой группе источников следует отнести законодательство РФ в области регулирования деятельности Общественной палаты, в их числе: Конституция Российской Федерации9, федеральные законы, регулирующие деятельность Общественной палаты10.
Вторая группа источников представлена документами органов власти (Правительство РФ). В эту группу источников можно отнести, например, постановления Правительства РФ11.
В третью группу источников входят внутренние документы Общественной палаты: регламенты, доклады, отчёты12.
Четвертую группу источников составила эмпирическую основа исследования, которая включила судебную практику: опубликованные и не опубликованные в официальных источниках за период 2016-2022 гг. (в том числе в электронных ресурсах) акты судов общей юрисдикции; судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации; результаты обобщения судебной практики Верховным Судом Российской Федерации; опубликованные в официальных источниках статистические данные о работе судов общей юрисдикции.
В пятой группе можно отнести данные СМИ, представленные публикациями периодических интернет-изданий на территории Российской Федерации.
Таким образом, источниковедческая база выпускной
квалификационной работы включает в себя различные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Таким образом, источниковедческая база работы включает в себя различные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи и достигнута выдвинутая цель исследования.
Методологической основой исследования послужил системный, комплексный подход к анализу процессов становления и развития деятельности Общественной палаты в Российской Федерации. В ходе исследования политико-правового и конституционно-правового статуса, полномочий и перспектив развития Общественной палаты РФ использовались такие методы, как сравнительно-правовой, формальноюридический, социологический, теоретико-прогностический.
Сравнительно-правовой метод при рассмотрении правового регулирования институтов гражданского общества на федеральном и региональном уровне, анализе особенностей различных правовых моделей.
Формально-юридический применяется при исследовании проблематики правового статуса Общественной палаты РФ, её функций.
Социологический - при рассмотрении практической деятельности Общественной палаты в решении спорных вопросов, возникающих в процессе становления гражданского общества.
Теоретико-прогностический - в ходе подготовки рекомендаций по правовому совершенствованию деятельности Общественной палаты РФ.
Научная новизна исследования заключается в решении задачи в сфере правового регулирования по взаимодействию институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа документов, отчётов, материалов общественных слушаний, сформулированы идеи о дальнейшем усовершенствовании Общественной палаты.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве основного источника для дальнейшего комплексного анализа.
Выводы работы могут быть использованы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, а также в школах в урочной и во внеурочной деятельности: при разработке программ элективных курсов, проведению тематических мероприятий.
Апробация исследования осуществлена на научной конференции (вставить). Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов конференции. Основные положения были взяты студентами и магистрантами для подготовки к рефератам, курсовым и выпускным квалификационным работам. Также диссертация послужила базой для подготовки лекций и семинарских занятий по историческим дисциплинам....
Одной из задач Российского государства является сближение и укрепление взаимодействия всех его органов с институтами гражданского общества. Вопросы, которые затрагиваются в этом процессе связаны с злоупотреблением властью, защитой прав и свобод человека и гражданина.
Создание Общественной палаты стало итогом и закономерным процессом в социализации российского государства и развития институтов гражданского общества. Тип отношений «государство-гражданин» заменено на сотрудничество.
Устойчивость институтов гражданского общества обусловлена наличием партнерства и взаимодействия с государством по важным вопросам общественного и государственного развития. Общественная палата РФ выступает связующим звеном в конституционных отношениях между гражданином и государством.
Общественная палат РФ создана как новый институт гражданского общества, который обеспечивает взаимодействие граждан с властью и позволяет им влиять на принятие важных государственных решений.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью и значимостью процесса институционализации гражданского общества современной России, как основы и гарантии демократических реформ, политических, экономических и социальных изменений, создания правового государства. Соблюдение прав, свобод человека и гражданина не только усиливает потенциал личности, а также укрепляет стабильность государства. При этом это становится эффективным инструментом для реализации общенациональных задач, согласования интересов различных социальных групп.
Создание новых форм участия населения в решении актуальных социально-значимых проблем требует совершенствования
законодательства, регулирующего деятельность институтов гражданского общества, и их взаимодействие с органами государственной власти. Важным элементом является Общественная палата РФ.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с функционированием Общественной палаты РФ как института гражданского общества.
Предметом исследования выступают вопросы становления и развития правового статуса и предназначения Общественной палаты в системе взаимодействия гражданского общества и государства, совершенствования конституционно-правового регулирования
общественных отношений в РФ.
Хронологические рамки определяют годы становления и развития функционирования Общественной палаты в России. В 1993 г. была создана Общественная палата при Конституционном совещании и при Президенте Российской Федерации. В 2000-х гг. начинается формирование Общественных палат при высшем должностном лице субъекта РФ. Формирование Общественной палаты началось в 2005 г. С 2013 г. во всех субъектах начинается формирование Общественных палат, а с 2017 г. по настоящее время происходит реформирование деятельности палаты.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию преимущественно России (1993-2022 гг.). В исследовании
проанализированы законодательные акты Пензенской области, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Орла и других регионов.
Степень изученности темы. Вопросы политико-правовых основ государственной жизни, формирования гражданского общества, а также Общественной палаты РФ, анализируются в работах различных авторов, политологов, государственных деятелей.
Общественная палата РФ является новым для России институтом, который содействует развитию гражданского общества. Внимание к Общественной палате усилилось в ходе принятия и подготовки федерального закона «Об общественной палате РФ»1 и последующее развитие её деятельности на базе этого закона.
Значительный вклад в анализ деятельности Общественной палаты Российской Федерации внесли такие ученные как В.В. Гриб2, Г. Д. Садовников3, А. А. Панов4 и др. Однако данные исследования носят в большей мере прикладной характер и направлены на анализ нормативно - правового регулирования и политическую оценку деятельности Общественной палаты в России.
Итоги деятельности Общественной палаты отразились в исследованиях российских учёных: Михеева Т.Н.5, Бессарабов В.Г.6, Гончаров В.В.7 и др. Их работы связаны с анализом функций Общественной палаты РФ.
Профессор Г.Н. Чеботарев высказал мнение о том, что общественные палаты субъектов РФ могут стать главным звеном системы общественного контроля, что будет способствовать активизации деятельности субъектов общественного контроля в регионах, тем самым повыситься качество управления и уровень защиты прав, свобод станет выше8.
Целью диссертационного исследования является изучение основных направлений деятельности Общественной палаты РФ в системе общественного контроля государственных и муниципальных органов управления.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
• исследовать историю создания Общественной палаты;
• изучить структуру, правовое положение, функции Общественной палаты;
• раскрыть содержание и деятельность региональных Общественных палат;
• показать значение Общественной палаты для разных сфер;
• оценить роль Общественной палаты в формировании гражданского общества.
Источниковая база. Для раскрытия цели и задач в работе были использованы российские нормативно-правовые акты, которые по их видовым характеристикам можно подразделить на несколько групп.
Ко первой группе источников следует отнести законодательство РФ в области регулирования деятельности Общественной палаты, в их числе: Конституция Российской Федерации9, федеральные законы, регулирующие деятельность Общественной палаты10.
Вторая группа источников представлена документами органов власти (Правительство РФ). В эту группу источников можно отнести, например, постановления Правительства РФ11.
В третью группу источников входят внутренние документы Общественной палаты: регламенты, доклады, отчёты12.
Четвертую группу источников составила эмпирическую основа исследования, которая включила судебную практику: опубликованные и не опубликованные в официальных источниках за период 2016-2022 гг. (в том числе в электронных ресурсах) акты судов общей юрисдикции; судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации; результаты обобщения судебной практики Верховным Судом Российской Федерации; опубликованные в официальных источниках статистические данные о работе судов общей юрисдикции.
В пятой группе можно отнести данные СМИ, представленные публикациями периодических интернет-изданий на территории Российской Федерации.
Таким образом, источниковедческая база выпускной
квалификационной работы включает в себя различные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Таким образом, источниковедческая база работы включает в себя различные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи и достигнута выдвинутая цель исследования.
Методологической основой исследования послужил системный, комплексный подход к анализу процессов становления и развития деятельности Общественной палаты в Российской Федерации. В ходе исследования политико-правового и конституционно-правового статуса, полномочий и перспектив развития Общественной палаты РФ использовались такие методы, как сравнительно-правовой, формальноюридический, социологический, теоретико-прогностический.
Сравнительно-правовой метод при рассмотрении правового регулирования институтов гражданского общества на федеральном и региональном уровне, анализе особенностей различных правовых моделей.
Формально-юридический применяется при исследовании проблематики правового статуса Общественной палаты РФ, её функций.
Социологический - при рассмотрении практической деятельности Общественной палаты в решении спорных вопросов, возникающих в процессе становления гражданского общества.
Теоретико-прогностический - в ходе подготовки рекомендаций по правовому совершенствованию деятельности Общественной палаты РФ.
Научная новизна исследования заключается в решении задачи в сфере правового регулирования по взаимодействию институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа документов, отчётов, материалов общественных слушаний, сформулированы идеи о дальнейшем усовершенствовании Общественной палаты.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве основного источника для дальнейшего комплексного анализа.
Выводы работы могут быть использованы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, а также в школах в урочной и во внеурочной деятельности: при разработке программ элективных курсов, проведению тематических мероприятий.
Апробация исследования осуществлена на научной конференции (вставить). Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов конференции. Основные положения были взяты студентами и магистрантами для подготовки к рефератам, курсовым и выпускным квалификационным работам. Также диссертация послужила базой для подготовки лекций и семинарских занятий по историческим дисциплинам....
Общественная палата Российской Федерации- это общественный институт, который призван обеспечить взаимодействие граждан РФ с федеральными органами власти, органами власти субъектов и органами местного самоуправления в целях обеспечения потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Механизм деятельности Общественной палаты РФ реализуется посредством правового регулирования в рамках ФЗ № 32-ФЗ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации», а также через представительство всех граждан, или через некий публичный механизм учёта интересов граждан Российской Федерации.
В регионах Общественные палаты или советы при губернаторе стали появляться в начале 1990-х гг. Б.Ельцин в 1993 г. создал Общественную палату при Конституционном совещании, а в 1994 г.- при президенте РФ. В настоящее время созданием Общественной палаты завершилось строительство гражданского общества. Эта система включает в себя собственно Общественную палату, общественные региональные советы и Общественные палаты на местах.
Результат деятельности Общественных региональных палат, несомненно, является эффективным инструментом для решения вопросов граждан, так как Общественная палата регулирует многие сферы государственного управления: местное самоуправление, политическую и выборную деятельность государства и др. сферы.
Как правило, гражданское общество возникает независимо от государства, а то и в результате противодействия ему, хотя государство может играть значительную роль в формировании, функционировании и развитии гражданского общества. Поэтому сам факт создания и стремительного развития Общественной палаты продиктован необходимостью общества в решении задач, для которых требуется орган, основанный на участии граждан и власти.
В ходе практической части нами был разработан конспект урока по теме нашей работы в форме дискуссии. В первой части урока- ученики собирали доказательства для подтверждения утверждении. А во второй части проходила сама дискуссия, где ученики доказывали и приводили из правовой практики примеры подтверждения суждений.
Механизм деятельности Общественной палаты РФ реализуется посредством правового регулирования в рамках ФЗ № 32-ФЗ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации», а также через представительство всех граждан, или через некий публичный механизм учёта интересов граждан Российской Федерации.
В регионах Общественные палаты или советы при губернаторе стали появляться в начале 1990-х гг. Б.Ельцин в 1993 г. создал Общественную палату при Конституционном совещании, а в 1994 г.- при президенте РФ. В настоящее время созданием Общественной палаты завершилось строительство гражданского общества. Эта система включает в себя собственно Общественную палату, общественные региональные советы и Общественные палаты на местах.
Результат деятельности Общественных региональных палат, несомненно, является эффективным инструментом для решения вопросов граждан, так как Общественная палата регулирует многие сферы государственного управления: местное самоуправление, политическую и выборную деятельность государства и др. сферы.
Как правило, гражданское общество возникает независимо от государства, а то и в результате противодействия ему, хотя государство может играть значительную роль в формировании, функционировании и развитии гражданского общества. Поэтому сам факт создания и стремительного развития Общественной палаты продиктован необходимостью общества в решении задач, для которых требуется орган, основанный на участии граждан и власти.
В ходе практической части нами был разработан конспект урока по теме нашей работы в форме дискуссии. В первой части урока- ученики собирали доказательства для подтверждения утверждении. А во второй части проходила сама дискуссия, где ученики доказывали и приводили из правовой практики примеры подтверждения суждений.
Подобные работы
- Общественная палата Российской Федерации: конституционно - правовой статус
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК
ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - СМЕШАННЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ С
ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ РАЙОНА В РЕШЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Молодежные общественные организации как субъект политического процесса современной России (на примере Красноярского края)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Нормативное правовое регулирование государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНФЛИКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016





